Курс по подготовке к ЕГЭ стартует 20 января! Пиши слово «САЙТ» нам в tg и забирай скидку в 2000 рублей

При поддержке
  • Тренажёр заданий ЕГЭ
  • История
  • Варианты от И.А. Артасова 2025
  • Вариант 5 по истории - История
  • Вариант 5 по истории - История

    В первый год царствования императора в одно прекрасное утро прискакал в Михайловское фельдъегерь с приказанием доставить Пушкина в Москву. Зная за собой несколько либеральных выходок, Пушкин убеждён был, что увезут его прямо в Сибирь. Небритый, в пуху, измятый, был он представлен к дежурному генералу Потапову и с ним вместе поехал тотчас же во дворец и введён в кабинет государя. К удивлению Александра Сергеевича, царь встретил поэта словами:

    — Брат мой, покойный император, сослал вас на жительство в деревню, я же освобождаю вас от этого наказания с условием ничего не писать против правительства.

    — Ваше величество, — отвечал Пушкин , я давно ничего не пишу противного правительству, а после Кинжала и вообще ничего не писал.

    Продолжал:

    — Вы были дружны со многими из тех, которые в Сибири, государь.

    — Правда, государь, я многих из них любил и уважал и продолжаю питатьк ним те же чувства.

    — Можно ли любить такого негодяя, как Кюхельбекер? — продолжал государь. Мы, знавшие его, считали всегда за сумасшедшего, и теперь нас может удивлять одно только, что и его с другими, сознательно действовавшими и умными людьми, сослали в Сибирь.

    — Я позволяю вам жить, где хотите. Пиши и пиши, я буду твоим цензором,

    кончил государь и, взяв его за руку, вывел в смежную комнату, наполненную царедворцами:„ Господа, вот вам новый Пушкин, о старом забудем".

     

    Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) Современником описываемых событий был П. И. Багратион .

    2) В отрывке идёт речь об участниках движения декабристов.

    3) Описываемые в отрывке события произошли в 1820 - х гг.

    4) Согласно данному отрывку А. С. Пушкин был сослан в Сибирь.

    5) Согласно данному отрывку А. С. Пушкин был доставлен в город, который был официальной столицей Российской империи в период, когда происходили описываемые события.

    6) В период правления упомянутого в отрывке покойного императора был заключён Тильзитский мир.

     

    Ответ

    Установите соотвествие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соотвествующую позицию из второго столбца. 

     

    СОБЫТИЕ

    ГОДЫ

    A) освобождение Белгорода от немецко-фашистских войск

    1) 1618 г.

    Б) Тарутинский манёвр русской армии 

    2) 1770 г.

    В) Брусиловский прорыв

    3) 1812 г.

    Г) заключение Деулинского перемирия

    4) 1916 г.

     

    5) 1943 г.

     

    6) 1944 г.

     

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    A Б В Г
           
    Ответ

    Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.


    1. Издание Уложения о службе
    2. Объединение Италии
    3. Учреждение Правительствующего Сената

    Ответ

    Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

     

    ПРОЦЕССЫ

    (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

    ФАКТЫ
    А) внутренняя политика Ивана III 

    1) введение заповедных лет

    Б) закрепощение крестьян во второй половине XVI в. 2) издание первого общерусского Судебника
    В) внутренняя политика Александра III  3) строительство Магнитогорского металлургического комбината
    Г) индустриализация в СССР  4) начало создания Русской Правды
      5) принятие Соборного уложения
      6) начало строительства Транссибирской магистрали

     

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    А Б В Г
           
    Ответ

    Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

     

    Географический

    объект

    Событие (явление, процесс)

    Время, когда

    произошло событие

    (явление, процесс)

    _______________(А)

    Начало строительства Днепрогэса

    1920-е гг.

    _______________(Б)

    Авария на Чернобыльской АЭС

    _______________(В)

    Васильков

    _______________(Г)

    1820-е гг.

