Экспериментатор исследовал условия метаморфоза аксолотлей. Для этого он сформировал две группы аксолотлей по 30 особей и поместил их в аквариумы при комнатной температуре. Одной части аксолотлей ежедневно добавляли в корм тироксин в равных концентрациях, а другая их часть получала вместе с тироксином экспериментальный препарат А. Через два месяца подсчитали число животных на разных стадиях развития. Результаты представлены в таблице.
Условия кормления |
Число животных на личиночной стадии |
Число животных, проходящих метаморфоз |
Число амбистом |
Тироксин |
5 |
10 |
15 |
Тироксин + препарат А |
27 |
1 |
2 |
Почему добавление тироксина приводит к появлению взрослых амбистом? Как влияет добавление препарата А на метаморфоз аксолотлей? Предположите возможную причину такого действия препарата А. К развитию какого заболевания и к какому нарушению функции щитовидной железы приведет длительное 10-кратное повышение дозы тироксина в рационе человека?
Экспериментатор изучал особенности физиологии мышц у домовой мыши (Mus musculus). Для этого он исследовал биохимические параметры здоровых и страдающих ожирением мышей, подвергая их одинаковым нагрузкам. Результаты эксперимента отражены на графике.
Как можно объяснить полученные результаты? Почему в спортивной медицине концентрацию лактата в мышцах спортсменов при нагрузке используют как показатель готовности к соревнованиям? Ответ поясните с позиции биохимических процессов, происходящих в мышцах.
Экспериментатор исследовал особенности физиологии дафний. Для этого он вносил в пробирки воду из пруда (с концентрацией ионов калия 0,003 г/л) и дафний численностью 100 особей, увеличивал концентрацию ионов калия в пробирке и подсчитывал частоту сердечных сокращений у этих членистоногих. Результаты приведены в таблице.
Концентрация ионов калия в воде, г/л |
0,004 |
0,2 |
0,4 |
0,6 |
0,8 |
Частота сердечных сокращений, уд./мин. |
26 |
19 |
17 |
11 |
9 |
Какой результат можно ожидать в описанном эксперименте, если вместо ионов калия добавить ионы кальция? Какие белки участвуют в мышечном сокращении и какова роль ионов кальция в этом процессе? Какой тип регуляции сердечной деятельности изучал экспериментатор в проведенном опыте?
Для изучения генетически обусловленных способностей к обучению было сформировано две группы мышей, относящихся к линиям Swiss и СВА. Животных обучали нажимать клавишу для получения корма. Полученные данные представлены на рисунке ниже.
Какой вывод можно сделать из этого эксперимента? Каким образом с позиции рефлекторной теории поведения происходит обучение мышей выполнению определенных действий для получения корма?
Экспериментаторы исследовали эффективность действия антибактериальных препаратов А, В и их комбинации с ингибиторами ферментов бактерий. Препараты добавляли в бактериальную культуру и оценивали изменение количества жизнеспособных бактерий в течение 24 ч. Результаты представлены на графиках ниже.
Используя полученные данные, предположите, с какой частотой следует вносить препараты А, В и их комбинацию с ингибиторами ферментов бактерий для достижения наибольшего антибактериального эффекта. Ответ поясните. Почему через некоторое время количество жизнеспособных бактерий начинает расти, если учесть, что устойчивость к препаратам у бактерий не развивается?
Экспериментатор изучал особенности жизнедеятельности инфузории туфельки (Paramecium caudatum). Культуру инфузорий помещали в растворы поваренной соли с концентрацией 3%, 4%, 5%, 7%, 10% и измеряли частоту пульсации сократительной вакуоли. Результаты эксперимента представлены на графике.
Какой вывод можно сделать на основании полученных экспериментальных данных о пульсации сократительной вакуоли инфузории туфельки в диапазоне концентраций растворов от 3% до 7%? Ответ поясните. К каким последствиям может привести длительное пребывание инфузорий в растворе соли с концентрацией 10%?
Экспериментатор вырезал из одной анатомической зоны клубня картофеля одинаковые фрагменты массой 20 г. Кусочки он поместил в пробирки. Одну пробирку он заполнил дистиллированной водой, а другую - 10%-ным раствором сахарозы. Через 3, 5 и 7 ч исследователь взвешивал фрагменты клубня. Результаты приведены на диаграмме.
Как изменится масса фрагментов, если через 7 ч кусочки, находящиеся в дистиллированной воде, поместить на 2 ч в раствор сахарозы, а фрагменты из раствора сахарозы погрузить в дистиллированную воду? Ответ поясните. Почему гипертонический раствор сахарозы используют для консервации ягод и фруктов?
