Установите соотвествие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соотвествующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЕ |
ГОДЫ |
A) смерть Андрея Боголюбского |
1) 1113 г. |
Б) создание стрелецкого войска |
2) 1174 г. |
В) освобождение Праги советскими войсками |
3) 1550 г. |
Г) введение в России всесословной воинской повинности |
4) 1874 г. |
5) 1944 г. |
|
6) 1945 г. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г |
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1. Восстание декабристов на Сенатской площади
2. Восстание под предводительством У. Тайлера в Англии
3. Основание Санкт-Петербурга
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) |
ФАКТЫ |
А) «холодная война» |
1) восстание Черниговского полка |
Б) отражение Русью вторжения с запада в первой половине ХIIІ в. | 2) Цусимское сражение |
В)опричнина | 3) битва на реке Сити |
Г) движение декабристов | 4) Ледовое побоище |
5) создание Организации Варшавского договора | |
6) поход русского войска во главе с царём на Новгород |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Географический объект | Событие (явление, процесс) | Время, когда произошло событие (явление, процесс) |
_____________(А) | Строительство Транссибирской железной дороги | 1890-е гг. |
_____________(Б) | Открытие первой в России железной дороги общественного пользования | _____________(В) |
Смоленск | _____________(Г) | _____________(Д) |
Обнинск | _____________(Е) | 1950-е гг. |
Пропущенные элементы:
1) Симферополь
2) 1810-е гг.
3) Царское Село
4) 1721 г.
5) 1830-е гг.
6) Владивосток
7) открытие первой в мире атомной электростанции
8) соединение 1-й и 2-й русских армий в период отражения агрессии со стороны Франции
9) заключение мирного договора между Россией и Швецией
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г | Д | Е |
Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ |
УЧАСТНИКИ |
А) учреждение в России патриаршества | 1) П.Н. Милюков |
Б) деятельность Государственной думы Российской империи | 2) Б.Ф. Годунов |
В) освобождение Минска от немецко-фашистских захватчиков | 3) А.Л. Ордин-Нащокин |
Г) Специальная военная операция (СВО) | 4) Е.Ф. Канкрин |
5) К.Х. Боташев | |
6) И.Д. Черняховский |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
Прочтите отрывок из воспоминаний участника событий.
«Подойдя к крепости, японцы решили взять её открытой силой, но ряд атак на наши позиции центра был неудачен.
Первые дни японцы наступали густыми колоннами, думая массой задавить защитников крепости.
Строгая дисциплина, суровый военный закон, фанатизм и личная доблесть японцев приводили к тому, что японские батальоны, неся невероятные потери, всё же доходили до цели своих атак, хотя бы в составе нескольких человек и схватывались с нашими в штыки. В моём кратком обзоре невозможно описать всё то, что творилось под Орлиным Гнездом в дни с 6 по 11 августа включительно, дни сплошного, беспрерывного боя. Скажу одно, что доблесть была проявлена как с одной, так и с другой стороны. Два редута, № 1 и 2, на которых в то время сосредоточивался бой, много раз переходили из рук в руки, и в результате этого семидневного побоища японцы только овладели разрушенным фасом этих редутов, а внутренний остался в наших руках».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1. Описанные события произошли в 1905 г.
2. Автор пишет о высоком уровне моральной и боевой готовности противника к сражениям.
3. Автор считает, что противник в результате описанного штурма полностью захватил редуты № 1 и 2.
4. Русский генерал, упомянутый в отрывке, погиб в ходе обороны крепости, о которой идёт речь.
5. По итогам войны, в ходе которой произошли описанные события, был подписан мирный договор в городе Портсмуте.
6. В результате войны, в ходе которой произошли описанные события, Россия лишилась части острова Сахалин.
Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ |
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
A) кинофильм «Карнавальная ночь» |
1) Данный памятник культуры создан в период «оттепели» в СССР. |
Б) Смоленский кремль |
2) Автор - Андрей Рублёв. |
B) повесть «Путешествие из Петербурга в Москву» |
3) Автор - Ф.С. Конь. |
Г) икона «Троица» |
4) Данный памятник культуры создан в XVIII в. |
5) Данный памятник культуры создан в период «перестройки» в СССР. |
|
6) Автор - Аристотель Фиораванти. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г |
Рассмотрите изображение и выполните задание.
Заполните пропуск в предложении: «Событие, годовщине которого посвящена марка, произошло в тысяча девятьсот ____________ году».
