Бесплатный урок с нашим репетитором! Напиши нам в тг-бот и мы тебя запишем

Записаться в ТГ-боте

Новая Школа - онлайн-школа подготовки к ЕГЭ
При поддержке
Посмотреть все вопросы нейросети
Бесплатный пробный урок с репетитором

Узнай больше про репетиторов Новой Школы и запишись на бесплатный пробный урок. Мы проверим твой уровень знаний и составим план обучения по любому предмету и классу

Вопрос от Анонимного юзера 25 ноября 2024 16:49

Конвенция ООН о правах ребенка глазами вожатого. Одной из важных функций вожатого в любом лагере является соблюдение и защита прав детей. На сегодняшний день важнейшим международным документом по правам детей является Конвенция ООН о правах ребенка. Страны, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны привести свое национальное законодательство в соответствие с требованиями этого документа. Генеральная Ассамблея ООН открыла для подписания Конвенцию ООН о правах ребенка в 1989 году. Это единственный документ ООН, ратифицированный большинством стран мира. В СССР Конвенция вступила в силу 15 сентября 1990 года, после распада Советского Союза Российская Федерация ратифицировала Конвенцию в 1991 году. Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. При работе с несовершеннолетними необходимо знать, что с момента заключения трудового договора вожатый несет уголовную ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей. Современные темпы акселерации делают четырнадцатилетних подростков похожими на совершеннолетних, особенно ярко это заметно у девочек. Стоит помнить о том, что бурное развитие организма в подростковом возрасте обуславливает повышенную физическую активность, значительный рост жизненной энергии, что может привести к серьезным травмам. Эта ситуация усугубляется процессами полового созревания, способствующими еще большему возрастанию импульсивности, частой смене настроения, неадекватным формам выражения обид и протеста. Психологи считают, что обидчивость, плач без видимой причины, частая и резкая смена настроений характерны для девочек. У мальчиков возрастает двигательная активность, они становятся более шумными, неусидчивыми, суетливыми. У многих ребят наблюдаются нарушения координации и точности движений, они становятся неловкими и неуклюжими, в результате чего непреднамеренно разрушают все вокруг, могут нанести вред себе и окружающим вопреки своим желаниям. Статья 7. Ребенок имеет право на имя. Очень часто дети называют друг друга, используя прозвища, иногда очень обидные. Вожатый не должен поощрять подобных обращений детей друг к другу и к самому себе. Психологи считают, что обращение по имени несет для человека, к которому обращаются, колоссальный положительный заряд. Еще до смены вожатому предстоит определиться с обращением детей к самому себе: по имени или по имени и отчеству. Важно, чтобы в лагере были приняты единые стандарты обращения. Опыт показывает, что обращение к вожатому по имени возможно, но лучше на “вы”, это минимизирует возникновение панибратских отношений детей к вожатому. По обращениям детей в лагере легко определить уровень сплоченности временного детского и педагогического коллективов лагеря. Высокий уровень подтверждается в случае, когда дети знают по именам всех вожатых лагеря, а не только своего отряда, когда здороваются со всеми в лагере. Очень большое значение придается обращениям в орлятской педагогике. Встречаясь, принято говорить друг другу: «Добрый день!», «Добрый вечер!» и т.д. На вечерних огоньках традиционны обобщенные обращения: «Доброй вам ночи, девчата-орлята! Доброй вам ночи, ребята-орлята! Доброй вам ночи, вожатые наши! Завтра нам снова в путь!» Статья 12, 13. Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды. Практика показывает, если на отряде работают девушки-вожатые, то, по неопытности, они чаще наказывают только мальчиков. Более опытные девушки-вожатые отмечают, что с мальчишками работать намного проще. Вожатому следует помнить, что подростки не всегда могут сформулировать свое мнение корректно. Мальчики чаще прибегают к использованию грубых слов, ненормативной лексики. Девочки-подростки не всегда могут сдержать своих чувств, когда им кажется, что они влюблены и стремятся достаточно свободно показать это, устраивая настоящую женскую охоту за объектом мечтаний. Сложнее, когда им оказывается вожатый. Статья 31. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. В первые дни смены вожатый должен изучить увлечения, хобби детей. Чтобы у мальчиков и у девочек в отряде были равные возможности для реализации своих способностей, при планировании отрядной работы необходимо сбалансировать количество интеллектуальных, творческих и спортивных мероприятий. Например, «герой дня» имеет право зажечь свечу на вечернем огоньке и назначается ее хранителем до следующего огонька. Традиционными в лагерях являются гендерно обусловленные тематические дни и коллективно-творческие дела, такие как: День мальчиков, День девочек, Рыцарский турнир, Мисс лагеря и т.