Расставьте запятые. Подчеркните основы предложений. Обозначьте границы главного
придаточного предложений, определите слово, к которому относится придаточное, зад айте вопрос к
придаточному, обозначьте средства связи. Определите тип придаточного.
1) Он шагал заботясь чтобы щебень не скрипел под ногами.
2) Проснувшись я увидел что уже два часа дня.
3) Я помню время когда ты был еще ребенком.
4) Мать спрашивала о том когда же мы наконец приедем.
5) На поляну где рос дуб мы вышли под вечер.
6) Я знаю где растут грибы и летом поеду туда.
7) Я помню тот день когда впервые побывал в театре.
8) Я сказал что люблю осенний лес.
9) Надо дать жизнь такой книге которая бы звучала и жила долго
10) Я стал припоминать когда мы могли встретиться.
11) Мы узнали когда был создан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»,
12) Я помню тот день когда впервые побывал в театре.
13) Впервые я услышал как шелестит лист падающий поздней осенью с дерева.
Вот анализ предложений с расставленными запятыми, выделением основ, обозначением границ главного и придаточного предложений, определением слова, к которому относится придаточное, вопросами к придаточным, средствами связи и определением типов придаточных:
1) Он шагал, **заботясь**, чтобы щебень не скрипел под ногами.
- Основа: Он шагал (главное), заботясь (придаточное).
- Границы: “Он шагал” / “чтобы щебень не скрипел под ногами”.
- Слово: чтобы относится к "шагал".
- Вопрос: для чего? (почему часть добавилась)
- Средства связи: чтобы (союз).
- Тип: цели.
2) Проснувшись, я увидел, что уже два часа дня.
- Основа: я увидел (главное), что уже два часа дня (придаточное).
- Границы: “я увидел” / “что уже два часа дня”.
- Слово: что относится к "увидел".
- Вопрос: что я увидел?
- Средства связи: что (союз).
- Тип: изъяснительное.
3) Я помню время, когда ты был еще ребенком.
- Основа: Я помню (главное), когда ты был еще ребенком (придаточное).
- Границы: “Я помню” / “когда ты был еще ребенком”.
- Слово: когда относится к "время".
- Вопрос: какое время?
- Средства связи: когда (союз).
- Тип: времени.
4) Мать спрашивала о том, когда же мы наконец приедем.
- Основа: Мать спрашивала (главное), когда же мы наконец приедем (придаточное).
- Границы: “Мать спрашивала” / “когда же мы наконец приедем”.
- Слово: когда относится к "о том".
- Вопрос: о чем спрашивала мать?
- Средства связи: когда (союз).
- Тип: изъяснительное.
5) На поляну, где рос дуб, мы вышли под вечер.
- Основа: мы вышли (главное), где рос дуб (придаточное).
- Границы: “мы вышли” / “где рос дуб”.
- Слово: где относится к "поляну".
- Вопрос: какую поляну?
- Средства связи: где (союз).
- Тип: места.
6) Я знаю, где растут грибы, и летом поеду туда.
- Основа: Я знаю / я поеду (главное), где растут грибы (придаточное).
- Границы: “Я знаю” / “где растут грибы”.
- Слово: где относится к "знаю".
- Вопрос: что я знаю?
- Средства связи: где (союз).
- Тип: изъяснительное.
7) Я помню тот день, когда впервые побывал в театре.
- Основа: Я помню (главное), когда впервые побывал в театре (придаточное).
- Границы: “Я помню” / “когда впервые побывал в театре”.
- Слово: когда относится к "день".
- Вопрос: какой день?
- Средства связи: когда (союз).
- Тип: времени.
8) Я сказал, что люблю осенний лес.
- Основа: Я сказал (главное), что люблю осенний лес (придаточное).
- Границы: “Я сказал” / “что люблю осенний лес”.
- Слово: что относится к "сказал".
- Вопрос: что я сказал?
- Средства связи: что (союз).
- Тип: изъяснительное.
9) Надо дать жизнь такой книге, которая бы звучала и жила долго.
- Основа: Надо дать (главное), которая бы звучала и жила долго (придаточное).
- Границы: “Надо дать” / “которая бы звучала и жила долго”.
- Слово: которая относится к "книге".
- Вопрос: какую книгу?
- Средства связи: которая (относительный союз).
- Тип: определительное.
10) Я стал припоминать, когда мы могли встретиться.
- Основа: Я стал припоминать (главное), когда мы могли встретиться (придаточное).
- Границы: “Я стал припоминать” / “когда мы могли встретиться”.
- Слово: когда относится к "припоминать".
- Вопрос: что я стал припоминать?
- Средства связи: когда (союз).
- Тип: времени.
11) Мы узнали, когда был создан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
- Основа: Мы узнали (главное), когда был создан роман (придаточное).
- Границы: “Мы узнали” / “когда был создан роман”.
- Слово: когда относится к "узнали".
- Вопрос: что мы узнали?
- Средства связи: когда (союз).
- Тип: времени.
12) Я помню тот день, когда впервые побывал в театре. (повторено, как и в 7)
13) Впервые я услышал, как шелестит лист, падающий поздней осенью с дерева.
- Основа: я услышал (главное), как шелестит лист (придаточное).
- Границы: “я услышал” / “как шелестит лист".
- Слово: как относится к "услышал".
- Вопрос: что я услышал?
- Средства связи: как (союз).
- Тип: изъяснительное.
Если у Вас есть дополнительные вопросы относительно предложений или другого материала, не стесняйтесь их задавать!