    Яссы

    _______________(Д)

    _______________(Е)

     

    Пропущенные элементы:

    1)Львов

    2)1930-е гг.

    3)оборона города в ходе Крымской войны

    4)1790-е гг.

    5)восстание Черниговского полка

    6)1980-е гг.

    7)заключение мирного договора между Россией и Турцией

    8)Припять

    9)Запорожская область УССР

     

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    A Б В Г Д Е
               
    Ответ

    Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

     

    СОБЫТИЯ

    УЧАСТНИКИ

    А) оборона Сталинграда 1) В.И. Чуйков
    Б) Специальная военная операция (СВО) 2) М.Н. Тухачевский
    В) первый поход якутских служилых и «охочих людей» на Амур  3) К. Х. Боташев
    Г) иподавление антиордынского восстания в Твери  4) В. Д. Поярков
      5) Иван Калита
      6) Юрий Долгорукий

     

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    А Б В Г
           
    Ответ

    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне

    Скачать
    qr

    Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

    ХАРАКТЕРИСТИКИ

    A)Грановитая палата Московского Кремля

    1)Автору была присуждена Нобелевская премия.

    Б)рассказ «Один день Ивана Денисовича»

    2)Данный памятник культуры создан в XVII в.

    B)«История государства Российского»

    3)Данный памятник культуры посвящён деятельности Петра I.

    Г)«Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков»

    4)Данный памятник культуры создан в XVI в.

     

    5)Данный памятник культуры создан в XV в.

     

    6)Автор — Н. М. Карамзин.

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Ответ

    Рассмотрите изображение и выполните задание.

     

    Заполните пропуск в предложении: «Событие, памятник погибшим участникам которого изображён на данной медали, произошло в тысяча девятьсот ___________ году».

    Ответ запишите словом (сочетанием слов).

    Ответ

    Укажите век , когда в состав Российского государства вошёл город , обозначенный на схеме цифрой « 1 » . Ответ запишите словом .

     

    Ответ

    Рассмотрите схему и выполните задания 8–11.

    Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «4».

    Ответ

    Рассмотрите схему и выполните задания 8–11.

    Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое трижды пропущено в этом тексте.

         Город ______________ превратился в важнейший центр донской струговой торговли. Через этот город по Дону проходил крупный торговый путь, связывавший донских казаков с центральными районами страны. Жители ______________ отправляли донским казакам самые разнообразные товары: хлеб, сухари, крупы, а также порох, сукно, шёлк, бумагу, мыло.  ______________  - речной порт, где располагаются не только казённые амбары, но и складские помещения частных лиц».

    Ответ

    Рассмотрите схему и выполните задания 8–11.

    Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1)На схеме обозначено государство, возникшее в ходе Ливонской войны.

    2)Период, к которому относится историческая ситуация, обозначенная на схеме, характеризуется развитием хозяйственной специализации отдельных районов страны.

    3)Город, обозначенный на схеме цифрой "3", вошёл в состав Российского государства во второй половине XVI в.

    4)Цифрой «1» на схеме обозначен город, который являлся столицей Древнерусского государства.

    5)Римской цифрой «III » в легенде схемы обозначены территории кочевого скотоводства.

    6)Цифрой « 2» на схеме обозначен монастырь, с которым связано крупное восстание «бунташного века».

    Ответ

    Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопрос(-⁠ы). Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

     

    Из воспоминаний политического деятеля

     

         «Ещё с первого дня, как мы оказались в войне с Японией, следя за нашею, а также и французскою печатью и прислушиваясь ко всем суждениям, которые доходили до меня, в особенности среди членов Государственного Совета, - я слышал одно и то же суждение, неизменно повторявшееся всеми, кто высказал своё мнение о характере нашего вооружённого столкновения.

         А именно, что война для нас неопасна, что наши силы несоизмеримы с силами Японии, хотя бы она была больше нас готова к войне, так как мы к ней не готовились, — что наше внутреннее положение совершенно устойчиво и не может быть потрясено начавшейся войною, слишком удалённою от наших центров. Словом, что мы вынесем сравнительно легко это бедствие и завершим столкновение победным концом. Это же мнение разделяется и Государем, определённо высказавшим мне его.