п. Вожатый должен иметь четкое представление о целях и методике проведения данных мероприятий. Их содержание требует серьезной проработки. Проведение конкурса «Мисс лагеря», очень популярного в обычных лагерях, возможно при соблюдении ряда условий. Во-первых, если проводится «Мисс лагеря», то нужно провести и «Мистер лагеря». Во-вторых, эти конкурсы должны быть связаны между собой. В-третьих, такие конкурсы допустимы, если их цель не выбрать самую красивую или самого красивого, а показать, как мужчина и женщина могут достичь гармонии красоты внешней и внутренней, как мужчина и женщина могут дополнить друг друга. Детям это сложно сделать. Из-за отсутствия жизненного опыта, они стараются копировать не самые лучшие образцы межличностного поведения. Эффективней проводить подобные конкурсы как парные. Каждая пара выступает в роли либо художественных персонажей, либо героев популярных фильмов, либо вымышленных героев. Но обязательно пара – мальчик и девочка. В этом случае оценивается не красота каждого из них, а гармоничность пары. Статья 15. Ребенок имеет право на свободу ассоциации и свободу мирных собраний. На первый взгляд, девочки более активны, но практика последних лет работы с детьми в лагере показывает, что мальчики догоняют и обгоняют девочек в плане творчества, инициативности, умения повести за собой, лидерства. Хотя при этом очевидна и некая смена ролей: мальчики становятся более женственными (ухаживают за собой, моделируют красивые прически, предпочитают длинные волосы, носят фенечки, кольца, серьги, обтягивающую одежду), а в поведении девочек угадываются мужские черты (одевают брюки и кроссовки, минимально пользуются косметикой, предпочитают короткие стрижки). Статья ст. 9, ч. 3. Ребенок имеет право сохранять связь с обоими родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими. Встречи детей с родителями желательно организовывать специально в родительские дни. Организация совместных мероприятий детей с родителями имеет большой воспитательный потенциал для подготовки мальчиков и девочек к роли будущих мам и пап. Часто в лагере в родительский день проводится спортивная эстафета «Мама, папа, я – спортивная семья!» В ней принимают участие две-три настоящих семьи и одна – комичная, состоящая из ряженых вожатых. С одной стороны, роль вожатых – насмешить, поднять настроение зрителей, разогреть публику, но с другой, комичным поведением, несогласованностью действий, вожатые показывают ценность настоящих семей, их взаимовыручку, гордость за успехи и сопереживания за неудачи. Чаще привлекайте родителей к участию в программе лагеря. Статья 20, ч. 1. Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь. Проведение родительских дней осложняется, когда в лагере есть дети-сироты. В последние годы детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения либо включают в обычные отряды, но чаще формируют отдельные. Родители «домашних» детей, приезжая на выходные в лагерь, часто привозят сиротам подарки (еду, одежду, игрушки), что вызывает у них либо ответную реакцию обиды и злобы, либо усиливает потребительскую позицию. Чтобы избежать конфликтов, советуем вожатым не исключать специализированные отряды из межотрядной и общелагерной жизни, что бывает крайне тяжело из-за консервативности и закрытости их воспитателей. Статья. 17, ч. 1. Ребенок имеет право на доступ к информации. Сообщите детям и их родителям почтовый индекс, адрес и телефон лагеря, а также официальный сайт лагеря или официальные группы лагеря в социальных сетях, чтобы родители имели возможность знать о том, чем занимаются их дети в лагере. Статья ст. 16, ч. 1. Ребенок имеет право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции. У девочек, приезжающих в лагерь, гораздо больше личных вещей, чем у мальчиков. Девчонки привозят с собой игрушки, плакаты, альбомы с фотографиями, массу косметики и одежды. Мальчишки чаще привозят технику (магнитофоны, а в последнее время и видеокамеры, и ноутбуки). Помогите им рационально расположить свои вещи, особенно – ценные вещи (мобильные телефоны, фотоаппараты, видеокамеры, деньги). Нежелательно, чтобы вожатый хранил эти ценности у себя. В лагере могут быть оборудованы камеры хранения, очень дорогие вещи можно хранить в кабинете администрации лагеря, а еще лучше посоветовать отдать их родителям домой. Вожатый не имеет права досматривать и позволять кому-то досматривать личные вещи ребенка без его разрешения. Наличие скоропортящихся продуктов у воспитанников проверяется в присутствии ребенка, вожатого и медработника лагеря. Если Вы подозреваете воспитанника в краже, досмотр личных вещей должен проводиться в присутствии ребенка, вожатого и уполномоченного директором лагеря лица. Из-за неумения общаться с противоположным полом дети часто пытаются тайно прочитать чужие дневники, заглянуть в чужие записки или вещи. Организуйте игру «Почта». Она может быть постоянной или проводиться с определенной периодичностью. В отряде торжественно вывешивается почтовый ящик, выбирается «почтальон», который доставляет детям письма. Другая интерпретация игры состоит в том, что дети вывешивают на двери персональные конверты, и любой желающий может положить свое послание в соответствующий конверт. Этот вариант игры помогает вожатому отслеживать “изгоев” отряда. Статья 27, ч. 1. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. К сожалению, соблюдение этого права в лагере не всегда зависит от вожатого, это обусловлено развитием материально- технической базы лагеря. Но защитить данное право ребенка вожатый обязан! Условия питания, проживания, отдыха детей, объектов для осуществления личной гигиены и т.п. должны соответствовать нормам санитарно-эпидемиологического контроля и требованиям техники безопасности. Не во всех лагерях душевые кабины и туалеты располагаются в комнатах воспитанников, так как при строительстве детских лагерей не учитываются гендерные различия детей. В большинстве лагерей отсутствуют биде для девочек, туалеты для мальчиков и девочек находятся через стенку и зачастую не имеют дверей. Отдельные кабины в мужских и женских туалетах также не имеют дверей, что нарушает интимное право ребенка на личную жизнь. Что минимально может сделать вожатый в этой ситуации? Составить четкое расписание посещения душа, отрядных банных дней, работы постирочной и гладильной комнат, сушилки, согласовать расписание с администрацией лагеря, другими отрядами. Статья 24, ч.1. Ребенок имеет право на медицинскую помощь. Иногда врачи разрешают некоторым детям (особенно девочкам в период менструации) не посещать зарядку. Но это вовсе не означает, что ребенок может спать, когда все бегают. Освобожденным детям можно просто прогуляться по лагерю. Дальние походы, выезды, купание детей предполагают присутствие медработника лагеря. Статья 19, ч. 1. Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации. Используйте наказание только в крайних ситуациях. Не наказывайте ребенка лишением еды, запиранием в комнате или другими формами лишения свободы. Лучше лишите его на время каких-либо привилегий. Помните, что наказание действенно, когда оно понятно ребенку, и он считает его справедливым. Девочки более эмоциональны и долго могут переживать наказание. Мальчики более самостоятельны и стремятся сами наказать виновного. Не поощряйте самосуды. Решение о наказании нужно обсудить с отрядом. Поводом для обзывательств, появления прозвищ (что можно считать эмоциональным насилием) зачастую является зарядка. В обычных лагерях дети не любят зарядку, так как стесняются избыточного веса или худобы, неспортивного внешнего вида, несоответствия общепринятым эталонам «молодежной красоты». Советуем проводить зарядку отдельно для мальчиков и девочек. У девочек в подростковом возрасте популярна аэробика, у мальчиков – выполнение силовых упражнений. Организуйте в лагере «День фитнеса», пригласите профессиональных инструкторов для проведения мастер-классов. Частным спортивным клубам нужна реклама, они вам не откажут. Статья 32, ч. 1. Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья. Следует помнить о снижении работоспособности и эффективности деятельности при выполнении различных поручений у мальчиков и девочек. Количество ошибочных действий у мальчиков резко увеличивается в 13–14 лет, у девочек «пик ошибок» отмечается в 12 лет. Для подростков трудна монотонная работа. При выполнении однообразных, но необходимых действий они устают через 8–10 минут. Повышенной утомляемостью объясняется синдром «подростковой лени». Статья 34, ч. 1. Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения. Старшие подростки постоянно должны находиться в поле внимания вожатого. Старшие подростки не должны жить в одной комнате с вожатыми. У мальчиков и девочек должны быть отдельные, изолированные комнаты, душевые и туалеты. Перед отбоем проверяйте комнаты мальчиков и девочек: каждый должен спать в своей кровати. Занятия спортом и повышенная физическая нагрузка помогают снять повышенное возбуждение у подростков. Организуйте в старших отрядах встречи со специалистами центров планирования семьи. Сформулируй рекомендации для вожатого на основе Конвенции ООН о правах ребенка (каким образом и с помощью каких средств и форм вожатый в своей ежедневной деятельности с отрядом может соблюдать требования конвенции, например: Ст.7 – проводи больше игр и КТД на знакомство / уважай имя, каким себя называет ребенок / избегай использовать прозвища)

