Курс по подготовке к ЕГЭ стартует 20 января! Пиши слово «САЙТ» нам в tg и забирай скидку в 2000 рублей
Установите соотвествие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соотвествующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЕ |
ГОДЫ |
A) издание указа о единонаследии |
1) 1378 г. |
Б) Карибский кризис |
2) 1662 г. |
В) Медный бунт |
3) 1714 г. |
Г) начало операции «Багратион» |
4) 1941 г. |
5) 1944 г. |
|
6) 1962 г. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г |
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1. Присоединение Крыма к Российской империи
2. «Сто дней» Наполеона
3. Покорение Сибирского ханства Ермаком Тимофеевичем
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) |
ФАКТЫ |
А) Специальная военная операция (СВО) |
1) присоединение к России Астрахани |
Б) внешняя политика Ивана IV | 2) Полтавская битва |
В) Северная война | 3) штурм «Линии Маннергейма» |
Г) советско-финляндская война | 4) битва на реке Калке |
5) заключение Андрусовского перемирия | |
6) подписание договора о вхождении Запорожской области в состав России |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Географический объект | Событие (явление, процесс) | Время, когда произошло событие (явление, процесс) |
_____________(А) | Оборона в ходе Русско-японской войны | 1900-е гг. |
Троице-Сергиев монастырь | _____________(Б) | _____________(В) |
_____________(Г) | Деятельность Всероссийского учредительного собрания | 1910-е гг. |
Азов | _____________(Д) | _____________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) Кёнигсберг
2) 1630-е гг.
3) Порт-Артур
4) подписание перемирия между Россией и Османской империей
5) 1730-е гг.
6) захват донскими и запорожскими казаками
7) Петроград
8) 1600-e rr.
9) оборона от войск Лжедмитрия II
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г | Д | Е |
Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ |
УЧАСТНИКИ |
А) битва за Берлин | 1) В.А. Корнилов |
Б) Гражданская война в России | 2) П.А. Столыпин |
В) Крымская война | 3) А .В. Колчак |
Г) Смутное время в России | 4) В.И. Шуйский |
5) Б.И. Морозов | |
6) М.В. Кантария |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
Прочтите отрывок из летописи.
«Пошёл Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки "Великая Скифь". И с этими всеми пошёл Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И пришёл к Царьграду: греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать...
И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: "Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь". И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки, и сказали: "Это не Олег , но святой Дмитрий, посланный на нас Богом". И приказал Олег дать дани на 2000 кораблей: по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по 40 мужей.
И согласились на это греки, и стали греки просить мира, чтобы не воевал Греческой земли. Олег же, немного отойдя от столицы, начал переговоры о мире с греческими царями Леоном и Александром...».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. В результате переговоров о мире Олегу не удалось заключить договора с греками.
2. В отрывке упомянуты названия финно-угорских племён.
3. По свидетельству летописца, греки пытались отравить Олега.
4. Летопись, в которую вошёл данный отрывок, была создана в XII в.
5. Олег , о котором идёт речь в отрывке, был сыном Рюрика.
6. События, описанные в данном отрывке, произошли в 882 г.
Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ |
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
A) картина «Боярыня Морозова» |
1) Данный памятник культуры создан в XVII в. |
Б) «Слово о полку Игореве» |
2) Автор — М .А . Шолохов. |
B) парсуна князя М.В. Скопина-Шуйского |
3) Автор — В.И. Суриков. |
Г) роман «Тихий Дон» |
4) Данный памятник культуры создан в XVIII в. |
5) Данный памятник культуры посвящён событиям XII в. |
|
6) Автор - А . И . Солженицын. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г |
Рассмотрите изображение и выполните задание.
Заполните пропуск в предложении: "Событие, юбилею которого посвящена марка, произошло в тысяча девятьсот ________ году."
Ответ запишите словом (сочетанием слов).
Рассмотрите схему и выполните задание.
Укажите название населённого пункта, обозначенного на схеме цифрой «1», в котором находился укреплённый лагерь русских войск.
Рассмотрите изображение и выполните задание.
Назовите российского военачальника, командовавшего армией, расположение которой обозначено на схеме цифрой «4».
Рассмотрите схему и выполните задание.
Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и , используя схему, укажите название города, которое д ва ж д ы пропущено в этом тексте.
