Курс по подготовке к ЕГЭ стартует 20 января! Пиши слово «САЙТ» нам в tg и забирай скидку в 2000 рублей

При поддержке
  • Тренажёр заданий ЕГЭ
  • Биология
  • Варианты от В. С. Рохлова 2025
  • Вариант №1 - Биология
  • Вариант №1 - Биология

    Рассмотрите таблицу «Признаки живых систем». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

    Признак живых систем  Пример
    Размножение Увеличение количества растений картофеля
    за счёт клубней
    ? Появление рогов у взрослого самца оленя 
    Ответ

    В эксперименте исследователь измерял физиологические показатели лягушки травяной при повышении температуры в террариуме от 4 до 20°C. Как изменилась у лягушки скорость реакций энергетического обмена и частота сердечных сокращений при таком повышении температуры?

    Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:

     

    1. Увеличится.
    2. Уменьшится.
    3. Не изменится.

     

    Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

    СКОРОСТЬ РЕАКЦИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА

    ЧАСТОТА СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ

     

     

    Ответ

    На заростке папоротника щитовника мужского в результате митоза образовались сперматозоиды, содержащие по 82 хромосомы. Определите количество хромосом в клетке заростка. В ответе запишите только соответствующее число.

    Ответ

    Сколько получится генотипов у потомков в анализирующем скрещивании дигетерозиготной самки мухи дрозофилы при независимом наследовании? Ответ запишите в виде числа.

    Ответ

     

    Каким номером на рисунке обозначены головки фосфолипидов?

    Ответ

     

    Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

     

    ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРУКТУРЫ
    А) обеспечивает ионный транспорт
    Б) выполняет барьерную функцию
    В) состоит из аминокислотных остатков
    Г) входит в состав гликокаликса
    Д) имеет гидрофильные и гидрофобные слои
    Е) содержит моносахариды

    1) 1

    2) 2

    3) 3

     

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    А Б В Г Д Е
               
    Ответ

    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне

    Скачать
    qr

    Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

    Какие из перечисленных ниже методов используют в селекции растений при выведении новых сортов?

     

    1) подкормка
    2) полиплоидия
    3) окучивание
    4) гибридизация
    5) клонирование
    6) пикировка

    Ответ

    Установите последовательность расположения структур в направлении от периферии к центру клетки. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

     

    1) билипидный слой цитоплазматической мембраны
    2) кристы
    3) гиалоплазма
    4) рибосомы 70S
    5) гликокаликс
    6) наружная мембрана митохондрий

    Ответ

    Каким номером на рисунке обозначены верхние дыхательные пути?

     
    Ответ

    Установите соответствие между характеристиками и органами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

     

    ХАРАКТЕРИСТИКИ

    ОРГАНЫ ПТИЦЫ

    А) газообмен на вдохе и выдохе

    Б) наличие толстой мышечной стенки и мелких камней

    В) расширение пищевода

    Г) губчатое строение

    Д) временное накопление и размягчение пищи

    Е) соединение с воздушными мешками

    1) 1

    2) 2

    3) 3

     

    Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

    Ответ

    Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Какими характеристиками обладает водорослевый компонент лишайника (фотобионт)?

     

    1. Содержит хлорофилл.
    2. Формируется гифами.
    3. Представлен одноклеточными формами.
    4. Питается гетеротрофно.
    5. Прикрепляет слоевище к субстрату.
    6. Усваивает атмосферный углерод.
    Ответ

    Установите последовательность систематических групп организмов, начиная с самого высокого ранга. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 

     

    1) Клеточные
    2) Растения
    3) Эукариоты
    4) Хвощеобразные
    5) Хвощ
    6) Хвощ зимующий

    Ответ

     

    Каким номером на рисунке обозначен кровеносный сосуд?

    Ответ

    Установите соответствие между характеристиками и слоями кожи человека, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

     

    ХАРАКТЕРИСТИКИ

    СЛОИ КОЖИ

    А) образован эпителиальной тканью

    Б) имеет волокнистое межклеточное вещество

    В) содержит жировые клетки

    Г) защищает от ультрафиолетового излучения

    Д) содержит большинство рецепторов

    Е) cинтезирует пигмент меланин

    1) 1

    2) 2

    3) 3

     

    Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

    Ответ

    Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из приведённых особенностей строения и функций характерны для толстой кишки человека?


