При поддержке
  • Тренажёр заданий ЕГЭ
  • История
  • Варианты от И. А . Артасова и О. Н . Мельниковой 2025
  • Вариант 10 по истории - ИсторияВарианты от И. А . Артасова и О. Н . Мельниковой 2025
  • Вариант 10 по истории - История

    Установите соотвествие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соотвествующую позицию из второго столбца. 

     

    СОБЫТИЕ

    ГОДЫ

    A) заключение договора Руси с Византией

    1) 907 г.

    Б) начало царствования Василия III

    2) 1238 г.

    В) издание Положения о губернских и земских учреждениях

    3) 1505 г.

    Г) бой у разъезда Дубосеково

    4) 1864 г.

     

    5) 1941 г.

     

    6) 1942 г.

     

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    A Б В Г
           
    Ответ

    Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

     

    1. Смерть Дмитрия Шемяки

    2. Заключение Вестфальского мира

    3. Введение в России всесословной воинской повинности

    Ответ

    Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

     

    ПРОЦЕССЫ

    (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

    ФАКТЫ
    А) первые преобразования большевиков

    1) заключение Вечного мира

    Б) реформы Екатерины II 2) преобразование наркоматов в министерства
    В) борьба Руси против половцев 3) заключение Столбовского мирного договора
    Г) отношения между Россией и Речью Посполитой в XVII в. 4) секуляризация церковных земель
      5) издание Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви
      6) поход новгород-северского князя Игоря Святославича

     

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    А Б В Г
           
    Ответ

    Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

     

    Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
    _____________(А) Изгнание князя Всеволода Мстиславича _____________(Б)
    Азов _____________(В) _____________(Г)
    _____________(Д) Соединение 1-й и 2-й русских армий в период отражения агрессии со стороны Франции 1810-е гг.
    Тверь _____________(Е) 1320-е гг.

     

    Пропущенные элементы:

    1) Киев

    2) 1630-е гг.

    3) Смоленск

    4) захват донскими и запорожскими казаками

    5) Новгород

    6) подавление антиордынского восстания московско-ордынским войском

    7) взятие города войском Ермака Тимофеевича

    8) 1540-e гг.

     

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    A Б В Г Д Е
               
    Ответ

    Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    СОБЫТИЯ

    УЧАСТНИКИ

    А) походы на Волжскую Булгарию 1) Василий III
    Б) деятельность «Избранной рады» 2)  А.М. Василевский
    В) взятие Кёнигсберга советскими войсками 3) И.Г. Цевун
    Г) Специальная военная операция (СВО) 4) В.И. Ленин
      5) священник Сильвестр
      6) Андрей Боголюбский

     

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    А Б В Г
           
    Ответ

    Прочтите отрывок из отчёта III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

     

    «…Внезапная кончина Императора Николая Павловича поразила всю Россию; скорбь была общая, непритворная, но известные качества Августейшего преемника служили для всех некоторым утешением. Нет необходимости исчислять первых действий нового венценосца, которые Ему в подробности известны по той неутомимой деятельности, с которою Он лично вникает во все отрасли государственного управления; но нельзя прейти молчанием, с какою радостью было встречено Его прибытие к армии и какую неисчислимую пользу принесло личное Его обозрение оной. Государь почти скрывал Своё намерение, и, следуя влечению Своего сердца, предпринял путешествие в Крым вопреки замечаний приближённых к Нему лиц. Впоследствии те самые лица, которые не одобряли этого намерения, увидя, с каким восторгом был принят Государь своею армией и как она оживилась Его присутствием, согласились в преувеличении своих опасений...

    Тем не менее нельзя умолчать, что война чрезвычайно тягостна для России: рекрутские наборы, ополчение, остановившаяся торговля умножают нужды и бедность, и хотя русские готовы переносить и дальнейшие едствия, но если бы правительство, сохраняя твёрдость и своё достоинство, достигло мира на условиях честных, то это было бы общею радостью в Империи».

     

    Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

     

    1. Мирный договор, завершивший войну, о которой идёт речь, был подписан в Париже.  

    2.  В результате войны, о которой идёт речь в отрывке, Россия потеряла Крым. 

    3.  Автор пишет, что намерение императора посетить Крым не одобрялось рядом приближённых императора. 

    4.  Автор считает, что поездка императора в Крым не принесла никакой пользы.

    5 Участником войны, о которой идёт речь в отрывке, был М. Б. Барклай де Толли.

    6.  «Августейший преемник», о котором идёт речь в отрывке,  — император Александр II.

    Ответ

    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне

    Скачать
    qr

    Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

     

    ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

    ХАРАКТЕРИСТИКИ

    A) картина « Утро стрелецкой казни»

    1) Автор — митрополит Иларион.

    Б) «Синопсис»

    2) Данный памятник культуры создан в первой половине XIX в.

    B) «Слово о Законе и Благодати»

    3) Автор - Иннокентий Гизель.

    Г) кинофильм «Летят журавли»

    4) Автор - Н.С. Михалков.

     

    5) Автор - В.И. Суриков.

     

    6) Данный памятник культуры создан в период руководства СССР Н.С. Хрущёва.

