Контрольная работа по теме «Причастие»
Варнант 1. ЧАСТЬ 1
1. Спишите, расставляя знаки препинания (если это необходимо) и объясняя
графически их поставку. Листья блистающие золотом укрывали дорожки осеннего сада… Пылавшие пурпуром вершины рябин издалека видны в сумрачном лесу.
Мы вернули в библиотеку взятые накануне у Киры учебники.
Я остановился возле полянок усеянных брусникой.
2. Вставить пропущенные буквы в суффиксах причастий, прокомментировать
свой выбор. Аппарат, посыла_мый на Луну; чутко слыш щий; независ_мая оценка; понима щий с
полуслова; пен щиеся волны.
3. Раскройте скобки, прокомментируйте слитное и раздельное написание НЕ
с
причастиями. Гласные, (не)проверяемые ударением.
Решение (не)продумано.
Еще (не)прочитанная книга.
(Не)навидевший весь мир.
(Не)устрашимый боец.
4. Н или НН ? Графически объясните свой выбор.
Поляна освеще(н, нн)а; даль тума(н, нн)а; размеша(н, нн)ые краски; исправле(н, работа; кожа(н, нн)ый портфель; жаре(н, нн)ая в масле рыба;; вяза(н,нн)ый чулок; маринова(н,нн)ые огурцы.
нн)ая
5. Вставьте нужную гласную перед Н, НН в причастиях, объясните свой выбор. Пойм_нные птицы. Вырубл_нный лес. Заморож_нные продукты. Размеш_нные краски.
6. Расставьте (если необходимо) знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения и морфологический разбор причастия.
По утрам железо покрывалось хрупкой изморозью тающей под рукой.
Часть 2.
Прочитайте текст и выполните к нему задания 1-4. Ответами к заданиям 1-4 являются слово или несколько слов.
(1)Старый пруд был затянут ряской. (2)Мы спустились сюда из сада, спугнули плескавшихся здесь диких уток. (3) Неожиданно одна из них тяжело плюхнулась в пруд и поплыла.(4) Мне хотелось пройти к разрушенному кирпичному дому, со всех сторон заросшему липами и дубами.(5)Валентин Петрович купил его, чтобы построить дом, напоминавший ему отцовский.(6) Мы прошли вдоль берега пруда. (7) Наша тропинка устремилась к дому, обрушенные стены которого выглядывали сквозь кусты. (8) Мы осторожно побродили внутри заброшенного холодного дома по тёмным разломанным сгнившим доскам, и Петрович поделился планами его обустройства.
1. Выпишите из данного текста действительные причастия
прошедшего времени.
2. Укажите вид причастия из предложения (2).
3. Укажите синтаксическую роль слова «затянут» из предложения (1).
4. Укажите время причастия «заброшенного» из предложения (8).
Мы вернули в библиотеку взятые накануне у Киры учебники.
Я остановился возле полянок, усеянных брусникой.
Объяснение расстановки:
Запятые ставятся для выделения причастных оборотов и уточняющих обстоятельств. В первом предложении "блистающие золотом" и "усеянных брусникой" — это причастные обороты, которые дополняют смысл основного предложения.
Вставка пропущенных букв:
Аппарат, посылаемый на Луну; чутко слышащий; независимая оценка; понимающий с полуслова; пенящиеся волны.
Комментарий:
В карте суффиксы причастий: "-ем" в "посылаемый", "-ащий" в "слышщий", "-им" в "независимая", "-ющий" в "понимающий", "-ящиеся" в "пенящиеся".
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями:
Гласные, не проверяемые ударением.
Решение не продумано.
Еще не прочитанная книга.
Не навидевший весь мир.
Не устрашимый боец.
Комментарий:
Слово «не» пишется слитно с причастиями, если без «не» это слово не употребляется (например, «не прочитанная», «не устрашимый»). Раздельно — если можно заменить на antonym (например, «не продумано»).
ПО распространяется в виде интернет-сервиса, специальные действия по установке ПО на стороне пользователя не требуются
Контрольная работа по теме «Причастие»
Варнант 1. ЧАСТЬ 1
1. Спишите, расставляя знаки препинания (если это необходимо) и объясняя
графически их поставку. Листья блистающие золотом укрывали дорожки осеннего сада… Пылавшие пурпуром вершины рябин издалека видны в сумрачном лесу.
Мы вернули в библиотеку взятые накануне у Киры учебники.
Я остановился возле полянок усеянных брусникой.
2. Вставить пропущенные буквы в суффиксах причастий, прокомментировать
свой выбор. Аппарат, посыла_мый на Луну; чутко слыш щий; независ_мая оценка; понима щий с
полуслова; пен щиеся волны.
3. Раскройте скобки, прокомментируйте слитное и раздельное написание НЕ
с
причастиями. Гласные, (не)проверяемые ударением.
Решение (не)продумано.
Еще (не)прочитанная книга.
(Не)навидевший весь мир.
(Не)устрашимый боец.
4. Н или НН ? Графически объясните свой выбор.
