Бесплатный урок с нашим репетитором! Напиши нам в тг-бот и мы тебя запишем

Записаться в ТГ-боте

Новая Школа - онлайн-школа подготовки к ЕГЭ
При поддержке
Посмотреть все вопросы нейросети
Бесплатный пробный урок с репетитором

Узнай больше про репетиторов Новой Школы и запишись на бесплатный пробный урок. Мы проверим твой уровень знаний и составим план обучения по любому предмету и классу

Вопрос от Анонимного юзера 16 октября 2024 13:48

Практическая работа №4. Тема: Орфография, Безударные гласные в корне; проверяемые, непровериемые, чередующнеся, Цель: проверить успосние орфографических правил: -О-А, Е-И в корнях с чередованием, правописание безударных гласных в корне слова, словарных слов, И-ы после Ц, удвоенных согласных Оснащенность: канцелярские принадлежности, учебники: 1.Вонтелева Т.М. Русский язык, 10 класс, с. 75, 78-79. 135-138 2.Горбачевич О.Е…Ратько Т.В. Русский язык, с.45-66 Вопросы дли повторения: Как проверить безударную гласную в корне? 2. Вспомните правописание слов с чередующимися гласными в корне. 3. В каких случаях пишутся ы - и после ц. 4. Правописание удвоенных согласных. Ход работы 1.Прочитайте текст. Дайте ему название. Выпишите из текста в таблицу слова на указанные орфограммы. Дни невыносимо жаркие, но в небольшом дубовом лесочке стоит живительная свежесть. Упругие глянцевитые листья молодых дубков свежи, как будто их только что обмакнули в зелёный воск. Из-под пёстрой трафаретной листвы папоротников глядят ярко-красная волчья ягода и опавшие жёлуди. Вверху блещет сухая орешина, золочённая светом, на тёмно-коричневой торфянистой почве в изобилии произрастают целые семьи грибов. Кругом сонное царство, только стрекочут в траве неугомонные кузнечики, тащат соломинки смышлёные муравьи. Из чащобы на опушку выскочил полинялый заяц, но, сделав прыжок, тотчас же бросился наутёк. Высоко в небе плавает ворон. Вот долетает издали, как брошенная горстка гороха, грустный вороний крик. Может быть, он устал парить в поднебесье и хочет этой студёной воды из ручья? И вдруг слышится тяжёлый грохот. К чёрной туче, которой заслонены восток и юг, книзу мало-помалу присоединяются тучки поменьше. По верхнему краю тучи, которая кажется непроглядной, блеснула огненная нить серебряной молнии. Вихрь свистнул, защёлкал, и по полю зреющей ржи заблистали причудливые светлые пятна. И вдруг стало тихо. Ни молний, ни ветра. Вот и недавно реявший ворон, бросившись вниз, закопошился в посеребрённой листве дуба. На листву упали первые тяжёлые капли, и барабанщик-дождь пустился вовсю. (182 слова) (По Н. Лескову) Слова Вид орфограммы No орфограммы Безударная проверяемая гласная 1. Глухие и звонкие согласные 2. Непроверяемые гласные и согласные 3. Проверяемые согласные в корне 3. О-А в корнях с чередованием 4. 6. E-И в корнях с чередованием ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА сугроб. бразованивыны шӗннога выка2.07 2. Выпишите слова, в которых пишется гласная А. Объясните, какое правило помогло сделать вам выбор. Составьте с ними словосочетания. Кл…няться, кл…нить,накл…н,накл…нение,откл…нение,раскл…няться,прекл…нить, укл. нение. конной 3. Распределите слова в два столбика в зависимости от выбора гласной в корне. Обозначьте условия выбора орфограммы. Соб_раться, соб_рать, заб_рать, зам реть, зам рать, расст лать, расст_лить, выж гать, заж гательный, ст_реть, прот реть, выт рать, выб_рать, заст лить, зам рло, зам рало, ум реть, ум рать, раст рать, забл стать, выст рали, выд раю, заб раю, прот реть, соб рающий, выч сть, выч тать, расст лить, расст_латься, зап реть, зап_рать, приб_рать, изб_ратели, соч_тать, соч_тание, бл стательный, бл снет, приб_рет, оп реться. 4. Выпишите однокоренные слова с чередующейся безударной гласной в корне. Какая проблема текста? Беспечность человека - вот главная причина беды. А наш мир так же сложен и уязвим, как паутина: стоит коснуться одной паутинки, как непременно дрогнут все остальные. Ведь мы не просто касаемся паутины мы оставляем в ней зияющие дыры. За растения и животных некому заступиться, кроме нас, людей, которые вместе с нами населяют нашу прекрасную планету… 5. Из данных словосочетаний выпишите только те, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения. Любоваться з рницей, известные пл вцы, бл стящие украшения, претв рять в жизнь, заг реться от искры, зам реть от восторга, непром каемая накидка, шаткое пол жение, выр щенный р сточек, пром кательная бумага, прикл нить (голову), отм кать в воде, к сание сетки, зам рающие шаги , лёгкое прик сновение, бл стающий на балу, вым кший под дождём, благотв рительность, обр стать сорняком, ур внять в правах, соч тание звуков, прик снувшись к тайне, р весник века, заг рать на солнце, вьющееся р стение, сосл гательное (наклонение), разж гать вражду, плоская р внина, з рницы, обг ревшая свеча , соприк саться с трудностями, прим рять поссорившихся ребят, произр стать снова, проб рались в зар слях, бл снула молния, ум рать от жары, к снуться вопроса. 6.