Курс по подготовке к ЕГЭ стартует 20 января! Пиши слово «САЙТ» нам в tg и забирай скидку в 2000 рублей
Рассмотрите схему и выполните задание.
Закончите предложение: «Город, обозначенный на схеме цифрой «1», был основан по указу императора ____________».
Установите соотвествие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соотвествующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЕ |
ГОДЫ |
A) принятие первой советской Конституции |
1) 1054 г. |
Б) освобождение Праги от немецко-фашистских захватчиков |
2) 1125 г. |
В) присоединение к России Астраханского ханства |
3) 1556 г. |
Г) начало княжения в Киеве Мстислава Великого |
4) 1918 г. |
5) 1944 г. |
|
6) 1945 г. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г |
Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1. Отмена кормлений
2. Заключение Тордесильясского договора между Испанией и Португалией
3. Поход хана Тохтамыша на Москву
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) |
ФАКТЫ |
А) церковная реформа патриарха Никона |
1) заключение Адрианопольского договора между Россией и Османской империей |
Б) решение Россией Восточного вопроса в первой половине ХХ в. | 2) появление старообрядчества |
В) Специальная военная операция (СВО) | 3) учреждение Святейшего синода |
Г) внешняя политика князя Владимира Святославича | 4) осада Корсуни русским войском |
5) Брусиловский прорыв | |
6) подписание договора о вхождении Херсонской области в состав России |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Географический объект | Событие (явление, процесс) | Время, когда произошло событие (явление, процесс) |
_____________(А) | Присоединение к Московскому княжеству | 1480-е гг. |
Варшава | Антироссийское восстание | _____________(Б) |
_____________(В) | _____________(Г) | 1770-е гг. |
Черкасск | _____________(Д) | _____________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) 1700-е гг.
2) Владивосток
3) Тверь
4) восстание под предводительством Е. И. Пугачёва
5) 1860-е гг.
6) восстание под предводительством К. А. Булавина
7) 1890-е гг.
8) строительство Транссибирской магистрали
9) Оренбург
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г | Д | Е |
Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ |
УЧАСТНИКИ |
А) провозглашение России республикой | 1) Павел I |
Б) издание манифеста о вольности дворянской | 2) А. М. Матросов |
В) бой у разъезда Дубосеково | 3) В. Г. Клочков |
Г) создание Тушинского лагеря | 4) Лжедмитрий II |
5) Пётр III | |
6) А. Ф. Керенский |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
Прочтите отрывок из воспоминаний исторического деятеля.
«Царь исполнился усердием, сам и по собственному разумению начал вооружаться против врага и собирать многочисленные и храбрые войска. Он уже не хотел наслаждаться покоем, жить, затворясь в прекрасных хоромах, как в обыкновении у теперешних царей на западе (прожигать целые ночи, сидя за картами и другими бесовскими измышлениями), но сам поднимался не раз, не щадя своего здоровья, на враждебного и злейшего своего противника казанского царя. И хоть не взял он в одну суровую зиму этого столичного города, то есть крепости Казани, и отступил без всякого успеха, вовсе не впали в уныние душа его и храбрая его воинственность. И, оценив положение города, через год или два распорядился он построить немедля на реке Свияге большую превосходную крепость, за четверть мили от Волги и миль за пять от великого города Казани, - вот как близко уже подошёл!
В тот же год отправив по Волге большие стенобитные пушки, сам он хотел тотчас пойти сухим путём. Но тут пришло известие, что крымский хан идёт на него с большими силами, препятствуя походу на Казань. И хотя для постройки крепости он послал прежде большое войско, да и при пушках множество воинов, но по этому случаю ненадолго отсрочил поход на Казань».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ |
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
A) роман «Тихий Дон» |
1) Автору была присуждена Нобелевская премия по литературе. |
Б) повесть «Бедная Лиза» |
2) Создатель данного произведения является одним из родоначальников сентиментализма в русской литературе. |
B) «Повесть о Шемякином суде» |
3) Данное произведение посвящено событиям правления Ивана IV. |
Г) «Сказания о Мамаевом побоище» |
4) Данный памятник культуры является сатирическим произведением ХVII в. |
5) Данное произведение посвящено событиям ХIV в. |
|
6) Данное произведение создано во второй половине ХIХ в. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г |
Рассмотрите изображение и выполните задание.
Укажите фамилию военачальника, который командовал парадом, изображённым на марке.
Рассмотрите схему и выполните задание.
Закончите предложение: «Территория, обозначенная на схеме цифрой «3», была утеряна Российской империей по условиям мирного договора, подписанного в городе _____________ ».
