Рассмотрите схему сердечного цикла у человека на рисунках 1 и 2. На каком рисунке изображена фаза систолы предсердий? Ответ поясните.
В каком состоянии в этот момент находятся полулунные и створчатые клапаны сердца? Каковы функции клапанов в фазе систолы предсердий?
На рисунке изображен скелет вымершего животного, обитавшего 30-38 млн.лет назад.
Используя фрагмент “Геохронологической таблицы”, определите, в какой эре и каком периоде обитал данный организм. Назовите класс, к которому можно отнести это животное, и черты строения скелета, позволяющие отнести его к этому классу. Назовите тип конечностей и группу животных, у которых впервые в эволюции появились конечности подобного типа
Геохронологическая таблица
Эры | Периоды | |
Название и продолжительность, млн лет | Возраст (от начала эры), млн лет | Название и продолжительность, млн лет |
Кайнозойская, 66 | 66 | Четвертичный, 2,6 |
Неоген, 20,5 | ||
Палеоген, 43 | ||
Мезозойская, 186 | 252 | Меловой, 79 |
Юрский, 56 | ||
Триасовый, 51 | ||
Палеозойская, 289 | 541 | Пермский, 47 |
Каменноугольный, 60 | ||
Девонский, 60 | ||
Силурийский, 25 | ||
Ордовикский, 41 | ||
Кембрийский, 56 |
На рисунках изображены отпечаток скелета вымершего животного на сланце хребта Кракатау и реконструкция его скелета. Животное обитало 385 330 млн лет назад.
Используя фрагмент “Геохронологической таблицы”, определите, в какой эре и в каких периодах обитал данный организм. Назовите класс, к которому можно отнести это животное. Какие черты в строении скелета являются отличительными для этого класса?
Геохронологическая таблица
Эры | Периоды | |
Название и продолжительность, млн лет | Возраст (от начала эры), млн лет | Название и продолжительность, млн лет |
Кайнозойская, 66 | 66 | Четвертичный, 2,6 |
Неоген, 20,5 | ||
Палеоген, 43 | ||
Мезозойская, 186 | 252 | Меловой, 79 |
Юрский, 56 | ||
Триасовый, 51 | ||
Палеозойская, 289 | 541 | Пермский, 47 |
Каменноугольный, 60 | ||
Девонский, 60 | ||
Силурийский, 25 | ||
Ордовикский, 41 | ||
Кембрийский, 56 |
На рисунках изображены отпечаток и реконструкция вымершего животного, обитавшего 460 млн лет назад.
Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эри и каком периоде обитало данное животное. Признаки какого современного типа животных наблюдаются у данного животного? Перечислите те из них, которые видны на рисунках. Что свидетельствует о придонном образе жизни данного животного?
Геохронологическая таблица
Эры | Периоды | |
Название и продолжительность, млн лет | Возраст (от начала эры), млн лет | Название и продолжительность, млн лет |
Кайнозойская, 66 | 66 | Четвертичный, 2,6 |
Неоген, 20,5 | ||
Палеоген, 43 | ||
Мезозойская, 186 | 252 | Меловой, 79 |
Юрский, 56 | ||
Триасовый, 51 | ||
Палеозойская, 289 | 541 | Пермский, 47 |
Каменноугольный, 60 | ||
Девонский, 60 | ||
Силурийский, 25 | ||
Ордовикский, 41 | ||
Кембрийский, 56 |
Рассмотрите рисунки А-В, на которых стрелками обозначены растительные ткани, различающиеся своим местоположением, но относящиеся к одной группе. Нахзовите эту группу тканей. Назовите три особенности строения клеток этой группы тканей и особенность их жизнедеятельности. Что именно обеспечивает ткань, обозначенная стрелкой на рисунке Б?
Рассмотрите микрофотографии 1 и 2 с изображением эритроцитов человека и лягушки, сделанные под одним и тем же увеличением микроскопа. На какой фотографии представлены эритроциты человека? Обоснуйте свой выбор. Какие преимущества дают человеку такие особенности строения эритроцитов? Как их строение влияет на транспорт кислорода в крови человека по сравнению с кровью лягушки.
Рассмотрите цветущий побег лещины обыкновенной (орешника). Определите способ опыления. Какие особенности строения женских и мужских генеративных органов ему способствуют? Почему побеги лишены листьев? Однодомным или двудомным является это растение? Ответ обоснуйте.
Рассмотрите внутреннее строение зуба человека. Какие структуры зуба обозначены на рисунке цифрами 1-3? Какую функцию исполняет каждая из структур?
Определите типы темперамента у людей, обозначенных на рисунках цифрами 1 и 2. Какие три основных свойства нервной системы легли в основу классификации темпераментов по И.П. Павлову? Используя эти свойства, составьте описание темперамента человека, обозначенного цифрой 1.
Рассмотрите схемы 1 и 2, иллюстрирующие процессы видообразования. На какой схеме отражено географическое (аллопатрическое) видообразование? Ответ поясните. Как происходит этот процесс видообразования?
Рассмотрите рисунки А-Г. На каком из них отображен безусловный рефлекс слюноотделения и отсутствует безразличный раздражитель? Где расположен рефлекторный центр безусловного слюноотделительного рефлекса? В чем различие между безусловным рефлексом и инстинктом? Перечислите по порядку элементы рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса, используя рисунок.
На рисунке изображена блоха человеческая (Pulex irritans). К какому классу относят это животное? По каким признакам можно определить принадлежность блохи к этому классу? Укажите три признака. Какой цифрой обозначена грудь животного? Ответ поясните. Блохи - вторично бескрылые насекомые. Укажите причину такой особенности строения.