«Маршалу Даву была поставлена задача двигаться на Минск, дальше на ____________ и прервать всякие сообщения между 1- й и 2-й русскими армиями. Даву смог не пропустить 2-ю русскую армию через _____________ на север, но больше он ничего не смог уже сделать. 2-ая русская армия переправилась через Днепр и соединилась с 1- й армией, которая двигалась из Витебска».
Рассмотрите схему и выполните задание.
Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. События, обозначенные на схеме, произошли в период правления Александра I.
2. На данной схеме обозначено отступление армии Наполеона из Москвы.
3. На схеме обозначена столица Российской империи в период, когда произошли события, обозначенные на схеме стрелками.
4. В сражении у населённого пункта, обозначенного на схеме цифрой «2», был смертельно ранен П.И. Багратион.
5. Во время войны, события которой обозначены на схеме, неприятельские войска осенью вступили в Москву.
6. Цифрой «3» на схеме обозначен Смоленск.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопрос(-ы). Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из выступления императора перед представителями дворянства
«У нас существует класс людей весьма дурной, и на который я прошу вас обратить особенное внимание — это дворовые люди. Будучи взяты из крестьян, они отстали от них, не имея оседлости и не получив ни малейшего образования. Люди эти вообще развратны и опасны как для общества, так и для господ своих. Я вас прошу быть крайне осторожными в отношениях с ними. Часто, за столом или в вечерней беседе, вы рассуждаете о делах политических, правительственных и других, забывая, что люди эти вас слушают и по необразованности своей и глупости толкуют суждения ваши по-своему, т. е. превратно. <...> Это очень вредно!
Переходя к быту крестьян, скажу вам, что необходимо обратить особенное внимание на их благосостояние. Некоторые лица приписывали мне по сему предмету самые нелепые и безрассудные мысли и намерения. Я их отвергаю с негодованием. Когда я издал указ об обязанных крестьянах, то объявил, что вся без исключения земля принадлежит дворянину-помещику. Это вещь святая и никто к ней прикасаться не может. Но я должен сказать с прискорбием, что у нас весьма мало хороших и попечительных помещиков, много посредственных и ещё более худых, а при духе времени, кроме предписаний совести и закона, вы должны для собственного своего интереса заботиться о благосостоянии вверенных вам людей и стараться всеми силами снискать их любовь и уважение. Ежели окажется среди вас помещик безнравственный или жестокий, вы обязаны предать его силе закона. Некоторые русские журналы дозволили себе напечатать статьи, возбуждающие крестьян против помещиков и вообще неблаговидные, но я принял меры и этого впредь не будет.
Господа! У меня полиции нет, я не люблю её: вы моя полиция. Каждый из вас мой управляющий и должен для спокойствия государства доводить до моего сведения все дурные действия и поступки, какие он заметит. Если и в моих имениях вы усмотрите притеснения и беспорядки, то убедительно прошу вас, не жалея никого, немедленно мне о том доносить. Будем идти дружною стопою, будем действовать единодушно и мы будем непобедимы».
Назовите императора — автора данного выступления. Укажите с точностью до десятилетия период, когда началось его правление. Укажите название войны, в которой участвовала Россия во время окончания правления этого императора.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопрос(-ы). Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из выступления императора перед представителями дворянства
«У нас существует класс людей весьма дурной, и на который я прошу вас обратить особенное внимание — это дворовые люди. Будучи взяты из крестьян, они отстали от них, не имея оседлости и не получив ни малейшего образования. Люди эти вообще развратны и опасны как для общества, так и для господ своих. Я вас прошу быть крайне осторожными в отношениях с ними. Часто, за столом или в вечерней беседе, вы рассуждаете о делах политических, правительственных и других, забывая, что люди эти вас слушают и по необразованности своей и глупости толкуют суждения ваши по-своему, т. е. превратно. <...> Это очень вредно!
Переходя к быту крестьян, скажу вам, что необходимо обратить особенное внимание на их благосостояние. Некоторые лица приписывали мне по сему предмету самые нелепые и безрассудные мысли и намерения. Я их отвергаю с негодованием. Когда я издал указ об обязанных крестьянах, то объявил, что вся без исключения земля принадлежит дворянину-помещику. Это вещь святая и никто к ней прикасаться не может. Но я должен сказать с прискорбием, что у нас весьма мало хороших и попечительных помещиков, много посредственных и ещё более худых, а при духе времени, кроме предписаний совести и закона, вы должны для собственного своего интереса заботиться о благосостоянии вверенных вам людей и стараться всеми силами снискать их любовь и уважение. Ежели окажется среди вас помещик безнравственный или жестокий, вы обязаны предать его силе закона. Некоторые русские журналы дозволили себе напечатать статьи, возбуждающие крестьян против помещиков и вообще неблаговидные, но я принял меры и этого впредь не будет.