Рассмотрите схему и выполните задание.
Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое пропущено в этом тексте.
«Сооружение дороги явилось успехом дальневосточной политики российского правительства, и прежде всего С. Ю. Витте. Строительство дороги формально — в целях обеспечения союзнических обязательств — было предусмотрено русско-китайским Московским договором 1896 г. Концессия на строительство и эксплуатацию дороги была выдана в соответствии со специальным договором между китайским послом и Русско-Китайским банком. Срок концессии составлял 80 лет, китайское правительство имело право выкупить дорогу через 36 лет после открытия движения; Российская империя имела право транзита своих войск по дороге как в военное, так и в мирное время. Дорога, являясь часттью российскойТранссибирской магистрали, начиналась в Чите и проходила через _____________‚ из которого шла ветка в Порт-Артур, к берегу Японского моря».
Рассмотрите схему и выполните задания 8–11.
Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Строительство обозначенной на схеме железнодорожной магистрали было начато в годы правления Николая I.
2)Карту реки, дважды обозначенной на схеме цифрой «2» , впервые составил российский землепроходец Е. П. Хабаров.
3)На схеме обозначена столица Российской империи в период, к которому относится схема.
4)Город, обозначенный на схеме цифрой « 4», в годы Великой Отечественной войны обрёл второе, неофициальное имя — Танкоград.
5)На схеме обозначена территория, которая в 1867 г. была продана США.
6)На схеме обозначен город, где было создано правительство во главе с Верховным правителем России А. В. Колчаком.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопрос(-ы). Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний современника
«После тяжкой войны, в которой все состояния, участвуя, оказали равное усердие и верность престолу и отечеству; когда всякий ожидал в мире вожделенного спокойствия, внезапно войти в селения военною рукой, взять дома мирных земледельцев, всё, дедами и самими ими нажитое, да и их самих в общий состав нового воинства – едва ли история представляет что-либо тому подобное. К сему присовокупить должно вынужденную уступку и покупку соседственных земель и поместий: ибо одна несправедливость естественно рождает другую. Возникли, с одной стороны, отчаянное сопротивление, особенно на юге, с другой – строгие меры укрощения. Всей России сделались известны сцены, которых никто не мог полагать возможным в царствование государя, толико кроткого, человеколюбивого! Общее недоумение разрешалось одним лицом графа Аракчеева. Оно во всех подобных действиях служило экраном для особы монарха.
Цель поселений объявлена после – освобождение России от тяжкой рекрутской повинности. Осмеливаюсь, государь, представить, что уменьшение срока службы по примеру Пруссии до 8 или до 12 лет удовлетворило бы сей цели справедливее, прочнее и безопаснее: ибо тогда чрез 25 лет во всей России разлился бы дух военный, и крестьяне столь же бы легко стали расставаться с детьми, как дворяне, кои прежде также отпускали, как на смерть, а теперь охотно сами везут. Возвратившиеся в семейство могли бы жениться, заниматься крестьянским бытом и, наживая детей, воспитывали бы их заранее быть солдатами, сами были бы готовые ландверы.
Мысль о поселении войск вовсе не новая. Бурхард Миних представлял императрице Анне Иоанновне проект о заселении границ турецких, польских и шведских войсками, с тем, чтобы они приучались к тому роду войны, который с сими неприятелями приличен. Поселение на границе может быть действительно оплотом, но внутри государства другие следствия возможны. При разных мнениях о сём иностранцев известен краткий отзыв Веллингтона. Я слышал его из уст графа Ростопчина: видно, что русское правительство не боится штыков!»
Назовите войну, о которой говорится в первом абзаце. Назовите императора, упоминаемого в тексте. Укажите с точностью до десятилетия время, когда вступила на престол упоминаемая в тексте императрица.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 12 и 13. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний современника
«После тяжкой войны, в которой все состояния, участвуя, оказали равное усердие и верность престолу и отечеству; когда всякий ожидал в мире вожделенного спокойствия, внезапно войти в селения военною рукой, взять дома мирных земледельцев, всё, дедами и самими ими нажитое, да и их самих в общий состав нового воинства – едва ли история представляет что-либо тому подобное. К сему присовокупить должно вынужденную уступку и покупку соседственных земель и поместий: ибо одна несправедливость естественно рождает другую. Возникли, с одной стороны, отчаянное сопротивление, особенно на юге, с другой – строгие меры укрощения. Всей России сделались известны сцены, которых никто не мог полагать возможным в царствование государя, толико кроткого, человеколюбивого! Общее недоумение разрешалось одним лицом графа Аракчеева. Оно во всех подобных действиях служило экраном для особы монарха.
