Экспериментатор исследовал условия метаморфоза аксолотлей. Для этого он сформировал две группы аксолотлей по 30 особей и поместил их в аквариумы при комнатной температуре. Одной части аксолотлей ежедневно добавляли в корм тироксин в равных концентрациях, а другая их часть получала вместе с тироксином экспериментальный препарат А. Через два месяца подсчитали число животных на разных стадиях развития. Результаты представлены в таблице.
Условия кормления |
Число животных на личиночной стадии |
Число животных, проходящих метаморфоз |
Число амбистом |
Тироксин |
5 |
10 |
15 |
Тироксин + препарат А |
27 |
1 |
2 |
В качестве отрицательного контроля экспериментатор использовал группу аксолотлей, которым в корм добавлял только препарат А. Почему такой отрицательный контроль не является адекватным? Ответ поясните. Предложите свой вариант постановки отрицательного контроля.
*Отрицательный контроль - это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.
Экспериментатор изучал особенности физиологии мышц у домовой мыши (Mus musculus). Для этого он исследовал биохимические параметры здоровых и страдающих ожирением мышей, подвергая их одинаковым нагрузкам. Результаты эксперимента отражены на графике.
Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать экспериментатор перед постановкой эксперимента? Объясните, почему необходимо, чтобы животные в группах были одного пола. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если для измерения концентрации лактата (молочной кислоты) в мышцах использовать разные методы анализа?
*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
Экспериментатор исследовал особенности физиологии дрожжей и лактобактерий. Для этого он по отдельности вносил в пробирки с питательной средой микроорганизмы в одинаковой концентрации, добавлял сахар и поддерживал определенную концентрацию кислорода в среде. Через один час он измерил количество накопившегося спирта в каждой пробирке. Результаты приведены на диаграмме.
В качестве отрицательного контроля экспериментатор выдерживал (инкубировал) микроорганизмы в кипяченой водопроводной воде. Почему такой отрицательный контроль не является адекватным? Ответ поясните. Предложите свой вариант постановки отрицательного контроля.
*Отрицательный контроль - это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.
Экспериментатор исследовал особенности физиологии дафний. Для этого он вносил в пробирки воду из пруда (с концентрацией ионов калия 0,003 г/л) и дафний численностью 100 особей, увеличивал концентрацию ионов калия в пробирке и подсчитывал частоту сердечных сокращений у этих членистоногих. Результаты приведены в таблице.
Концентрация ионов калия в воде, г/л |
0,004 |
0,2 |
0,4 |
0,6 |
0,8 |
Частота сердечных сокращений, уд./мин. |
26 |
19 |
17 |
11 |
9 |
Какую нулевую гипотезу смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему необходимо, чтобы во все пробирки внесли воду, взятую из одного пруда в одном и том же месте. Почему результаты могут быть недостоверными, если в пробирке находились дафнии разного возраста?
*Нулевая гипотеза - принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
Для изучения генетически обусловленных способностей к обучению было сформировано две группы мышей, относящихся к линиям Swiss и СВА. Животных обучали нажимать клавишу для получения корма. Полученные данные представлены на рисунке ниже.
Какую нулевую гипотезу смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему в эксперименте использовали группы линейных мышей, а не дикого типа. Почему результаты могут быть недостоверными, если во время эксперимента в одной из групп мышей подавать громкий звуковой сигнал.
*Нулевая гипотеза - принимаемое по умолчанию предположение, что не существует
связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
Экспериментаторы исследовали эффективность действия антибактериальных препаратов А, В и их комбинации с ингибиторами ферментов бактерий. Препараты добавляли в бактериальную культуру и оценивали изменение количества жизнеспособных бактерий в течение 24 ч. Результаты представлены на графиках ниже.
Какую нулевую гипотезу смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Почему во всех сериях экспериментов бактерии выращивали в среде, имеющей одинаковый состав? Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если использовать разные виды бактерий?
*Нулевая гипотеза - принимаемое по умолчанию предположение, что не существует
связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
Экспериментатор изучал особенности жизнедеятельности инфузории туфельки (Paramecium caudatum). Культуру инфузорий помещали в растворы поваренной соли с концентрацией 3%, 4%, 5%, 7%, 10% и измеряли частоту пульсации сократительной вакуоли. Результаты эксперимента представлены на графике.
Какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой экспериментатором), а какая - зависимой (изменяющейся в эксперименте)? Какие два условия должны выполняться при постановке отрицательного контроля? С какой целью необходимо осуществлять такой контроль?
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.
Экспериментатор вырезал из одной анатомической зоны клубня картофеля одинаковые фрагменты массой 20 г. Кусочки он поместил в пробирки. Одну пробирку он заполнил дистиллированной водой, а другую - 10%-ным раствором сахарозы. Через 3, 5 и 7 ч исследователь взвешивал фрагменты клубня. Результаты приведены на диаграмме.
Какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой экспериментатором), а какая - зависимой (изменяющейся в эксперименте)? Какие два условия должны выполняться при постановке отрицательного контроля*? С какой целью необходимо осуществлять такой контроль?
*Отрицательный контроль - это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.
Проростки пшеницы выращивали в емкостях с питьевой водой до формирования мочковатой корневой системы. Затем их переносили в пробирки с питательными растворами Гельригеля и Кнопа, имеющими различный химический состав. в течение 6 ч после переноса измеряли тургор листьев. Результаты представлены в таблице.
Тип раствора |
Тургор листьев, % |
||||
0 ч |
0,5 ч |
1 ч |
3 ч |
6 ч |
|
Раствор Гельригеля |
100 |
75 |
75 |
90 |
100 |
Раствор Кнопа |
100 |
50 |
60 |
75 |
100 |
В качестве отрицательного контроля экспериментатор перенес проростки в увлажненную почву. Почему такой отрицательный контроль не является адекватным? Ответ поясните. Предложите свой вариант постановки отрицательного контроля.
Экспериментатор исследовал особенности физиологии дрожжей и лактобактерий. Для этого он по отдельности вносил в пробирки с питательной средой микроорганизмы в одинаковой концентрации, добавлял сахар и поддерживал определенную концентрацию кислорода в среде. Через один час он измерил количество накопившегося спирта в каждой пробирке. Результаты приведены на диаграмме.
Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать ученый перед постановкой эксперимента? Объясните, почему необходимо, чтобы во всех пробирках находилось одинаковое количество микроорганизмов. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если не все пробирки поместились в термостат и часть из них осталась на столе?
*Нулевая гипотеза - принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
Ученый провел эксперимент с листьями ириса (Iris albicans) в условиях повышенной концентрации углекислого газа. Одну группу растений ирисов он посадил в теплицу с концентрацией углекислого газа 0,06%. Другую группу он выращивал в теплице с концентрацией углекислого газа 0,3%. Через два месяца ученый сделал препараты эпидермиса листьев растений. Результаты приведены на рисунке.
В качестве отрицательного контроля экспериментатор выращивал группу ирисов рядом с теплицей на открытом воздухе. Почему такой отрицательный контроль не является адекватным? Ответ поясните. Предложите свой вариант постановки отрицательного контроля.
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию.
Ученый провел эксперимент с семенами разных видов растений. Он взял по 80 г семян фасоли, овса, кукурузы и проса. Каждую навеску семян одного вида ученый поместил в отдельный цилиндр, залил водой и накрыл стеклом.Через двое суток он слил оставшуюся воду и взвесил семена. Результаты приведены в таблице.
Растение |
Увеличение массы семян (%) |
Фасоль |
+138 |
Овес |
+61 |
Кукуруза |
+42 |
Просо |
+27 |
Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему необходимо, чтобы семена в навесках были одинаковой влажности. Почему результаты могут быть недостоверными, если выдерживать семена в воде различной температуры?
*Нулевая гипотеза − принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
Экспериментатор изучал свойства ферментов. Для этого он в стерильных пробирках выдерживал фрагменты хряща свиньи с одинаковой массой в растворе коллагеназы при разных температурах и оценивал степень расщепления фрагментов хряща по изменению мутности раствора. Результаты приведены на графике.
Какую нулевую гипотезу смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему в эксперименте необходимо использовать растворы коллагеназы одинаковой концентрации. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что используемые пробирки не закрывали?
*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
Экспериментатор изучал свойства ферментов. Для этого он в стерильных пробирках выдерживал фрагменты хряща свиньи с одинаковой массой в растворе коллагеназы при разных температурах и оценивал степень расщепления фрагментов хряща по изменению мутности раствора. Результаты приведены на графике.
Какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой экспериментатором), а какая - зависимой (изменяющейся в эксперименте)? Какие два условия должны выполняться при постановке отрицательного контроля? С какой целью необходимо осуществлять такой контроль?
Экспериментатор изучал свойства ферментов. Для этого он выдерживал фрагменты хряща свиньи одинаковой массы в растворе коллагеназы при разных температурах и оценивал степень расщепления фрагментов хрящей по изменению мутности раствора. Результаты приведены на графике.
В качестве отрицательного контроля экспериментатор выдерживал фрагменты хряща в растворе амилазы. Почему такой отрицательный контроль не является адекватным? Ответ поясните. Предложите свой вариант постановки отрицательного контроля.
*Отрицательный контроль - это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.
Экспериментаторы исследовали эффективность действия антибактериальных препаратов А, В и их комбинации с ингибиторами ферментов бактерий. Препараты добавляли в бактериальную культуру и оценивали изменение количества жизнеспособных бактерий в течение 24 ч. Результаты представлены на графиках ниже.
Какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой экспериментатором), а какая - зависимой (изменяющейся в эксперименте)? Какие два условия должны выполняться при постановке отрицательного контроля* в этом эксперименте? С какой целью необходимо осуществлять такой контроль?
*Отрицательный контроль - это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.
Для изучения генетически обусловленных способностей к обучению было сформировано две группы мышей, относящихся к линиям Swiss и СВА. Животных обучали нажимать клавишу для получения корма. Полученные данные представлены на рисунке ниже.
Какую нулевую гипотезу смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему в эксперименте использовали группы линейных мышей, а не дикого типа. Почему результаты могут быть недостоверными, если во время эксперимента в одной из групп мышей подавать громкий звуковой сигнал.
*Нулевая гипотеза - принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
Экспериментатор решил изучить процессы деления эпидермальных клеток мыши (Mus musculus). Для этого он измерял количество клеток в питательной среде при добавлении препаратов колхицина или эпидермального фактора роста. Результаты представлены на диаграмме.
Какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой экспериментатором), а какая - зависимой (изменяющейся в эксперименте)? Какие два условия должны выполняться при постановке отрицательного контроля* в этом эксперименте? С какой целью необходимо осуществлять такой контроль?
*Отрицательный контроль - это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.
Исследователь изучал эффективность лекарственного препарата против вируса иммунодефицита человека. Для этого он заражал клетки человека вирусами, через 24 ч добавлял лекарственный препарат, и затем каждые 24 ч измерял количество вирусных частиц (вирусную нагрузку) в образце. Жизнеспособные клетки сохранялись в течение всего эксперимента. Результаты приведены в таблице.
№ пробирки с клетками |
Количество вирусных частиц в образце, млн/мл |
|||||
0 ч |
24 ч |
Внесение препарата |
48 ч |
72 ч |
96 ч |
|
1 |
1,0 |
5,6 |
5,4 |
5,7 |
5,5 |
|
2 |
1,0 |
4,8 |
4,7 |
4,8 |
4,9 |
|
3 |
1,0 |
5,1 |
5,0 |
5,2 |
5,1 |
Какую нулевую гипотезу смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, для чего в эксперименте использовали три пробирки с клетками, а не одну. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если использовать клетки разных видов млекопитающих?
*Нулевая гипотеза - принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
Исследователь изучал эффективность лекарственного препарата против вируса иммунодефицита человека. Для этого он заражал клетки человека вирусами, через 24 ч добавлял лекарственный препарат, и затем каждые 24 ч измерял количество вирусных частиц (вирусную нагрузку) в образце. Жизнеспособные клетки сохранялись в течение всего эксперимента. Результаты приведены в таблице.
№ пробирки с клетками |
Количество вирусных частиц в образце, млн/мл |
|||||
0 ч |
24 ч |
Внесение препарата |
48 ч |
72 ч |
96 ч |
|
1 |
1,0 |
5,6 |
5,4 |
5,7 |
5,5 |
|
2 |
1,0 |
4,8 |
4,7 |
4,8 |
4,9 |
|
3 |
1,0 |
5,1 |
5,0 |
5,2 |
5,1 |
В качестве отрицательного контроля экспериментатор через 48 ч добавлял к клеткам противовирусный препарат, купленный в аптеке. Почему такой отрицательный контроль не является адекватным? Ответ поясните. Предложите свой вариант постановки отрицательного контроля.