Со словарными словами составьте рассказ (8 предложений). Определите лексическое значение выделенного слова. тия Слова: аббревиатура, абитуриент, авантюра, адаптация, адекватный, апелляция, аттракцион, баллон, барокко. 7. Выпишите из предложений слова с пропущенными буквами. Сформулируйте правило для этих слов. Объясните значение выделенного слова. Объясните знаки препинания во 2, 4 предложениях. 1.Она простояла над ним минуты три, едва переводя дыхание, и вдруг ее обнял страх; она вышла на ц почках, приостановилась в дверях, наскоро перекрестила его и удалилась незамеченная, с новым тяжелым ощущением и с новою тоской. (Ф. Достоевский) 2.- Прошу немножко повременить, - произнес чиновник, ставя одною рукою ц…фру на бумаге и передвигая пальцами левой руки два очка на счетах. (Н. Гоголь) 3.Стыла кровь у всех, кто этот волчиц_н плач слышал, и безумный, смертный страх, отнимая разум, гнал их в щели, в самые глубокие и тесные норы. (Р. Крапп).4.В это время выглянул в дверь ц рюльник Иван Яковлевич, но так боязливо, как кошка, которую только что высекли за кражу сала. (Н. Гоголь) 8.Вставьте пропущенные буквы в слова, поставьте ударения в них. Аген…ство открылось, ап…строф поставила, арист…кратия страны, ас…мметрия тела, ловкая …фера, аэр…порты не принимают, буду бал…отироваться, благ…волить не стану. 9. Замените данные толкования словами с двойными согласными: 1.Благоустроенный дом с земельным участком- 2.Среднее профессиональное учебное заведение- 3.Краткое изложение статьи, книги- 4.Обсуждение спорного вопроса- 5.Обжалование решения экзаменационной комиссии- 6.Овладение чужой территорией военной силой- 7.Объяснение чего-то кому-то- 8.Веревки для управления лошадью- 10.В каких словах допущены ошибки? Выпишите в исправленном виде.: ралли, расса, режиссер, ренессанс, россиянин, росомаха, русист, сессия, тарантулл, финн, финка, шампиньон. 11.Вставьте пропущенные буквы. Объясните знаки препинания в 6 предложении: 1.За ехидство и ненавис…ничество в купеческих домах ее прозвали Жуж…елицей. 2.Достаточно бросить в воду кристал…ик льда и начнется кристал…изация. 3.Дом у Песоцких был огромный,с колон…ами.4.Жук жуж…ал.5.В кор…идоре слышались голоса.5.После множества заворотов тун…ель закончился пещерой.6.Аудитория,где выступал дис…ертант, полна. была 12.Выписать слова с пропущенными буквами, выделить орфограммы, подобрать проверочные слова: 1. Она накинула на голову зелёный газ, обв…ла его концы вокруг шеи. (Бунин) 2. Желтоватый снег опилок густо порошил, нав…ваяя внизу сугроб. (Шишкин) 3. В то время все науки препод…вались на латинском языке. (Чернышевский) 4. Степь до самой зари не могла охладиться от погл…щённого за день жара. (Серафимович) 5. Лётчик обл…котился о перила и смотрел, как разгорается рассвет.(Паустовский) 6. По складу его ума, по его привычкам и вкусам ему лучше всего было посв…тить себя кабинетным занятиям. (Куприн) 7. Толпа не понимала, как это могло случиться, что столь быстро разр…дилось общее гневное настроение. (Фурманов) 8. Всё погл…щается бездонной трясиной нашей жизни. (Горький) 9. Отец подр…жал деду в обращении с братьями, с мамой, со мною. (Гладков) 10. Месяц величаво поднялся на небо посв…тить добрым людям и всему миру. (Гоголь) 11. Влажный, промозглый воздух ещё не успел разр…диться после ночи и был тяжёл. (Чехов) 12. Маменька обв…ла уд…вленными глазами свою комнату. (Пушкин) Вывод. Практическая работа №2. Тема: Признаки заимствованного слова. Цель: закрепить знания по определению заимствованных слов в лексике русского языка Оснащенность: канцелярские принадлежности, учебники: 1.Воителева Т.М. Русский язык. 10 класс. с. 102 - 105 2.Горбачевич О.Е…Ратько Т.В. Русский язык. с.21-22 3.Русский язык и культура речи/Под ред.Е.В.Сергевой, В.Д.Черняка. с.48-51 Вопросы для повторения: 1.Основные этапы становления русского языка. 2.Что понимается под исконно русской лексикой? 3.Что понимается под заимствованными словами? 4.Отличительные особенности заимствованных слов. Ход работы 1. Найдите отличительные признаки заимствованных слов: Фонарь, абажур, поэт, радио, пюре, джемпер, барабан, атаман, башмак, телефон, аквариум, касса, сумма, кофе, пальто. 2. Выберите любую группу слов. Определите языковую принадлежность групны заимствованных слов и период их появления в русском языке: Слова: 1. рейд, вымпел, рупор, яхта, шлюпка, шлюз, фрегат, крейсер, матрос, юнга 2.алтарь, архангел, патриарх, идол, сатана, канон, Евангелие 3.галстук, китель, футляр, штопор, крендель, пудель, картофель, кухня, лазарет, бинт, шрам, солдат, офицер, лагерь, плац, фланг, штурм 4.тулуп, сарафан, башмак, сарай, чулан, шалаш, тюфяк, колчан, караул, богатырь, карандаш, сундук, карман 5.костюм, жилет, пальто, мебель, кабинет, салон, буфет, суп, бульон, компот, котлета, сюжет, жанр, эскиз, актер 6.