Ответ нейросети

25 ноября 2024 16:49

На основе Конвенции ООН о правах ребенка можно выделить несколько рекомендаций для вожатого, чтобы обеспечить соблюдение прав детей в своей ежедневной деятельности:

1. Уважение к личной идентичности (Статья 7)

  • Игры и КТД (коллективно-творческие дела): Проводите больше игровых мероприятий, направленных на знакомство участников друг с другом. Например, организуйте игры "Имя и увлечение", где каждый рассказывает о своем имени и интересах.
  • Использование имен: Всегда обращайтесь к детям по их именам. Убедитесь, что все дети знают имена друг друга и вожатых, чтобы создать атмосферу уважения и дружбы.

2. Свобода выражения мнений (Статья 12, 13)

  • Создание безопасной среды: Обеспечьте условия, при которых дети могут свободно выражать свои мнения и чувства. Включите в режим дня время для обсуждений и обмена мнениями.
  • Обсуждение конфликтов: Учите детей конструктивно обсуждать конфликты и ошибки, избегая грубости и оскорблений.

3. Право на отдых и досуг (Статья 31)

  • Сбалансированная программа: Разработайте разнообразную программу мероприятий, включая интеллектуальные, творческие и спортивные активности, чтобы каждый ребенок мог найти занятие по душе и развивать свои способности.
  • Тематические дни: Организуйте различные интересные мероприятия, такие как спортивные турниры или художественные конкурсы, чтобы включить всех детей.

4. Свобода ассоциации и мирных собраний (Статья 15)

  • Создание групп интересов: Позвольте детям формировать группы по интересам, где они могут взаимодействовать и делиться идеями. Это может быть клуб по интересам, художественная студия и т.д.
  • Доброжелательная атмосфера: Продвигайте сотрудничество и дружбу между детьми, поощряя взаимопомощь во время командных игр и проектов.

5. Право на защиту и безопасность (Статья 19)

  • Обучение уважению: Проводите занятия на темы уважения и безопасности, обучая детей навыкам противостояния насилию, как физическому, так и эмоциональному.
  • Индивидуальный подход: Будьте чутким к детям, у которых есть трудности в коммуникации или переживания.

6. Право на личную жизнь и неприкосновенность (Статья 16)

  • Почта и личные заметки: Организуйте специальные мероприятия, такие как "Почта", где дети могут обмениваться письмами без вмешательства. Это создаст атмосферы доверия и уважения к личному пространству.
  • Конфиденциальность: Уважайте личные вещи детей и не вмешивайтесь в их частную жизнь без необходимости.

7. Право на уважение и личную жизнь (Статья 24)

  • Соблюдение санитарных норм: Постарайтесь обеспечить условия питания и проживания, которые соответствуют нормам санитарии и гигиены. Регулярно обсуждайте с детьми важность личной гигиены.
  • Планирование пребывания в душевых: Разработайте график для использования душевых и туалетов, чтобы устранить любые неудобства.

8. Право на медицинскую помощь (Статья 24, ч. 1)

  • Информирование о правилах здоровья: Регулярно напоминайте детям о здоровом образе жизни и важности физической активности. Поощряйте их обращаться за медицинской помощью при необходимости.
  • Безопасность при занятиях: Всегда обеспечивайте наличие медицинского работника при активностях на свежем воздухе или спортивных мероприятиях.

9. Право на защиту от эксплуатации (Статья 32)

  • Адекватные задания: Убедитесь, что задания, которые вы даете детям, соответствуют их возрасту и не представляют опасности для здоровья. Не допускайте чрезмерной нагрузки.
  • Вопросы и обсуждения: Регулярно проводите обсуждения с детьми о том, что они чувствуют в процессе выполнения заданий и как они воспринимают свои обязательства.

Следуя этим рекомендациям, вожатый сможет эффективно работать в рамках требований Конвенции ООН о правах ребенка, создавая безопасную, поддерживающую и развивающую среду для детей в лагере.

