Привет!
Сегодня разберём одно из нелюбимых и одно из самых сложных при прочтении произведений из кодификатора, которое, надеюсь, к концу статьи станет понятнее и интереснее!🤎
Итак, барабанная дробь, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова.
Конечно, мы не будем рассматривать её целиком, слишком уж она длинная, однако важным моментом становится то, что он в конце 1846 – январе 1847 года вместе с писателем и журналистом Иваном Панаевым, приобрёл в аренду у П. А. Плетнёва журнал «Современник», основанный ещё Пушкиным. Некрасов взял на себя основную тяжесть работы. Для составления очередного номера он прочитывал по 12 тысяч страниц рукописей. Ему приходилось править до ста страниц корректуры, в том числе внося правки и даже переписывая тексты, не прошедшие цензуру. По этому поводу он говорил: “Случается писать без отдыха более суток, и как только паралич не хватил правую руку”.
Однако примерно в середине 1850-х годов Некрасов серьёзно заболел "горловой болезнью", именно в этот период появился замысел поэмы (конец 1850-х годов), однако первую часть он написал уже после отмены крепостного права - примерно в 1863 году. Основой произведения стали не только литературные опыты предшественников поэта, но и его собственные впечатления и воспоминания. По задумке автора поэма должна была стать своеобразной эпопеей, демонстрирующей жизнь российского народа с разных точек зрения. При этом Некрасов целенаправленно пользовался для ее написания не «высоким штилем», а простым разговорным языком, приближенным к народным песням и сказаниям, изобилующим просторечными выражениями и поговорками.
Закончил писать Н.А. Некрасов произведение в 1877 году, а начал ещё в 60-х годах. Однако, как Вы наверное знаете, поэма не была закончена, так как писатель скончался, так, именно оно считается последним и одним из самых великих за всю его творческую деятельность. Умер Некрасов 8 января 1878 года (27 декабря 1877 года по старому стилю). Проститься с ним пришло несколько тысяч человек, которые провожали гроб писателя от дома до Новодевичьего кладбища Петербурга. Это был первый случай, когда российскому писателю отдавали всенародные почести.
Исторический и биографический контекст важен для нас, но ещё важнее, что представляет из себя произведение в жанровом и родовом контексте.
Во-первых, это поэма, причём поэма, которая включает в себя множество фольклорных жанров, о которых мы скажем позже. А также имеется авторское определение жанра - поэма-эпопея. Почему эпопея? Потому что в самом определении этого слова заложено то, о чём писал Неркасов: Эпопея (греч. ἐποποιΐα, от ἔπος - слово, повествование и. ποιέω - творю) - самая большая, монументальная форма эпических произведений, отличающихся национально-исторической проблематикой.
Во-вторых, это лиро-эпический род литературы, логично вытекающий из уже выделенного жанра.
В-третьих, направление, в котором написана поэма, - реализм.
И последнее! Поэма написана ямбом, автор старался придать ей простонародные черты с помощью особого ритма, языка, изобилующего народными словесными оборотами. Почему ямб? Потому что он наиболее близок к устной речи, он стремителен, прост.
Поэма повествует о путешествии семи крестьян, “мужиков”, которые поспорили о том, кому же лучше живётся на Руси. Тема произведения - тяжелая жизнь русского народа и мрак рабства в его сознании, а также счастье народа. В качестве проблемы выделяем: крепостное право и раболепие.
На самом деле, это масштабное полотно, рисующее панораму крестьянской жизни во всех её проявлениях, как Вам известно, тема крестьянства и его нелёгкой доли основная в творчестве Н.А. Некрасова. Перед глазами странников предстаёт череда людских судеб и социальных явлений: от нищеты и пьянства до богатства и власти, от солдатского горя до княжеского величия.
Идея поэмы “Кому на Руси жить хорошо” также, как мне кажется, очень новаторская и интересная. Впервые русский мужик не бездумно и покорно работает на благо хозяина, а задается вопросом, кто счастливо живет на Руси? Это попытка критически осмыслить свое место и роль в обществе, а также призвать к ответу тех, кто должен был привести страну к лучшей жизни. Крестьянин получил свободу, стал сам себе хозяином, но у него пока нет понимания, как жить дальше. Однако есть осознание, что жить по-прежнему нельзя.
На самом деле, это дискуссионная тема, потому что есть несколько гипотез. Первая: главный герой - это народ. На самом деле да, это небезосновательная версия, к тому же, к образу народа можно “присоединить” и семь мужиков, которые и выступают правдоискателями. Они описаны максимально кратко, не имеют своих отдельных черт и характеров, преследуют одну и ту же цель и даже говорят, как правило, все вместе.
Вторая гипотеза: главный герой - это Гриша Добросклонов. Он отличается от всех тех, кого встречают мужики, и именно в нём они видят того, кто счастлив на Руси.
Давайте теперь рассмотрим не просто главного героя, а всех героев, которые, во-первых, могут встретиться в экзамене, а во-вторых, которые важны при анализе.
Семь мужиков: Роман, Демьян, Лука, братья Губины, старик Пахом, Пров.
«На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных…»
Откуда они:
«Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень:
Заплатова, Дыряева,
Разутова, Знобишина,
Горелова, Неелова –
Неурожайка тож».
О чём спорят:
«Сошлися — и заспорили:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси?»
Крестьяне неприхотливы, в них сразу прослеживается рабская психология:
«”Не надо бы и крылышек,
Кабы нам только хлебушка
По полупуду в день,-
И так бы мы Русь-матушку
Ногами перемеряли!”-
Сказал угрюмый Пров.
