Файл didakticheskiy_material_po_teme_imya_sushchestvitelnoe_6_klass.docx 33.16 КБ Предварительный просмотр: Дидактический материал по теме «Имя существительное» 6 класс Задание 1. Определите падеж имен существительных в данном тексте. В одном болоте на кочке под ивой вывелись дикие кряковые утята. Вскоре после этого мать повела их к озеру по коровьей тропе. Я заметил их издали, спрятался за дерево, и утята подошли к самым моим ногам. Трех из них я взял себе на воспитание, остальные шестнадцать пошли себе дальше по коровьей тропе. Задание 2. Определите род имен существительных в данном тексте. Судья малина лето гроздь Дядя семья счастье радость Юноша гостья училище новость Папа траншея соление рысь Дедушка крыша блюдо мать Юнга колея верховье трость Владыка галерея удилище фальшь Задание 3. Определите, к каким типам склонения относятся существительные. Финиш, корыто, дочь, мама, конёк, сердце, линейка, рожь, ёж, пень, ель, принц, соль, крот, дача, кларнет, воробей, винт, территория, пустырь, пристань, герой, соловей, солонка, земля, кратер, магия, бергамот, дочка, красота, площадь. Задание 4. Какие имена существительные в русском языке называются несклоняемыми? Почему? Найдите в тексте несклоняемые имена существительные. Я решил отправиться в настоящее кругосветное путешествие: хотел повидать кенгуру, пони и эму. Мой друг мечтал увидеть Колорадо и Токио, а также заглянуть в Тбилиси. Мечта была хорошая, мы взяли велосипеды и поехали по шоссе. Мне кажется, быстрее было бы поехать на метро, но не во всех странах оно есть. Проехав пару километров, мы очень устали, решили остановиться возле кафе и поесть. Мы говорили о какаду, о Сочи и о чудесном городе Сухуми. А потом мы решили, что нам еще рано ехать вокруг света. Все эти диковинные животные есть в нашем зоопарке. Мы допили кофе и поехали домой. Задание 5. Как определить род несклоняемых существительных? Определите род существительных: Го́би, кенгуру́, варьете, мадам, канапе, сомбреро, резюме, импресарио, цунами, кашпо, какаду, кашне, кафе, остров Капри, сумо, штат Колора́до, месье, пресс-атташе, рагу, киви (фрукт, птица), ко́фе, Онта́рио, галифе, досье, крупье, рандеву, колье. Задание 6. Запишите слова, вставляя нужные буквы в суффиксах имён существительных. Объясните их правописание. Ореш..к, платоч..к, арбуз..к, мешоч..к, холм..к, подароч..к, стол..к, горош..к, галстуч..к, куб..к, венич..к, мост..к, птенч..к, ножич..к, лист..к. Задание 7. Образуйте новые слова с помощью суффикса – ок-. Объясните их правописание. очаг — стог — сундук — родник — башмак — жук — барсук — волк — друг — круг — снег — сапог — балык — каблук — пух — Задание 8. Образуйте названия лиц по действию с помощью суффиксов –чик, -щик. проходить — переплетать — перевозить — переписать — перебежать — спорить — настроить — формовать — наводить — объездить — рассказать — налететь — везти — смазать — разносить — разметать — добыть — советовать — Задание 9. Допишите окончания имён существительных. Объясните написание е – и в окончаниях существительных. У дорог…, в избушк…, для истори…, в школ…, в Рязан.., в Япон…; цветы сирен…; на яблон…, в галере…, в поселк…, от лини…; в арми…, до опушк…, в сценар…, в кинотеатр…, по речк…, в глазур…, в санатори…, без груш…, на мальчик…, о корыст…, о музык…, без смородин…, на зарядк…, о птиц…, без шалост…, в молодост…, на ткан…, по тропинк…, о матрёш…. Задание 10. Обозначьте склонение имён существительных. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Без друга на сердце вьюга. Зачем и клад, коли в семье лад. Человек без воспитания — тело без души. Задание 11. Определите род, число и падеж существительных. Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра, настоящие дни поздней осени. В такой тусклый день идешь по лесной тропинке среди молодых березок, дубов, осинок, среди кустов орешника. Не слышишь пения птиц, шороха листьев. Только иногда упадет на землю тяжелый созревший желудь. На голых листьях повисли капли росы от ночного тумана. Задание 12. Определите род имён существительных. Составьте словосочетания (прилагательное+ существительное). Употребите прилагательные в мужском и женском роде. тёзка сирота левша коллега умница молодец молодчина почемучка самоучка всезнайка Дидактический материал по теме «Имя существительное» 6 класс Задание 1. Определите падеж имен существительных в данном тексте. В одном болоте на кочке под ивой вывелись дикие кряковые утята. Вскоре после этого мать повела их к озеру по коровьей тропе. Я заметил их издали, спрятался за дерево, и утята подошли к самым моим ногам. Трех из них я взял себе на воспитание, остальные шестнадцать пошли себе дальше по коровьей тропе. Задание 2. Определите род имен существительных в данном тексте. Судья малина лето гроздь Дядя семья счастье радость Юноша гостья училище новость Папа траншея соление рысь Дедушка крыша блюдо мать Юнга колея верховье трость Владыка галерея удилище фальшь Задание 3. Определите, к каким типам склонения относятся существительные. Финиш, корыто, дочь, мама, конёк, сердце, линейка, рожь, ёж, пень, ель, принц, соль, крот, дача, кларнет, воробей, винт, территория, пустырь, пристань, герой, соловей, солонка, земля, кратер, магия, бергамот, дочка, красота, площадь. Задание 4. Какие имена существительные в русском языке называются несклоняемыми? Почему? Найдите в тексте несклоняемые имена существительные. Я решил отправиться в настоящее кругосветное путешествие: хотел повидать кенгуру, пони и эму. Мой друг мечтал увидеть Колорадо и Токио, а также заглянуть в Тбилиси. Мечта была хорошая, мы взяли велосипеды и поехали по шоссе. Мне кажется, быстрее было бы поехать на метро, но не во всех странах оно есть. Проехав пару километров, мы очень устали, решили остановиться возле кафе и поесть. Мы говорили о какаду, о Сочи и о чудесном городе Сухуми. А потом мы решили, что нам еще рано ехать вокруг света. Все эти диковинные животные есть в нашем зоопарке. Мы допили кофе и поехали домой.
Ответ нейросети
21 декабря 2024 10:00
Давайте разберем каждое задание из вашего дидактического материала по теме "Имя существительное".
Задание 1. Определите падеж имен существительных в данном тексте.
В тексте выделим существительные и определим их падежи:
- болоте (предложный падеж)
- кочке (предложный падеж)
- ивой (предложный падеж)
- утята (именительный падеж)
- мать (именительный падеж)
- озеру (дательном падеж)
- тропе (предложный падеж)
- меня (винительный падеж)
- дерево (винительный падеж)
- ногам (дательном падеж)
- шестнадцать (именительный падеж)
Обратите внимание на окончание существительных, которое помогает определить их падеж.
Задание 2. Определите род имен существительных в данном тексте.
Род существительных:
- Судья (мужской)
- малина (женский)
- лето (средний)
- гроздь (женский)
- Дядя (мужской)
- семья (женский)
- счастье (средний)
- радость (женский)
- Юноша (мужской)
- гостья (женский)
- училище (средний)
- новость (женский)
- Папа (мужской)
- траншея (женский)
- соление (средний)
- рысь (женский)
Здесь важно помнить, что род существительного определяется по его окончанию и значению.
Задание 3. Определите, к каким типам склонения относятся существительные.
Типы склонения:
- Первое склонение (женский род, мягкий знак на конце во множественном числе): дочь, мама, земля, красота, площадь.
- Второе склонение (мужской и средний род, твердые согласные на конце): финиш, корыто, кларнет, соловей.
- Третье склонение (женский и среднем родах, окончания -ь, -ие, -ия): малина, счастье, училище.
Существительные из вашего списка можно отнести к разным типам склонений, в зависимости от их рода и окончания.
Задание 4. Какие имена существительные в русском языке называются несклоняемыми? Найдите в тексте несклоняемые имена существительные.