    1) расщепление клетчатки
    2) всасывание аминокислот и глицерина
    3) наличие червеобразного отростка — аппендикса
    4) наличие в слизистой оболочке многочисленных ворсинок
    5) всасывание воды
    6) наличие двенадцатиперстной кишки

    Ответ

    Установите последовательность процессов в организме человека с момента образования углекислого газа. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

     

    1) полное окисление ПВК в митохондриях
    2) образование карбогемоглобина в эритроцитах
    3) диффузия углекислого газа в капилляры
    4) ток венозной крови по полой вене
    5) поступление венозной крови в правое предсердие

    Ответ

    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне

    Скачать
    qr

    Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания макроэволюции. Запишите цифры, под которыми они указаны.

     

    (1) При адаптации микроорганизмов к воздействию антибиотиков формируются резистентные штаммы. (2) Менее приспособленные особи не оставляют потомства, поэтому их генотипы постепенно вытесняются из популяции. (3) Многоклеточные животные произошли от колониальных жгутиконосцев, при этом клетки в колонии приобрели способность синхронно делиться и формировать клеточные контакты. (4) У двухслойных животных закладывается два зародышевых листка, а у трёхслойных в дополнение образуется мезодерма. (5) У птиц более 80 млн лет назад полностью исчезли зубы, по видимому, для облегчения скелета. (6) Виды рода Зяблик в Европейской части России различаются тембром и продолжительностью песни, но при этом эти виды занимают одну экологическую нишу.

    Ответ

    Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Какие организмы могут вступать друг с другом в конкурентные отношения?

     

    1. Лось и косуля.
    2. Лиственница и сосна.
    3. Бурундук и белка.
    4. Жук-навозник и стрекоза.
    5. Лещ и кит.
    6. Акула и рыба-прилипало.
    Ответ

    Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими примерами иллюстрируются. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

     

    ПРИМЕРЫ

     
    ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

    A) Питание амфибий личинками насекомых

    Б) Лесной пожар вследствие грозы

    B) Санитарная вырубка леса

    Г) Затопление лугов при ливне

    Д) Понижение температуры окружающей среды, приводящее к зимней спячке

    Е) Распространение семян растений птицами

    1) Абиотический

    2) Биотический

    3) Антропогенный

     

    Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

    Ответ

    Проанализируйте таблицу «Нейроны рефлекторной дуги». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

     

    ТИП НЕЙРОНОВ МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛ НЕЙРОНОВ ФУНКЦИЯ

    Двигательный

    Чувствительный

    А....

    Передние рога спинного мозга

    Б....

    Серое вещество спинного мозга

    B....

    Передача нервного импульса от рецепторов в ЦНС

    Передача нервного импульса от чувствительного нейрона к двигательному

     

    Список элементов:

    1. Моторный.
    2. Задние рога спинного мозга.
    3. Рецептор.
    4. Нервный узел.
    5. Белое вещество спинного мозга.
    6. Передача нервного импульса между нейронами в ЦНС.
    7. Передача нервного импульса от ЦНС к рабочему органу.
    8. Вставочный.

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Ответ

    Проанализируйте диаграмму «Изменение площади раны при терапии наночастицами металлов».

    Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

    Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

     

    1. Наиболее значимое сокращение площади раны под действием наночастиц железа наблюдалось на девятый день.
    2. Использование изотонического раствора привело к ускорению заживления раны.
    3. Более слабый эффект наночастиц меди обусловлен их быстрым окислением в ране.
    4. Максимальный ранозаживляющий эффект наночастиц цинка проявился после пятого дня терапии.
    5. Применение наночастиц меди имело наиболее выраженный терапевтический эффект.
    Ответ

    Экспериментатор решил изучить процессы основного обмена (обмена веществ) у домовой мыши (Mus musculus). Для этого он вводил в брюшную полость мышам физиологический раствор с гормоном щитовидной железы в разных дозировках и кормил их фиксированным количеством корма. (В норме у мыши синтезируется в сутки 15 мкг гормона.) Результаты эксперимента представлены на графике.

     

     

    Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему для каждой дозировки гормона необходимо использовать группу мышей, а не одну особь. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если ставить эксперимент на мышах разного вида?

     

    *Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.