Экспериментатор исследовал особенности физиологии дрожжей и лактобактерий. Для этого он по отдельности вносил в пробирки с питательной средой микроорганизмы в одинаковой концентрации, добавлял сахар и поддерживал определенную концентрацию кислорода в среде. Через один час он измерил количество накопившегося спирта в каждой пробирке. Результаты приведены на диаграмме.
В чем состоят наблюдаемые различия в продукции спирта между дрожжами и лактобактериями? Как их можно объяснить? Почему при высокой концентрации кислорода дрожжи почти полностью прекращают выработку спирта?
Ученый провел эксперимент с листьями ириса (Iris albicans) в условиях повышенной концентрации углекислого газа. Одну группу растений ирисов он посадил в теплицу с концентрацией углекислого газа 0,06%. Другую группу он выращивал в теплице с концентрацией углекислого газа 0,3%. Через два месяца ученый сделал препараты эпидермиса листьев растений. Результаты приведены на рисунке.
Предположите, как изменится количество устьиц на препарате эпидермиса листа ириса (Iris albicans), выращенного на открытом воздухе. Объясните выявленную закономерность. Почему при промышленном выращивании овощей в теплицах используют атмосферу с повышенной концентрацией углекислого газа?
Экспериментатор исследовал особенности физиологии дрожжей и лактобактерий. Для этого он по отдельности вносил в пробирки с питательной средой микроорганизмы в одинаковой концентрации, добавлял сахар и поддерживал определенную концентрацию кислорода в среде. Через один час он измерил количество накопившегося спирта в каждой пробирке. Результаты приведены на диаграмме.
Какой процесс изучал экспериментатор? Каков биологический смысл процесса, в результате которого выделяется спирт? Чем можно объяснить полученные результаты для дрожжей? Ответ поясните.
Ученый провел эксперимент с семенами разных видов растений. Он взял по 80 г семян фасоли, овса, кукурузы и проса. Каждую навеску семян одного вида ученый поместил в отдельный цилиндр, залил водой и накрыл стеклом.Через двое суток он слил оставшуюся воду и взвесил семена. Результаты приведены в таблице.
Растение |
Увеличение массы семян (%) |
Фасоль |
+138 |
Овес |
+61 |
Кукуруза |
+42 |
Просо |
+27 |
Почему для прорастания семян необходима вода? Для семян какого растения из использованных в эксперименте засушливые условия будут иметь наименьшие негативные последствия для прорастания? ответ поясните. Считайте, что масса семян у растений примерно одинакова.
Экспериментатор изучал свойства ферментов. Для этого он в стерильных пробирках выдерживал фрагменты хряща свиньи с одинаковой массой в растворе коллагеназы при разных температурах и оценивал степень расщепления фрагментов хряща по изменению мутности раствора. Результаты приведены на графике.
Какой вывод можно сделать по результатам эксперимента? Какие дополнительные исследования необходимо провести для установления температурного оптимума для этого фермента? Каковы будут результаты эксперимента, если содержимое пробирки нагреть до 85°С? Ответ поясните.
Экспериментатор изучал свойства ферментов. Для этого он в стерильных пробирках выдерживал фрагменты хряща свиньи с одинаковой массой в растворе коллагеназы при разных температурах и оценивал степень расщепления фрагментов хряща по изменению мутности раствора. Результаты приведены на графике.
Принимая во внимание то, что в исследовании была использована коллагеназа из бактерий Clostridium histolyticum, вызывающих гангрену у человека, объясните наблюдаемые в эксперименте различия. Как изменятся результаты эксперимента, если проводить его в растворе соляной кислоты? Ответ поясните.
100 проростков овса выращивали в емкостях с питьевой водой до формирования корневой системы. Затем 50 проростков перенесли в пробирку с питательным раствором Кнопа, а другие 50 - в раствор Гельригеля (растворы имели разный химический состав). В течение 12 ч после переноса измеряли тургор листьев. результаты представлены в таблице:
Тип раствора |
Тургор листьев, % |
||||
0 ч |
0,5 ч |
1 ч |
3 ч |
6 ч |
|
Раствор Гельригеля |
100 |
75 |
75 |
90 |
100 |
Раствор Кнопа |
100 |
50 |
60 |
75 |
100 |
Как изменится тургор проростков овса при их переносе из питьевой воды в раствор, концентрация солей в котором превышает в 10 раз физиологическую? Укажите две причины. Почему гидропонную культуру выращивают не в водопроводной воде, а в специальных растворах?
Экспериментаторы исследовали эффективность действия антибактериальных препаратов А, В и их комбинации с ингибиторами ферментов бактерий. Препараты добавляли в бактериальную культуру и оценивали изменение количества жизнеспособных бактерий в течение 24 ч. Результаты представлены на графиках ниже.
