Курс по подготовке к ЕГЭ стартует 20 января! Пиши слово «САЙТ» нам в tg и забирай скидку в 2000 рублей

При поддержке
  • Тренажёр заданий ЕГЭ
  • Биология
  • Реальные варианты
  • Реальный вариант ЕГЭ 2022 (основная волна) - Биология
  • Реальный вариант ЕГЭ 2022 (основная волна) - Биология

    Рассмотрите таблицу «Свойства живого». Заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

     

    Свойства живого Пример
    Движение Перемещение инфузорий в капле воды
    ? Появление гривы у взрослых самцов в львином прайде

     

    Ответ

    Экспериментатор вырастил культуру бактерий на молочной среде, а затем подверг среду с бактериями длительной стерилизации. Как изменилось количество живых бактерий и их спор в среде после стерилизации.

    Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:

     

    1. Увеличится.
    2. Уменьшится.
    3. Не изменится.

     

    Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

    КОЛИЧЕСТВО БАКТЕРИЙ КОЛИЧЕСТВО СПОР
       
    Ответ

    Из мегаспоры свеклы обыкновенной в результате митоза образовался восьмиядерный зародышевый мешок, ядра которого содержат по 9 хромосом. Определите количество хромосом в мегаспоре. В ответ запишите только количество хромосом.

    Ответ

    Какова вероятность рождения (%) гетерозиготных только по одному признаку особей в потомстве у родителей с генотипами АаВb и AABB при независимом наследовании признаков? Ответ запишите в виде числа.

    Ответ

    Каким номером на схеме обозначено вещество, являющееся источником углерода для синтезируемых органических веществ?

    Ответ

    Установите соответствие между характеристиками и процессами, веществами фотосинтеза, обозначенными цифрами на схеме.

     

    ХАРАКТЕРИСТИКА

    ПРОЦЕССЫ И ВЕЩЕСТВА ФОТОСИНТЕЗА

    А) Представляет собой циклический процесс в строме

    Б) Обеспечивает выделение кислорода

    В) Содержит два остатка фосфорной кислоты

    Г) Снабжает темновую фазу энергией

    Д) Нуждается в энергии солнечного света

    Е) Преобразуются углеводы

    1) 1

    2) 2

    3) 3

    4) 4

     

    Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

    Ответ

    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне

    Скачать
    qr

    Выберите три верных ответа из шести.

    Для каких из перечисленных ниже организмов при селекции применялся метод полиплоидизации?

     

    1. Кролик карликовый.
    2. Свекла сахарная.
    3. Мышь белая.
    4. Виноград культурный.
    5. Лошадь домашняя.
    6. Пшеница твердая.
    Ответ

    Расположите в правильном порядке этапы жизненного цикла сосны обыкновенной, начиная от прорастания семени.

    Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

     

    1. Высвобождение пыльцы.
    2. Развитие спорофита (древесного растения).
    3. Формирование мужских и женских шишек.
    4. Оплодотворение яйцеклетки.
    5. Развитие семени.
    6. Образование пыльцевой трубки.
    Ответ

    Установите соответствие между особенностями паразитических червей и их видами:

     

    ОСОБЕННОСТИ ПАРАЗИТИЧЕСКИХ ЧЕРВЕЙ

    ВИДЫ

    А) В жизненном цикле есть смена хозяев

    Б) В организме хозяина обитают раздельнополые особи

    В) Заражение человека происходит при употреблении непрожаренного мяса

    Г) Личинки заканчивают развитие в дыхательных путях

    Д) В жизненном цикле есть стадия финны

    Е) Для профилактики заражения необходимо мыть руки перед едой

    1)  Человеческая аскарида 

    2)  Бычий цепень

     

    Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

    Ответ

    Выберите три верных ответа из шести.

    Какие общие признаки характерны для бактерий и грибов?

     

    1. Имеют генетический материал в виде ДНК.
    2. Имеют клеточные стенки.
    3. Имеют мембранные органоиды.
    4. Могут быть редуцентами в экосистемах.
    5. Клеточная стенка содержит муреин.
    6. Формируют плодовые тела.
    Ответ

    Установите последовательность расположения систематических таксонов, начиная с наибольшего.