    Ответ

    Экспериментатор решил изучить процессы основного обмена (обмена веществ) у домовой мыши (Mus musculus). Для этого он вводил в брюшную полость мышам физиологический раствор с гормоном щитовидной железы в разных дозировках и кормил их фиксированным количеством корма. (В норме у мыши синтезируется в сутки 15 мкг гормона.) Результаты эксперимента представлены на графике.

    Что такое основной обмен? На какой процесс в системе кровообращения расходуется энергия основного обмена? Как повлияло увеличение количества гормона щитовидной железы на теплоотдачу? Какие процессы могут служить объективными показателями интенсивности обмена веществ у теплокровных животных?

    Ответ

     

    Какие структуры в скелете птицы обозначены на рисунке цифрами 1 и 2? Какую функцию выполняет каждая из этих структур? Укажите особенность образа жизни птиц, не имеющих структуры 1.

    Ответ

     

    В эпидермисе листьев мятлика лугового (Poa pratensis) и некоторых других злаков имеются особые пузыревидные клетки, которые располагаются в районе центральной жилки. Пузыревидные клетки принимают участие в сворачивании листьев. В каких условиях происходит сворачивание листьев у мятлика? Каким образом в этом процессе участвуют пузыревидные клетки? Укажите два значения сворачивания листьев у мятлика лугового (считайте, что большинство устьиц находится на верхней стороне листа). Ответ поясните.

    Ответ

    Почему водные цветковые растения могут испытывать дефицит кислорода для осуществления дыхания? Каким образом они восполняют этот дефицит? При увеличении глубины растения испытывают дефицит особо остро, почему? Назовите две причины.

    Ответ

    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне

    Скачать
    qr

    Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5’ концу одной цепи соответствует 3’ конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5’ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5’ к 3’ концу. Ген имеет кодирующую и некодирующую области. Кодирующая область гена называется открытая рамка считывания. Фрагмент конца гена имеет следующую последовательность нуклеотидов (нижняя цепь матричная (транскрибируемая):

     

    5’ - ГАГАГЦТГАГЦГТАГГТГАГТГЦ - 3’

    3’ - ЦТЦТЦГАЦТЦГЦАТЦЦАЦТЦАЦГ - 5’

     

    Определите иРНК и верную открытую рамку считывания. Найдите последовательность аминокислот во фрагменте конца полипептидной цепи. Известно, что итоговый полипептид, кодируемый этим геном, имеет длину более четырёх аминокислот. Укажите последовательность этапов решения задачи. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода. При написании последовательностей нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.

     

    Генетический код (иРНК от 5' к 3' концу)

    Первое

    основание

    Второе основание Третье

    основание

      У Ц А Г

     

    У

    Фен

    Фен

    Лей

    Лей

    Сер

    Сер

    Сер

    Сер

    Тир

    Тир

      —

      —

    Цис

    Цис

      —

    Три

    У

    Ц

    А

    Г

    Ц

    Лей

    Лей

    Лей

    Лей

    Про

    Про

    Про

    Про

    Гис

    Гис

    Глн

    Глн

    Арг

    Арг

    Арг

    Арг

    У

    Ц

    А

    Г

    А

    Иле

    Иле

    Иле

    Мет

    Тре

    Тре

    Тре

    Тре

    Асн

    Асн

    Лиз

    Лиз

    Сер

    Сер

    Арг

    Арг

    У

    Ц

    А

    Г

    Г

    Вал

    Вал

    Вал

    Вал

    Ала

    Ала

    Ала

    Ала

    Асп

    Асп

    Глу

    Глу

    Гли

    Гли

    Гли

    Гли

    У

    Ц

    А

    Г

     

    Ответ

    При скрещивании мышей с извитой шерстью нормальной длины и мышей с прямой длинной шерстью все гибриды первого поколения имели прямую шерсть нормальной длины. В анализирующем скрещивании этих гибридов получено четыре фенотипические группы потомков: 27, 99, 98 и 24. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства в каждой группе в двух скрещиваниях, численность каждой группы во втором скрещивании. Объясните формирование четырёх фенотипических групп в анализирующем скрещивании.

    Ответ

    Результаты тренировки
    Решено заданий 0
    Выполнено верно 0
    Выполнено частично верно 0
    Ошибки 0
    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне

    Скачать
    qr