Цель поселений объявлена после – освобождение России от тяжкой рекрутской повинности. Осмеливаюсь, государь, представить, что уменьшение срока службы по примеру Пруссии до 8 или до 12 лет удовлетворило бы сей цели справедливее, прочнее и безопаснее: ибо тогда чрез 25 лет во всей России разлился бы дух военный, и крестьяне столь же бы легко стали расставаться с детьми, как дворяне, кои прежде также отпускали, как на смерть, а теперь охотно сами везут. Возвратившиеся в семейство могли бы жениться, заниматься крестьянским бытом и, наживая детей, воспитывали бы их заранее быть солдатами, сами были бы готовые ландверы.
Мысль о поселении войск вовсе не новая. Бурхард Миних представлял императрице Анне Иоанновне проект о заселении границ турецких, польских и шведских войсками, с тем, чтобы они приучались к тому роду войны, который с сими неприятелями приличен. Поселение на границе может быть действительно оплотом, но внутри государства другие следствия возможны. При разных мнениях о сём иностранцев известен краткий отзыв Веллингтона. Я слышал его из уст графа Ростопчина: видно, что русское правительство не боится штыков!»
О каком преобразовании, проводимом в России после упоминаемой в отрывке войны, пишет автор? Какую цель данного преобразования он называет? Какую меру называет автор в качестве альтернативы данного преобразования? При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
Рассмотрите изображение и выполните задание.
Назовите деятеля культуры, фамилия которого заретуширована на данной медали. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.
Рассмотрите изображение и выполните задание.
Какой из представленных ниже скульптурных памятников был создан после смерти изображённого на медали деятеля культуры? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот скульптурный памятник. Назовите скульптора, по проекту которого создан данный скульптурный памятник.
Прочтите отрывки из воспоминаний современников.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ |
|
А) |
«В этот день впервые встретились три человека, имена которых прочно вошли в историю: И. В. Сталин, Ф. Д. Рузвельт, У. Черчилль. Трудно найти людей более несхожих, чем они. У каждого из этих трех лидеров были свои взгляды на историю и на будущее человечества. Каждый имел свои идеалы и убеждения. Но, несмотря на все это, логика борьбы против общего врага свела их вместе на этой конференции. И они приняли там согласованные решения. Многие историки считают эту конференцию зенитом антигитлеровской коалиции. Мне это мнение представляется справедливым. Но путь к этой вершине был нелегок».
|
Б) |
«…Идею балканской операции Черчилль с особой настойчивостью проталкивал в конце 1943 года во время Тегеранской конференции руководителей трех великих держав. Это было после того, как Англия и США вновь отказались выполнить свое обязательство о высадке в Северной Франции. Знаменательно, что год назад, будучи в Москве, он зондировал почву насчет балканского варианта. Следовательно, его идея высадки англоамериканских войск в Юго-Восточной Европе имела давнюю историю. Отсюда ясно, что победу над общим врагом Черчилль ставил на второй план. Главное, к чему он стремился, — это закрепить империалистические позиции Великобритании в Европе, ставя при этом во главу угла борьбу против коммунизма». |
Укажите город, где состоялась конференция, о которой идёт речь а обоих представленных отрывках. Укажите название другой конференции, состоявшейся в годы Великой Отечественной войны, на которой встретились те же главы государств, что и на конференции, о которой идёт речь. Что, по мнению одного из авторов одного из отрывков, является главным из того, к чему стремился Черчилль? При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
Вдова киевского князя Игоря княгиня Ольга приняла крещение.
Укажите:
а) последствие крещения Ольги для международного положения Руси;
б) последствие этого события для внука Ольги – киевского князя Владимира;
в) последствие этого события для развития культуры Руси.
Ответ оформите в следующем виде:
а) ________________________________________
б) ________________________________________
в) ________________________________________ .
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «Коминформбюро». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в роли князя в политической системе Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли во второй половине ХII в. по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.
Ответ оформите в следующем виде.
Тезис:_____________________________________________________________
Обоснования тезиса:
1. ________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________
В XVI-XVII вв. были совершены Великие географические открытия. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что важную роль в географических открытиях, совершённых русскими и испанскими путешественниками в этот период, сыграли коммерческие интересы: один аргумент для России и один для Испании. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргумент для России: _________________________________
Аргумент для Испании: ________________________________