         Если же это так, то очевидно, что в выборе способов относительно покрытия расходов войны <...> мы должны руководствоваться тем принципом, чтобы не нарушить основных устоев нашего финансового положения, введённых нами с таким огромным трудом и после длительных приготовлений!

         Мне казалось, что мы не должны отказываться от нашего денежного обращения, основанного на золотом размене бумажного рубля <...> и принять соответствующие этому принципу меры, то есть подкреплять наш золотой запас всеми доступными способами, не разрушая нашего строгого эмиссионного закона. Я придавал исключительное значение тому, что только в этом случае мы сохраним устойчивость нашего финансового положения на мировом рынке, устраним колебания ваших фондов на этом рынке и быстро исправим все невзгоды войны, тогда как прекративши наш золотой размен, мы легко можем вовсе не вернуться к нему в течение длинного промежутка времени.

         Не поднялось ни одного голоса против такого принципиального взгляда. Даже наиболее осторожный из всех и, пожалуй, лучше всех нас знавший Японию - П. М. Романов не поднял своего голоса против нашего общего заключения и только настаивал на одном, чтобы во всей Сибири, начиная от Урала и по всей Маньчжурии, мы решительно отказались от фактического выпуска золота из казначейств, ввиду близости Китая и лёгкости ухода золота туда, и производили все расплаты исключительно бумажным рублём».

     

    Укажите год, когда был издан эмиссионный закон, упоминаемый в тексте. Назовите министра финансов, разработавшего данную реформу. Назовите российского императора в период, когда произошли описываемые события.

    Ответ

    Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 12 и 13. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

    Из воспоминаний политического деятеля

         «Ещё с первого дня, как мы оказались в войне с Японией, следя за нашею, а также и французскою печатью и прислушиваясь ко всем суждениям, которые доходили до меня, в особенности среди членов Государственного Совета, - я слышал одно и то же суждение, неизменно повторявшееся всеми, кто высказал своё мнение о характере нашего вооружённого столкновения.

         А именно, что война для нас неопасна, что наши силы несоизмеримы с силами Японии, хотя бы она была больше нас готова к войне, так как мы к ней не готовились, — что наше внутреннее положение совершенно устойчиво и не может быть потрясено начавшейся войною, слишком удалённою от наших центров. Словом, что мы вынесем сравнительно легко это бедствие и завершим столкновение победным концом. Это же мнение разделяется и Государем, определённо высказавшим мне его.

         Если же это так, то очевидно, что в выборе способов относительно покрытия расходов войны <...> мы должны руководствоваться тем принципом, чтобы не нарушить основных устоев нашего финансового положения, введённых нами с таким огромным трудом и после длительных приготовлений!

         Мне казалось, что мы не должны отказываться от нашего денежного обращения, основанного на золотом размене бумажного рубля <...> и принять соответствующие этому принципу меры, то есть подкреплять наш золотой запас всеми доступными способами, не разрушая нашего строгого эмиссионного закона. Я придавал исключительное значение тому, что только в этом случае мы сохраним устойчивость нашего финансового положения на мировом рынке, устраним колебания ваших фондов на этом рынке и быстро исправим все невзгоды войны, тогда как прекративши наш золотой размен, мы легко можем вовсе не вернуться к нему в течение длинного промежутка времени.

         Не поднялось ни одного голоса против такого принципиального взгляда. Даже наиболее осторожный из всех и, пожалуй, лучше всех нас знавший Японию - П. М. Романов не поднял своего голоса против нашего общего заключения и только настаивал на одном, чтобы во всей Сибири, начиная от Урала и по всей Маньчжурии, мы решительно отказались от фактического выпуска золота из казначейств, ввиду близости Китая и лёгкости ухода золота туда, и производили все расплаты исключительно бумажным рублём».

