Курс по подготовке к ЕГЭ стартует 20 января! Пиши слово «САЙТ» нам в tg и забирай скидку в 2000 рублей
Установите соотвествие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соотвествующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЕ |
ГОДЫ |
A) учреждение в России патриаршества |
1) 1237 г. |
Б) издание Жалованной грамоты дворянству и городам |
2) 1327 г. |
В) антиордынское восстание в Твери |
3) 1589 г. |
Г) бой у разъезда Дубосеково |
4) 1785 г. |
5) 1941 г. |
|
6) 1942 г. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г |
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1. Чесменское сражение
2. Разгром Золотой Орды Тимуром
3. «Славная революция» в Англии
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) |
ФАКТЫ |
А) Специальная военная операция (СВО) |
1) Куликовская битва |
Б) политика московских князей по отношению к Орде в XIV в. | 2) осада Плевны |
В) Ливонская война | 3) «стояние» на Угре |
Г) русско-турецкая война 1877—1878 гг. | 4) осада Пскова войском Стефана Батория |
5) оборона Козельска от войск Батыя | |
6) подписание договора о вхождении Херсонской области в состав России |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Географический объект | Событие (явление, процесс) | Время, когда произошло событие (явление, процесс) |
Любеч | _____________(А) | 1090-е гг. |
_____________(Б) | _____________(В) | 1810-е гг. |
Азов | Захват донскими и запорожскими казаками | _____________(Г) |
_____________(Д) | Осада войском Е.И. Пугачёва | _____________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) Владивосток
2) 1630-е гг.
3) Оренбург
4) 1890-е гг.
5) съезд русских князей
6) строительство Транссибирской магистрали
7) Малоярославец
8) сражение русских войск с войсками Наполеона Бонапарта
9) 1770-е гг .
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г | Д | Е |
Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ |
УЧАСТНИКИ |
А) первое упоминание Москвы в летописи | 1) Малюта Скуратов |
Б) опричнина | 2) М.В. Фрунзе |
В) внутренняя политика Александра I | 3) Владимир Мономах |
Г) Ясско-Кишинёвская операция | 4) А.А. Аракчеев |
5) Юрий Долгорукий | |
6) Р.Я. Малиновский |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
Прочтите отрывок из обращения Полномочной комиссии ВЦИК к населению Тамбовской губернии.
"Ко всему населению Тамбовской губернии.
Надежды наших врагов не оправдались. Нападение на красный Петроград отбито, враг раздавлен у самых его ворот, в Кронштадте. Большинство рабочих и матросов Кронштадта, увидя, куда их заводят провокаторы эсеры и белогвардейцы, опомнились и помогли изнутри нашей наступавшей Красной Армии покончить с подлой затеей. И Кронштадт вновь поднял советское знамя.
Перед лицом всех наших врагов и наших друзей подтверждена несокрушимая сила Советской власти.
Граждане! Пора и нам в Тамбовской губернии покончить с эсеро-бандитизмом. Наша губерния и без того отощала за время войны и неурожая, ей нужен твёрдый внутренний порядок, ей нужен спокойный дружный труд. Все честные граждане обязаны помочь Советской власти восстановить этот порядок.
С 21 марта по 5 апреля в уездах, охваченных бандитским движением, проводится добровольная явка участников белых шаек. Добровольно явившиеся с оружием будут прощены.
Граждане! Содействуйте успеху этого начинания. Разъясняйте тем, кто вовлечён своим неразумием или обманом в разбойное дело, весь его вред для трудового народа. Разъясняйте, что Советская власть милостива к заблудшим труженикам и сурова только к несознательным врагам народа. С бандитизмом надо покончить немедля и решительно. Надо дать возможность трудовому крестьянству свободно приняться за полевые работы. Надо также избавить крестьянство скорее от обременительного постоя красных войск. Теперь по постановлению Всероссийского съезда Советов проводится широкая кампания всемерной помощи крестьянскому сельскому хозяйству. Теперь по решению партии коммунистов разрабатывается закон о замене продовольственных развёрсток продовольственным налогом."
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Современником издания данного обращения был Л.Г. Корнилов.
2. Одним из руководителей восстания, против которого направлено данное обращение, был Н.И. Махно.
3. Данное обращение появилось в год, когда произошёл переход к политике «военного коммунизма».
4. Авторы обращения обещают прощение добровольно сдавшимся участникам восстания.
5. Во время событий в Кронштадте, о которых упоминается в отрывке, не было погибших.
6. Авторы обращения считают, что восстание организовано представителями социалистической партии.
Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ |
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
A) картина «Последний день Помпеи» |
1) Данный памятник культуры посвящён событиям, произошедшим до начала новой эры. |
Б) музыка к песне «Моя Москва» («Дорогая моя столица») |
2) Автор - И.О. Дунаевский. |
B) «Слово о Законе и Благодати» |
3) Данный памятник культуры создан в XV в . |
Г) «Синопсис» Иннокентия Гизеля |
4) Данный памятник культуры создан в XVII в . |
5) Автор - В.В. Маяковский. |
|
6) Автор — митрополит Иларион. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г |
Рассмотрите изображение и выполните задание.
