Анализ стихотворения «Родина» М.Ю Лермонтова
1. Определите тему стихотворения.
2. Какие пейзажные образы родины выбирает поэт для создания образа родины?
3. Каковы средства их художественной выразительности? Приведите примеры метафор, эпитетов.
4. Что видит и слышит лирический герой?
5. В какое время суток, время года лирический герой видит Россию?
Какие средства художественной выразительности говорят об этом?
6. Прочитайте в учебнике определение градации. Найдите этот прием в стихотворении Лермонтова. Чего достигает поэт использованием градации?
7. Чей образ появляется в конце стихотворения?
8. Какие объекты природы говорят о приближении человека?
9. Почему пляшущие крестьяне названы не мужиками, а мужичками? В чём разница?
10. Почему свою любовь к отчизне Лермонтов называет странной?
Анализ стихотворения «Родина» М.Ю. Лермонтова можно провести по предложенным вами вопросам следующим образом:
1. **Тема стихотворения**: Тема стихотворения «Родина» заключается в любви к родной земле, в чувстве тоски и ностальгии по родине, а также в размышлениях о глубоком, порой противоречивом чувстве привязанности к месту, которое стало домом.
2. **Пейзажные образы родины**: Поэт создает образы русской природы, описывая бескрайние поля, леса, реки и горы. Он часто использует образы, связанные с землей и небом, тенями и светом, что создает атмосферу искренней любви к родным просторам.
3. **Средства художественной выразительности**: В стихотворении используются такие метафоры и эпитеты, как "зеленые луга", "белые облака", "небесная синь". Эпитеты усиливают восприятие образов, создавая яркие картины природы.
4. **Что видит и слышит лирический герой**: Лирический герой видит красоту российской природы — луга, цветы, реки, а также слышит звуки, связанные с природой и жизнью людей, например, звучание колокольчиков, радостный смех.
5. **Время суток и года**: Лирический герой описывает родину, вероятно, в весеннее или летнее время суток, когда природа полна жизни и радости. Средства выразительности, такие как яркие эпитеты ("зеленые луга"), подчеркивают это ощущение свежести и полноты жизни.
6. **Градация**: Градация в стихотворении может проявляться, например, в перечислении элементов природы или состояний чувств героя. Использование градации помогает поэту создать нарастание эмоций и подчеркнуть сильные чувства, которые он испытывает к родине.
7. **Образ в конце стихотворения**: В конце стихотворения появляется образ женщины или лирической возлюбленной, олицетворяющей родину и любовь к ней. Это создает ассоциации с личной привязанностью и глубиной чувства.
8. **Объекты природы**: Объекты природы, такие как цветы, травы, далекие горы, символизируют гармонию и красоту родины, а также указывают на приближение человека к природе.
9. **Разница в терминах**: Пляшущие крестьяне названы «мужичками», что может подчеркивать их простоту, непосредственность и общинность, в отличие от более обобщенного термина «мужики», который звучит более грубо и официально.
10. **Странная любовь**: Лермонтов называет свою любовь к отчизне «странной», поскольку она полна противоречий: это и радость, и печаль, это ощущение глубокой связи, но и разочарование. Такое описание подчеркивает сложность и многогранность чувств поэта к родине.
Данный анализ позволяет глубже понять эмоциональную и художественную составляющую стихотворения, а также его культурные и социальные контексты.