рельс, тоннель, экспресс, клуб, теннис, спорт, рекорд, финиш, лидер, агитация, менеджмент Период истории: более 2000 лет тому назад, когда Россия стала христианской страной; в 11 и 12 веках. Они были военными и торговыми словами; во времена Петра Великого, который пригласил многих иностранцев в Россию. Он прислушивался к их советам в области армии, медицины, питания; в 19 и 20 веках. Это была политическая и спортивная лексика; во времена Петра Великого. Он пригласил многих иностранцев в Россию и консультировался с ними, как строить корабли; в 19 веке, когда этот язык был языком аристократов, художников и философов. Страна: Турция, Германия, Франция, Голландия, Греция, Англия 3.Найди «лишнее» слово. Подчеркните в словах сочетания букв, которые помогли найти лишнее слово. С тремя из них составьте словосочетания. почта, штраф, вахта, шоумен, шпроты, ландшафт; цех, цинк, цейтнот; бутерброд, кунсткамера, бакенбарды, циферблат; 4. Записать 10 заимствованных слов на любую тематику из разных языков- источников (язык-источник должен быть указан) и исконно русские слова. Темы: образование, одежда, предметы быта, еда, профессии. • Пример: Если вы выбираете тему "одежда», то вспоминаете заимствованные слова, относящиеся к ней: джинсы (американизм), жакет (франц.), майка (итал.), юбка (немец.) и т. д. К каждому слову нужно указать его язык-источник. Также нужно вспомнить слова исконно русского пронехождения на заданную тему: балахон, калоши и др. 5.Подберите к исконно русским словам заимствованные синонимы. Победитель, войско, грубый, нелепость, перерыв 6.Пользуясь толковым словарём, поместите в первую колонку заимствованные слова, а во вторую - лексическое значение этих слов. торжественный смотр физкультурников- фуфайка с высоким воротом- документ, удостоверяющий полномочие депутата- помещение для стрельбы в цель- 7. Прочитайте аргументы авторов на проникновение в русскую лексику заиметвованных слов. Определите отношение к заимствованным словам в третьем столбце. Чья точка зрення вам ближе? Ответьте письменно. Автор высказывания положительно относится к заимствованным словам Автор отрицательно относится к заимствованным словам I. Благодаря заимствованиям русский 1. Заимствования без меры засоряют речь, делают ее не для всех понятной. 1. Важным условием является правильное, умеренное использование иностранных слов. язык становится богаче 2. Интернациональная 2. Ошибки в лексика облегчает научные, культурные и политические контакты. словоупотреблении заимствованных слов приводят к образованию тавтологических сочетаний: ведущий лидер, юный вундеркинд, свободная вакансия, свой автограф, старый ветеран. 3. Авторитет А.И.Солженицына, 2. Функция поддержания естественного баланса между старым и новым. 3. Разумные заимствования обогащают речь, придают ей большую точность. 3. Одним из признаков хорошей речи является её правильность. 4. В русском языке есть и множество таких заимствованных слов, которые используются в быту, и без которых мы тоже не можем прожить: как по-другому назвать кино, такси, одеколон, люстру, наконец, бифштекс, майонез, апельсин. 4. Чтобы ориентироваться в море заимствований и не допускать речевых ошибок, полезно обращаться к 5. Заимствованное слово позволяет точнее выразить те или иные понятия, являющегося противником употребления иноязычных слов и предлагающего заменять их словами русского происхождения, возможно, окажется достаточно велик. специальным словарям. 5. Чистота речи предполагает устранение из неё употребляемых без надобности слов иноязычного происхождения. 6. Мы должны помнить о чувстве национального 4. Значение многих заимствованных слов просто достоинства и гордости за 5. «Охота пестрить речь иностранными словами без нужды, без достаточного основания, противна здравому смыслу и здравому вкусу». В.Г.Белинский оттенки смысла. Например, неизвестно определённой свой родной язык. ностальгия - это не просто части населения. 7. Да, определённый процент иностранных слов врастает в «тоска», это «тоска по язык. И как правильно родине»; заметил А.Н.Толстой, «… не нужно от них открещиваться, но не нужно ими и злоупотреблять. Лучше говорить лифт, чем самоподымальщик, или телефон, чем дальнеразговорник» Образец: Я считаю, что… 8. Попробуйте заменить русские слова в предложении заимствованными: Хорошилище идёт по гульбищу из позорища на ристалище» (слова 18 века) 9. Попробуйте заменить русские слова в предложении заимствованными: Водомёт; сверкальцы; шаротык; мокроступы. 10.Попробуйте заменить заимствованные слова русскими словами в предложении: Коммуникабельный ведущий шоу на телевидении предстал в новом луке, и это вызвало позитивные флешбеки у зрителей. 11.Поставьте ударения в приведенных словах: иконопись, апартаменты, догмат, гастрономия, обеспечение, танцовщица, феномен, дебет, некролог, афинянин, эпиграф, апостроф, брифинг, серфинг, маркетинг, асимметрия, камфара, кремень, мозаичный. 12.Определите род у заимствованных слов: жалюзи, авокадо, визави, фламинго, колибри, сулугуни, панно, рандеву, цунами, авеню, жюри, алоэ, безе, пони, резюме, сопрано, купе, какао, кофе, миссис, алиби, хинди, салями, кашне, шоссе, сомбреро, интервью, боржоми, евро.