На графиках (А-В) отражена зависимость скорости (эффективности) фотосинтеза от экологических факторов: длины волны видимой части спектра света, количества углекислого газа, температуры. Определите, на каком графике отражена зависимость скорости фотосинтеза от температуры и на каком - от количества углекислого газа. Ответ обоснуйте.
На рисунках 1 и 2 изображены нефроны крысы и верблюда. На каком рисунке изображен нефрон верблюда. Ответ поясните с позиции процессов, происходящих в нефроне, и условий среды обитания животного.
На рисунке изображены графики изменения температуры тела в зависимости от температуры воздуха для двух животных: саламандра и дикобраз. Установите соответствие графиков 1 и 2 каждому из названных животных. Ответ обоснуйте. Каким образом животное может произвольно усилить теплопродукцию при низких температурах окружающей среды?
Рассмотрите кариограмму человека. Представителю какого пола принадлежит данная кариограмма? Ответ поясните. Какую наследственную патологию имеет данный организм? Приведите последовательность событий во время формирования половых клеток и оплодотворения, которые приводят к появлению данной патологии.
На рисунках 1-3 изображены животные организмы. К какому типу и каким классам их относят? Укажите их образ жизни и конкретные места обитания.
Назовите клеточную структуру, изображенную на рисунке. Из какого вещества она состоит? Укажите особенности строения этой структуры и ее функции в клетке. Какие еще структуры клетки имеют схожее строение?
Определите тип и фазу деления клетки, изображенной на схеме. Ответ поясните. К какому царству относят клетку, процесс деления которой отображен на рисунке? Аргументируйте свой ответ.
Рассмотрите рисунок “легочные объемы” и ответьте на вопросы. Какими цифрами обозначены жизненная емкость легких и остаточный объем? Что такое жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и из каких объемов она складывается? Каково физиологическое значение остаточного объема?
Рассмотрите растения, изображенные на рисунках 1 и 2. Определите отделы, к которым их относят. Укажите признаки, по которым Вы отнесли изображенные растения к этим отделам. Чем представлены гаметофиты данных растений?
Рассмотрите рисунок. Как называется закон (правило) экологии, который он иллюстрирует? Сформулируйте положение закона на примере данных, приведенных на рисунке. Ответ поясните. Аспарагиновая кислота (Асп) является заменимой аминокислотой. Может ли человек длительное время потреблять белковую пищу с дефицитом аспарагиновой кислоты, не испытывая проблем со здоровьем? Почему?
Назовите тип и фазу деления исходной гаплоидной клетки, изображенной на рисунке. Ответ обоснуйте. Какой биологический смысл имеет этот тип деления клетки?
Определите тип и фазу деления исходной диплоидной клетки, изображенной на схеме. Ответ обоснуйте. какое биологическое значение имеет этот тип деления клетки? Укажите два значения.
Определите расы людей, изображенных на рисунках 1, 2, 3. Рассмотрите рисунок под номером 1. Назовите три признака с разными адаптивными значениями, которые сформировались у представителей данной расы в ходе эволюции. Объясните значение каждого из них.
Рассмотрите рисунки А-Г. На каком из них отображен сформировавшийся условный рефлекс отделения слюны на свет? Как в процессе выработки условного рефлекса изменяется роль лампочки в эксперименте? Каково значение условных рефлексов в жизни животных? Перечислите по порядку элементы рефлекторной дуги безусловного слюноотделительного рефлекса.
Рассмотрите рисунки А-Г. На каком из них отображен безусловный рефлекс слюноотделения и отсутствует безразличный раздражитель? Где расположен рефлекторный центр безусловного слюноотделительного рефлекса? В чем различие между безусловным рефлексом и инстинктом? Перечислите по порядку элементы рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса, используя рисунок.
Определите типы темперамента у людей, обозначенных на рисунках цифрами 1 и 2. Какие три основных свойства нервной системы легли в основу классификации темпераментов по И.П. Павлову? Используя эти свойства, составьте описание темперамента человека, обозначенного цифрой 2.
На рисунке показано внутреннее строение семени томата (А) и семени тыквы (Б) в двух ракурсах. Назовите элементы строения семян, обозначенные цифрами 1, 2, 3. Сравните строение семян томата и тыквы: определите их сходства и различия. В каких структурах этих семян накапливаются питательные вещества?
Определите, к каким отделам относятся растения, органы которых изображены на рисунках 1 и 2. Укажите признаки, по которым Вы отнесли их к этим отделам. Где располагаются спорангии у этих растений?
На рисунках изображены отпечаток скелета вымершего животного на сланце хребта Кракатау и реконструкция его скелета. Животное обитало 385-330 млн лет назад. Используя фрагмент “Геохронологической таблицы”, определите, в какой эре и в каких периодах обитал данный организм. Назовите класс, к которому можно отнести это животное. Какие черты в строении скелета являются отличительными для этого класса?
Геохронологическая таблица
Эры
|
Периоды
|
|
Название и продолжительность, млн. лет
|
Возраст (начало эры), млн. лет
|
Название и продолжительность, млн. лет
|
Кайнозойская, 66 | 66 | Четвертичный, 2,58 |
Неоген, 20,45 | ||
Палеоген, 43 | ||
Мезозойская, 186 | 252 | Меловой, 79 |
Юрский, 56 | ||
Триасовый, 51 | ||
Палеозойская, 289 | 541 | Пермский, 47 |
Каменноугольный, 60 | ||
Девонский, 60 | ||
Силурийский, 25 | ||
Ордовикский, 41 | ||
Кембрийский, 56 |