     

    1. Лилейные.
    2. Покрытосеменные.
    3. Лук медвежий (черемша).
    4. Растения.
    5. Лук.
    6. Однодольные.
    Ответ

    Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение кожи»

    1. Подкожная жировая клетчатка.
    2. Сальная железа.
    3. Волос.
    4. Дерма.
    5. Потовая железа.
    6. Кровеносный сосуд.
    Ответ

    Установите соответствие между форменными элементами крови и их характеристиками:

     

    ХАРАКТЕРИСТИКИ

    ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КРОВИ

    А) Вызывают малокровие при снижении количества

    Б) Способны к самостоятельному движению

    В) Способны к фагоцитозу

    Г) Содержат белки, определяющие группу крови

    Д) Имеют ядро на всех этапах существования

    Е) Составляют основную массу форменных элементов крови

    1)  эритроциты

    2)  лейкоциты

     

    Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

    Ответ

    Установите последовательность процессов нервно-гуморальной регуляции дыхания человека во время выполнения им физического упражнения на велотренажере:

     

    1. Возбуждение хеморецепторов крупных сосудов.
    2. Передача импульса к межреберным мышцам и диафрагме.
    3. Повышение концентрации углекислого газа в крови.
    4. Учащение дыхания.
    5. Возбуждение дыхательного центра продолговатого мозга.
    6. Передача импульса в ЦНС.
    Ответ

    Прочитайте текст. Выберите предложения, в которых даны описания и примеры конвергенции.

     

    1. В процессе эволюции у млекопитающих из отрядов Грызуны, Парнокопытные, Зайцеобразные и Хищные выработались сходные морфологические признаки.
    2. У пустынных жуков и грызунов развиваются сходные биохимические механизмы образования сильно концентрированной мочи.
    3. Верблюды приспособились запасать воду в форме жира, в то время как у мелких грызунов уменьшается потоотделение.
    4. Небольшие млекопитающие животные из отрядов Зайцеобразные и Грызуны развивают способность к быстрым прыжкам, чтобы избегать атак хищников на открытых пространствах.
    5. Рептилии в дневное время для обогрева выползают из норок на камни.
    6. Птицы в жарком климате могут использовать норки для строительства гнезд.
    Ответ

    Установите соответствие между формированием признаков и путями эволюции:

     

    ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЗНАКОВ

    ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ

    А) Отсутствие конечностей у паразитического рака саккулины

    Б) Утрата густого шерстного покрова у слона

    В) Появление покровной ткани у первых наземных растений

    Г) Утрата головного отдела у беззубки

    Д) Появление разных форм клюва у вьюрков Галапагосских островов

    Е) Редукция пищеварительной системы у цепней

    1) Идиоадаптация

    2) Общая дегенерация

    3) Ароморфоз

     

     

    Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

    Ответ

    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне

    Скачать
    qr

    Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Какие из перечисленных процессов относят ко вторичным сукцессиям?

     

    1. Заселение леса после пожара.
    2. Заселение леса после вырубки.
    3. Заселение скальных обвалов.
    4. Заселение застывших лавовых потоков.
    5. Зарастание заброшенного пруда.
    6. Зарастание заброшенного здания.
    Ответ

    Установите соответствие между характеристиками и функциями живого вещества:

     

    ХАРАКТЕРИСТИКИ

    ФУНКЦИЯ

    А) Образование залежей каменного угля в результате захоронения растений

    Б) Закисление почвы елью и образование специфической экосистемы

    В) Рыхление почвы в результате жизнедеятельности дождевых червей

    Г) Разложение тел организмов после смерти

    Д) Содержание большого количества кальция и фосфора в скелете костных рыб

    Е) Построение раковин моллюсков и скелетов кораллов из растворенных в воде соединений кальция

    1) Деструктивная

    2) Средообразующая

    3) Концентрационная

     

    Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

    Ответ

    Установите последовательность этапов эволюции растений в хронологическом порядке.

     

    1. Формирование многоклеточных талломов.
    2. Возникновение корневых систем.
    3. Развитие покровных и механических тканей.
    4. Образование пестичного и тычиночного аппаратов.
    5. Появление защитных семенных оболочек.
    Ответ

    Рассмотрите рисунок с изображением полипептида. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведенные в списке.

     

    УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИПЕПТИДА  ВИД ХИМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ ДАННЫЙ УРОВЕНЬ ФОРМА СТРУКТУРЫ ПОЛИПЕПТИДА

    А….

    Б….

    В….

     

    Список элементов:

    1. Первичная структура.
    2. Вторичная структура.
    3. Третичная структура.
    4. Водородная связь.
    5. Ионная связь.
    6. α-спираль.
    7. Двойная спираль.
    8. Фибрилла.
    Ответ

    Проанализируйте таблицу «Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растений».

