При поддержке
  • Тренажёр заданий ЕГЭ
  • История
  • Варианты от И. А . Артасова и О. Н . Мельниковой 2025
  • Вариант 5 по истории - ИсторияВарианты от И. А . Артасова и О. Н . Мельниковой 2025
  • Вариант 5 по истории - История

    Установите соотвествие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соотвествующую позицию из второго столбца. 

     

    СОБЫТИЕ

    ГОДЫ

    A) заключение Портсмутского мирного договора

    1) 1185 г.

    Б) начало Смоленской войны

    2) 1240 г.

    В) поход новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев

    3) 1632 г.

    Г) начало контрнаступления советских войск под Москвой

    4) 1905 г.

     

    5) 1941 г.

     

    6) 1942 г.

     

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    A Б В Г
           
    Ответ

    Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

     

    1. Казнь английского короля Карла I

    2. Невская битва

    3. Провозглашение России империей

    Ответ

    Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

     

    ПРОЦЕССЫ

    (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

    ФАКТЫ
    А) реформы «Избранной рады»

    1) XX съезд КПСС

    Б) объединение русских земель вокруг Москвы 2) битва на реке Шелони
    В) внешняя политика Александра II 3) XIX конференция КПСС
    Г) «оттепель» в СССР 4) отмена кормлений
      5) учреждение Правительствующего Сената
      6) заключение Айгунского договора между Россией и Китаем

     

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    А Б В Г
           
    Ответ

    Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

     

    Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
    Новгород _____________(А) 1130-е гг.
    _____________(Б) Победа русского войска над ордынским _____________(В)
    Углич _____________(Г) _____________(Д)
    _____________(Е) Оборона от войск Стефана Батория 1580-е гг.

     

    Пропущенные элементы:

    1) восстание под предводительством С.Т . Разина

    2) Симбирск

    3) 1370-е гг.

    4) река Вожа

    5) изгнание князя Всеволода Мстиславича

    6) 1590-е гг.

    7) гибель царевича Дмитрия Ивановича

    8) 1610-е гг.

    9) Псков

     

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    A Б В Г Д Е
               
    Ответ

    Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    СОБЫТИЯ

    УЧАСТНИКИ

    А)  битва за Берлин 1) Ярослав Мудрый
    Б) "Кровавое воскресенье" 2) В.И. Ленин
    В) Специальная военная операция (СВО) 3) Г.А. Гапон
    Г) Любечский съезд князей 4) Т.А. Матвеев
      5) Владимир Мономах
      6) И.С. Конев

     

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    А Б В Г
           
    Ответ

    Прочтите отрывок из воспоминаний современника.

     

    «Ещё при Керенском началось " белое движение" в виде так называемого Корниловского похода. Про самого Корнилова говорили, что он ничуть не был реставратором. Происходя из казацкого сибирского сословия, он был демократом; но революция развалила армию, открыла немцам путь в страну. Революционные вожди не могли остановить разрухи, пламя всё сильнее бушевало, И смелый, способный Корнилов попробовал прервать стихию. Нам это было по душе, конечно, хотя мы и помалкивали. Власть была у революционеров, у Керенского, а за ним сзади сидели уже Советы большевиков... Шли какие-то слухи, будто Керенский сговорился тайно с Корниловым, лишь бы избавиться от Советов, но , кажется, это неверно. Корнилов потерпел неудачу, был арестован, но потом бежал, кажется, с ним бежал и генерал Деникин. Они скрылись в кубанских плодородных степях. И там начали организацию Белой армии. К ним прибыл пожилой уже начальник Главного штаба, генерал Алексеев, который и стал, как старший, во главе...

    Когда видишь, что у большевиков осталась лишь самая сердцевина страны и Москва и будто бы они (такие ходили слухи) готовили уже аэропланы для отлёта (куда, не знаю), то я удивляюсь двум вещам: первой — тому, как могли белые пробраться так далеко и глубоко, а второй ещё больше — как красные могли всё же потом нанести сокрушительный удар по всем фронтам?!».