Укажите фамилию конструктора оружия, изображённого на данном жетоне.
Рассмотрите схему и выполните задание.
Заполните пропуск в предложении (укажите десятилетие): «Окончание строительства и открытие движения по железной дороге, обозначенной на схеме буквой «А», относится к тысяча восемьсот _______________ годам». Ответ запишите словом.
Рассмотрите схему и выполните задание.
Назовите императора, в период правления которого в состав Российской империи вошла территория, обозначенная на схеме цифрой «3».
Рассмотрите схему и выполните задание.
Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и , используя схему, укажите название города, пропущенное в этом тексте.
«Договор был заключён между Российской империей и Ираном (Персией), он завершившил русско-персидскую войну. Договор состоял из преамбулы и 16 статей. Договор провозглашал мир, дружбу и совершенное согласие между странами. К России переходили Нахичеванское ханство, Эриванское ханство, с городом ____________ (вскоре на их территории была образована Армянская область). Подтверждалось исключительное право России иметь военно-морской флот на Каспийском море. Россия признавала Аббаса-Мирзу наследником».
Рассмотрите схему и выполните задание.
Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Наибольшее число металлургических предприятий страны в период, которому посвящена схема, находилось на Урале.
2. На схеме обозначена территория государства, с которым Россия в 1855 г . подписала Симодский договор.
3. Территория, обозначенная на схеме цифрой «1», вошла в состав России после Отечественной войны 1812 г.
4. Территории, обозначенной на схеме цифрой «2», российский император даровал конституцию.
5. Все территории, заштрихованные на схеме, вошли в состав России в период правления одного и того же императора.
6. На схеме обозначена территория государства, с которым Россия подписала Фридрихсгамский мирный договор.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопрос(-ы). Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из некролога
«В тяжёлый для России час вступил в Бозе почивший Государь на престол. Царствование, ознаменовавшееся великими реформами, закончилось трагическою смертью их виновника. Монарх, отменивший крепостное право, обновивший суд, даровавший земские учреждения, погиб насильственною смертью
Но, даже независимо от постигшей Царя-Освободителя мученической смерти, многие явления в народной жизни заставляли людей, преданных благу родины, глубоко призадуматься. Злополучное польское восстание недовольство, постоянно сквозившее в печати, целый ряд политических преступлений вместе с другими менее яркими признаками не прекращавшегося протеста, представляли собою весьма прискорбный для всех благомыслящих людей ответ на великие реформы Царя-Освободителя. Трагизм нашей общественной и государственной жизни состоял в том, что, по общему убеждению, русский народ и русское общество не могли дать такого ответа; напротив, они до глубины души сознавали плодотворность этих реформ, и тем не менее выходило так, как будто они если не вызывали указанного отрицательного явления, то по меньшей мере своим бездействием способствовали его развитию и распространению.
Действительно, получалось какое-то странное, почти загадочное явление. Во все моменты русской истории, когда государству приходилось совершать какое-нибудь крупное дело: отразить внешнего неприятеля, справиться с внутреннею смутою, сделать крупный шаг на пути дальнейшего культурного развития, неизменно происходил подъем земских сил, и, благодаря этому единодушию, достигались изумительные результаты. Вспомним Смутное время, вспомним Петра Великого, царствование Екатерины II и Александра I. И вдруг, оказывалось совсем иное. Правда, приступ к великим реформам Царя-Освободителя сопровождался сильным подъёмом общественного самосознания, и важнейшая из этих реформ, отмена крепостного права, именно благодаря этому обстоятельству, могла совершиться без всяких внутренних потрясений, с успехом, поразившим весь цивилизованный мир. Но эта реформа была только началом целого ряда других реформ, и что же мы видим? Число недовольных всё увеличивалось, настроение общества не только не благоприятствовало этим реформам, но вызывало даже сомнения в их плодотворности. Крайние элементы уже не ограничивались словами, а перешли к действиям, и дело кончилось катастрофой 1-го марта.
При таких-то условиях вступил покойный Государь на престол».
Назовите императора, на смерть которого написан данный некролог. Укажите год, когда был написан этот некролог. Укажите десятилетие, когда началась реализация реформ, о которых говорится в первом абзаце отрывка.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопрос(-ы). Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из некролога
«В тяжёлый для России час вступил в Бозе почивший Государь на престол. Царствование, ознаменовавшееся великими реформами, закончилось трагическою смертью их виновника. Монарх, отменивший крепостное право, обновивший суд, даровавший земские учреждения, погиб насильственною смертью
Но, даже независимо от постигшей Царя-Освободителя мученической смерти, многие явления в народной жизни заставляли людей, преданных благу родины, глубоко призадуматься. Злополучное польское восстание недовольство, постоянно сквозившее в печати, целый ряд политических преступлений вместе с другими менее яркими признаками не прекращавшегося протеста, представляли собою весьма прискорбный для всех благомыслящих людей ответ на великие реформы Царя-Освободителя. Трагизм нашей общественной и государственной жизни состоял в том, что, по общему убеждению, русский народ и русское общество не могли дать такого ответа; напротив, они до глубины души сознавали плодотворность этих реформ, и тем не менее выходило так, как будто они если не вызывали указанного отрицательного явления, то по меньшей мере своим бездействием способствовали его развитию и распространению.