Задай свой вопрос

Напиши любую задачу или вопрос, а нейросеть её решит

Похожие вопросы

15
Бесплатно Мобильное приложение ГДЗ

Мобильное приложение ГДЗ

Задавай вопросы искуcственному интеллекту текстом или фотографиями в приложении на iPhone или Android

qr-codegoogle-playapp-store

Саша — ассистент в телеграмме

Конвенция ООН о правах ребенка глазами вожатого. Одной из важных функций вожатого в любом лагере является соблюдение и защита прав детей. На сегодняшний день важнейшим международным документом по правам детей является Конвенция ООН о правах ребенка. Страны, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны привести свое национальное законодательство в соответствие с требованиями этого документа. Генеральная Ассамблея ООН открыла для подписания Конвенцию ООН о правах ребенка в 1989 году. Это единственный документ ООН, ратифицированный большинством стран мира. В СССР Конвенция вступила в силу 15 сентября 1990 года, после распада Советского Союза Российская Федерация ратифицировала Конвенцию в 1991 году. Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. При работе с несовершеннолетними необходимо знать, что с момента заключения трудового договора вожатый несет уголовную ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей. Современные темпы акселерации делают четырнадцатилетних подростков похожими на совершеннолетних, особенно ярко это заметно у девочек. Стоит помнить о том, что бурное развитие организма в подростковом возрасте обуславливает повышенную физическую активность, значительный рост жизненной энергии, что может привести к серьезным травмам. Эта ситуация усугубляется процессами полового созревания, способствующими еще большему возрастанию импульсивности, частой смене настроения, неадекватным формам выражения обид и протеста. Психологи считают, что обидчивость, плач без видимой причины, частая и резкая смена настроений характерны для девочек. У мальчиков возрастает двигательная активность, они становятся более шумными, неусидчивыми, суетливыми. У многих ребят наблюдаются нарушения координации и точности движений, они становятся неловкими и неуклюжими, в результате чего непреднамеренно разрушают все вокруг, могут нанести вред себе и окружающим вопреки своим желаниям. Статья 7. Ребенок имеет право на имя. Очень часто дети называют друг друга, используя прозвища, иногда очень обидные. Вожатый не должен поощрять подобных обращений детей друг к другу и к самому себе. Психологи считают, что обращение по имени несет для человека, к которому обращаются, колоссальный положительный заряд. Еще до смены вожатому предстоит определиться с обращением детей к самому себе: по имени или по имени и отчеству. Важно, чтобы в лагере были приняты единые стандарты обращения. Опыт показывает, что обращение к вожатому по имени возможно, но лучше на “вы”, это минимизирует возникновение панибратских отношений детей к вожатому. По обращениям детей в лагере легко определить уровень сплоченности временного детского и педагогического коллективов лагеря. Высокий уровень подтверждается в случае, когда дети знают по именам всех вожатых лагеря, а не только своего отряда, когда здороваются со всеми в лагере. Очень большое значение придается обращениям в орлятской педагогике. Встречаясь, принято говорить друг другу: «Добрый день!», «Добрый вечер!» и т.д. На вечерних огоньках традиционны обобщенные обращения: «Доброй вам ночи, девчата-орлята! Доброй вам ночи, ребята-орлята! Доброй вам ночи, вожатые наши! Завтра нам снова в путь!» Статья 12, 13. Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды. Практика показывает, если на отряде работают девушки-вожатые, то, по неопытности, они чаще наказывают только мальчиков. Более опытные девушки-вожатые отмечают, что с мальчишками работать намного проще. Вожатому следует помнить, что подростки не всегда могут сформулировать свое мнение корректно. Мальчики чаще прибегают к использованию грубых слов, ненормативной лексики. Девочки-подростки не всегда могут сдержать своих чувств, когда им кажется, что они влюблены и стремятся достаточно свободно показать это, устраивая настоящую женскую охоту за объектом мечтаний. Сложнее, когда им оказывается вожатый. Статья 31. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. В первые дни смены вожатый должен изучить увлечения, хобби детей. Чтобы у мальчиков и у девочек в отряде были равные возможности для реализации своих способностей, при планировании отрядной работы необходимо сбалансировать количество интеллектуальных, творческих и спортивных мероприятий. Например, «герой дня» имеет право зажечь свечу на вечернем огоньке и назначается ее хранителем до следующего огонька. Традиционными в лагерях являются гендерно обусловленные тематические дни и коллективно-творческие дела, такие как: День мальчиков, День девочек, Рыцарский турнир, Мисс лагеря и т.