    Почему, по мнению современников автора, война, о которой идёт речь, была неопасна для России? Укажите две причины. Какое изменение в денежном обращении предлагалось ввести в связи с начавшейся войной? Укажите одно изменение. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

    Ответ

    Рассмотрите изображение и выполните задание.

     

     

    Назовите способ комплектования вооружённых сил России в период, когда была написана изображённая на марке картина. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

    Ответ

    Рассмотрите изображение и выполните задание.

     

    Какой из представленных ниже памятников архитектуры возводился при жизни автора изображённой на марке картины? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Укажите назначение этого здания (памятника архитектуры).

    Ответ

    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне

    Скачать
    qr

    Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

     

    ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

    А) «К 16 ноября полк, которым я командовал, был на левом фланге дивизии и прикрывал выходы из г. Волоколамска и железную дорогу. 2-й батальон занимал оборону: посёлок Ново-Никольское, посёлок Петелино и разъезд Дубосеково. Батальоном командовал майор Решетников, в батальоне было три роты: 4-я, 5-я и 6-я... Четвёртой ротой командовал капитан Гундилович, политрук Клочков... Занимала она оборону-Дубосеково, Петелино. В роте к 16 ноября было 120-140 человек. Мой командный пункт находился за разъездом Дубосеково у переездной будки примерно в 1 1/2 км от позиций 4-й роты».

     

    Б) «...Уже пятьдесят девять пехотных и семнадцать кавалерийских дивизий ждали приказа выступить из-за плечей сил обороны. 30 ноября 1941 года Жуков представил Сталину план контрнаступления. На первой стадии предполагался удар по северной группировке германских войск, удар по Клину и Солнечногорску в направлении на Истру. Речь шла о продвижении на запад примерно на сорок километров. На этой же фазе советские войска выступали на юге во фланг Гудериану с трёх сторон и оттесняли его части примерно на восемьдесят километров. Войска центрального сектора сдерживали противника и не позволяли ему оказывать помощь атакуемым флангам.
    После окончания первой фазы наступления центральный участок выходил вперёд, и наступление на подмосковную группировку немцев становилось всеобщим. Целью было „общее уничтожение немецких войск“.».

     

    Укажите название битвы, о которой идёт речь в обоих представленных отрывках. Укажите название города-областного центра, который в ходе этой битвы в течение более 40 дней находился почти в полном кольце осады, но так и не был сдан врагу. В чём, согласно одному из отрывков, состояла цель второй фазы наступления Красной армии?

    Ответ

    В июле 1610 г. с престола был свергнут Василий Шуйский. Укажите:
    а) причину (предпосылку) свержения Василия Шуйского, связанную с обстоятельствами его воцарения;
    б) причину (предпосылку) свержения Василия Шуйского, иную с внешнеполитическими событиями;
    в) последствие свержения Василия Шуйского для управления государством.

     

    Ответ оформите в следующем виде (обязательно соблюдайте порядок заполнения пунктов ответа).

    а)  ________________________________________________________________

    б)  ________________________________________________________________

    в)  ________________________________________________________________

    Ответ

    Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «половцы». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведенный факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

    Ответ

    Запишите один любой тезис (обобщенное оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в управлении Российским государством в 1530-х и 1580-х гг. по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.   

    Ответ оформите в следующем виде.

    Тезис:___________________________________________________________

     

    Обоснования тезиса: 

    1) ________________________________________________________________

    2) ________________________________________________________________

    Ответ

    В 1960-х гг. в ряде стран наблюдалось нарастание внутриполитической напряжённости. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что в 1960-х гг. руководителям и СССР, и Франции пришлось принимать меры для недопущения (преодоления) напряжённости внутри страны: один аргумент для СССР и один для Франции. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

    Ответ запишите в следующем виде.

    Аргумент для СССР: _________________________________

    Аргумент для Франции: _______________________________

    Ответ

    Результаты тренировки
    Решено заданий 0
    Выполнено верно 0
    Выполнено частично верно 0
    Ошибки 0
    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне

    Скачать
    qr