Курс по подготовке к ЕГЭ стартует 20 января! Пиши слово «САЙТ» нам в tg и забирай скидку в 2000 рублей
Рассмотрите таблицу «Свойства живого». Заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Свойства живого | Пример |
Движение | Перемещение инфузорий в капле воды |
? | Появление гривы у взрослых самцов в львином прайде |
Экспериментатор вырастил культуру бактерий на молочной среде, а затем подверг среду с бактериями длительной стерилизации. Как изменилось количество живых бактерий и их спор в среде после стерилизации.
Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
КОЛИЧЕСТВО БАКТЕРИЙ | КОЛИЧЕСТВО СПОР |
Из мегаспоры свеклы обыкновенной в результате митоза образовался восьмиядерный зародышевый мешок, ядра которого содержат по 9 хромосом. Определите количество хромосом в мегаспоре. В ответ запишите только количество хромосом.
Какова вероятность рождения (%) гетерозиготных только по одному признаку особей в потомстве у родителей с генотипами АаВb и AABB при независимом наследовании признаков? Ответ запишите в виде числа.
Каким номером на схеме обозначено вещество, являющееся источником углерода для синтезируемых органических веществ?
Установите соответствие между характеристиками и процессами, веществами фотосинтеза, обозначенными цифрами на схеме.
ХАРАКТЕРИСТИКА |
|
ПРОЦЕССЫ И ВЕЩЕСТВА ФОТОСИНТЕЗА |
А) Представляет собой циклический процесс в строме Б) Обеспечивает выделение кислорода В) Содержит два остатка фосфорной кислоты Г) Снабжает темновую фазу энергией Д) Нуждается в энергии солнечного света Е) Преобразуются углеводы |
|
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Выберите три верных ответа из шести.
Для каких из перечисленных ниже организмов при селекции применялся метод полиплоидизации?
Расположите в правильном порядке этапы жизненного цикла сосны обыкновенной, начиная от прорастания семени.
Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
Установите соответствие между особенностями паразитических червей и их видами:
ОСОБЕННОСТИ ПАРАЗИТИЧЕСКИХ ЧЕРВЕЙ |
|
ВИДЫ |
А) В жизненном цикле есть смена хозяев Б) В организме хозяина обитают раздельнополые особи В) Заражение человека происходит при употреблении непрожаренного мяса Г) Личинки заканчивают развитие в дыхательных путях Д) В жизненном цикле есть стадия финны Е) Для профилактики заражения необходимо мыть руки перед едой |
|
1) Человеческая аскарида 2) Бычий цепень |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Выберите три верных ответа из шести.
Какие общие признаки характерны для бактерий и грибов?
Установите последовательность расположения систематических таксонов, начиная с наибольшего.
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение кожи»
Установите соответствие между форменными элементами крови и их характеристиками:
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
|
ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КРОВИ |
А) Вызывают малокровие при снижении количества Б) Способны к самостоятельному движению В) Способны к фагоцитозу Г) Содержат белки, определяющие группу крови Д) Имеют ядро на всех этапах существования Е) Составляют основную массу форменных элементов крови |
|
1) эритроциты 2) лейкоциты |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите последовательность процессов нервно-гуморальной регуляции дыхания человека во время выполнения им физического упражнения на велотренажере:
Прочитайте текст. Выберите предложения, в которых даны описания и примеры конвергенции.
Установите соответствие между формированием признаков и путями эволюции:
ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЗНАКОВ |
|
ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ |
А) Отсутствие конечностей у паразитического рака саккулины Б) Утрата густого шерстного покрова у слона В) Появление покровной ткани у первых наземных растений Г) Утрата головного отдела у беззубки Д) Появление разных форм клюва у вьюрков Галапагосских островов Е) Редукция пищеварительной системы у цепней |
|
1) Идиоадаптация 2) Общая дегенерация 3) Ароморфоз
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие из перечисленных процессов относят ко вторичным сукцессиям?
Установите соответствие между характеристиками и функциями живого вещества:
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
|
ФУНКЦИЯ |
А) Образование залежей каменного угля в результате захоронения растений Б) Закисление почвы елью и образование специфической экосистемы В) Рыхление почвы в результате жизнедеятельности дождевых червей Г) Разложение тел организмов после смерти Д) Содержание большого количества кальция и фосфора в скелете костных рыб Е) Построение раковин моллюсков и скелетов кораллов из растворенных в воде соединений кальция |
|
1) Деструктивная 2) Средообразующая 3) Концентрационная |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите последовательность этапов эволюции растений в хронологическом порядке.
Рассмотрите рисунок с изображением полипептида. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведенные в списке.
УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИПЕПТИДА | ВИД ХИМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ ДАННЫЙ УРОВЕНЬ | ФОРМА СТРУКТУРЫ ПОЛИПЕПТИДА |
А…. |
Б…. |
В…. |
Список элементов:
Проанализируйте таблицу «Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растений».
Вид | Площадь поверхности листа, см2 | Количество устьиц на 1 см2 | |
Верхняя сторона листа | Нижняя сторона листа | ||
Капуста | -* | 14 100 | 22 600 |
Кукуруза | 600-1 350 | 5 200 | 6 800 |
Подсолнечник | 38 | 175 | 325 |
Пшеница | 13-15 | 3 300 | 1 400 |
Фасоль | 49 | 4 000 | 28 100 |
Яблоня | 18 | 0 | 29 400 |
Картофель | - | 5 100 | 16 100 |
Овес | 12-15 | 2 500 | 2 300 |
*(-) обозначает отсутствие данных
Ученый провел эксперимент с растением. Для этого он поместил растение в герметичный сосуд (с фиксированным количеством углекислого газа). В течение продолжительного времени он измерял количество вырабатываемого кислорода при различном освещении. Результаты эксперимента приведены в таблице.
Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? Почему выделение кислорода у растений зависит от освещения? Как изменятся результаты эксперимента, если исходную концентрацию углекислого газа повысить в 10 раз? Ответ поясните.
Освещение (усл.ед) | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 | 600 |
Количество вырабатываемого кислорода (мл/ч) | 10 | 30 | 45 | 50 | 50 | 50 |
Рассмотрите микрофотографии 1 и 2 с изображением эритроцитов человека и лягушки, сделанные под одним и тем же увеличением микроскопа. На какой фотографии представлены эритроциты человека? Обоснуйте свой выбор. Какие преимущества дают человеку такие особенности строения эритроцитов? Как их строение влияет на транспорт кислорода в крови человека по сравнению с кровью лягушки.
Найдите три ошибки в приведенном тексте «Лечебные сыворотки».
Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
Известно, что у прибрежных водорослей, обитающих в арктических морях, концентрация органических веществ (липидов, аминокислот и сахаров) в цитоплазме клеток существенно выше, чем у родственных им групп из экваториальных и субэкваториальных вод. Как можно объяснить такое различие? Температура плавления ненасыщенных жирных кислот ниже, чем у насыщенных. Предположите, в какое время года концентрация ненасыщенных жирных кислот в составе мембранных липидов у водорослей северных морей будет максимальной. Поясните свой ответ. Почему для водорослей опасно изменение агрегатного состояния внутренней среды?
У дайкона и турнепса (семейство Капустные) корнеплоды характеризуются сходной наследственной изменчивостью в строении — от удлиненной формы до уплощенной. Какой биологический закон иллюстрирует данная закономерность? Сформулируйте этот закон на примере изображенных корнеплодов. К какой форме эволюционного процесса можно отнести данный пример? Почему сравнение между вариантами корнеплода турнепса и подобными вариантами клубня картофеля нельзя рассматривать в качестве проявления проиллюстрированного закона?
Какой хромосомный набор характерен для клеток листьев мха и его спор? Из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки?
На X- и Y-хромосомах человека существуют псевдоаутосомные участки, которые содержат аллели одного гена, и между ними может происходить кроссинговер. Один из таких генов вызывает нарушения в развитии скелета. Рецессивный аллель куриной слепоты (ночной слепоты) наследуется сцепленно с полом. Женщина, имеющая нарушения в развитии скелета и страдающая куриной слепотой, родители которой имели нормально развитый скелет, вышла замуж за мужчину без этих заболеваний, мать которого страдала нарушениями в развитии скелета. Родившаяся в этом браке дочь без указанных заболеваний вышла замуж за мужчину, страдающего нарушениями развития скелета, но не имеющего куриной слепоты. Составьте схемы решения задачи. Определите генотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства. Возможно ли рождение в первом браке ребенка, страдающего двумя названными заболеваниями? Ответ поясните.