п. Вожатый должен иметь четкое представление о целях и методике проведения данных мероприятий. Их содержание требует серьезной проработки. Проведение конкурса «Мисс лагеря», очень популярного в обычных лагерях, возможно при соблюдении ряда условий. Во-первых, если проводится «Мисс лагеря», то нужно провести и «Мистер лагеря». Во-вторых, эти конкурсы должны быть связаны между собой. В-третьих, такие конкурсы допустимы, если их цель не выбрать самую красивую или самого красивого, а показать, как мужчина и женщина могут достичь гармонии красоты внешней и внутренней, как мужчина и женщина могут дополнить друг друга. Детям это сложно сделать. Из-за отсутствия жизненного опыта, они стараются копировать не самые лучшие образцы межличностного поведения. Эффективней проводить подобные конкурсы как парные. Каждая пара выступает в роли либо художественных персонажей, либо героев популярных фильмов, либо вымышленных героев. Но обязательно пара – мальчик и девочка. В этом случае оценивается не красота каждого из них, а гармоничность пары. Статья 15. Ребенок имеет право на свободу ассоциации и свободу мирных собраний. На первый взгляд, девочки более активны, но практика последних лет работы с детьми в лагере показывает, что мальчики догоняют и обгоняют девочек в плане творчества, инициативности, умения повести за собой, лидерства. Хотя при этом очевидна и некая смена ролей: мальчики становятся более женственными (ухаживают за собой, моделируют красивые прически, предпочитают длинные волосы, носят фенечки, кольца, серьги, обтягивающую одежду), а в поведении девочек угадываются мужские черты (одевают брюки и кроссовки, минимально пользуются косметикой, предпочитают короткие стрижки). Статья ст. 9, ч. 3. Ребенок имеет право сохранять связь с обоими родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими. Встречи детей с родителями желательно организовывать специально в родительские дни. Организация совместных мероприятий детей с родителями имеет большой воспитательный потенциал для подготовки мальчиков и девочек к роли будущих мам и пап. Часто в лагере в родительский день проводится спортивная эстафета «Мама, папа, я – спортивная семья!» В ней принимают участие две-три настоящих семьи и одна – комичная, состоящая из ряженых вожатых. С одной стороны, роль вожатых – насмешить, поднять настроение зрителей, разогреть публику, но с другой, комичным поведением, несогласованностью действий, вожатые показывают ценность настоящих семей, их взаимовыручку, гордость за успехи и сопереживания за неудачи. Чаще привлекайте родителей к участию в программе лагеря. Статья 20, ч. 1. Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь. Проведение родительских дней осложняется, когда в лагере есть дети-сироты. В последние годы детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения либо включают в обычные отряды, но чаще формируют отдельные. Родители «домашних» детей, приезжая на выходные в лагерь, часто привозят сиротам подарки (еду, одежду, игрушки), что вызывает у них либо ответную реакцию обиды и злобы, либо усиливает потребительскую позицию. Чтобы избежать конфликтов, советуем вожатым не исключать специализированные отряды из межотрядной и общелагерной жизни, что бывает крайне тяжело из-за консервативности и закрытости их воспитателей. Статья. 17, ч. 1. Ребенок имеет право на доступ к информации. Сообщите детям и их родителям почтовый индекс, адрес и телефон лагеря, а также официальный сайт лагеря или официальные группы лагеря в социальных сетях, чтобы родители имели возможность знать о том, чем занимаются их дети в лагере. Статья ст. 16, ч. 1. Ребенок имеет право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции. У девочек, приезжающих в лагерь, гораздо больше личных вещей, чем у мальчиков. Девчонки привозят с собой игрушки, плакаты, альбомы с фотографиями, массу косметики и одежды. Мальчишки чаще привозят технику (магнитофоны, а в последнее время и видеокамеры, и ноутбуки). Помогите им рационально расположить свои вещи, особенно – ценные вещи (мобильные телефоны, фотоаппараты, видеокамеры, деньги). Нежелательно, чтобы вожатый хранил эти ценности у себя. В лагере могут быть оборудованы камеры хранения, очень