Несклоняемые существительные не изменяются по падежам и числам. К ним относятся слова, такие как "кенгуру", "какаду", "Тбилиси", "Сочи". В приведённом тексте можно выделить следующие:
- кенгуру
- пони
- эму
- Колорадо
- Токио
- Тбилиси
Они остаются в неизменной форме при употреблении в предложении.
Задание 5. Как определить род несклоняемых существительных? Определите род существительных:
Род несклоняемых существительных можно определить по их значению или по употреблению в языке. Например:
- Го́би (женский)
- кенгуру́ (мужской)
- варьете (средний)
- мадам (женский)
- канапе (средний)
- салат (мужской)
- кафе (средний)
Задание 6. Запишите слова, вставляя нужные буквы в суффиксах имён существительных. Объясните их правописание.
Давайте вставим суффиксы:
- Орешек (суффикс -ек, у diminutive)
- платочек (-ок)
- арбузик (-ик)
- мешочек (-ок)
- холмик (-ик)
- подарочек (-ок)
- столик (-ик)
- горошек (-ок)
- галстучек (-ук)
- кубик (-ик)
- веничек (-ик)
- мостик (-ик)
- птенчик (-чик)
- ножичек (-ик)
- листик (-ик)
Правописание зависит от типа существительного и места в слове.
Задание 7. Образуйте новые слова с помощью суффикса – ок-. Объясните их правописание.
Примеры слов с суффиксом -ок:
- очаг — очажок
- стог — стожок
- сундук — сундукок
- родник — родничок
- башмак — башмачок
- жук — жучок
- барсук — барсучок
- волк — волчонок
- друг — дружок
- круг — кружочек
- снег — снежок
- сапог — сапожок
- балык — балыкок
- каблук — каблучок
- пух — пуншок
Правописание большинства таких слов определяется правилами словообразования.
Задание 8. Образуйте названия лиц по действию с помощью суффиксов –чик, -щик.
Примеры:
- проходить — проходчик
- переплетать — переплетчик
- перевозить — перевозчик
- переписать — переписчик
- перебежать — перебежчик
- спорить — спорщик
- настроить — настойщик
- формовать — формовщик
- наводить — наводчик
- объездить — объездчик
- рассказать — рассказчик
- налететь — налетчик
Суффиксы помогают образовать имена, указывающие на профессию или действие.
Задание 9. Допишите окончания имён существительных. Объясните написание е – и в окончаниях существительных.
Примеры:
У дороге, в избушке, для истории, в школе, в Рязани, в Японии; цветы сирени; на яблоне, в галерее, в поселке, от линии; в армии, до опушки, в сценарии, в кинотеатре, по речке, в глазури, в санатории, без грушей, на мальчика, о корысти, о музыке, без смородины, на зарядке, о птицах, без шалостей, в молодости, на ткани, по тропинке, о матрёшках.
Правописание окончаний зависит от рода и числа существительных.
Задание 10. Обозначьте склонение имён существительных.
Существительные в предложениях:
- Дружба (женский род, 1 склонение)
- друг (мужской род, 2 склонение)
Указав на то, что корень и окончание помогут определить склонение, мы можем это использовать в дальнейшем.
Задание 11. Определите род, число и падеж существительных.
Примеры:
- Лес (мужской, единственное число, именительный падеж)
- листву (женский, единственное число, винительный падеж)
- дни (мужской, множественное число, именительный падеж)
- осени (женский, единственное число, родительный падеж)
Можно отметить, что каждое существительное будет иметь свои особенности в зависимости от контекста.
Задание 12. Определите род имён существительных. Составьте словосочетания (прилагательное+ существительное).
Например:
- тёзка (мужской) — мой тёзка
- сирота (женский) — грустная сирота
- левша (мужской) — ловкий левша
- коллега (женский) — старая коллега
- умница (женский) — хорошая умница
Употребление прилагательных в мужском и женском роде помогает создать более полные словосочетания.
Надеюсь, эти объяснения помогут вам в подготовке к экзаменам! Если есть дополнительные вопросы, не стесняйтесь задавать.
Понравился ответ?
Задай свой вопрос
Напиши любую задачу или вопрос, а нейросеть её решит



