Фамусов в своей речи ставит в пример представителей дворянства и аристократии, выделяя их привилегии и особый статус в обществе. В основном он говорит о том, что дворянство обладает властью, богатством и социальной значимостью, что позволяет им чувствовать себя выше других слоев населения. В его монологе звучит утверждение, что дворяне должны заниматься только тем, что приносит выгоду, а не углубляться в науку или искусство, что является признаком его взгляда на жизнь.
По мнению Чацкого, раболепство сдерживает развитие и прогресс. Он считает, что такое подчинение устоям и нормам общества, которое отталкивает от разумного и независимого мышления, не позволяет обществу двигаться вперед. Чацкий не приемлет идею о том, что личные амбиции и корысть становятся основой человеческих поступков.
Фамусов видит в Скалозубе выгодного жениха для Софьи в первую очередь потому, что тот соответствует социальному статусу и имеет связи, необходимые для продвижения в обществе. Скалозуб, в свою очередь, сделал карьеру благодаря своим служебным заслугам и умению угождать вышестоящим, что, конечно, устраивает Фамусова. Цель его службы заключается в получении материальных благ и повышения своего статуса, что также отражает Фамусова.
Монолог Фамусова о требованиях к жениху показывает, что для него важны не личные качества, а богатство и положение в обществе. Он отдает предпочтение тем, кто способен обеспечить благополучие.
Чацкий, напротив, возмущается поступками уважаемых в обществе людей, выражая недовольство лицемерием и деградацией моральных ценностей. Он осуждает тех, кто ставит материальные блага выше человеческих достоинств.
В высшем свете к молодым людям, занимающимся наукой и искусством, зачастую относятся с пренебрежением. Их стремление к знаниям и творчеству воспринимается как что-то ненужное и ненадежное, что противоречит ожиданиям от молодых людей, которые должны следовать традициям и заниматься «полезными» делами.
Общего языка между Чацким и Фамусовым найти сложно, так как их взгляды на жизнь, ценности и поведение диаметрально противоположны. Чацкий стремится к свободе мысли и самовыражения, тогда как Фамусов сосредоточен на статусе и богатстве.
В первом действии возникают несколько любовных конфликтов. Основной треугольник складывается между Софьей, Чацким и Скалозубом. Софья находится в состоянии выбора между вниманием Чацкого, который символизирует свободу и прогрессивные идеи, и Скалозубом, представляющим традиционные взгляды и материальный достаток. Эти противоречия подчеркивают столкновение старого и нового, личных желаний и общественных ожиданий, что создает напряжение в сюжете.