Каково различие в противомикробном эффекте препаратов А и В? К каким последствиям приводит совместное применение каждого антибактериального препарата с ингибиторами ферментов бактерий? Как можно объяснить эффект от добавления ингибиторов ферментов?
Для изучения генетически обусловленных способностей к обучению было сформировано две группы мышей, относящихся к линиям Swiss и СВА. Животных обучали нажимать клавишу для получения корма. Полученные данные представлены на рисунке ниже.
Какой вывод можно сделать из этого эксперимента? Каким образом с позиции рефлекторной теории поведения происходит обучение мышей выполнению определенных действий для получения корма?
Исследователь изучал эффективность лекарственного препарата против вируса иммунодефицита человека. Для этого он заражал клетки человека вирусами, через 24 ч добавлял лекарственный препарат, и затем каждые 24 ч измерял количество вирусных частиц (вирусную нагрузку) в образце. Жизнеспособные клетки сохранялись в течение всего эксперимента. Результаты приведены в таблице.
№ пробирки с клетками |
Количество вирусных частиц в образце, млн/мл |
|||||
0 ч |
24 ч |
Внесение препарата |
48 ч |
72 ч |
96 ч |
|
1 |
1,0 |
5,6 |
5,4 |
5,7 |
5,5 |
|
2 |
1,0 |
4,8 |
4,7 |
4,8 |
4,9 |
|
3 |
1,0 |
5,1 |
5,0 |
5,2 |
5,1 |
Можно ли утверждать, что тестируемый препарат обладает противовирусным эффектом? Ответ поясните. Какую разновидность человеческих клеток, скорее всего, использовал экспериментатор и почему? Почему для борьбы с вирусами не применяют антибиотики? Ответ поясните.
Экспериментатор решил изучить процессы деления эпидермальных клеток мыши (Mus musculus). Для этого он измерял количество клеток в питательной среде при добавлении препаратов колхицина или эпидермального фактора роста. Результаты представлены на диаграмме.
Что произошло с клетками при инкубации их с эпидермальным фактором роста в интервале 24-48 ч? Чем можно объяснить такой результат? Укажите три причины.
Исследователь изучал эффективность лекарственного препарата против вируса иммунодефицита человека. Для этого он заражал клетки человека вирусами, через 24 ч добавлял лекарственный препарат, и затем каждые 24 ч измерял количество вирусных частиц (вирусную нагрузку) в образце. Жизнеспособные клетки сохранялись в течение всего эксперимента. Результаты приведены в таблице.
№ пробирки с клетками |
Количество вирусных частиц в образце, млн/мл |
|||||
0 ч |
24 ч |
Внесение препарата |
48 ч |
72 ч |
96 ч |
|
1 |
1,0 |
5,6 |
5,4 |
5,7 |
5,5 |
|
2 |
1,0 |
4,8 |
4,7 |
4,8 |
4,9 |
|
3 |
1,0 |
5,1 |
5,0 |
5,2 |
5,1 |
Можно ли утверждать, что тестируемый препарат разрушает вирусные частицы? Ответ поясните. Какой метод позволяет установить, влияет ли препарат на целостность вирусных частиц? Какие особенности жизненного цикла вирусов усложняют разработку противовирусных препаратов? Укажите две особенности.
Экспериментатор решил изучить процессы деления эпидермальных клеток мыши (Mus musculus). Для этого он измерял количество клеток в питательной среде при добавлении препаратов колхицина или эпидермального фактора роста. Результаты представлены на диаграмме.
Чем можно объяснить наблюдаемые в эксперименте различия в воздействии препаратов на деление клеток? Известно, что ускорение клеточного деления происходит за счет интерфазы. Какой период интерфазы не подвергается сокращению по времени в здоровых клетках? Ответ аргументируйте.
Экспериментатор исследовал интенсивность фотосинтеза у разных видов растений. Он выращивал растения томата и кукурузы в теплицах, в которых можно было регулировать содержание (парциальное давление) углекислого газа в атмосфере. В ходе эксперимента исследователь измерял эффективность ассимиляции (поглощения) углекислого газа растениями. Результаты представлены на графике.
Углекислотный компенсационный пункт - это такая концентрация углекислого газа, при которой количество поглощенного для фотосинтеза СО2 равно его количеству, выделенному в результате дыхания. Чем различается этот параметр для кукурузы и томата согласно полученным результатам? Как изменится интенсивность ассимиляции СО2 у исследуемых растений в отсутствии света в теплице? Ответ поясните. В каком диапазоне значений парциального давления углекислого газа урожайность одного из исследуемых растений будет выше, чем другого?
Экспериментатор исследовал особенности физиологии дрожжей и лактобактерий. Для этого он по отдельности вносил в пробирки с питательной средой микроорганизмы в одинаковой концентрации, добавлял сахар и поддерживал определенную концентрацию кислорода в среде. Через один час он измерил количество накопившегося спирта в каждой пробирке. Результаты приведены на диаграмме.