     

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    A Б В Г
           
    Ответ

    Рассмотрите изображение и выполните задание.

     

    Заполните пропуск в предложении: «Событие, юбилею которого посвящена марка, произошло в тысяча девятьсот ____________ году».

    Ответ запишите словом (сочетанием слов).

    Ответ

    Рассмотрите схему и выполните задание.

     

    Назовите императора (императрицу), в чьё правление происходили события, на схеме стрелками.

    Ответ

    Рассмотрите схему и выполните задание.

     

    Укажите название реки, место впадения которой в Каспийское море обозначено на схеме цифрой «3», в период, когда происходили обозначенные на схеме события.

    Ответ

    Рассмотрите схему и выполните задание.

     

    Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое трижды пропущено в этом тексте.

    «В июне армия восставших появилась в Прикамье. Восставшие, пройдя по уральским заводам, двинулись на Каму. Они взяли Ижевский завод. Далее восставшие пошли к _______________  через селения, которые находились на их пути.

    Некоторые источники утверждают, что восставшие под _____________ пребывают 28 июня. Предводитель восставших, отпраздновав грандиозной попойкой своё тезоименитство, наутро вошёл в _______________».

    Ответ

    Рассмотрите схему и выполните задание.

     

    Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. Восставшим удалось взять город, обозначенный на схеме цифрой «1».

    2. Руководитель восстания выдавал себя за императора Ивана VI.

    3. Цифрой «2» на схеме обозначена Казань.

    4. Находясь в районе города, обозначенного на схеме цифрой «1», руководитель восстания огласил указ, даровавший вольность крестьянам.

    5. На схеме обозначено особым знаком место пленения руководителя восстания.

    б. Восстание, которому посвящена схема, началось в среде казаков.

    Ответ

    Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопрос(-ы). Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

     

    Из воспоминаний государственного деятеля

     

    «О событиях, случившихся в Петрограде, я узнал 1 марта в Батуме. Туда [я] ездил переговорить с адмиралом Колчаком.... Получив первые сведения, я выехал в Тифлис, где получил телеграмму от Алексеева, что, по мнению всех командующих армий, государь должен отречься от престола и просил меня лично телеграфировать об этом Государю, что мне и пришлось сделать. Я написал приблизительно так: «Впервые дерзаю, как верноподданный, коленопреклоненно умолять Ваше Императорское Величество для пользы и т.д. отречься от престола». Ответа, конечно, не получил, получил лишь текст манифеста.

    Ещё 6 ноября [прошлого] года, когда я был в Ставке, я имел длинный разговор с [ним] и в очень резкой форме. Я хотел вызвать его на дерзость. Но он всё молчал и пожимал плечами. Я ему прямо сказал: «...Неужели ты не видишь, что ты теряешь корону. Опомнись, пока не поздно. Дай ответственное министерство. Ещё в июне я тебе говорил об этом. Ты всё медлишь. Смотри, чтобы не поздно было потом. Пока ещё время есть, потом уже поздно будет...».

    В таком духе я говорил – он всё молчал. После этого я понял, что всё кончено, и потерял надежду на его спасение. Ясно было, что мы катимся быстро по наклонной плоскости, и рано или поздно он корону потеряет. Ведь странно, что все, даже социалисты, его лично любят. Они мне сами говорили, что у него чудное сердце, прекрасная душа, он умный, симпатичный. Но её терпеть больше не могли. Она его погубила окончательно. Боюсь, чтоб с ней плохо не обошлись. В газетах уже распространили слухи, что будто бы у Аликс нашли проект сепаратного мира...

    Перед моим отъездом из Тифлиса у меня были два социалиста из самых крайних, левых... Они оба откровенно говорили, что всю жизнь мечтали о социальном перевороте, но их мечта была конституционная монархия, но не теперешняя анархия. Этого они не хотели и не хотят, и не допустят до республиканского строя правления. Мы не доросли до этого, говорили они, рано для России».

     

    Укажите год, когда произошли события, о которых идёт речь в первом абзаце отрывка. Назовите императора, о котором сказано в отрывке. Укажите название войны, в которой участвовала Россия в период, когда происходили описанные события.

    Ответ

    Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопрос(-ы). Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

     

    Из воспоминаний государственного деятеля

     

    «О событиях, случившихся в Петрограде, я узнал 1 марта в Батуме. Туда [я] ездил переговорить с адмиралом Колчаком.... Получив первые сведения, я выехал в Тифлис, где получил телеграмму от Алексеева, что, по мнению всех командующих армий, государь должен отречься от престола и просил меня лично телеграфировать об этом Государю, что мне и пришлось сделать. Я написал приблизительно так: «Впервые дерзаю, как верноподданный, коленопреклоненно умолять Ваше Императорское Величество для пользы и т.д. отречься от престола». Ответа, конечно, не получил, получил лишь текст манифеста.