     

    Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

     

    1. События, описываемые в первом абзаце данного отрывка, относятся к 1917 г.

    2. Участником войны, о которой идёт речь в данном отрывке, был В.И. Чапаев.

    3. Автор считает , что революция способствовала укреплению русской армии.

    4. Автор удивляется тому, что красные сумели добиться победы.

    5. Современником описываемых событий был П.А. Столыпин.

    6. В данном отрывке упоминается лидер партии октябристов.

    Ответ

    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне

    Скачать
    qr

    Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

     

    ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

    ХАРАКТЕРИСТИКИ

    A) «Чтение о Борисе и Глебе»

    1) Автор - И.П. Мартос.

    Б) повесть «Бедная Лиза»

    2) Данный памятник культуры создан в 1930-х гг.

    B)  Покровский собор, что на Рву (храм Василия Блаженного)

    3) Данный памятник культуры создан в XV в .

    Г) скульптура «Рабочий и колхозница» 

    4) Данный памятник культуры создан в память о взятии Казани.

     

    5) Автор — монах Киево-Печерского монастыря Нестор.

     

    6) Автор — Н . М . Карамзин.

     

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    A Б В Г
           
    Ответ

    Рассмотрите изображение и выполните задание.

     

    Укажите фамилию конструктора самолёта, изображённого на данной монете.

    Ответ

    Рассмотрите схему и выполните задание.

     

    Назовите монарха, в чьё правление произошли события, обозначенные на схеме стрелками.

    Ответ

    Рассмотрите схему и выполните задание.

     

    Укажите название крепости, обозначенной на схеме цифрой «1», считавшейся неприступной, но взятой штурмом русскими войсками в ходе данной войны.

    Ответ

    Рассмотрите схему и выполните задание.

     

    Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название реки, которое пропущено в тексте.

    « В мирном договоре декларировались вечный мир, нерушимая дружба и доброе согласие между странами. В целом подтверждались соглашения нескольких предшествовавших лет , в том числе мирный договор, заключённый после предыдущей войны, торговый трактат и акт о признании противником присоединения к России территории полуострова и расширения российской территории до реки Кубань. По мирному договору противник уступал России междуречье Южного Буга и ____________ с крепостью Очаков и селением Хаджибей».

    Ответ

    Рассмотрите схему и выполните задание. 

     

    Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. Город, обозначенный на схеме цифрой «2», был основан в период войны, которой посвящена схема.

    2. В штурме крепости, обозначенной на схеме цифрой «1», принимал участие М.И. Кутузов.

    3. Территория, обозначенная на схеме горизонтальной штриховкой, вошла в состав России раньше, чем территория, обозначенная вертикальной штриховкой.

    4. На схеме обозначен город, где был подписан мирный договор по итогам войны, события которой обозначены на схеме.

    5. В событиях, обозначенных на схеме, принимал участие П .С. Нахимов.

    6. В период войны, которой посвящена схема, началась Великая французская революция.

    Ответ

    Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопрос(-ы). Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

     