     

    Вид Площадь поверхности листа, см2 Количество устьиц на 1 см2
    Верхняя сторона листа Нижняя сторона листа
    Капуста  -* 14 100 22 600
    Кукуруза 600-1 350 5 200 6 800
    Подсолнечник 38 175 325
    Пшеница 13-15 3 300 1 400
    Фасоль 49 4 000 28 100
    Яблоня 18 0 29 400
    Картофель - 5 100 16 100
    Овес 12-15 2 500 2 300

    *(-) обозначает отсутствие данных

     

    1. Пшеница и овес обитают в сходных условиях.
    2. Размер листа и количество устьиц влияют на интенсивность фотосинтеза.
    3. У капусты, фасоли и яблони количество устьиц на нижней поверхности листа больше, чем на верхней.
    4. Количество устьиц на листе зависит от условий произрастания растений.
    5. Площадь листовой пластинки и количество устьиц на 1 см2 не коррелируют.
    Ответ

    Ученый провел эксперимент с растением. Для этого он поместил растение в герметичный сосуд (с фиксированным количеством углекислого газа). В течение продолжительного времени он измерял количество вырабатываемого кислорода при различном освещении. Результаты эксперимента приведены в таблице.

     

    Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? Почему выделение кислорода у растений зависит от освещения? Как изменятся результаты эксперимента, если исходную концентрацию углекислого газа повысить в 10 раз? Ответ поясните.

     

    Освещение (усл.ед) 100 200 300 400 500 600
    Количество вырабатываемого кислорода (мл/ч) 10 30 45 50 50 50
     
    Ответ

    Рассмотрите микрофотографии 1 и 2 с изображением эритроцитов человека и лягушки, сделанные под одним и тем же увеличением микроскопа. На какой фотографии представлены эритроциты человека? Обоснуйте свой выбор. Какие преимущества дают человеку такие особенности строения эритроцитов? Как их строение влияет на транспорт кислорода в крови человека по сравнению с кровью лягушки.

    Ответ

    Найдите три ошибки в приведенном тексте «Лечебные сыворотки».

    Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

     

    1. Кровь, лишенную форменных элементов, называют сывороткой.
    2. Лечебные сыворотки содержат готовые антитела.
    3. Лечебные сыворотки, как и вакцины, готовят в промышленных масштабах.
    4. Такие сыворотки используют не только для предупреждения, но и для лечения инфекционных заболеваний.
    5. Антитела лечебных сывороток, в отличие от антител, образовавшихся после вакцинации в организме человека, являются липидами.
    6. При введении лечебных сывороток в организм человека у него формируется активный искусственный иммунитет.
    7. Введение лечебной сыворотки помогает человеку справиться с такими заболеваниями, как дифтерия и столбняк.
    Ответ

    Известно, что у прибрежных водорослей, обитающих в арктических морях, концентрация органических веществ (липидов, аминокислот и сахаров) в цитоплазме клеток существенно выше, чем у родственных им групп из экваториальных и субэкваториальных вод. Как можно объяснить такое различие? Температура плавления ненасыщенных жирных кислот ниже, чем у насыщенных. Предположите, в какое время года концентрация ненасыщенных жирных кислот в составе мембранных липидов у водорослей северных морей будет максимальной. Поясните свой ответ. Почему для водорослей опасно изменение агрегатного состояния внутренней среды?

    Ответ

     

    У дайкона и турнепса (семейство Капустные) корнеплоды характеризуются сходной наследственной изменчивостью в строении — от удлиненной формы до уплощенной. Какой биологический закон иллюстрирует данная закономерность? Сформулируйте этот закон на примере изображенных корнеплодов. К какой форме эволюционного процесса можно отнести данный пример? Почему сравнение между вариантами корнеплода турнепса и подобными вариантами клубня картофеля нельзя рассматривать в качестве проявления проиллюстрированного закона?

    Ответ

    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне

    Скачать
    qr

    Какой хромосомный набор характерен для клеток листьев мха и его спор? Из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки?

    Ответ

    На X- и Y-хромосомах человека существуют псевдоаутосомные участки, которые содержат аллели одного гена, и между ними может происходить кроссинговер. Один из таких генов вызывает нарушения в развитии скелета. Рецессивный аллель куриной слепоты (ночной слепоты) наследуется сцепленно с полом. Женщина, имеющая нарушения в развитии скелета и страдающая куриной слепотой, родители которой имели нормально развитый скелет, вышла замуж за мужчину без этих заболеваний, мать которого страдала нарушениями в развитии скелета. Родившаяся в этом браке дочь без указанных заболеваний вышла замуж за мужчину, страдающего нарушениями развития скелета, но не имеющего куриной слепоты. Составьте схемы решения задачи. Определите генотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства. Возможно ли рождение в первом браке ребенка, страдающего двумя названными заболеваниями? Ответ поясните.

    Ответ

    Результаты тренировки
    Решено заданий 0
    Выполнено верно 0
    Выполнено частично верно 0
    Ошибки 0
    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне

    Скачать
    qr