Курс по подготовке к ЕГЭ стартует 20 января! Пиши слово «САЙТ» нам в tg и забирай скидку в 2000 рублей

При поддержке
  • Тренажёр заданий ЕГЭ
  • История
  • Варианты от И.А. Артасова 2025
  • Вариант 1 по истории - История
  • Вариант 1 по истории - История

    Рассмотрите схему и выполните задание.

     

    Закончите предложение: «Город, обозначенный на схеме цифрой «1», был основан по указу императора ____________».

    Ответ

    Установите соотвествие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соотвествующую позицию из второго столбца. 

     

    СОБЫТИЕ

    ГОДЫ

    A) принятие первой советской Конституции 

    1) 1054 г.

    Б) освобождение Праги от немецко-фашистских захватчиков

    2) 1125 г.

    В) присоединение к России Астраханского ханства

    3) 1556 г.

    Г) начало княжения в Киеве Мстислава Великого

    4) 1918 г.

     

    5) 1944 г.

     

    6) 1945 г.

     

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    A Б В Г
           
    Ответ

    Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

     

    1. Отмена кормлений

    2. Заключение Тордесильясского договора между Испанией и Португалией

    3. Поход хана Тохтамыша на Москву

    Ответ

    Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

     

    ПРОЦЕССЫ

    (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

    ФАКТЫ
    А) церковная реформа патриарха Никона

    1) заключение Адрианопольского договора между Россией и Османской империей

    Б) решение Россией Восточного вопроса в первой половине ХХ в. 2) появление старообрядчества
    В) Специальная военная операция (СВО) 3) учреждение Святейшего синода
    Г) внешняя политика князя Владимира Святославича  4) осада Корсуни русским войском
      5) Брусиловский прорыв
      6) подписание договора о вхождении Херсонской области в состав России

     

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    А Б В Г
           
    Ответ

    Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

     

    Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
    _____________(А) Присоединение к Московскому княжеству 1480-е гг.
    Варшава Антироссийское восстание _____________(Б)
    _____________(В) _____________(Г) 1770-е гг.
    Черкасск _____________(Д) _____________(Е)

     

    Пропущенные элементы:

    1) 1700-е гг. 

    2) Владивосток 

    3) Тверь 

    4) восстание под предводительством Е. И. Пугачёва 

    5) 1860-е гг.

    6) восстание под предводительством К. А. Булавина

    7) 1890-е гг.

    8) строительство Транссибирской магистрали

    9) Оренбург

     

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    A Б В Г Д Е
               
    Ответ

    Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    СОБЫТИЯ

    УЧАСТНИКИ

    А) провозглашение России республикой 1) Павел I
    Б) издание манифеста о вольности дворянской 2) А. М. Матросов
    В) бой у разъезда Дубосеково  3) В. Г. Клочков
    Г) создание Тушинского лагеря  4) Лжедмитрий II
      5) Пётр III
      6) А. Ф. Керенский

     

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    А Б В Г
           
    Ответ

    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне

    Скачать
    qr

    Прочтите отрывок из воспоминаний исторического деятеля.

     

    «Царь исполнился усердием, сам и по собственному разумению начал вооружаться против врага и собирать многочисленные и храбрые войска. Он уже не хотел наслаждаться покоем, жить, затворясь в прекрасных хоромах, как в обыкновении у теперешних царей на западе (прожигать целые ночи, сидя за картами и другими бесовскими измышлениями), но сам поднимался не раз, не щадя своего здоровья, на враждебного и злейшего своего противника казанского царя. И хоть не взял он в одну суровую зиму этого столичного города, то есть крепости Казани, и отступил без всякого успеха, вовсе не впали в уныние душа его и храбрая его воинственность. И, оценив положение города, через год или два распорядился он построить немедля на реке Свияге большую превосходную крепость, за четверть мили от Волги и миль за пять от великого города Казани, - вот как близко уже подошёл!

    В тот же год отправив по Волге большие стенобитные пушки, сам он хотел тотчас пойти сухим путём. Но тут пришло известие, что крымский хан идёт на него с большими силами, препятствуя походу на Казань. И хотя для постройки крепости он послал прежде большое войско, да и при пушках множество воинов, но по этому случаю ненадолго отсрочил поход на Казань».


    Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

     
    Ответ

    Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

     

    ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

    ХАРАКТЕРИСТИКИ

    A) роман «Тихий Дон» 

    1) Автору была присуждена Нобелевская премия по литературе.

    Б) повесть «Бедная Лиза»

    2) Создатель данного произведения является одним из родоначальников сентиментализма в русской литературе.

    B) «Повесть о Шемякином суде»

    3) Данное произведение посвящено событиям правления Ивана IV.

    Г) «Сказания о Мамаевом побоище» 

    4) Данный памятник культуры является сатирическим произведением ХVII в.

     

    5) Данное произведение посвящено событиям ХIV в.

     

    6) Данное произведение создано во второй половине ХIХ в.

     

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    A Б В Г
           
    Ответ

    Рассмотрите изображение и выполните задание.