Ответ нейросети

16 октября 2024 13:48

Давайте разберем вашу практическую работу по русскому языку, которая охватывает множество аспектов орфографии. Я постараюсь объяснить, как подойти к каждому из заданий.

Вопросы для повторения:

  1. Как проверить безударную гласную в корне? Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать родственное слово с ударением на тот же корень, где эта гласная находится в ударной позиции. Например, в слове «гарь» (безударная гласная «а») можно проверить по слову «горячий» (ударная на «я»).

  2. Правописание слов с чередующимися гласными в корне. В русском языке есть чередующиеся гласные, такие как «е» и «и» в словах «жить – жили», «печь – пеку». Запомните, что чередование зависит от морфемы или аффикса, который стоит в слове.

  3. В каких случаях пишутся «ы» и «и» после «ц»? В русском языке после «ц» всегда пишется «и», например, «цыплёнок», «цирк». Однако, есть слова, в которых написание зависит от корня, например, «бицепс» - с «и».

  4. Правописание удвоенных согласных. Удвоенные согласные обычно встречаются, когда слова имеют суффиксы, например, «плоский» – «плоско». Удвоение также может указывать на специфику произношения, как, например, в словах «мясо», «иерей».

Ход работы:

  1. Прочитайте текст, дайте ему название и выпишите слова. Начните с того, что название должно отражать суть текста. Например, это может быть «Летний дождь в лесу». Выписывайте слова в таблицу по указанным орфограммам.

  2. Выпишите слова с гласной «А» и объясните выбор. В предложенных словах следите за корнем «клон» (например: «клониться», «отклонисть»). Гласная «А» пишется по правилу, относящемуся к чередованию.

  3. Распределите слова в столбики. Постарайтесь найти различные варианты слов по выбранным гласным: «собраться», «собрать» - «собираюсь», так как здесь чередующееся «а» и «я».

  4. Однокоренные слова с чередующейся гласной. К примеру: «жар», «жаркий», «разжарить», «пережаривать».

  5. Слова, где правописание зависит от значения. Попробуйте определить смысл исходя из контекста: «замереть» или «замерзнуть» меняет значение словосочетания.

  6. Расскажите с использованием словаря и укажите значение. Например: «Аббревиатура — это сокращение, образованное из начальных букв ряда слов».

  7. Выпишите слова с пропущенными буквами и сформулируйте правила. Проанализируйте предложения, в которых есть пропуски, и объясните, почему используется та или иная буква.

  8. Вставьте буквы в слова и поставьте ударения. Например, «агенство» – «аген́тство», «апостроф» – «апо́строф».

  9. Замените толкования словами с двойными согласными. Словосочетания можно найти в контексте, используя симметрии, как например: «заключительная встреча» — «финальная конференция».

  10. Проанализируйте слова на ошибки. Например, «шампион» следует исправить на «шампион».

Вывод:

Ваши задания охватывают многие аспекты орфографии, что очень важно для изучения русского языка. Убедитесь, что вы работаете над каждым разделом подробно, связывая теорию с практикой. Если появятся конкретные вопросы, не стесняйтесь задавать, и я помогу вам в дальнейшем разборе!