Ответ запишите словом (сочетанием слов).
Рассмотрите схему и выполните задание.
Укажите название периода истории России, когда происходили события, обозначенные на схеме стрелками.
Рассмотрите схему и выполните задание.
Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «3».
Рассмотрите схему и выполните задание.
Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и , используя схему, укажите название населённого пункта, которое пропущено в этом тексте.
«21 января состоялось сражение на подступах к ____________. Московские войска полностью разгромили полки самозванца, захватили всю его артиллерию: 30 пушек. Сам самозванец, бросив войско, втайне от всех, бежал в Рыльск. По некоторым сведениям, казаки бросились ему вослед, чтобы наказать и за поражение, и за бегство. Но у Рыльска их встретили ружейной пальбой и поносными словами как предателей государя Дмитрия Ивановича. Из Рыльска с небольшим отрядом самозванец двинулся в сторону Путивля».
Рассмотрите схему и выполните задание.
Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Цифрой «4» в легенде схемы обозначены действия войск под командованием Сигизмунда III.
2. Город, обозначенный на схеме цифрой «1», в ходе событий, которым посвящена схема, был захвачен неприятелем после более чем 20-месячной осады.
3. Цифрой «2» на схеме обозначено село Деулино.
4. Войсками, действия которых обозначены стрелками, подписанными в легенде схемы цифрой «6», в период, которому посвящена схема, командовал Карл XII.
5. Одним из руководителей похода, обозначенного стрелками, подписанными в легенде схемы цифрой «5», был М . В . Скопин-Шуйский.
6. Территории, заштрихованные на схеме, были потеряны Россией в результате обозначенных событий.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопрос(-ы). Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний государственного деятеля
«Размышляя [об уходящем] годе, выделяешь два пункта в его официальной истории — Конституцию и
С первой связана ещё одна большая ложь. Суета вокруг сочинения проекта Конституции и попытки «интеллигентных аппаратчиков» вместе с отобранными учёными демократически облагородить советский Основной закон
Годовщина Октября — знаковое международное событие: стало совсем очевидно, что СССР — всё ещё сила, но уже не «вождь» и не пример для подражания. Это молчаливо признавало («в душе») само советское руководство, демонстрируя пренебрежение к усилиям собственного аппарата спасти «единство» Международного Коммунистического Движения, как и к идейно-политической сути «еврокоммунизма». «Лишь бы «друзья» открыто не ругали КПСС и СССР — на остальное, что у них там — наплевать!» — так можно обобщить настроения в самых верхах советской сверхдержавы.
«Братские партии» во всё большем числе и всё более открыто отказывали КПСС в праве навязывать им политику, идеологию, вообще «учить», как и что им надо делать. Идейный, «теоретический» авторитет наш практически упал до нуля. Привязывать к себе мы могли, лишь являя собой «мировую силу», и... деньгами, «довольствием на продолжение существования». В [записках о событиях этого года] новые свидетельства искреннего миролюбия [генерального секретаря] и нарастающей его болезни — физической, умственной и как государственного деятеля. Публичная демонстрация этой болезни свидетельствовала не только о ничтожестве, трусости и глупости пропагандистских и политических «служб», но и о том, что движение страны по наклонной становится всё более гибельным.
Свидетельством тому было также то, что властные функции нагло подбирала под себя «тройка» членов Политбюро — Устинов, Громыко, Андропов. Пока ещё «пари́л» над ними Суслов, тоже начинавший «слабеть», но рычаги «реальной политики» были в их руках».
Укажите год, когда происходили события, о которых идёт речь в отрывке. Назовите Генерального секретаря, о котором идёт речь. Назовите представителя «тройки» членов Политбюро, упомянутой в тексте, который занимал пост министра иностранных дел.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопрос(-ы). Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний государственного деятеля
«Размышляя [об уходящем] годе, выделяешь два пункта в его официальной истории — Конституцию и
С первой связана ещё одна большая ложь. Суета вокруг сочинения проекта Конституции и попытки «интеллигентных аппаратчиков» вместе с отобранными учёными демократически облагородить советский Основной закон
Годовщина Октября — знаковое международное событие: стало совсем очевидно, что СССР — всё ещё сила, но уже не «вождь» и не пример для подражания. Это молчаливо признавало («в душе») само советское руководство, демонстрируя пренебрежение к усилиям собственного аппарата спасти «единство» Международного Коммунистического Движения, как и к идейно-политической сути «еврокоммунизма». «Лишь бы «друзья» открыто не ругали КПСС и СССР — на остальное, что у них там — наплевать!» — так можно обобщить настроения в самых верхах советской сверхдержавы.