Экспериментатор исследовал интенсивность фотосинтеза у разных видов растений. Он выращивал растения томата и кукурузы в теплицах, в которых можно было регулировать содержание (парциальное давление) углекислого газа в атмосфере. В ходе эксперимента исследователь измерял эффективность ассимиляции (поглощения) углекислого газа растениями. Результаты представлены на графике.
Какую нулевую гипотезу смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему в эксперименте необходимо использовать не по одному растению каждого вида, а группы растений. Почему результаты могут быть недостоверными, если известно, что во время эксперимента уровень освещенности в теплицах не контролировали?
*Нулевая гипотеза - принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами
Экспериментатор исследовал особенности физиологии дафний. Для этого он вносил в пробирку воду из пруда (с концентрацией ионов калия 0,003 г/л), дафний численностью 100 особей, изменял концентрацию ионов калия в пробирке и подсчитывал частоту сердечных сокращений у этих членистоногих. Результаты приведены в таблице.
Концентрация ионов калия в воде, г/л |
0,004 |
0,2 |
0,4 |
0,6 |
0,8 |
Частота сердечных сокращений, уд./мин. |
26 |
19 |
17 |
11 |
9 |
Какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой экспериментатором), а какая - зависимой (изменяющейся в эксперименте)? Какие два условия должны выполняться при постановке отрицательного контроля в этом эксперименте? С какой целью необходимо осуществлять такой контроль?
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию.
Экспериментатор изучал особенности жизнедеятельности инфузории-туфельки (Paramecium caudatum). Культуру инфузорий помещали в растворы поваренной соли с концентрацией 3%, 4%, 5%, 7%, 10% и измеряли частоту пульсации сократительной вакуоли. Результаты эксперимента представлены на графике.
В качестве отрицательного контроля экспериментатор поместил инфузорий в дистиллированную воду. Почему такой отрицательный контроль не является адекватным? Ответ поясните. Предложите свой вариант отрицательного контроля.
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.
Экспериментатор изучал особенности физиологии растительных клеток. он помещал фрагмент эпидермиса листа тюльпана в 5%-ный раствор поваренной соли. Через 1,2 и 5 минут после начала эксперимента исследователь зарисовывал изменения, происходящие с клетками. Результаты приведены ниже.
В качестве отрицательного контроля экспериментатор погружал фрагмент эпидермиса тюльпана на 5 минут в водопроводную воду. Почему такой отрицательный контроль* не является адекватным? Ответ поясните. Предложите свой вариант постановки отрицательного контроля.
*Отрицательный контроль − это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.
100 проростков овса выращивали в емкостях с питьевой водой до формирования корневой системы. Затем 50 проростков перенесли в пробирку с питательным раствором Кнопа, а другие 50 - в раствор Гельригеля (растворы имели разный химический состав). В течение 12 ч после переноса измеряли тургор листьев. Результаты представлены в таблице.
Тип раствора |
Тургор листьев, % |
||||
0 ч |
0,5 ч |
1 ч |
3 ч |
6 ч |
|
Раствор Гельригеля |
100 |
75 |
75 |
90 |
100 |
Раствор Кнопа |
100 |
50 |
60 |
75 |
100 |
Какую нулевую гипотезу смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему в каждом эксперименте использовали по 50 проростков овса, а не одно растение. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если использовать растения разных видов?
*Нулевая гипотеза - принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
Исследователь изучал эффективность лекарственного препарата против вируса иммунодефицита человека. Для этого он заражал культуру клеток человека вирусами, через 24 ч вносил в клетки лекарственный препарат и затем каждые 24 ч измерял количество вирусных частиц (вирусную нагрузку) в образце. Результаты приведены в таблице.
№ пробирки с клетками |
Количество вирусных частиц в образце, млн/мл |
|||||
0 ч |
24 ч |
Внесение препарата |
48 ч |
72 ч |
96 ч |
|
1 |
1,0 |
5,6 |
5,4 |
5,7 |
5,5 |
|
2 |
1,0 |
4,8 |
4,7 |
4,8 |
4,9 |
|
3 |
1,0 |
5,1 |
5,0 |
5,2 |
5,1 |
Какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой экспериментатором), а какая — зависимой (изменяющейся в эксперименте)? Какие два условия должны выполняться при постановке отрицательного контроля* в этом эксперименте? С какой целью необходимо осуществлять такой контроль?
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.