Поляна освеще(н, нн)а; даль тума(н, нн)а; размеша(н, нн)ые краски; исправле(н, работа; кожа(н, нн)ый портфель; жаре(н, нн)ая в масле рыба;; вяза(н,нн)ый чулок; маринова(н,нн)ые огурцы.
нн)ая
5. Вставьте нужную гласную перед Н, НН в причастиях, объясните свой выбор. Пойм_нные птицы. Вырубл_нный лес. Заморож_нные продукты. Размеш_нные краски.
6. Расставьте (если необходимо) знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения и морфологический разбор причастия.
По утрам железо покрывалось хрупкой изморозью тающей под рукой.
Часть 2.
Прочитайте текст и выполните к нему задания 1-4. Ответами к заданиям 1-4 являются слово или несколько слов.
(1)Старый пруд был затянут ряской. (2)Мы спустились сюда из сада, спугнули плескавшихся здесь диких уток. (3) Неожиданно одна из них тяжело плюхнулась в пруд и поплыла.(4) Мне хотелось пройти к разрушенному кирпичному дому, со всех сторон заросшему липами и дубами.(5)Валентин Петрович купил его, чтобы построить дом, напоминавший ему отцовский.(6) Мы прошли вдоль берега пруда. (7) Наша тропинка устремилась к дому, обрушенные стены которого выглядывали сквозь кусты. (8) Мы осторожно побродили внутри заброшенного холодного дома по тёмным разломанным сгнившим доскам, и Петрович поделился планами его обустройства.
1. Выпишите из данного текста действительные причастия
прошедшего времени.
2. Укажите вид причастия из предложения (2).
3. Укажите синтаксическую роль слова «затянут» из предложения (1).
4. Укажите время причастия «заброшенного» из предложения (8).
ЧАСТЬ 1
1. **Расстановка знаков препинания:**
- Листья, блистающие золотом, укрывали дорожки осеннего сада… Пылавшие пурпуром вершины рябин издалека видны в сумрачном лесу.
- Мы вернули в библиотеку взятые накануне у Киры учебники.
- Я остановился возле полянок, усеянных брусникой.
*Объяснение расстановки:*
- Запятые ставятся для выделения причастных оборотов и уточняющих обстоятельств. В первом предложении "блистающие золотом" и "усеянных брусникой" — это причастные обороты, которые дополняют смысл основного предложения.
2. **Вставка пропущенных букв:**
- Аппарат, посылаемый на Луну; чутко слышащий; независимая оценка; понимающий с полуслова; пенящиеся волны.
*Комментарий:*
- В карте суффиксы причастий: "-ем" в "посылаемый", "-ащий" в "слышщий", "-им" в "независимая", "-ющий" в "понимающий", "-ящиеся" в "пенящиеся".
3. **Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями:**
- Гласные, не проверяемые ударением.
- Решение не продумано.
- Еще не прочитанная книга.
- Не навидевший весь мир.
- Не устрашимый боец.
*Комментарий:*
- Слово «не» пишется слитно с причастиями, если без «не» это слово не употребляется (например, «не прочитанная», «не устрашимый»). Раздельно — если можно заменить на antonym (например, «не продумано»).
4. **Н или НН?**
- Поляна освещена; даль туманна; размешанные краски; исправленная работа; кожаный портфель; жареная в масле рыба; вязаный чулок; маринованные огурцы.
*Объяснение:*
- Одно Н — для причастий с основой на -н- и основами без суффикса; два Н — если основа с суффиксом и конце.
5. **Вставка гласной перед Н, НН:**
- Пойманные птицы. Вырубленный лес. Замороженные продукты. Размешанные краски.
*Комментарий:*
- Гласные вставляются по смыслу или фонетическим правилам. Например, -а- в "пойманные", -е- в "вырубленный".
6. **Знаки препинания и разбор:**
- По утрам железо покрывалось хрупкой изморозью, тающей под рукой.
*Синтаксический разбор:*
- "По утрам" — обстоятельство времени.
- "железо" — подлежащее.
- "покрывалось" — сказуемое.
- "хрупкой" — определение.
- "изморозью" — дополнение.
- "тающей" — обстоятельство.
*Морфологический разбор причастия:*
- "тающей" — причастие, настоящее время, женский род, именительный падеж.
ЧАСТЬ 2
1. **Действительные причастия прошедшего времени:**
- затянут (от затянуть)
- спугнули (от спугнуть)
- разрушенному (от разрушить)
2. **Вид причастия из предложения (2):**
- Причастие "плескавшихся" — действительное, так как обозначает действие, производимое утками.
3. **Синтаксическая роль слова «затянут» из предложения (1):**
- "затянут" — сказуемое в пассивном залоге, отвечает на вопрос "как?", относится к предмету "пруд".
4. **Время причастия «заброшенного» из предложения (8):**
- "заброшенного" — прошедшее время, так как указывает на действие, которое произошло в прошлом.
Надеюсь, этот разбор был полезен! Если есть дополнительные вопросы, не стесняйтесь задавать.