В истории России, особенно в контексте 17 и 18 веков, можно выделить несколько конфессий, которые подвергались значительному давлению со стороны властей. В 17 веке наиболее заметным было давление на старообрядцев, которые, после реформы патриарха Никона в середине 17 века, столкнулись с гонениями и преследованиями. Эти преследования проводились как на уровне церковной, так и на уровне государственной власти.
В первой половине 18 века, особенно в эпоху Петра I, давление на старообрядцев продолжилось, и к ним добавились протестанты и католики, но в основном внимание государству было сосредоточено на уравнении всех органов власти под единое управление, а также на усилившейся секуляризации и модернизации общества. Петр I стремился к западной модернизации России и, соответственно, уделял особое внимание вопросам реформирования религиозной жизни. Институты, связанные с иностранными конфессиями, получали определённые привилегии, если они способствовали экономическому развитию.
Следовательно, можно выделить несколько ключевых отличий в национальной политике 17 и 18 веков:
Гонения старообрядцев: В 17 веке старообрядцы подвергались систематическим гонениям, которые продолжались и в первой половине 18 века, но находились под контролем более централизованной власти Петра I.
Секуляризация и модернизация: В 18 веке акцент сместился на секуляризацию общества и принятие западных культурных норм, что способствовало некоторой либерализации в отношении иностранных конфессий, таких как протестанты и католики.
Контроль над церковью: Петр I значительно усилил контроль государства над церковью, что отличает первую половину 18 века от более разрозненной и менее централизованной политики 17 века.
Таким образом, можно сказать, что давление на конфессии в 18 веке удовлетворяло не только стремление к религиозной унификации, но и идеологии государственного управления и модернизации.