Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ | ПРИМЕРЫ |
Популяционно-видовой |
Естественный отбор и образование новых видов организмов
|
? |
Превращение хлоропластов в хромопласты
|
Экспериментатор поместил куриную кость на несколько дней в 3%-ный раствор соляной кислоты. Как изменилось количество белков и солей кальция в кости за это время?
Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:
1. Увеличилась.
2. Уменьшилась.
3. Не изменилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Количество белков | Количество солей кальция |
В ДНК на долю нуклеотидов с цитозином приходится 20%. Определите содержание нуклеотидов с аденином, входящих в состав молекулы. В ответе запишите только соответствующее число.
Сколько разных генотипов получится в потомстве при скрещивании чёрной гетерозиготной самки кролика и белого самца? Ответ запишите в виде числа.
Каким номером на схеме обозначен этап, на котором происходит выделение наибольшего количества АТФ?
Установите соответствие между характеристиками и веществами, участвующие в клеточном дыхании, обозначенными на схеме выше цифрами 1, 2, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ВЕЩЕСТВА, УЧАСТВУЮЩИЕ В КЛЕТОЧНОМ ДЫХАНИИ |
А) окислитель в дыхательной цепи Б) продукт гликолиза В) макроэргическое соединение Г) исходный субстрат для гликолиза Д) шестиуглеродный моносахарид Е) содержит три остатка фосфорной кислоты |
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д | Е |
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Какие из перечисленных ниже характеристик можно отнести к мутационной изменчивости?
1) потеря участка хромосомы
2) конъюгация и кроссинговер при редукционном делении
3) изменение последовательности триплетов в нуклеиновой кислоте
4) независимое расхождение хромосом в мейозе
5) увеличение количества хромосом в клетке
6) обмен участками ДНК между бактериальными клетками
Установите последовательность этапов генно-инженерного получения животного белка в бактериальных клетках.
Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
Установите соответствие между характеристиками и процессами: 1) А, 2) Б. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ПРОЦЕССЫ |
А) образование центральной диплоидной клетки |
1) А 2) Б |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г | Д | Е |
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Какие признаки характерны для хордовых животных?
1) нервная система трубчатого типа
2) жаберные щели у зародыша
3) орган дыхания — трахеи
4) внутренний скелет
5) кожно-мускульный мешок
6) хитиновые покровы
Установите последовательность систематических групп, начиная с самого низкого ранга.
Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр:
1) Дрозофила фруктовая, или обыкновенная
2) Дрозофилы
3) Членистоногие
4) Плодовые мушки
5) Двукрылые
6) Насекомые
Установите соответствие между характеристиками и камерами сердца, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | КАМЕРЫ СЕРДЦА |
А) является началом малого круга кровообращения Б) выбрасывает кровь через двустворчатый клапан В) принимает кровь из полых вен Г) соединена с лёгочным стволом Д) содержит артериальную кровь |
1) 1 2) 2 3) 3 |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д |
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение глаза человека.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны:
1) сетчатка
2) сосудистая оболочка
3) склера
4) слепое пятно
5) блуждающий нерв
6) жёлтое пятно
Установите последовательность событий, происходящих с жирами пищи, начиная с их изменения в двенадцатиперстной кишке человека.
Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр:
1) откладывание жиров про запас
2) эмульгирование жиров
3) всасывание продуктов расщепления в клетки ворсинок кишечника
4) поступление жиров в лимфу
5) образование жирных кислот и глицерина под воздействием кишечной липазы
6) синтез собственных жиров
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания и примеры рудиментов.
Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1)В процессе эволюции многие органы теряют свою функцию и поэтому постепенно упрощаются в своем строении и уменьшаются в размерах. (2)В результате возникновения генетических аномалий в фенотипе могут проявиться те признаки, которые не свойственны для вида. (3)У примитивных змей, например, питонов, сохраняются остатки пояса брюшных конечностей. (4)У некоторых людей возникает многососковость - явление, при котором появляется несколько пар сосков на теле. (5)При мутации в геноме у курицы могут закладываться зачатки зубов. (6)Остатки нескольких пальцев в конечностях у лошадей свидетельствуют о происхождении животных от предков с многопалыми конечностями.
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
В экосистемах отношения «хищник — жертва» устанавливаются между:
Установите соответствие между характеристиками и биомами суши: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | БИОМЫ СУШИ |
А) Почва содержит очень мало перегноя. Б) Над местами залегания подземных вод встречаются оазисы. В) Распространены зебры и антилопы. Г) Из растений встречаются саксаул, верблюжья колючка. Д) Преобладают злаково-древесные сообщества. Е) Растительный покров разрежен и обеднён. |
1) пустыни 2) саванны |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д | Е |
Рассмотрите рисунок с изображением схемы деления исходной диплоидной клетки. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
Тип деления | Стадия деления | Количество хромосом и молекул ДНК |
А | Б | В |
Список элементов:
1) метафиза I
2) метафаза
3) метафаза II
4) митоз
5) мейоз
6) 2n2с
7) 2n4с
8) n2с
Проанализируйте диаграмму «Оптимумы значений pH для некоторых ферментов».