“Да по ведру бы водочки”,-
Прибавили охочие
До водки братья Губины,
Иван и Митродор.
“Да утром бы огурчиков
Соленых по десяточку”,-
Шутили мужики.
“А в полдень бы по жбанчику
Холодного кваску”.
“А вечером по чайничку
Горячего чайку…”»
«Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья.
За батюшкой, за матушкой,
Как у Христа за пазухой,
Жила я, молодцы…»
Однако после замужества жизнь Матрёны становится невыносимо тяжёлой. Её сын Демид был разорван свиньями.
«Заснул старик на солнышке,
Скормил свиньям Демидушку
Придурковатый дед!..»
Более того, семья мужа сживала ее со свету, заставляла много работать. Она рано потеряла родителей, а мужа забрали на военную службу, оставив семью без кормильца. Беременная пятым сыном, она отправляется за правдой в город к губернатору и получает помощь.
«Что дважды погорели мы,
Что бог сибирской язвою
Нас трижды посетил?
Потуги лошадиные
Несли мы; погуляла я,
Как мерин, в бороне!..»
Характер Матрёны на самом деле удивительный. Она стойкая, покорная, безропотная героиня, но при этом свободолюбивая, верная, трудолюбивая и красивая.
Обратите внимание, что ей посвящена целая глава “Крестьянка”. Конечно, Матрёна - это собирательный образ, потому что так и в правду жили все женщины на Руси.
Старый крестьянин Савелий, для которого самыми главными ценностями являются свобода и самоуважение.
Интересен в Савелии именно его портрет, ведь он предстаёт богатырём, его так и называют. Русский богатырь он, потому что всю жизнь терпел то, что другим не под силу.
Бывший каторжанин, он был осужден за убийство управляющего-немца на 20 лет каторги и 20 лет поселения. То есть большая часть его жизни проходит в ужасных условиях, в заточении с насилием. Однако он единственный человек в доме, который заступается за женщину и помогает ей.
Именно из-за его невнимательности погибает сын Матрёны, Демушка. Дед корит себя за гибель любимого правнука, поэтому уходит в монастырь – замаливать грех. Спустя несколько лет получает прощение Матрёны.
Его характеристика может быть такой: «Клейменый, да не раб!»
Он труженик, старательный герой:
«За целый век накоплено
Целковых тридцать пять».
Мыслящий герой, который стремится к прекрасному. Именно на его примере автор показывает, что и крестьяне, которые бедны, которые пьют и преследуют по большей части материальные блага, имеют эту духовную составляющую и стремятся к ней. У Якима своя, непонятная для других крестьян, система жизненных ценностей. Во время сильного пожара он первым делом бросается спасать столь любимые им картинки и только потом вспоминает о своих накоплениях:
«С ним случай был: картиночек
Он сыну накупил,
Развешал их по стеночкам
И сам не меньше мальчика
На них любил глядеть».
При этом он объективно оценивает особенности жизни рабочего человека и причины плачевного положения народа. Яким - крестьянин нового типа - сельский пролетарий, голос самых решительных крестьян.
Очень хорошо его описывает следующая фраза: Жизнь Нагого - это рабский труд и хмельной угар, но даже в таких условиях его душа стремится к красоте и справедливости.
Умный и честный. Этот персонаж является олицетворением всех положительных качеств, которым обладает простой русский народ. Его душа чиста и открыта, в нём нет изъянов и каких-либо серьёзных недостатков, и автор видит в нём образ народного заступника.
Писарь известен своей справедливостью: он, в отличие от своих предшественников, никогда не брал взяток, и за 5 лет своей честной службы завоевал большую любовь и уважение народа. Не удивительно, что впоследствии на народном собрании его единогласно выбрали бурмистром, и на новой должности Ермил также имел славу честного и неподкупного чиновника, который не присвоил себе ни единой копеечки.
Держал мельницу, но один раз оступился - отправил в солдаты вместо своего брата другого человека. Ермил был настолько подавлен, что даже хотел кончить жизнь самоубийством.
Обрести душевное спокойствие Гирину помогла работа на мельнице, где он также показал себя честным и порядочным человеком. На мельнице Ермилы всегда царила справедливость: он никого не выделял, всем ставил одинаковую цену, и каждый, независимо от толщины своего кошелька, знал своё место.
15-летний юноша-семинарист, выходец из простого народа, который отчаянно мечтает изменить жизнь крестьян к лучшему. Он готов на многое, чтобы простые люди перестали нуждаться, обрели былую силу и чувство самоуважения.
У Гриши было тяжёлое детство: ранняя смерть горячо любимой матери, равнодушие и беспробудное пьянство отца, крайняя бедность, сильное недоедание.
Несмотря на то, что Григорий был выходцем из простого народа, он очень отличался от своих односельчан. Из серой массы его выделяли живой ум, стремление к знаниям, глубокая внутренняя культура, духовность, обострённое чувство справедливости, стремление к лучшей жизни. Но при этом Гриша не отделял себя от простого народа. Напротив, он всей душой сопереживал крестьянам, и мечтал о лучшей жизни для людей.
В нем воплотилось представление Некрасова о счастливом человеке. Счастливый — тот, кто твердо знает, что нужно «жить для счастия // убогого и темного // родного уголка». Судьба героя — яркий путь, громкая слава народного заступника, но вместе с тем чахотка и Сибирь — типичная судьба народного заступника в то время. Автор искренне надеется, что только такие люди, как Григорий, способны что-то изменить в России, но вместе с тем предрекает трагическое завершение жизненного пути столь ярких личностей.
Значение песен в поэме:
Вот такая замечательная поэма! Надеюсь, что хоть на немного, но она стала интереснее для вас!