Задай свой вопрос

Напиши любую задачу или вопрос, а нейросеть её решит

Похожие вопросы

15
Бесплатно Мобильное приложение ГДЗ

Мобильное приложение ГДЗ

Задавай вопросы искуcственному интеллекту текстом или фотографиями в приложении на iPhone или Android

qr-codegoogle-playapp-store

Саша — ассистент в телеграмме

Практическая работа №4. Тема: Орфография, Безударные гласные в корне; проверяемые, непровериемые, чередующнеся, Цель: проверить успосние орфографических правил: -О-А, Е-И в корнях с чередованием, правописание безударных гласных в корне слова, словарных слов, И-ы после Ц, удвоенных согласных Оснащенность: канцелярские принадлежности, учебники: 1.Вонтелева Т.М. Русский язык, 10 класс, с. 75, 78-79. 135-138 2.Горбачевич О.Е…Ратько Т.В. Русский язык, с.45-66 Вопросы дли повторения: Как проверить безударную гласную в корне? 2. Вспомните правописание слов с чередующимися гласными в корне. 3. В каких случаях пишутся ы - и после ц. 4. Правописание удвоенных согласных. Ход работы 1.Прочитайте текст. Дайте ему название. Выпишите из текста в таблицу слова на указанные орфограммы. Дни невыносимо жаркие, но в небольшом дубовом лесочке стоит живительная свежесть. Упругие глянцевитые листья молодых дубков свежи, как будто их только что обмакнули в зелёный воск. Из-под пёстрой трафаретной листвы папоротников глядят ярко-красная волчья ягода и опавшие жёлуди. Вверху блещет сухая орешина, золочённая светом, на тёмно-коричневой торфянистой почве в изобилии произрастают целые семьи грибов. Кругом сонное царство, только стрекочут в траве неугомонные кузнечики, тащат соломинки смышлёные муравьи. Из чащобы на опушку выскочил полинялый заяц, но, сделав прыжок, тотчас же бросился наутёк. Высоко в небе плавает ворон. Вот долетает издали, как брошенная горстка гороха, грустный вороний крик. Может быть, он устал парить в поднебесье и хочет этой студёной воды из ручья? И вдруг слышится тяжёлый грохот. К чёрной туче, которой заслонены восток и юг, книзу мало-помалу присоединяются тучки поменьше. По верхнему краю тучи, которая кажется непроглядной, блеснула огненная нить серебряной молнии. Вихрь свистнул, защёлкал, и по полю зреющей ржи заблистали причудливые светлые пятна. И вдруг стало тихо. Ни молний, ни ветра. Вот и недавно реявший ворон, бросившись вниз, закопошился в посеребрённой листве дуба. На листву упали первые тяжёлые капли, и барабанщик-дождь пустился вовсю. (182 слова) (По Н. Лескову) Слова Вид орфограммы No орфограммы Безударная проверяемая гласная 1. Глухие и звонкие согласные 2. Непроверяемые гласные и согласные 3. Проверяемые согласные в корне 3. О-А в корнях с чередованием 4. 6. E-И в корнях с чередованием ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА сугроб. бразованивыны шӗннога выка2.07 2. Выпишите слова, в которых пишется гласная А. Объясните, какое правило помогло сделать вам выбор. Составьте с ними словосочетания. Кл…няться, кл…нить,накл…н,накл…нение,откл…нение,раскл…няться,прекл…нить, укл. нение. конной 3. Распределите слова в два столбика в зависимости от выбора гласной в корне. Обозначьте условия выбора орфограммы. Соб_раться, соб_рать, заб_рать, зам реть, зам рать, расст лать, расст_лить, выж гать, заж гательный, ст_реть, прот реть, выт рать, выб_рать, заст лить, зам рло, зам рало, ум реть, ум рать, раст рать, забл стать, выст рали, выд раю, заб раю, прот реть, соб рающий, выч сть, выч тать, расст лить, расст_латься, зап реть, зап_рать, приб_рать, изб_ратели, соч_тать, соч_тание, бл стательный, бл снет, приб_рет, оп реться. 4. Выпишите однокоренные слова с чередующейся безударной гласной в корне. Какая проблема текста? Беспечность человека - вот главная причина беды. А наш мир так же сложен и уязвим, как паутина: стоит коснуться одной паутинки, как непременно дрогнут все остальные. Ведь мы не просто касаемся паутины мы оставляем в ней зияющие дыры. За растения и животных некому заступиться, кроме нас, людей, которые вместе с нами населяют нашу прекрасную планету… 5. Из данных словосочетаний выпишите только те, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения. Любоваться з рницей, известные пл вцы, бл стящие украшения, претв рять в жизнь, заг реться от искры, зам реть от восторга, непром каемая накидка, шаткое пол жение, выр щенный р сточек, пром кательная бумага, прикл нить (голову), отм кать в воде, к сание сетки, зам рающие шаги , лёгкое прик сновение, бл стающий на балу, вым кший под дождём, благотв рительность, обр стать сорняком, ур внять в правах, соч тание звуков, прик снувшись к тайне, р весник века, заг рать на солнце, вьющееся р стение, сосл гательное (наклонение), разж гать вражду, плоская р внина, з рницы, обг ревшая свеча , соприк саться с трудностями, прим рять поссорившихся ребят, произр стать снова, проб рались в зар слях, бл снула молния, ум рать от жары, к снуться вопроса. 