Действительно, получалось какое-то странное, почти загадочное явление. Во все моменты русской истории, когда государству приходилось совершать какое-нибудь крупное дело: отразить внешнего неприятеля, справиться с внутреннею смутою, сделать крупный шаг на пути дальнейшего культурного развития, неизменно происходил подъем земских сил, и, благодаря этому единодушию, достигались изумительные результаты. Вспомним Смутное время, вспомним Петра Великого, царствование Екатерины II и Александра I. И вдруг, оказывалось совсем иное. Правда, приступ к великим реформам Царя-Освободителя сопровождался сильным подъёмом общественного самосознания, и важнейшая из этих реформ, отмена крепостного права, именно благодаря этому обстоятельству, могла совершиться без всяких внутренних потрясений, с успехом, поразившим весь цивилизованный мир. Но эта реформа была только началом целого ряда других реформ, и что же мы видим? Число недовольных всё увеличивалось, настроение общества не только не благоприятствовало этим реформам, но вызывало даже сомнения в их плодотворности. Крайние элементы уже не ограничивались словами, а перешли к действиям, и дело кончилось катастрофой 1-го марта.
При таких-то условиях вступил покойный Государь на престол».
Укажите любую одну из Великих реформ, которые называет автор в данном отрывке. В чём, по мнению автора, состояла противоречивость в отношении российского общества к Великим реформам? Какой фактор, по мнению автора, во все предшествующие Великим реформам периоды истории помогал России достигать, положительных результатов?
Рассмотрите изображение и выполните задание.
Укажите высшего руководителя КПСС в год, когда была выпущена данная марка. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.
Рассмотрите изображение и выполните задание.
Какой из представленных ниже скульптурных памятников установлен в том же городе, где находится памятник, который изображён на марке? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот скульптурный памятник. Укажите любое произведение, созданное деятелем культуры, которому установлен этот памятник.
Прочтите отрывки из воспоминаний современников.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «В пределах города бои обрели крайнее ожесточение. Сходились вплотную. Часто в одном доме были и немцы, и наши. Дрались гранатами, ножами и чем попало. Громадные, неуклюжие гаубицы нашей бригады вывезли на прямую наводку и в упор, как из пистолетов, разбива ли из них стены и баррикады. Было много потерь среди орудийной прислуги. Старички, провоевавшие всю войну в относительной безопасности около пушек, которые обычно стреляли из тыла, теперь вынуждены были драться врукопашную и испытать те же опасности, что и пехота. Одним словом, кровушка лилась рекой. Один Рейхстаг стоил, вероятно, не скольких тысяч жизней. Находившаяся в ___________ артиллерия могла бы в пять минут сравнять его с землей вместе с оборонявшимся гарнизоном. Но надо было сохранить это здание — символ Германии — и водрузить на нём флаг Победы».
Б) «Как теперь известно из истории, попытки Гитлера и его окружения добиться сепаратных соглашений с нашими союзниками не увенчались успехом. Мы и тогда, в период войны, не хотели верить, что наши союзники могут пойти на какой бы то ни было сговор с немецко-фашистским командованием. Однако в атмосфере того времени, насыщенной не только фактами, но и слухами, мы не вправе были абсолютно исключить и такую возможность.
Это обстоятельство придавало предстоящей операции, я бы сказал, особую остроту. И уж во всяком случае нам приходило сь счит аться с тем, что, встав наконец перед необходимостью испить до дна горечь военного поражения, фашисткие руководители предпочтут сдать ________ американцам и англичанам, перед ними будут открывать путь, а с нами будут жестоко, до последнего солдата, сражаться».
Укажите название битвы, которое пропущено в обоих отрывках. Укажите командующего 2-м Белорусским фронтом в период, когда Красная армия захватила этот город. Какие не увенчавшие ся успехом попытки, согласно одному из от рывков, предпринимал Гитлер и его окружение незадолго до начала операции, о которой идёт речь?
В 1598 г. на российский престол вступил царь Борис Годунов. Укажите:
а) причину (предпосылку) первоначального отказа Бориса Годунова от престола;
б) причину (предпосылку) ареста бояр Романовых по приказу Бориса Годунова;
в) последствие воцарения Бориса Годунова для процесса развития Смуты в России.
Ответ оформите в следующем виде (обязательно соблюдайте порядок заполнения пунктов ответа).
а)_______________________________
б)_______________________________
в)_______________________________
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «урочные лета». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие относительно истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве российских вооружённых сил в периоды правлений Петра I и Николая І по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.
Ответ оформите в следующем виде.
Тезис:_____________________________________________________________
Обоснования тезиса:
1. ________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________
Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что в последние десятилетия XVIII в. во Франции и в первые десятилетия ХХ в. в России монархи, по распоряжению которых были созваны народные представительства, были казнены: один аргумент для России и один для Франции. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргумент для России: ______________________________
Аргумент для Франции: _____________________________