Курс по подготовке к ЕГЭ стартует 20 января! Пиши слово «САЙТ» нам в tg и забирай скидку в 2000 рублей
По данным исследователей, в арктических почвах в большом количестве обитают представители нескольких групп цианобактерий, без которых не возможен сбалансированный круговорот веществ в данном регионе. В чем заключается роль цианобактерий в круговороте углерода и азота в арктических экосистемах? К какой функциональной группе арктических экосистем можно отнести цианобактерий?
Рассмотрите таблицу и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Метод | Суть метода |
Генная инженерия | Искусственный перенос участка ДНК организма И водного вида в ДНК организма другого вида |
? | Близкородственное скрещивание организмов в селекции для получения чистых линий |
Экспериментатор поместил куриную кость на несколько дней в 3%-ный раствор соляной кислоты. Как изменилось количество белков и солей кальция в кости за это время?
Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:
1. Увеличилась.
2. Уменьшилась.
3. Не изменилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Количество белков | Количество солей кальция |
Фрагмент белка содержит 25 аминокислотных остатков. Сколько нуклеотидов содержит участок иРНК, на котором происходит синтез этого фрагмента белка? В ответ запишите только соответствующее число.
Сколько фенотипов у потомков может получиться при моногибридном скрещивании растения овса, гомозиготного по рецессивному аллелю раннеспелости, и гетерозиготного позднеспелого растения. Ответ запишите в виде числа.
Укажите номер, обозначающий структуру, из которой в дальнейшем образуется мышечная система животного.
Установите соответствие между характеристиками и структурами эмбриона, обозначенными цифрами на рисунке.
ХАРАКТЕРИСТИКА |
|
СТРУКТУРЫ ЭМБРИОНА |
А) Формирует осевую опорную структуру эмбриона Б) Образует кожные покровы организма В) Формирует полость кишечника у взрослого организма Г) Дает начало нервной ткани Д) Образуется из мезодермы Е) Формирует железистый эпителий пищеварительных органов |
|
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Выберите три верных ответа из шести.
Какие из перечисленных ниже характеристик можно отнести к мутационной изменчивости?
1) Конъюгация и кроссинговер при редукционном делении.
2) Обмен участками ДНК между бактериальными клетками.
3) Независимое расхождение хромосом в мейозе.
4) Изменение последовательности триплетов в нуклеиновой кислоте.
5) Потеря участка хромосомы.
6) Увеличение количества хромосом в клетке.
Установите последовательность процессов, происходящих с хромосомами при митотическом делении клетки.
Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
Установите соответствие между характеристиками и участками корня, обозначенными на рисунке.
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
|
УЧАСТКИ КОРНЯ |
А) Выделение клетками слизи Б) Постоянное деление клеток В) Растяжение клеток Г) Защита клеток конуса нарастания Д) Облегчение продвижения корня в почве Е) Представлен образовательной тканью |
|
1) 1 2) 2 3) 3 |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Выберите три верных ответа из шести.
В состав покровных тканей растений входят:
Установите последовательность систематических групп, начиная с самого высокого ранга.
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение головного мозга человека.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Установите соответствие между характеристиками и гормонами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
|
ГОРМОНЫ |
А) При гиперфункции приводит к гигантизму Б) Содержит йод В) Провоцирует кретинизм при недостатке Г) Выделяется в кровь гипофизом Д) Приводит к развитию базедовой болезни при высокой концентрации Е) Выделяется в кровь щитовидной железой |
|
1) тироксин 2) соматотропин |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Расположите в правильном порядке соподчинение уровней организации системы человека, начиная с наибольшей:
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания географического видообразования. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Ареал вида крайне редко бывает однородным; как правило, он характеризуется различными местами обитания. 2) На Галапагосских островах Ч. Дарвин нашел нигде больше не встречающиеся виды ящериц, черепах и птиц, которые близки к южноамериканским видам. 3) При образовании Берингова пролива евразийские и американские популяции бобров превратились в отдельные виды. 4) Эволюция видов продолжается и в настоящее время, изменение видов можно наблюдать на протяжении жизни одного человека. 5) Родственные виды Чайка серебристая и Клуша-хохотунья сформировались в результате расширения ареала исходного вида. 6) В озере Севан обнаружены разные популяции форели, различающиеся сроками нереста.