6.Со словарными словами составьте рассказ (8 предложений). Определите лексическое значение выделенного слова. тия Слова: аббревиатура, абитуриент, авантюра, адаптация, адекватный, апелляция, аттракцион, баллон, барокко. 7. Выпишите из предложений слова с пропущенными буквами. Сформулируйте правило для этих слов. Объясните значение выделенного слова. Объясните знаки препинания во 2, 4 предложениях. 1.Она простояла над ним минуты три, едва переводя дыхание, и вдруг ее обнял страх; она вышла на ц почках, приостановилась в дверях, наскоро перекрестила его и удалилась незамеченная, с новым тяжелым ощущением и с новою тоской. (Ф. Достоевский) 2.- Прошу немножко повременить, - произнес чиновник, ставя одною рукою ц…фру на бумаге и передвигая пальцами левой руки два очка на счетах. (Н. Гоголь) 3.Стыла кровь у всех, кто этот волчиц_н плач слышал, и безумный, смертный страх, отнимая разум, гнал их в щели, в самые глубокие и тесные норы. (Р. Крапп).4.В это время выглянул в дверь ц рюльник Иван Яковлевич, но так боязливо, как кошка, которую только что высекли за кражу сала. (Н. Гоголь) 8.Вставьте пропущенные буквы в слова, поставьте ударения в них. Аген…ство открылось, ап…строф поставила, арист…кратия страны, ас…мметрия тела, ловкая …фера, аэр…порты не принимают, буду бал…отироваться, благ…волить не стану. 9. Замените данные толкования словами с двойными согласными: 1.Благоустроенный дом с земельным участком- 2.Среднее профессиональное учебное заведение- 3.Краткое изложение статьи, книги- 4.Обсуждение спорного вопроса- 5.Обжалование решения экзаменационной комиссии- 6.Овладение чужой территорией военной силой- 7.Объяснение чего-то кому-то- 8.Веревки для управления лошадью- 10.В каких словах допущены ошибки? Выпишите в исправленном виде.: ралли, расса, режиссер, ренессанс, россиянин, росомаха, русист, сессия, тарантулл, финн, финка, шампиньон. 11.Вставьте пропущенные буквы. Объясните знаки препинания в 6 предложении: 1.За ехидство и ненавис…ничество в купеческих домах ее прозвали Жуж…елицей. 2.Достаточно бросить в воду кристал…ик льда и начнется кристал…изация. 3.Дом у Песоцких был огромный,с колон…ами.4.Жук жуж…ал.5.В кор…идоре слышались голоса.5.После множества заворотов тун…ель закончился пещерой.6.Аудитория,где выступал дис…ертант, полна. была 12.Выписать слова с пропущенными буквами, выделить орфограммы, подобрать проверочные слова: 1. Она накинула на голову зелёный газ, обв…ла его концы вокруг шеи. (Бунин) 2. Желтоватый снег опилок густо порошил, нав…ваяя внизу сугроб. (Шишкин) 3. В то время все науки препод…вались на латинском языке. (Чернышевский) 4. Степь до самой зари не могла охладиться от погл…щённого за день жара. (Серафимович) 5. Лётчик обл…котился о перила и смотрел, как разгорается рассвет.(Паустовский) 6. По складу его ума, по его привычкам и вкусам ему лучше всего было посв…тить себя кабинетным занятиям. (Куприн) 7. Толпа не понимала, как это могло случиться, что столь быстро разр…дилось общее гневное настроение. (Фурманов) 8. Всё погл…щается бездонной трясиной нашей жизни. (Горький) 9. Отец подр…жал деду в обращении с братьями, с мамой, со мною. (Гладков) 10. Месяц величаво поднялся на небо посв…тить добрым людям и всему миру. (Гоголь) 11. Влажный, промозглый воздух ещё не успел разр…диться после ночи и был тяжёл. (Чехов) 12. Маменька обв…ла уд…вленными глазами свою комнату. (Пушкин) Вывод. Практическая работа №2. Тема: Признаки заимствованного слова. Цель: закрепить знания по определению заимствованных слов в лексике русского языка Оснащенность: канцелярские принадлежности, учебники: 1.Воителева Т.М. Русский язык. 10 класс. с. 102 - 105 2.Горбачевич О.Е…Ратько Т.В. Русский язык. с.21-22 3.Русский язык и культура речи/Под ред.Е.В.Сергевой, В.Д.Черняка. с.48-51 Вопросы для повторения: 1.Основные этапы становления русского языка. 2.Что понимается под исконно русской лексикой? 3.Что понимается под заимствованными словами? 4.Отличительные особенности заимствованных слов. Ход работы 1. Найдите отличительные признаки заимствованных слов: Фонарь, абажур, поэт, радио, пюре, джемпер, барабан, атаман, башмак, телефон, аквариум, касса, сумма, кофе, пальто. 