«Братские партии» во всё большем числе и всё более открыто отказывали КПСС в праве навязывать им политику, идеологию, вообще «учить», как и что им надо делать. Идейный, «теоретический» авторитет наш практически упал до нуля. Привязывать к себе мы могли, лишь являя собой «мировую силу», и... деньгами, «довольствием на продолжение существования». В [записках о событиях этого года] новые свидетельства искреннего миролюбия [генерального секретаря] и нарастающей его болезни — физической, умственной и как государственного деятеля. Публичная демонстрация этой болезни свидетельствовала не только о ничтожестве, трусости и глупости пропагандистских и политических «служб», но и о том, что движение страны по наклонной становится всё более гибельным.
Свидетельством тому было также то, что властные функции нагло подбирала под себя «тройка» членов Политбюро — Устинов, Громыко, Андропов. Пока ещё «пари́л» над ними Суслов, тоже начинавший «слабеть», но рычаги «реальной политики» были в их руках».
Какие явления свидетельствовали, по мнению автора, о кризисном состоянии страны? Укажите три явления.
Рассмотрите изображение и выполните задание.
Укажите событие, годовщине которого посвящена данная марка. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.
Рассмотрите изображение и выполните задание.
Какое из представленных ниже произведений изобразительного искусства создано в том же веке, когда выпущена данная марка? В ответе запишите цифру, которой обозначено это произведение. Укажите автора этого произведения.
Прочтите отрывки из воспоминаний современников.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «На центральном участке гитлеровцам удалось 1 декабря прорвать оборону наших войск под Наро-Фоминском. Танки и мотопехота врага устремились по поссе на Кубинку во фланг нашей 5- й армии, но были задержаны частями, выдвинутыми из резерва.
Чтобы окончательно остановить врага и создать благоприятные условия для перехода в контрнаступление, советское командование перебросило под Москву крупные стратегические резервы. На разных участках фронта по вырвавшимся вперёд фашистским дивизиям было нанесено несколько контрударов. 1-я ударная армия генерал-лейтенанта В . И . Кузнецова 29—30 ноября атаковала немецкие войска, переправившиеся через канал Москва - Волга, и отбросила их на левый берег».
Б) «Хотя войска отступали в основном организованно, без паники, в этой сложной обстановке выполнить манёвр отхода оказалось крайне затруднительно. Поскольку артиллерия и все обозы Западного фронта имели только конную тягу, отходить в высоком темпе мы были не в силах, не говоря уже о том, что это было бы просто неправильно — на плечах поспешно отходящих войск враг легко мог бы ворваться в Москву. Превосходство в подвижно сти было явно на стороне врага. И быстро продвигающиеся гитлеровские корпуса отрезали путь нашим частям. Вследствие этого к 7 октября оказались в окружении дивизии 19-й и 20-й армий Западного фронта, войска 24-й и 32-й армий Резервного фронта и понёсшая тяжёлые потери в боях в районе Холм-Жирковского группа Болдина».
Укажите год, к которому относятся события, описанные в обоих отрывках. Укажите командующего Западным фронтом советских войск с 12 сентября до 1 октября этого года. Почему, согласно одному из отрывков, отступать быстро войскам Западного фронта было бы неправильно?
В период правления Петра I в России были проведены реформы, повлиявшие на положение дворянства. Укажите:
а) причину (предпосылку) издания указа о единонаследии;
б) последствие издания указа о единонаследии для юридического статуса поместий как вида земельной собственности;
в) причину (предпосылку) издания Табели о рангах.
Ответ оформите в следующем виде (обязательно соблюдайте порядок заполнения пунктов ответа).
a)___________________________
б)___________________________
в)___________________________
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «бюрократия». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях Батыева нашествия на Русь и Отечественной войны 1812 г. по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.
Ответ оформите в следующем виде.
Тезис:_____________________________________________________________
Обоснования тезиса:
1. ________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________
Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что в России в XVII в. и в Византийской империи в VI в. политика властей приводила к народным выступлениям, которые были подавлены с использованием военной силы: один аргумент для России и один для Византии. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргумент для России: ______________________________
Аргумент для Византии: _____________________________