    Из воспоминаний военачальника


    «…Комитет министров не представлял из себя объединённого правительства, обладающего инициативой и коллегиальной ответственностью. Решения огромной государственной важности принимались в Петербурге нередко без широкого обсуждения или вопреки мнению правительственных совещаний, по докладу того или другого министра, иногда безответственного лица. Тайные дипломаты, вроде Абазы, ставили не раз членов правительства перед свершившимся фактом. А страну и те, и другие держали в полном неведении…
    Несомненно, более прямая и дружественная политика русского правительства к Китаю и устранение закулисной работы тёмных сил могли бы отдалить кризис. Но только отдалить. Ибо тогда уже выявилась паназиатская идея, с главенством Японии, овладевшая водителями молодой, недавно выступившей на мировую арену державы и проникавшая в толщу народа. И если в течение ряда последовавших лет сменявшиеся у кормила власти японские партии минсейто и сейюкай и обособленная военная группа («Чёрный Дракон») весьма расходились в методах, сроках и направлениях экспансии, то все они одинаково представляли себе «историческую миссию» Японии.
    России суждено было противостоять первому серьёзному натиску японской экспансии на мир. Конечно, русское правительство виновно в нарушении суверенитета Китая выходом к Квантунским портам. В морально политическом аспекте все великие державы не были безгрешны в отношении Китая, используя его слабость и отсталость путём территориальных захватов или экономической эксплуатации; практика иностранных концессий и поселений была вообще далека от идиллии содружества... Но последующие события свидетельствуют, что, при отказе от оккупации Маньчжурии и при уважении там договорных прав иностранных держав, русская акция была неизмеримо менее опасной и для них, и для Китая, нежели японская.
    Этого тогда не поняли.
    Китай, не выступая активно, занял враждебное положение в отношении России.
    Англия… заключила союз с Японией, обязавшись оказать ей военную помощь, если бы Япония «при охранении своих интересов в Китае вступила в столкновение с другой державой и к последней присоединилась бы ещё одна или несколько держав». Другими словами, давалось обеспечение от противояпонской коалиции…»

    Назовите войну, которой непосредственно предшествовали события, описанные в данном отрывке. Укажите год начала данной войны. Назовите императора России в этот период.

    Ответ

    Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопрос(-ы). Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

     

    Из воспоминаний военачальника


    «…Комитет министров не представлял из себя объединённого правительства, обладающего инициативой и коллегиальной ответственностью. Решения огромной государственной важности принимались в Петербурге нередко без широкого обсуждения или вопреки мнению правительственных совещаний, по докладу того или другого министра, иногда безответственного лица. Тайные дипломаты, вроде Абазы, ставили не раз членов правительства перед свершившимся фактом. А страну и те, и другие держали в полном неведении…
    Несомненно, более прямая и дружественная политика русского правительства к Китаю и устранение закулисной работы тёмных сил могли бы отдалить кризис. Но только отдалить. Ибо тогда уже выявилась паназиатская идея, с главенством Японии, овладевшая водителями молодой, недавно выступившей на мировую арену державы и проникавшая в толщу народа. И если в течение ряда последовавших лет сменявшиеся у кормила власти японские партии минсейто и сейюкай и обособленная военная группа («Чёрный Дракон») весьма расходились в методах, сроках и направлениях экспансии, то все они одинаково представляли себе «историческую миссию» Японии.
    России суждено было противостоять первому серьёзному натиску японской экспансии на мир. Конечно, русское правительство виновно в нарушении суверенитета Китая выходом к Квантунским портам. В морально политическом аспекте все великие державы не были безгрешны в отношении Китая, используя его слабость и отсталость путём территориальных захватов или экономической эксплуатации; практика иностранных концессий и поселений была вообще далека от идиллии содружества... Но последующие события свидетельствуют, что, при отказе от оккупации Маньчжурии и при уважении там договорных прав иностранных держав, русская акция была неизмеримо менее опасной и для них, и для Китая, нежели японская.
    Этого тогда не поняли.
    Китай, не выступая активно, занял враждебное положение в отношении России.
    Англия… заключила союз с Японией, обязавшись оказать ей военную помощь, если бы Япония «при охранении своих интересов в Китае вступила в столкновение с другой державой и к последней присоединилась бы ещё одна или несколько держав». Другими словами, давалось обеспечение от противояпонской коалиции…»

    Какие причины (предпосылки) будущего военного конфликта называет автор? Укажите три причины (предпосылки).

    Ответ

    Рассмотрите изображение и выполните задание.

     

    Укажите высшего руководителя КПСС в год, когда была выпущена данная памятная медаль. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

    Ответ

    Рассмотрите изображение и выполните задание. 