дорогие вещи можно хранить в кабинете администрации лагеря, а еще лучше посоветовать отдать их родителям домой. Вожатый не имеет права досматривать и позволять кому-то досматривать личные вещи ребенка без его разрешения. Наличие скоропортящихся продуктов у воспитанников проверяется в присутствии ребенка, вожатого и медработника лагеря. Если Вы подозреваете воспитанника в краже, досмотр личных вещей должен проводиться в присутствии ребенка, вожатого и уполномоченного директором лагеря лица. Из-за неумения общаться с противоположным полом дети часто пытаются тайно прочитать чужие дневники, заглянуть в чужие записки или вещи. Организуйте игру «Почта». Она может быть постоянной или проводиться с определенной периодичностью. В отряде торжественно вывешивается почтовый ящик, выбирается «почтальон», который доставляет детям письма. Другая интерпретация игры состоит в том, что дети вывешивают на двери персональные конверты, и любой желающий может положить свое послание в соответствующий конверт. Этот вариант игры помогает вожатому отслеживать “изгоев” отряда. Статья 27, ч. 1. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. К сожалению, соблюдение этого права в лагере не всегда зависит от вожатого, это обусловлено развитием материально- технической базы лагеря. Но защитить данное право ребенка вожатый обязан! Условия питания, проживания, отдыха детей, объектов для осуществления личной гигиены и т.п. должны соответствовать нормам санитарно-эпидемиологического контроля и требованиям техники безопасности. Не во всех лагерях душевые кабины и туалеты располагаются в комнатах воспитанников, так как при строительстве детских лагерей не учитываются гендерные различия детей. В большинстве лагерей отсутствуют биде для девочек, туалеты для мальчиков и девочек находятся через стенку и зачастую не имеют дверей. Отдельные кабины в мужских и женских туалетах также не имеют дверей, что нарушает интимное право ребенка на личную жизнь. Что минимально может сделать вожатый в этой ситуации? Составить четкое расписание посещения душа, отрядных банных дней, работы постирочной и гладильной комнат, сушилки, согласовать расписание с администрацией лагеря, другими отрядами. Статья 24, ч.1. Ребенок имеет право на медицинскую помощь. Иногда врачи разрешают некоторым детям (особенно девочкам в период менструации) не посещать зарядку. Но это вовсе не означает, что ребенок может спать, когда все бегают. Освобожденным детям можно просто прогуляться по лагерю. Дальние походы, выезды, купание детей предполагают присутствие медработника лагеря. Статья 19, ч. 1. Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации. Используйте наказание только в крайних ситуациях. Не наказывайте ребенка лишением еды, запиранием в комнате или другими формами лишения свободы. Лучше лишите его на время каких-либо привилегий. Помните, что наказание действенно, когда оно понятно ребенку, и он считает его справедливым. Девочки более эмоциональны и долго могут переживать наказание. Мальчики более самостоятельны и стремятся сами наказать виновного. Не поощряйте самосуды. Решение о наказании нужно обсудить с отрядом. Поводом для обзывательств, появления прозвищ (что можно считать эмоциональным насилием) зачастую является зарядка. В обычных лагерях дети не любят зарядку, так как стесняются избыточного веса или худобы, неспортивного внешнего вида, несоответствия общепринятым эталонам «молодежной красоты». Советуем проводить зарядку отдельно для мальчиков и девочек. У девочек в подростковом возрасте популярна аэробика, у мальчиков – выполнение силовых упражнений. Организуйте в лагере «День фитнеса», пригласите профессиональных инструкторов для проведения мастер-классов. Частным спортивным клубам нужна реклама, они вам не откажут. Статья 32, ч. 1. Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья. Следует помнить о снижении работоспособности и эффективности деятельности при выполнении различных поручений у мальчиков и девочек. Количество ошибочных действий у мальчиков резко увеличивается в 13–14 лет, у девочек «пик ошибок» отмечается в 12 лет. Для подростков трудна монотонная работа. При выполнении однообразных, но необходимых действий они устают через 8–10 минут. Повышенной утомляемостью объясняется синдром «подростковой лени». Статья 34, ч. 1. Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения. Старшие подростки постоянно должны находиться в поле внимания вожатого. Старшие подростки не должны жить в одной комнате с вожатыми. У мальчиков и девочек должны быть отдельные, изолированные комнаты, душевые и туалеты. Перед отбоем проверяйте комнаты мальчиков и девочек: каждый должен спать в своей кровати. Занятия спортом и повышенная физическая нагрузка помогают снять повышенное возбуждение у подростков. Организуйте в старших отрядах встречи со специалистами центров планирования семьи. Сформулируй рекомендации для вожатого на основе Конвенции ООН о правах ребенка (каким образом и с помощью каких средств и форм вожатый в своей ежедневной деятельности с отрядом может соблюдать требования конвенции, например: Ст.7 – проводи больше игр и КТД на знакомство / уважай имя, каким себя называет ребенок / избегай использовать прозвища)