     

    Укажите фамилию военачальника, который командовал парадом, изображённым на марке.

    Ответ

    Рассмотрите схему и выполните задание.

     

    Закончите предложение: «Территория, обозначенная на схеме цифрой «3», была утеряна Российской империей по условиям мирного договора, подписанного в городе _____________ ».

    Ответ

    Рассмотрите схему и выполните задание.

     

    Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое пропущено в этом тексте.

    «Сооружение дороги явилось успехом дальневосточной политики российского правительства, и прежде всего С. Ю. Витте. Строительство дороги формально — в целях обеспечения союзнических обязательств — было предусмотрено русско-китайским Московским договором 1896 г. Концессия на строительство и эксплуатацию дороги была выдана в соответствии со специальным договором между китайским послом и Русско-Китайским банком. Срок концессии составлял 80 лет, китайское правительство имело право выкупить дорогу через 36 лет после открытия движения; Российская империя имела право транзита своих войск по дороге как в военное, так и в мирное время. Дорога, являясь часттью российскойТранссибирской магистрали, начиналась в Чите и проходила через _____________‚ из которого шла ветка в Порт-Артур, к берегу Японского моря».

    Ответ

    Рассмотрите схему и выполните задания 8–11.

    Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1)Строительство обозначенной на схеме железнодорожной магистрали было начато в годы правления Николая I.

    2)Карту реки, дважды обозначенной на схеме цифрой «2» , впервые составил российский землепроходец Е. П. Хабаров.

    3)На схеме обозначена столица Российской империи в период, к которому относится схема.

    4)Город, обозначенный на схеме цифрой « 4», в годы Великой Отечественной войны обрёл второе, неофициальное имя — Танкоград.

    5)На схеме обозначена территория, которая в 1867 г. была продана США.

    6)На схеме обозначен город, где было создано правительство во главе с Верховным правителем России А. В. Колчаком.

    Ответ

    Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопрос(-⁠ы). Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

     

    Из воспоминаний современника

     

         «После тяжкой войны, в которой все состояния, участвуя, оказали равное усердие и верность престолу и отечеству; когда всякий ожидал в мире вожделенного спокойствия, внезапно войти в селения военною рукой, взять дома мирных земледельцев, всё, дедами и самими ими нажитое, да и их самих в общий состав нового воинства – едва ли история представляет что-либо тому подобное. К сему присовокупить должно вынужденную уступку и покупку соседственных земель и поместий: ибо одна несправедливость естественно рождает другую. Возникли, с одной стороны, отчаянное сопротивление, особенно на юге, с другой – строгие меры укрощения. Всей России сделались известны сцены, которых никто не мог полагать возможным в царствование государя, толико кроткого, человеколюбивого! Общее недоумение разрешалось одним лицом графа Аракчеева. Оно во всех подобных действиях служило экраном для особы монарха.

         Цель поселений объявлена после – освобождение России от тяжкой рекрутской повинности. Осмеливаюсь, государь, представить, что уменьшение срока службы по примеру Пруссии до 8 или до 12 лет удовлетворило бы сей цели справедливее, прочнее и безопаснее: ибо тогда чрез 25 лет во всей России разлился бы дух военный, и крестьяне столь же бы легко стали расставаться с детьми, как дворяне, кои прежде также отпускали, как на смерть, а теперь охотно сами везут. Возвратившиеся в семейство могли бы жениться, заниматься крестьянским бытом и, наживая детей, воспитывали бы их заранее быть солдатами, сами были бы готовые ландверы.

         Мысль о поселении войск вовсе не новая. Бурхард Миних представлял императрице Анне Иоанновне проект о заселении границ турецких, польских и шведских войсками, с тем, чтобы они приучались к тому роду войны, который с сими неприятелями приличен. Поселение на границе может быть действительно оплотом, но внутри государства другие следствия возможны. При разных мнениях о сём иностранцев известен краткий отзыв Веллингтона. Я слышал его из уст графа Ростопчина: видно, что русское правительство не боится штыков!»

     

    Назовите войну, о которой говорится в первом абзаце. Назовите императора, упоминаемого в тексте. Укажите с точностью до десятилетия время, когда вступила на престол упоминаемая в тексте императрица.

    Ответ

    Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 12 и 13. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

    Из воспоминаний современника

         «После тяжкой войны, в которой все состояния, участвуя, оказали равное усердие и верность престолу и отечеству; когда всякий ожидал в мире вожделенного спокойствия, внезапно войти в селения военною рукой, взять дома мирных земледельцев, всё, дедами и самими ими нажитое, да и их самих в общий состав нового воинства – едва ли история представляет что-либо тому подобное. К сему присовокупить должно вынужденную уступку и покупку соседственных земель и поместий: ибо одна несправедливость естественно рождает другую. Возникли, с одной стороны, отчаянное сопротивление, особенно на юге, с другой – строгие меры укрощения. Всей России сделались известны сцены, которых никто не мог полагать возможным в царствование государя, толико кроткого, человеколюбивого! Общее недоумение разрешалось одним лицом графа Аракчеева. Оно во всех подобных действиях служило экраном для особы монарха.