     

    Какой из представленных ниже памятников архитектуры был создан в том же веке, когда произошло событие, юбилею которого посвящена данная памятная ме даль? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Укажите архитектурный стиль (направление), в котором создан этот памятник архитектуры.

    Ответ

    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне

    Скачать
    qr

    Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

     

    ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

    А) «Опасаясь окружения своей харьковской группировки, противник собрал войска в составе трёх танковых дивизий и 11 августа нанёс контрудар по

    1-й танковой армии и частям 6-й гвардейской армии. Ослабленные части 1-й танковой армии и 6-й гвардейской армии, не выдержав удара, начали отход на более выгодные рубежи.

    Тогда на помощь им была брошена 5-я гвардейская танковая армия. Завязалось ожесточённое сражение, длившееся несколько дней. Общими усилиями враг к исходу 16 августа был остановлен. 18 августа противник нанёс контрудар из района Ахтырки. Для его ликвидации в сражение была дополнительно введена 4-я гвардейская армия, прибывшая из резерва Ставки. Командовал ео генерал Г . И . Кулик. К сожалению, он плохо справлялся со своими обязанностями, и вскоре его пришлось освободить от командования.

    17 августа армии Степного фронта подошли вплотную к Харькову, завязав сражение на его окраинах» .


    Б) «Ожесточённые бои развернулись 7 июля в районе Понырей. Но и здесь противник не добился успеха. Огромные потери подорвали его силы. Гитлеровское командование было вынуждено 9 июля прекратить наступление.

    Напряжённая борьба шла в те дни в полосе Воронежского фронта. Главный удар противника обрушился на войска 6-й гвардейской армии генерала И. М . Чистякова. К исходу 6 июля немецким танковым корпусам, наступавшим  на Обоянь, удалось на узком участке преодолеть главную полосу обороны. Но дальнейшее продвижение врага было задержано. На корочанском направлении к исходу второго дня наступления фашистские войска захватили плацдарм на восточном берегу Северского Донца и на узком участке фронта вышли ко второй полосе обороны 7-й гвардейской армии, которой командовал генерал М . С. Шумилов».

     

    Укажите название битвы, в ходе которой произошли события, описанные в обоих отрывках. Укажите название месяца, когда окончилась эта битва. Для чего, согласно одному из отрывков, в сражение была дополнительно введена 4- я гвардейская армия?

    Ответ

    В октябре 1812 г . армия Наполеона покинула Москву. Укажите:

    а) причину (предпосылку) оставления армией Наполеона Москвы , связанную с событиями в Москве, произошедшими в период вступления в неё французов;

    б) причину (предпосылку) оставления армией Наполеона Москвы, связанную с деятельностью (поведением) российского императора;

    в) причину отступления Наполеона из Москвы в направлении Калуги.

     

    Ответ оформите в следующем виде (обязательно соблюдайте порядок заполнения пунктов ответа).

    a)___________________________

    б)___________________________

    в)___________________________

    Ответ

    Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «посад». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

    Ответ

    Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в административно-территориальном устройстве России непосредственно перед и сразу после губернской реформы Екатерины II по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

     

    Ответ оформите в следующем виде.

    Тезис:_____________________________________________________________

     

    Обоснования тезиса:

    1.  ________________________________________________________________

    2.  ________________________________________________________________

    Ответ

    Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что в IX в. во Франкской империи и в XI в . на Руси встречи представителей монарших родов приводили к усугублению цент робежных тенденций в развитии государств: один аргумент для Руси и один для Франкской империи. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

    Ответ запишите в следующем виде.
    Аргумент для России: ______________________________
    Аргумент для Франкской империи: _____________________________

    Ответ

    Результаты тренировки
    Решено заданий 0
    Выполнено верно 0
    Выполнено частично верно 0
    Ошибки 0
    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне

    Скачать
    qr