На основе Конвенции ООН о правах ребенка можно выделить несколько рекомендаций для вожатого, чтобы обеспечить соблюдение прав детей в своей ежедневной деятельности: ### 1. Уважение к личной идентичности (Статья 7) - **Игры и КТД (коллективно-творческие дела):** Проводите больше игровых мероприятий, направленных на знакомство участников друг с другом. Например, организуйте игры "Имя и увлечение", где каждый рассказывает о своем имени и интересах. - **Использование имен:** Всегда обращайтесь к детям по их именам. Убедитесь, что все дети знают имена друг друга и вожатых, чтобы создать атмосферу уважения и дружбы. ### 2. Свобода выражения мнений (Статья 12, 13) - **Создание безопасной среды:** Обеспечьте условия, при которых дети могут свободно выражать свои мнения и чувства. Включите в режим дня время для обсуждений и обмена мнениями. - **Обсуждение конфликтов:** Учите детей конструктивно обсуждать конфликты и ошибки, избегая грубости и оскорблений. ### 3. Право на отдых и досуг (Статья 31) - **Сбалансированная программа:** Разработайте разнообразную программу мероприятий, включая интеллектуальные, творческие и спортивные активности, чтобы каждый ребенок мог найти занятие по душе и развивать свои способности. - **Тематические дни:** Организуйте различные интересные мероприятия, такие как спортивные турниры или художественные конкурсы, чтобы включить всех детей. ### 4. Свобода ассоциации и мирных собраний (Статья 15) - **Создание групп интересов:** Позвольте детям формировать группы по интересам, где они могут взаимодействовать и делиться идеями. Это может быть клуб по интересам, художественная студия и т.д. - **Доброжелательная атмосфера:** Продвигайте сотрудничество и дружбу между детьми, поощряя взаимопомощь во время командных игр и проектов. ### 5. Право на защиту и безопасность (Статья 19) - **Обучение уважению:** Проводите занятия на темы уважения и безопасности, обучая детей навыкам противостояния насилию, как физическому, так и эмоциональному. - **Индивидуальный подход:** Будьте чутким к детям, у которых есть трудности в коммуникации или переживания. ### 6. Право на личную жизнь и неприкосновенность (Статья 16) - **Почта и личные заметки:** Организуйте специальные мероприятия, такие как "Почта", где дети могут обмениваться письмами без вмешательства. Это создаст атмосферы доверия и уважения к личному пространству. - **Конфиденциальность:** Уважайте личные вещи детей и не вмешивайтесь в их частную жизнь без необходимости. ### 7. Право на уважение и личную жизнь (Статья 24) - **Соблюдение санитарных норм:** Постарайтесь обеспечить условия питания и проживания, которые соответствуют нормам санитарии и гигиены. Регулярно обсуждайте с детьми важность личной гигиены. - **Планирование пребывания в душевых:** Разработайте график для использования душевых и туалетов, чтобы устранить любые неудобства. ### 8. Право на медицинскую помощь (Статья 24, ч. 1) - **Информирование о правилах здоровья:** Регулярно напоминайте детям о здоровом образе жизни и важности физической активности. Поощряйте их обращаться за медицинской помощью при необходимости. - **Безопасность при занятиях:** Всегда обеспечивайте наличие медицинского работника при активностях на свежем воздухе или спортивных мероприятиях. ### 9. Право на защиту от эксплуатации (Статья 32) - **Адекватные задания:** Убедитесь, что задания, которые вы даете детям, соответствуют их возрасту и не представляют опасности для здоровья. Не допускайте чрезмерной нагрузки. - **Вопросы и обсуждения:** Регулярно проводите обсуждения с детьми о том, что они чувствуют в процессе выполнения заданий и как они воспринимают свои обязательства. Следуя этим рекомендациям, вожатый сможет эффективно работать в рамках требований Конвенции ООН о правах ребенка, создавая безопасную, поддерживающую и развивающую среду для детей в лагере.