    Ещё 6 ноября [прошлого] года, когда я был в Ставке, я имел длинный разговор с [ним] и в очень резкой форме. Я хотел вызвать его на дерзость. Но он всё молчал и пожимал плечами. Я ему прямо сказал: «...Неужели ты не видишь, что ты теряешь корону. Опомнись, пока не поздно. Дай ответственное министерство. Ещё в июне я тебе говорил об этом. Ты всё медлишь. Смотри, чтобы не поздно было потом. Пока ещё время есть, потом уже поздно будет...».

    В таком духе я говорил – он всё молчал. После этого я понял, что всё кончено, и потерял надежду на его спасение. Ясно было, что мы катимся быстро по наклонной плоскости, и рано или поздно он корону потеряет. Ведь странно, что все, даже социалисты, его лично любят. Они мне сами говорили, что у него чудное сердце, прекрасная душа, он умный, симпатичный. Но её терпеть больше не могли. Она его погубила окончательно. Боюсь, чтоб с ней плохо не обошлись. В газетах уже распространили слухи, что будто бы у Аликс нашли проект сепаратного мира...

    Перед моим отъездом из Тифлиса у меня были два социалиста из самых крайних, левых... Они оба откровенно говорили, что всю жизнь мечтали о социальном перевороте, но их мечта была конституционная монархия, но не теперешняя анархия. Этого они не хотели и не хотят, и не допустят до республиканского строя правления. Мы не доросли до этого, говорили они, рано для России».

     

    Какое мнение по вопросу о верховной власти в стране, согласно данному отрывку, было выражено в телеграмме генерала Алексеева, направленной автору воспоминаний? Какие слухи, касающиеся императрицы, согласно данному отрывку, распространялись в газетах? Какую форму правления считали наилучшей для России социалисты, с которыми, согласно данному отрывку, встречался автор воспоминаний?

    Ответ

    Рассмотрите изображение и выполните задание.

     

    Укажите одного любого исторического деятеля, непосредственно связанного с событием, юбилею которого по свящева данная почтовая марка. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

    Ответ

    Рассмотрите изображение и выполните задание.

     

    Создание какого из представленных ниже памятников архитектуры наиболее близко по времени к событию, юбилею которого посвящена данная марка? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Назовите этот памятник архитектуры.

    Ответ

    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне

    Скачать
    qr

    Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

     

    ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

    А) «К своему удивлению, я узнал, что управление и штаб Юго-Восточного фронта перебрались на восточный берег Волги. В той обстановке это выглядело очень странно: войска фронта ведут тяжёлые бои с наседающим противником, а командование и штаб отделены от них широкой рекой.

    Я считал и считаю, что командующий должен быть там, где сражаются его войска: и управлять легче, и люди будут драться увереннее. В данном случае целесообразно было бы на восточном берегу Волги иметь вспомогательный пункт управления для связи с 62-й армией, оборонявшейся в самом городе.

    На берегу великой русской реки развёртывалась невиданная в истории битва. Враг далеко продвинулся на нашу территорию. Но планы его рушились один за другим. Сопротивление советского народа и его армии возрастало с каждым днём».

     

    Б) «Город в то время подвергался ожесточённой бомбардировке с воздуха. Враг бросил на Сталинград всю авиацию своего 4-го воздушного флота. С выходом к Волге немецкое командование предприняло удар с юга, стремясь отрезать от Сталинграда 62-ю армию и часть сил 64-й армии, находившихся ещё на внешнем обводе в районе города Калач. Чтобы спасти 62-ю армию от разгрома, а Сталинград от захвата, советское командование приняло решение об отводе 62-й армии на средний обвод. Этот манёвр, успешно осуществленный в ночь на 31 августа, не только сохранил силы 62-й армии, но и сорвал замысел врага захватить город с юга».

     

    Укажите год, к которому относится начало битвы, о которой идёт речь в обоих отрывках. Укажите командующего Юго-Западным фронтом советских войск на завершающем этапе этой битвы. Какое обстоятельство вызвало удивление автора одного из отрывков?

    Ответ

    В период правления Екатерины II Россия проводила активную внешнюю политику. Укажите:

    а) причину решения Екатерины II об отправке войск во Францию и заключения соответствующего соглашения с Англией в 1795 г .;

    б  причину того, что поход русских войск во Францию при Екатерине II не состоялся;

    в) последствие восстания под руководством Тадеуша Костюшко для внешней политики России.

     

    Ответ оформите в следующем виде (обязательно соблюдайте порядок заполнения пунктов ответа).

    a)___________________________

    б)___________________________

    в)___________________________

    Ответ

    Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «герб». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

    Ответ

    Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях Деулинского перемирия и Поляновского мира по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

     

    Ответ оформите в следующем виде.

    Тезис:_____________________________________________________________

     

    Обоснования тезиса:

    1.  ________________________________________________________________

    2.  ________________________________________________________________

    Ответ

    Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что в России и во Франции в XIX в. события внешней политики отразились в памятниках архитектуры: один аргумент для России и один для Франции. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

    Ответ запишите в следующем виде.
    Аргумент для России: ______________________________
    Аргумент для Франции: _____________________________

    Ответ

    Результаты тренировки
    Решено заданий 0
    Выполнено верно 0
    Выполнено частично верно 0
    Ошибки 0
    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне

    Скачать
    qr