2. Выберите любую группу слов. Определите языковую принадлежность групны заимствованных слов и период их появления в русском языке: Слова: 1. рейд, вымпел, рупор, яхта, шлюпка, шлюз, фрегат, крейсер, матрос, юнга 2.алтарь, архангел, патриарх, идол, сатана, канон, Евангелие 3.галстук, китель, футляр, штопор, крендель, пудель, картофель, кухня, лазарет, бинт, шрам, солдат, офицер, лагерь, плац, фланг, штурм 4.тулуп, сарафан, башмак, сарай, чулан, шалаш, тюфяк, колчан, караул, богатырь, карандаш, сундук, карман 5.костюм, жилет, пальто, мебель, кабинет, салон, буфет, суп, бульон, компот, котлета, сюжет, жанр, эскиз, актер 6.рельс, тоннель, экспресс, клуб, теннис, спорт, рекорд, финиш, лидер, агитация, менеджмент Период истории: более 2000 лет тому назад, когда Россия стала христианской страной; в 11 и 12 веках. Они были военными и торговыми словами; во времена Петра Великого, который пригласил многих иностранцев в Россию. Он прислушивался к их советам в области армии, медицины, питания; в 19 и 20 веках. Это была политическая и спортивная лексика; во времена Петра Великого. Он пригласил многих иностранцев в Россию и консультировался с ними, как строить корабли; в 19 веке, когда этот язык был языком аристократов, художников и философов. Страна: Турция, Германия, Франция, Голландия, Греция, Англия 3.Найди «лишнее» слово. Подчеркните в словах сочетания букв, которые помогли найти лишнее слово. С тремя из них составьте словосочетания. почта, штраф, вахта, шоумен, шпроты, ландшафт; цех, цинк, цейтнот; бутерброд, кунсткамера, бакенбарды, циферблат; 4. Записать 10 заимствованных слов на любую тематику из разных языков- источников (язык-источник должен быть указан) и исконно русские слова. Темы: образование, одежда, предметы быта, еда, профессии. • Пример: Если вы выбираете тему "одежда», то вспоминаете заимствованные слова, относящиеся к ней: джинсы (американизм), жакет (франц.), майка (итал.), юбка (немец.) и т. д. К каждому слову нужно указать его язык-источник. Также нужно вспомнить слова исконно русского пронехождения на заданную тему: балахон, калоши и др. 5.Подберите к исконно русским словам заимствованные синонимы. Победитель, войско, грубый, нелепость, перерыв 6.Пользуясь толковым словарём, поместите в первую колонку заимствованные слова, а во вторую - лексическое значение этих слов. торжественный смотр физкультурников- фуфайка с высоким воротом- документ, удостоверяющий полномочие депутата- помещение для стрельбы в цель- 7. Прочитайте аргументы авторов на проникновение в русскую лексику заиметвованных слов. Определите отношение к заимствованным словам в третьем столбце. Чья точка зрення вам ближе? Ответьте письменно. Автор высказывания положительно относится к заимствованным словам Автор отрицательно относится к заимствованным словам I. Благодаря заимствованиям русский 1. Заимствования без меры засоряют речь, делают ее не для всех понятной. 1. Важным условием является правильное, умеренное использование иностранных слов. язык становится богаче 2. Интернациональная 2. Ошибки в лексика облегчает научные, культурные и политические контакты. словоупотреблении заимствованных слов приводят к образованию тавтологических сочетаний: ведущий лидер, юный вундеркинд, свободная вакансия, свой автограф, старый ветеран. 3. Авторитет А.И.Солженицына, 2. Функция поддержания естественного баланса между старым и новым. 3. Разумные заимствования обогащают речь, придают ей большую точность. 3. Одним из признаков хорошей речи является её правильность. 4. В русском языке есть и множество таких заимствованных слов, которые используются в быту, и без которых мы тоже не можем прожить: как по-другому назвать кино, такси, одеколон, люстру, наконец, бифштекс, майонез, апельсин. 4. Чтобы ориентироваться в море заимствований и не допускать речевых ошибок, полезно обращаться к 5. Заимствованное слово позволяет точнее выразить те или иные понятия, являющегося противником употребления иноязычных слов и предлагающего заменять их словами русского происхождения, возможно, окажется достаточно велик. специальным словарям. 5. Чистота речи предполагает устранение из неё употребляемых без надобности слов иноязычного происхождения. 6. Мы должны помнить о чувстве национального 4. Значение многих заимствованных слов просто достоинства и гордости за 5. «Охота пестрить речь иностранными словами без нужды, без достаточного основания, противна здравому смыслу и здравому вкусу». В.Г.