Какое изменение в энергетическом обмене дрожжей произошло при повышении концентрации кислорода? Назовите не менее трех признаков в строении клеток дрожжей, которые будут отличать их от клеток лактобактерий.
Экспериментатор изучал особенности физиологии растительных клеток. он помещал фрагмент эпидермиса листа тюльпана в 5%-ный раствор поваренной соли. Через 1,2 и 5 минут после начала эксперимента исследователь зарисовывал изменения, происходящие с клетками. Результаты приведены ниже.
Что произойдет в описываемом эксперименте с клеткой, если через две минуты заменить раствор соли на дистиллированную воду? ответ поясните. Почему чрезмерное применение противогололедных солевых смесей неблагоприятно отражается на растениях вдоль дорог?
Экспериментатор изучал особенности жизнедеятельности инфузории-туфельки (Paramecium caudatum). Культуру инфузорий помещали в растворы поваренной соли с концентрацией 3%, 4%, 5%, 7%, 10% и измеряли частоту пульсации сократительной вакуоли. Результаты эксперимента представлены на графике.
Предположите, как изменится частота пульсации сократительной вакуоли инфузории при помещении её в дистилированную воду. Ответ поясните. У каких простейших и почему сократительные вакуоли могут отсутствовать?
Экспериментатор исследовал особенности физиологии дафний. Для этого он вносил в пробирку воду из пруда (с концентрацией ионов калия 0,003 г/л), дафний численностью 100 особей, изменял концентрацию ионов калия в пробирке и подсчитывал частоту сердечных сокращений у этих членистоногих. Результаты приведены в таблице.
Концентрация ионов калия в воде, г/л |
0,004 |
0,2 |
0,4 |
0,6 |
0,8 |
Частота сердечных сокращений, уд./мин. |
26 |
19 |
17 |
11 |
9 |
Какой результат можно ожидать в описанном эксперименте, если вместо ионов калия добавить адреналин? (Реакция сердца дафний на адреналин аналогична реакции сердца человека.) Назовите способ переноса ионов калия внутрь клетки. Каковы его особенности? Какой компонент мембраны принимает участие в переносе ионов калия внутрь клетки?
100 проростков овса выращивали в емкостях с питьевой водой до формирования корневой системы. Затем 50 проростков перенесли в пробирку с питательным раствором Кнопа, а другие 50 - в раствор Гельригеля (растворы имели разный химический состав). В течение 12 ч после переноса измеряли тургор листьев. результаты представлены в таблице:
Тип раствора |
Тургор листьев, % |
||||
0 ч |
0,5 ч |
1 ч |
3 ч |
6 ч |
|
Раствор Гельригеля |
100 |
75 |
75 |
90 |
100 |
Раствор Кнопа |
100 |
50 |
60 |
75 |
100 |
Исходя из полученных результатов, предположите, в каком питательном растворе должна быть выше концентрация солей. Ответ поясните. Предположите, как менялся уровень транспирации проростков на протяжении эксперимента, если известно, что температура и влажность в лаборатории поддерживались постоянными.
Экспериментатор изучал свойства ферментов. Для этого он выдерживал фрагменты хряща свиньи одинаковой массы в растворе коллагеназы при разных температурах и оценивал степень расщепления фрагментов хрящей по изменению мутности раствора. Результаты приведены на графике.
В биотехнологии коллагеназу получают при культивировании бактерий Clostridium histolyticum - возбудителей гангрены человека или из гепатопанкреаса ( печени с участками железистой ткани) камчатских крабов. Коллагеназа какого происхождения (бактериального или гепатопанкреатического) была использована в эксперименте? Ответ поясните, сравнив ферменты из обоих источников.
Исследователь изучал эффективность лекарственного препарата против вируса иммунодефицита человека. Для этого он заражал культуру клеток человека вирусами, через 24 ч вносил в клетки лекарственный препарат и затем каждые 24 ч измерял количество вирусных частиц (вирусную нагрузку) в образце. Результаты приведены в таблице.
№ пробирки с клетками |
Количество вирусных частиц в образце, млн/мл |
|||||
0 ч |
24 ч |
Внесение препарата |
48 ч |
72 ч |
96 ч |
|
1 |
1,0 |
5,6 |
5,4 |
5,7 |
5,5 |
|
2 |
1,0 |
4,8 |
4,7 |
4,8 |
4,9 |
|
3 |
1,0 |
5,1 |
5,0 |
5,2 |
5,1 |
Какое влияние на репликацию вируса оказал изучаемый лекарственный препарат? Ответ аргументируйте. Каковы особенности репликации вируса иммунодефицита человека?