         Цель поселений объявлена после – освобождение России от тяжкой рекрутской повинности. Осмеливаюсь, государь, представить, что уменьшение срока службы по примеру Пруссии до 8 или до 12 лет удовлетворило бы сей цели справедливее, прочнее и безопаснее: ибо тогда чрез 25 лет во всей России разлился бы дух военный, и крестьяне столь же бы легко стали расставаться с детьми, как дворяне, кои прежде также отпускали, как на смерть, а теперь охотно сами везут. Возвратившиеся в семейство могли бы жениться, заниматься крестьянским бытом и, наживая детей, воспитывали бы их заранее быть солдатами, сами были бы готовые ландверы.

         Мысль о поселении войск вовсе не новая. Бурхард Миних представлял императрице Анне Иоанновне проект о заселении границ турецких, польских и шведских войсками, с тем, чтобы они приучались к тому роду войны, который с сими неприятелями приличен. Поселение на границе может быть действительно оплотом, но внутри государства другие следствия возможны. При разных мнениях о сём иностранцев известен краткий отзыв Веллингтона. Я слышал его из уст графа Ростопчина: видно, что русское правительство не боится штыков!»

    О каком преобразовании, проводимом в России после упоминаемой в отрывке войны, пишет автор? Какую цель данного преобразования он называет? Какую меру называет автор в качестве альтернативы данного преобразования? При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

    Ответ

    Рассмотрите изображение и выполните задание.

     

    Назовите деятеля культуры, фамилия которого заретуширована на данной медали. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

    Ответ

    Рассмотрите изображение и выполните задание.

     

    Какой из представленных ниже скульптурных памятников был создан после смерти изображённого на медали деятеля культуры? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот скульптурный памятник. Назовите скульптора, по проекту которого создан данный скульптурный памятник.

    Ответ

    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне

    Скачать
    qr

    Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

    ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

    А)

         «В этот день впервые встретились три человека, имена которых прочно вошли в историю: И. В. Сталин, Ф. Д. Рузвельт, У. Черчилль. Трудно найти людей более несхожих, чем они.

         У каждого из этих трех лидеров были свои взгляды на историю и на будущее человечества. Каждый имел свои идеалы и убеждения. Но, несмотря на все это, логика борьбы против общего врага свела их вместе на этой конференции. И они приняли там согласованные решения.

         Многие историки считают эту конференцию зенитом антигитлеровской коалиции. Мне это мнение представляется справедливым. Но путь к этой вершине был нелегок».

     

    Б)

    «…Идею балканской операции Черчилль с особой настойчивостью проталкивал в конце 1943 года во время Тегеранской конференции руководителей трех великих держав. Это было после того, как Англия и США вновь отказались выполнить свое обязательство о высадке в Северной Франции. Знаменательно, что год назад, будучи в Москве, он зондировал почву насчет балканского варианта. Следовательно, его идея высадки англоамериканских войск в Юго-Восточной Европе имела давнюю историю. Отсюда ясно, что победу над общим врагом Черчилль ставил на второй план. Главное, к чему он стремился, — это закрепить империалистические позиции Великобритании в Европе, ставя при этом во главу угла борьбу против коммунизма».

     

    Укажите город, где состоялась конференция, о которой идёт речь а обоих представленных отрывках. Укажите название другой конференции, состоявшейся в годы Великой Отечественной войны, на которой встретились те же главы государств, что и на конференции, о которой идёт речь. Что, по мнению одного из авторов одного из отрывков, является главным из того, к чему стремился Черчилль? При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

    Ответ

    Вдова киевского князя Игоря княгиня Ольга приняла крещение.


    Укажите: 
    а) последствие крещения Ольги для международного положения Руси;
    б) последствие этого события для внука Ольги – киевского князя Владимира;
    в) последствие этого события для развития культуры Руси. 

    Ответ оформите в следующем виде:

    а) ________________________________________

    б) ________________________________________

    в) ________________________________________ .

    Ответ

    Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «Коминформбюро». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

    Ответ

    Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в роли князя в политической системе Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли во второй половине ХII в. по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

     

    Ответ оформите в следующем виде.

    Тезис:_____________________________________________________________

     

    Обоснования тезиса:

    1.  ________________________________________________________________

    2.  ________________________________________________________________

    Ответ

    В XVI-XVII вв. были совершены Великие географические открытия. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что важную роль в географических открытиях, совершённых русскими и испанскими путешественниками в этот период, сыграли коммерческие интересы: один аргумент для России и один для Испании. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

    Ответ запишите в следующем виде.

    Аргумент для России: _________________________________

    Аргумент для Испании: ________________________________

    Ответ

    Результаты тренировки
    Решено заданий 0
    Выполнено верно 0
    Выполнено частично верно 0
    Ошибки 0
    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне

    Скачать
    qr