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
1) Оптимумы значений pH для амилазы слюны и химотрипсина лежат в области нейтральных значений (6,8—7,2).
2) На диаграмме представлены ферменты, оптимум которых лежит в области нейтральных значений pH (6,8-7,2) и ниже.
3) В нейтральной среде (pH = 6,8-7,2) наибольшей активностью обладает сахараза.
4) Пепсин активен в сильнокислой среде, а химотрипсин — в сильнощелочной.
5) Пепсин активен в сильнокислой среде, а химотрипсин — в сильнощелочной.
Учёный провёл эксперимент со спортсменами-добровольцами, осуществлявшими подъём в гору в два этапа. У группы спортсменов трижды осуществляли забор крови: первый раз на высоте 300 м –– до подъёма в горную деревню на высоту 2135 м над уровнем моря; второй раз - через три недели проживания там; третий раз –– после второго этапа –– восхождения на высоту 4050 м. В анализах оценивали количество эритроцитов во всех образцах крови (см. таблицу).
Забор крови | Количество эритроцитов, млн/мм3 |
Первый | 5,5 |
Второй | 7,2 |
Третий | 8,1 |
Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? С какой целью необходимо такой контроль ставить?
(*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).
Учёный провёл эксперимент со спортсменами-добровольцами, осуществлявшими подъём в гору в два этапа. У группы спортсменов трижды осуществляли забор крови: первый раз на высоте 300 м –– до подъёма в горную деревню на высоту 2135 м над уровнем моря; второй раз - через три недели проживания там; третий раз –– после второго этапа –– восхождения на высоту 4050 м. В анализах оценивали количество эритроцитов во всех образцах крови (см. таблицу).
Забор крови | Количество эритроцитов, млн/мм3 |
Первый | 5,5 |
Второй | 7,2 |
Третий | 8,1 |
Исходя из функции эритроцитов в крови, объясните наблюдаемое изменение параметра крови. Какие изменения органов сердечно-сосудистой системы и крови происходят у спортсменов?
На рисунке изображена блоха человеческая (Pulex irritans). К какому классу относят это животное? По каким признакам можно определить принадлежность блохи к этому классу? Укажите три признака. Какой цифрой обозначена грудь животного? Ответ поясните. Блохи - вторично бескрылые насекомые. Укажите причину такой особенности строения.
Какие приспособления в строении и поведении костных рыб обеспечивают интенсивное извлечение ими кислорода из воды? Объясните адаптивное значение каждого приспособления.
У дайкона и турнепса (семейство Капустные) корнеплоды характеризуются сходной наследственной изменчивостью в строении — от удлиненной формы до уплощенной. Какой биологический закон иллюстрирует данная закономерность? Сформулируйте этот закон на примере изображенных корнеплодов. К какой форме эволюционного процесса можно отнести данный пример? Почему сравнение между вариантами корнеплода турнепса и подобными вариантами клубня картофеля нельзя рассматривать в качестве проявления проиллюстрированного закона?
Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5’ концу одной цепи соответствует 3’ конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5’ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5’ к 3’ концу. Ген имеет кодирующую и некодирующую области. Фрагмент начала гена имеет следующую последовательность нуклеотидов:
5’ - ЦТТААЦГЦТААТААТЦАТАГ - 3’
3’ - ГААТТГЦГАТТАТТАГТАТЦ - 5’
Определите последовательность аминокислот начала полипептида, если синтез начинается с аминокислоты мет. Объясните последовательность решения. Для решения задания используйте таблицу генетического кода. При написании нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.
Генетический код (от 5’– к 3’–концу)
Первое основание | Второе основание | Третье основание | |||
У | Ц | А | Г | ||
У |
Фен Фен Лей Лей |
Сер Сер Сер Сер |
Тир Тир — — |
Цис Цис — Три |
У Ц А Г |
Ц |
Лей Лей Лей Лей |
Про Про Про Про |
Гис Гис Глн Глн |
Арг Арг Арг Арг |
У Ц А Г |
А |
Иле Иле Иле Мет |
Тре Тре Тре Тре |
Асн Асн Лиз Лиз |
Сер Сер Арг Арг |
У Ц А Г |
Г |
Вал Вал Вал Вал |
Ала Ала Ала Ала |
Асп Асп Глу Глу |
Гли Гли Гли Гли |
У Ц А Г |
У дрозофилы гетерогаметным полом является мужской пол. При скрещивании самок дрозофилы с нормальными крыльями, красными глазами и самцов с редуцированными крыльями, белыми глазами все потомство получилось единообразным по форме крыльев и окраске глаз. Во втором скрещивании самок дрозофилы с редуцированными крыльями, белыми глазами и самцов с нормальными крыльями, красными глазами получились самки с нормальными крыльями и красными глазами и самцы с нормальными крыльями, белыми глазами. Составьте схемы скрещивания, определите генотипы и фенотипы родительский особей, потомства в двух скрещиваниях и пол потомства в первом скрещивании. Объясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.