Господа! У меня полиции нет, я не люблю её: вы моя полиция. Каждый из вас мой управляющий и должен для спокойствия государства доводить до моего сведения все дурные действия и поступки, какие он заметит. Если и в моих имениях вы усмотрите притеснения и беспорядки, то убедительно прошу вас, не жалея никого, немедленно мне о том доносить. Будем идти дружною стопою, будем действовать единодушно и мы будем непобедимы».
Укажите три просьбы императора к представителям дворянства, приведённые в данном отрывке.
Рассмотрите изображение и выполните задание.
Укажите российского монарха в год, когда произошло событие, юбилею которого посвящена данная марка. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.
Рассмотрите изображение и выполните задание.
Какой из представленных ниже скульптурных памятников создан в то же десятилетия, когда была выпущена данная марка? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот скульптурный памятник. Укажите скульптора, создавшего это памятник.
Прочтите отрывки из воспоминаний современников.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Проезжая Протву, вспомнил своё детство. Всю местность в этом районе я знал прекрасно, так как в юные годы исходил её вдоль и поперёк. В десяти километрах от Обнинского, где о становился штаб Резервного фронта, моя родная деревня Стрелковка. Сейчас там остались мать, сестра и её четверо детей. Как они ? Что, если заехать? Нет , невозможно, время не позволяет! Но что будет с ними, если туда придут фашисты? Как они поступят с моими близкими, если узнают, что они родные генерала Красной Армии? Наверняка расстреляют При первой же возможности надо вывезти их.
Через две недели деревня Стрелковка, как и весь Угодско-Заводский район, была занята немецкими войсками. К счастью, я успел вывезти мать и сестру с детьми.
Мои земляки оказали врагу серьёзный отпор. В районе был организован партизанский отряд, который возглавил мужественный борец за Родину, умный организатор, комсомолец-пограничник Виктор Карасёв».
Б) «Бои за Скирманово — с 11 по 14 ноября — прошли очень удачно. Артиллеристам, миномётчикам и «катюшам» удалось нанести фашистам большой урон, а дружные атаки пехоты, поддержанные танками, довершили дело. Большую пользу принесла, во-первых, сильная группа автоматчиков-ополченцев, пробравшаяся ночью перед атакой в расположение противника, а во-вторых, выдвинувшиеся во фланг и почти в тыл гитлеровцам кавалеристы такого боевого генерала, как Плиев. Правда, герои конники сами попали в трудное положение, поскольку после завершения операции им пришлось с боем пробиваться назад. Но сражаться в тылу врага им было не впервой, и своё дело они выполнили с честью.
Разгром немецко-фашистских войск, занимавших Скирманово и другие селения, был полный. 10-я немецкая танковая дивизия, предназначавшаяся для перехвата Волоколамского шоссе, с большими потерями откатилась далеко назад».
Укажите название битвы, события которой описаны в обоих отрывках. Укажите командующего Западным фронтом в период, когда окончилась эта битва. В чём, согласно одному из отрывков, состояла причина "трудного положения", в которое попали конники?
В конце 1920-х гг . в СССР началась сплошная коллективизация сельского хозяйства. В 1930 г этот процесс был скорректирован после выхода статьи И.В. Сталина «Головокружение от успехов». Укажите:
а) причину (предпосылку) проведения раскулачивания в ходе сплошной коллективизации;
б) причину выхода статьи «Головокружение от успехов»;
в) последствие начала проведения сплошной коллективизации для сельскохозяйственного производства в СССР.
Ответ оформите в следующем виде (обязательно соблюдайте порядок заполнения пунктов ответа).
а)_______________________________
б)_______________________________
в)_______________________________
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «подсечно-огневая система земледелия». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве во внешней политике Ивана IV и Петра I по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.
Ответ оформите в следующем виде.
Тезис:_____________________________________________________________
Обоснования тезиса:
1. ________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________
Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что внешнеполитические неудачи России и Японии в XIX в. привели к реформам, повлиявшим на положение крестьян в этих странах: один аргумент для России и один для Японии. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргумент для России: ______________________________
Аргумент для Пруссии: _____________________________