2. Спишите предложения, найдите главную и придаточную, выделите подчинительные союзы. Расставьте знаки препинания.
1. Отец толковал мне что теперь вся степная птица прячется с молодыми детьми по низким ложбинам. 2. Чтобы скоротать время я отправился побродить по лесу. 3. Чтобы научиться писать надо писать! 4. В такие дни зима как будто отдыхает оглядывается обдумывая что бы ей такое еще сделать. 5. Утром я проснулся оттого что в иллюминатор свободно лилось солнце. б. Чтобы увидеть море надо выйти за калитку и пройти немного по протоптанной в снегу тропинке. 7. Хотя солнце взошло во всей своей лучезарной красоте земля еще хранила следы непогоды. 8. Ущелье по которому мы шли было длинное и извилистое.
3. Продолжите предложения так, чтобы они получились СПП. Составьте схемы.
1. Друзья часто спрашивают,
2. В этой повести говорилось о том,
3. Я посмотрел в бинокль и увидел,
4. Он так ничего и не понял,
5. Наконец мы увидели дом,
6. Хочется.
Конечно! Давайте разберемся с вашими предложениями.
### 1. Разбор предложений
1. **Отец толковал мне, что теперь вся степная птица прячется с молодыми детьми по низким ложбинам.**
- **Главная:** Отец толковал мне
- **Придаточная:** что теперь вся степная птица прячется с молодыми детьми по низким ложбинам
- **Подчинительный союз:** что
- **Знаки препинания:** запятая перед «что»
2. **Чтобы скоротать время, я отправился побродить по лесу.**
- **Главная:** я отправился побродить по лесу
- **Придаточная:** Чтобы скоротать время
- **Подчинительный союз:** Чтобы
- **Знаки препинания:** запятая после «время»
3. **Чтобы научиться писать, надо писать!**
- **Главная:** надо писать
- **Придаточная:** Чтобы научиться писать
- **Подчинительный союз:** Чтобы
- **Знаки препинания:** запятая после «писать»
4. **В такие дни зима как будто отдыхает, оглядывается, обдумывая, что бы ей такое еще сделать.**
- **Главная:** Зима отдыхает, оглядывается
- **Придаточная:** что бы ей такое еще сделать
- **Подчинительный союз:** что
- **Знаки препинания:** запятые после «отдыхает», «оглядывается», перед «что»
5. **Утром я проснулся оттого, что в иллюминатор свободно лилось солнце.**
- **Главная:** я проснулся
- **Придаточная:** что в иллюминатор свободно лилось солнце
- **Подчинительный союз:** что
- **Знаки препинания:** запятая перед «что», после «оттого»
6. **Чтобы увидеть море, надо выйти за калитку и пройти немного по протоптанной в снегу тропинке.**
- **Главная:** надо выйти за калитку и пройти немного по протоптанной в снегу тропинке
- **Придаточная:** Чтобы увидеть море
- **Подчинительный союз:** Чтобы
- **Знаки препинания:** запятая после «море»
7. **Хотя солнце взошло во всей своей лучезарной красоте, земля еще хранила следы непогоды.**
- **Главная:** земля хранила следы непогоды
- **Придаточная:** Хотя солнце взошло во всей своей лучезарной красоте
- **Подчинительный союз:** Хотя
- **Знаки препинания:** запятая перед «земля»
8. **Ущелье, по которому мы шли, было длинное и извилистое.**
- **Главная:** Ущелье было длинное и извилистое
- **Придаточная:** по которому мы шли
- **Подчинительный союз:** по которому
- **Знаки препинания:** запятые перед и после придаточной части.
### 2. Продолжение предложений для составления СПП
1. **Друзья часто спрашивают,** когда мы снова встретимся.
2. **В этой повести говорилось о том,** как важно верить в мечту.
3. **Я посмотрел в бинокль и увидел,** что далеко на горизонте поднимается солнце.
4. **Он так ничего и не понял,** хотя я старалась объяснить все как можно проще.
5. **Наконец мы увидели дом,** который давно искали.
6. **Хочется,** чтобы лето никогда не кончалось.
Надеюсь, это поможет в подготовке к вашим экзаменам! Если у вас есть еще вопросы или нужна помощь, не стесняйтесь обращаться!