Белинский оттенки смысла. Например, неизвестно определённой свой родной язык. ностальгия - это не просто части населения. 7. Да, определённый процент иностранных слов врастает в «тоска», это «тоска по язык. И как правильно родине»; заметил А.Н.Толстой, «… не нужно от них открещиваться, но не нужно ими и злоупотреблять. Лучше говорить лифт, чем самоподымальщик, или телефон, чем дальнеразговорник» Образец: Я считаю, что… 8. Попробуйте заменить русские слова в предложении заимствованными: Хорошилище идёт по гульбищу из позорища на ристалище» (слова 18 века) 9. Попробуйте заменить русские слова в предложении заимствованными: Водомёт; сверкальцы; шаротык; мокроступы. 10.Попробуйте заменить заимствованные слова русскими словами в предложении: Коммуникабельный ведущий шоу на телевидении предстал в новом луке, и это вызвало позитивные флешбеки у зрителей. 11.Поставьте ударения в приведенных словах: иконопись, апартаменты, догмат, гастрономия, обеспечение, танцовщица, феномен, дебет, некролог, афинянин, эпиграф, апостроф, брифинг, серфинг, маркетинг, асимметрия, камфара, кремень, мозаичный. 12.Определите род у заимствованных слов: жалюзи, авокадо, визави, фламинго, колибри, сулугуни, панно, рандеву, цунами, авеню, жюри, алоэ, безе, пони, резюме, сопрано, купе, какао, кофе, миссис, алиби, хинди, салями, кашне, шоссе, сомбреро, интервью, боржоми, евро.
Давайте разберем вашу практическую работу по русскому языку, которая охватывает множество аспектов орфографии. Я постараюсь объяснить, как подойти к каждому из заданий. ### Вопросы для повторения: 1. **Как проверить безударную гласную в корне?** Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать родственное слово с ударением на тот же корень, где эта гласная находится в ударной позиции. Например, в слове «гарь» (безударная гласная «а») можно проверить по слову «горячий» (ударная на «я»). 2. **Правописание слов с чередующимися гласными в корне.** В русском языке есть чередующиеся гласные, такие как «е» и «и» в словах «жить – жили», «печь – пеку». Запомните, что чередование зависит от морфемы или аффикса, который стоит в слове. 3. **В каких случаях пишутся «ы» и «и» после «ц»?** В русском языке после «ц» всегда пишется «и», например, «цыплёнок», «цирк». Однако, есть слова, в которых написание зависит от корня, например, «бицепс» - с «и». 4. **Правописание удвоенных согласных.** Удвоенные согласные обычно встречаются, когда слова имеют суффиксы, например, «плоский» – «плоско». Удвоение также может указывать на специфику произношения, как, например, в словах «мясо», «иерей». ### Ход работы: 1. **Прочитайте текст, дайте ему название и выпишите слова.** Начните с того, что название должно отражать суть текста. Например, это может быть «Летний дождь в лесу». Выписывайте слова в таблицу по указанным орфограммам. 2. **Выпишите слова с гласной «А» и объясните выбор.** В предложенных словах следите за корнем «клон» (например: «клониться», «отклонисть»). Гласная «А» пишется по правилу, относящемуся к чередованию. 3. **Распределите слова в столбики.** Постарайтесь найти различные варианты слов по выбранным гласным: «собраться», «собрать» - «собираюсь», так как здесь чередующееся «а» и «я». 4. **Однокоренные слова с чередующейся гласной.** К примеру: «жар», «жаркий», «разжарить», «пережаривать». 5. **Слова, где правописание зависит от значения.** Попробуйте определить смысл исходя из контекста: «замереть» или «замерзнуть» меняет значение словосочетания. 6. **Расскажите с использованием словаря и укажите значение.** Например: «Аббревиатура — это сокращение, образованное из начальных букв ряда слов». 7. **Выпишите слова с пропущенными буквами и сформулируйте правила.** Проанализируйте предложения, в которых есть пропуски, и объясните, почему используется та или иная буква. 8. **Вставьте буквы в слова и поставьте ударения.** Например, «агенство» – «аген́тство», «апостроф» – «апо́строф». 9. **Замените толкования словами с двойными согласными.** Словосочетания можно найти в контексте, используя симметрии, как например: «заключительная встреча» — «финальная конференция». 10. **Проанализируйте слова на ошибки.** Например, «шампион» следует исправить на «шампион». #### Вывод: Ваши задания охватывают многие аспекты орфографии, что очень важно для изучения русского языка. Убедитесь, что вы работаете над каждым разделом подробно, связывая теорию с практикой. Если появятся конкретные вопросы, не стесняйтесь задавать, и я помогу вам в дальнейшем разборе!