Законспектировать лекцию . Наследственность и развитие Природное (биологическое) в человеке — это то, что связывает его с предками, а через них - со всем живым миром, с высшими животными в особенности. Отражение биологического наследственность, т.е. передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности — гены (в переводе с греческого «ген» означает рождающийся). Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коле. хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, цвет волос, глаз и кожи, группы, крови, резус-фактор. Унаследованные физические особенности человека предопределяют видимые и невидимые различия людей. К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловли-вающие характер, особенности протекания психических процессов. Изьяны, недостатки нервной деятельности родителей, в том числе и патологические, вызывающие психические расстройства, болезни (например, шизофрению) могут передаваться потомству. Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства — карлико-вость, например. Отрицательное влияние на потомство оказывают алкоголизм и наркомания родителей. Поэтому педагогический аспект исследований закономерностей человеческого развития охватывает изучение трех главных проблем: 1. наследование интеллектуальных качеств. Педагоги-материалисты исходят из того, что все нормальные люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил и способны практически к неограниченному духовному развитию. Педагоги-идеалисты считают доказанным факт наличия интеллектуального неравенства людей и первопричиной его признают биологическую наследственность, человеческая природа не поддается усовершенствованию, интеллектуальные способности остаются неизменными и постоянными. Вместе с тем педагоги всего мира признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность. Отрицательные предрасположения создают. например, вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые наследственные психические заболевания. 2. наследование специальных задатков - это задатки к определенному виду деятельнести (музыкальные, художественные, математические, лингвистические, спортивные и мн. др.). Установлено, что дети, обладающие специальными задатками, достигают значительно более высоких результатов и продвигаются в избранной области деятельности быстрыми темпами. При сильной выраженности таких задатков они проявляются в раннем возрасте, если человеку предоставляются необходимые условия. 3. наследование моральных качеств и психики. Ведущим положением отечественной педагогики долгое время было утверждение о том, что все психические качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым, ни скупым, а тем более ни злодеем или преступником. Каким станет человек, полностью зависит от среды и воспитания. Справедлива ли пословица, — яблоко от яблони недалеко падает? В западной педагогике доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми, природой человеку дается драчливость, агрессивность, жестокость, алчность. В последнее время открыто высказываются в пользу наследственной обусловленности нравст- венности человека и его социального поведения. Человек как биологический вид подвергся очень незначительным изменениям за всю извест- ную людям историю своего развития.
Ответ нейросети
09 декабря 2024 15:51
Конспект лекции: Наследственность и развитие
1. Введение в понятие наследственности
- Наследственность — это передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей.
- Природное (биологическое) в человеке связывает его с предками и живым миром.
2. Гены как носители наследственности
- Гены (греч. «ген» — рождающийся) хранят и передают информацию о свойствах организма.
- Унаследованные физические особенности: цвет волос, глаз, кожи, телосложение, группа крови, резус-фактор.
3. Наследственные свойства
- Особенности нервной системы, влияющие на характер и психические процессы.
- Болезни, передаваемые по наследству: гемофилия, сахарный диабет, эндокринные расстройства, психические расстройства (например, шизофрения).
- Алкоголизм и наркомания родителей негативно влияют на потомство.
4. Педагогический аспект исследований Исследуются три главные проблемы наследования:
Наследование интеллектуальных качеств
- Материалисты: все люди имеют высокие потенциальные возможности для умственного развития.
- Идеалисты: биологическая наследственность приводит к интеллектуальному неравенству; способности остаются неизменными.
- Неблагоприятные условия наследственности могут создавать проблемы в развитии (например, алко- и наркозависимость).
Наследование специальных задатков
- Специальные задатки (музыкальные, художественные, математические и др.) позволяют детям достигать высоких результатов при наличии необходимых условий.
- Ранняя проявляемость задатков у способных детей.
Наследование моральных качеств и психики
- В отечественной педагогике считалось, что все психические качества человека формируются в результате взаимодействия с окружающей средой.
- Западная педагогика утверждает, что нравственные качества могут быть биологически обусловлены.
- Современные взгляды подтверждают наследственную обусловленность нравственности и социального поведения.
5. Человек как биологический вид
- Биологическая эволюция человека за последние тысячелетия претерпела незначительные изменения.
Заключение
Наследственность играет важную роль в формировании физических, интеллектуальных и моральных качеств человека, и ее изучение имеет большое значение в педагогике и психологии.
Понравился ответ?
Задай свой вопрос
Напиши любую задачу или вопрос, а нейросеть её решит