Установите соответствие между формированием признаков и путями эволюции:
ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЗНАКОВ |
|
ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ |
А) Развитие присосок у печеночного сосальщика Б) Редукция органов пищеварения у бычьего цепня В) Редукция задних конечностей у китов Г) Упрощение строения органов зрения у крота Д) Отсутствие хлорофилла у растения Петров крест Е) Утрата некоторых органов у паразитического рака — саккулины |
|
1) общая дегенерация 2) идиоадаптация |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Почему элодею канадскую называют «водяной чумой»?
Установите соответствие между характеристиками и биомами:
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
|
БИОМЫ |
А) В почве мало перегноя Б) Могут быть оазисы В) Обитают зебры Г) Растет юкка, верблюжья колючка Д) Преобладают злаки и кустарники Е) Скудная растительность |
|
1) пустыня 2) саванна |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите последовательность процессов, происходящих в жизненном цикле сосны, начиная с микроспорогенеза.
Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
Проанализируйте таблицу «Наследственное варьирование признаков у злаковых растений». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
Наследственное варьирование признаков |
Рожь |
Пшеница | Ячмень | Овес | Просо | Сорго | Кукуруза | Рис | Пырей | ||
Зерно | Окраска | Черная | + | + | + | - | - | + | + | + | + |
Фиолетовая | + | + | + | - | - | + | + | + | - | ||
Форма | Округлая | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Удлиненная | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Биологические признаки | Образ жизни | Озимые | + | + | + | + | + | ||||
Яровые | + | + | + | + | + | + | + |
+ |
Примечание. Знак «+» означает наличие наследственных форм, обладающих указанным признаком.
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН | ФОРМУЛИРОВКА ЗАКОНА | ВИД ИЗМЕНЧИВОСТИ, УКАЗАННЫЙ В ЗАКОНЕ |
А…. |
Б…. |
В…. |
Список элементов:
Проанализируйте графики «Изменение экологического следа и биоемкости сельскохозяйственных угодий одной из провинций Китая».
Экологический след — условная величина, характеризующая размер площади, необходимой для обеспечения одного человека пищей, теплом и т. д. в течение года.
Биоемкость — условная величина, характеризующая площадь биологически продуктивной территории, которая может использоваться для удовлетворения потребностей человека в течение года.
Выберите утверждения, сформулированные на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
Экспериментатор решил изучить деление клеток, выделенных из организма домовой мыши. Для этого он измерял количество клеток в культуре, растущей при нормальных условиях, и в культуре с добавлением вещества колхицина. Результаты эксперимента представлены на графике и схематичном рисунке.
Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? Как и почему изменилась скорость деления клеток при добавлении колхицина?
Определите, какие нарушения имеют кариотипы, представленные на рисунках А, Б, В. Укажите названия соответствующих заболеваний. Опишите причины этих нарушений.
Найдите три ошибки в приведенном тексте «КРИТЕРИИ И СТРУКТУРА ВИДА». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
При исследовании двадцатилетней динамики численности леммингов на Дальнем Востоке было замечено, что их численность в разные годы то возрастала, то сокращалась (см. график).
Проявлением какого эволюционного фактора является данный пример? Назовите не менее двух причин, в результате которых возникает данное явление. Что происходило с генофондом популяции леммингов в те годы, когда их численность снижалась до 10-20 особей на 1 га? Чем такое изменение генофонда может быть опасно для дальнейшей эволюции вида?
Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5’–концу одной цепи соответствует 3’–конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5’–конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5’– к 3’–концу. Ген имеет кодирующую и некодирующую области. Кодирующая область гена называется открытой рамкой считывания. Фрагмент конца гена имеет следующую последовательность нуклеотидов (нижняя цепь матричная (транскрибируемая)):
5’–ААГЦГЦТААТАГЦАТАТТАГАГЦТА–3’
3’–ТТЦГЦГАТТАТЦГТАТААТЦТЦГАТ–5’
Определите верную открытую рамку считывания и найдите последовательность аминокислот во фрагменте конца полипептидной цепи. Известно, что конечная часть полипептида, кодируемая этим геном, имеет длину более четырех аминокислот. Объясните последовательность решения задачи. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода. При написании последовательностей нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.
У птиц гетерогаметным полом является женский пол. В первом скрещивании курицы без гребня, с черным оперением и петуха с гребнем, полосатым оперением все потомство было единообразным по признакам наличия гребня и окраски оперения. Во втором скрещивании курицы с гребнем, полосатым оперением и петуха без гребня, с черным оперением получились самки с гребнем, черным оперением и самцы с гребнем, полосатым оперением. Составьте схемы скрещиваний, определите фенотипы и генотипы родительских особей, потомства в двух скрещиваниях и пол в первом скрещивании. Объясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.