Установите соответствие между характеристиками и способами видообразования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
|
ВИДООБРАЗОВАНИЕ |
А) Пищевая специализация особей Б) Возникновение разных брачных ритуалов В) Пространственная изоляция популяций одного вида Г) Разные сроки размножения особей внутри популяции Д) Изменение ареала вида Е) Расселение особей вида на новые территории |
|
1) Географическое 2) Экологическое |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
ПРИМЕРЫ |
ФОРМЫ ЭВОЛЮЦИОННОГО
ПРОЦЕССА
|
|
А) глаза кальмара и дельфина
Б) конечности лошади и ласты кита
В) развитая эхолокация у летучих мышей и китов
Г) конечности крота и насекомого медведки
Д) формы клюва у разных видов галапагосских вьюрков
Е) форма тела кита и акулы
|
|
1) дивергенция
2) конвергенция
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Установите соответствие между адаптациями и группами растений, которым свойственны эти адаптации.
Адаптации | Группы растений |
А) сильно ветвящиеся побеги | 1) светолюбивые |
Б) относительно небольшое количество пигментов (хлорофилла) в листьях | 2) тенелюбивые |
В) мелкие листья | |
Г) крупные тонкие листья | |
Д) листья с меньшим количеством устьиц | |
Е) листья расположены горизонтально |
Установите соответствие между характеристиками, примерами и движущими силами (факторами) эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР |
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ (ФАКТОРЫ) ЭВОЛЮЦИИ |
А) обмен генами между разными популяциями одного вида |
1) популяционные волны |
Б) сезонные перемещения особей |
2) миграция |
В) разобщение популяций в результате возникновения барьеров |
3) изоляция |
Г) несовместимость хромосомного набора гамет |
|
Д) случайное изменение численности популяции под влиянием факторов среды |
|
Е) видовые особенности поведения в брачный период |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между характеристиками и типами сукцессий: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ТИПЫ |
А) поселение лишайников на горной породе Б) возникновение после нашествия саранчи В) заселение застывшей лавы цианобактериями Г) отсутствие почвы на начальных стадиях развития Д) возникновение на месте лесного пожара Е) образование пионерного сообщества |
1) первичная 2) вторичная |
Установите соответствие между примерами и формами естественного отбора:
ПРИМЕР |
ФОРМА ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА |
А) постоянство форм и размеров цветка у насекомоопыляемых растений |
1) движущий |
Б) сохранений латимерий в современной фауне |
2) стабилизирующий |
В) возникновение у болезнетворных бактерий устойчивости к лекарственным препаратам |
|
Г) увеличение шеи жирафа в ряду поколений |
|
Д) возрастание в экологически чистых районах числа светлых бабочек березовой пяденицы по сравнению с темными |
|
Е) существование гинкго двулопастного в современной флоре |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между примерами и методами изучения эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ |
А) Строение передних конечностей у представителей разных отрядов млекопитающих Б) Составление филогенетического ряда хоботных В) Чешуи и пленки в цветке злаков Г) Описание скелетов ихтиозавра и археоптерикса Д) Наличие костей тазового пояса у китов Е) Существование эндемиков |
1) Биогеографические 2) Сравнительно-анатомические 3) Палеонтологические |
Установите соответствие между характеристиками и факторами эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ФАКТОРЫ ЭВОЛЮЦИИ |
А) выживание приспособленных к химикатам рыб в озере |
1) дрейф генов |
Б) явление индустриального меланизма у бабочек |
2) естественный отбор |
В) случайное выживание насекомых в период зимовки |
|
Г) массовое вымирание из-за катаклизма |
|
Д) распространение серповидно-клеточной анемии в районах с повышенной встречаемостью малярии |
|
Е) эффект основателя |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между примерами и формами эволюционного процесса: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ПРОЦЕСС |
А) ротовые аппараты таракана и комара Б) зубные системы хищных и травоядных млекопитающих В) форма тела дельфина и акулы Г) передние конечности крота и кита Д) колючки кактуса и боярышника Е) глаза кальмара и собаки |
1) Конвергенция 2) Дивергенция |
Установите соответствие между примерами и способами видообразования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | СПОСОБЫ ВИДООБРАЗОВАНИЯ |
А) Черная и серая вороны, обитающие в Сибири и Европейской части России Б) Лемуры − эндемики Мадагаскара В) Бокоплавы озера Байкал, приспособленные к разным пищевым субстратам Г) Популяции тихоокеанских лососей, нерестящихся по четным и нечетным месяцам Д) Раннецветущие и позднецветущие растения на сенокосных лугах Е) Североамериканские и североевропейские чайки |
1) Географическое 2) Экологическое |
Установите соответствие между примерами и формами эволюционного процесса: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ПРОЦЕСС |
А) приводит к ненаправленным изменениям частот аллелей Б) лежит в основе "эффекта основателя" В) обеспечивает резерв наследственной изменчивости Г) работает исключительно в малых популяциях Д) приводит к появлению нового вида Е) поставляет материал для отбора |
1) дрейф генов 2) мутационный процесс |
Установите соответствие между группами организмов и трофическими уровнями, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРУППЫ ОРГАНИЗМОВ |
|
ТРОФИЧЕСКИЕ УРОВНИ |
А) Хемоавтотрофные бактерии Б) Красные водоросли В) Грибы-паразиты растений Г) Зерноядные животные Д) Консументы I порядка Е) Плотоядные животные |
|
1) Первый 2) Второй 3) Третий |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |