Курс по подготовке к ЕГЭ стартует 20 января! Пиши слово «САЙТ» нам в tg и забирай скидку в 2000 рублей
В первый год царствования императора в одно прекрасное утро прискакал в Михайловское фельдъегерь с приказанием доставить Пушкина в Москву. Зная за собой несколько либеральных выходок, Пушкин убеждён был, что увезут его прямо в Сибирь. Небритый, в пуху, измятый, был он представлен к дежурному генералу Потапову и с ним вместе поехал тотчас же во дворец и введён в кабинет государя. К удивлению Александра Сергеевича, царь встретил поэта словами:
— Брат мой, покойный император, сослал вас на жительство в деревню, я же освобождаю вас от этого наказания с условием ничего не писать против правительства.
— Ваше величество, — отвечал Пушкин , я давно ничего не пишу противного правительству, а после Кинжала и вообще ничего не писал.
Продолжал:
— Вы были дружны со многими из тех, которые в Сибири, государь.
— Правда, государь, я многих из них любил и уважал и продолжаю питатьк ним те же чувства.
— Можно ли любить такого негодяя, как Кюхельбекер? — продолжал государь. Мы, знавшие его, считали всегда за сумасшедшего, и теперь нас может удивлять одно только, что и его с другими, сознательно действовавшими и умными людьми, сослали в Сибирь.
— Я позволяю вам жить, где хотите. Пиши и пиши, я буду твоим цензором,
кончил государь и, взяв его за руку, вывел в смежную комнату, наполненную царедворцами:„ Господа, вот вам новый Пушкин, о старом забудем".
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Современником описываемых событий был П. И. Багратион .
2) В отрывке идёт речь об участниках движения декабристов.
3) Описываемые в отрывке события произошли в 1820 - х гг.
4) Согласно данному отрывку А. С. Пушкин был сослан в Сибирь.
5) Согласно данному отрывку А. С. Пушкин был доставлен в город, который был официальной столицей Российской империи в период, когда происходили описываемые события.
6) В период правления упомянутого в отрывке покойного императора был заключён Тильзитский мир.
Установите соотвествие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соотвествующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЕ |
ГОДЫ |
A) освобождение Белгорода от немецко-фашистских войск |
1) 1618 г. |
Б) Тарутинский манёвр русской армии |
2) 1770 г. |
В) Брусиловский прорыв |
3) 1812 г. |
Г) заключение Деулинского перемирия |
4) 1916 г. |
5) 1943 г. |
|
6) 1944 г. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г |
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1. Издание Уложения о службе
2. Объединение Италии
3. Учреждение Правительствующего Сената
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) |
ФАКТЫ |
А) внутренняя политика Ивана III |
1) введение заповедных лет |
Б) закрепощение крестьян во второй половине XVI в. | 2) издание первого общерусского Судебника |
В) внутренняя политика Александра III | 3) строительство Магнитогорского металлургического комбината |
Г) индустриализация в СССР | 4) начало создания Русской Правды |
5) принятие Соборного уложения | |
6) начало строительства Транссибирской магистрали |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Географический объект |
Событие (явление, процесс) |
Время, когда произошло событие (явление, процесс) |
_______________(А) |
Начало строительства Днепрогэса |
1920-е гг. |
_______________(Б) |
Авария на Чернобыльской АЭС |
_______________(В) |
Васильков |
_______________(Г) |
1820-е гг. |
Яссы |
_______________(Д) |
_______________(Е) |
Пропущенные элементы:
1)Львов
2)1930-е гг.
3)оборона города в ходе Крымской войны
4)1790-е гг.
5)восстание Черниговского полка
6)1980-е гг.
7)заключение мирного договора между Россией и Турцией
8)Припять
9)Запорожская область УССР
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г | Д | Е |
Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ |
УЧАСТНИКИ |
А) оборона Сталинграда | 1) В.И. Чуйков |
Б) Специальная военная операция (СВО) | 2) М.Н. Тухачевский |
В) первый поход якутских служилых и «охочих людей» на Амур | 3) К. Х. Боташев |
Г) иподавление антиордынского восстания в Твери | 4) В. Д. Поярков |
5) Иван Калита | |
6) Юрий Долгорукий |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ |
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
A)Грановитая палата Московского Кремля |
1)Автору была присуждена Нобелевская премия. |
Б)рассказ «Один день Ивана Денисовича» |
2)Данный памятник культуры создан в XVII в. |
B)«История государства Российского» |
3)Данный памятник культуры посвящён деятельности Петра I. |
Г)«Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков» |
4)Данный памятник культуры создан в XVI в. |
|
5)Данный памятник культуры создан в XV в. |
|
6)Автор — Н. М. Карамзин. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Рассмотрите изображение и выполните задание.
Заполните пропуск в предложении: «Событие, памятник погибшим участникам которого изображён на данной медали, произошло в тысяча девятьсот ___________ году».
Ответ запишите словом (сочетанием слов).
Укажите век , когда в состав Российского государства вошёл город , обозначенный на схеме цифрой « 1 » . Ответ запишите словом .
Рассмотрите схему и выполните задания 8–11.
Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «4».
Рассмотрите схему и выполните задания 8–11.
Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое трижды пропущено в этом тексте.
Город ______________ превратился в важнейший центр донской струговой торговли. Через этот город по Дону проходил крупный торговый путь, связывавший донских казаков с центральными районами страны. Жители ______________ отправляли донским казакам самые разнообразные товары: хлеб, сухари, крупы, а также порох, сукно, шёлк, бумагу, мыло. ______________ - речной порт, где располагаются не только казённые амбары, но и складские помещения частных лиц».
Рассмотрите схему и выполните задания 8–11.
Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)На схеме обозначено государство, возникшее в ходе Ливонской войны.
2)Период, к которому относится историческая ситуация, обозначенная на схеме, характеризуется развитием хозяйственной специализации отдельных районов страны.
3)Город, обозначенный на схеме цифрой "3", вошёл в состав Российского государства во второй половине XVI в.
4)Цифрой «1» на схеме обозначен город, который являлся столицей Древнерусского государства.
5)Римской цифрой «III » в легенде схемы обозначены территории кочевого скотоводства.
6)Цифрой « 2» на схеме обозначен монастырь, с которым связано крупное восстание «бунташного века».
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопрос(-ы). Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний политического деятеля
«Ещё с первого дня, как мы оказались в войне с Японией, следя за нашею, а также и французскою печатью и прислушиваясь ко всем суждениям, которые доходили до меня, в особенности среди членов Государственного Совета, - я слышал одно и то же суждение, неизменно повторявшееся всеми, кто высказал своё мнение о характере нашего вооружённого столкновения.
А именно, что война для нас неопасна, что наши силы несоизмеримы с силами Японии, хотя бы она была больше нас готова к войне, так как мы к ней не готовились, — что наше внутреннее положение совершенно устойчиво и не может быть потрясено начавшейся войною, слишком удалённою от наших центров. Словом, что мы вынесем сравнительно легко это бедствие и завершим столкновение победным концом. Это же мнение разделяется и Государем, определённо высказавшим мне его.
Если же это так, то очевидно, что в выборе способов относительно покрытия расходов войны <...> мы должны руководствоваться тем принципом, чтобы не нарушить основных устоев нашего финансового положения, введённых нами с таким огромным трудом и после длительных приготовлений!
Мне казалось, что мы не должны отказываться от нашего денежного обращения, основанного на золотом размене бумажного рубля <...> и принять соответствующие этому принципу меры, то есть подкреплять наш золотой запас всеми доступными способами, не разрушая нашего строгого эмиссионного закона. Я придавал исключительное значение тому, что только в этом случае мы сохраним устойчивость нашего финансового положения на мировом рынке, устраним колебания ваших фондов на этом рынке и быстро исправим все невзгоды войны, тогда как прекративши наш золотой размен, мы легко можем вовсе не вернуться к нему в течение длинного промежутка времени.
Не поднялось ни одного голоса против такого принципиального взгляда. Даже наиболее осторожный из всех и, пожалуй, лучше всех нас знавший Японию - П. М. Романов не поднял своего голоса против нашего общего заключения и только настаивал на одном, чтобы во всей Сибири, начиная от Урала и по всей Маньчжурии, мы решительно отказались от фактического выпуска золота из казначейств, ввиду близости Китая и лёгкости ухода золота туда, и производили все расплаты исключительно бумажным рублём».
Укажите год, когда был издан эмиссионный закон, упоминаемый в тексте. Назовите министра финансов, разработавшего данную реформу. Назовите российского императора в период, когда произошли описываемые события.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 12 и 13. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний политического деятеля
«Ещё с первого дня, как мы оказались в войне с Японией, следя за нашею, а также и французскою печатью и прислушиваясь ко всем суждениям, которые доходили до меня, в особенности среди членов Государственного Совета, - я слышал одно и то же суждение, неизменно повторявшееся всеми, кто высказал своё мнение о характере нашего вооружённого столкновения.
А именно, что война для нас неопасна, что наши силы несоизмеримы с силами Японии, хотя бы она была больше нас готова к войне, так как мы к ней не готовились, — что наше внутреннее положение совершенно устойчиво и не может быть потрясено начавшейся войною, слишком удалённою от наших центров. Словом, что мы вынесем сравнительно легко это бедствие и завершим столкновение победным концом. Это же мнение разделяется и Государем, определённо высказавшим мне его.
Если же это так, то очевидно, что в выборе способов относительно покрытия расходов войны <...> мы должны руководствоваться тем принципом, чтобы не нарушить основных устоев нашего финансового положения, введённых нами с таким огромным трудом и после длительных приготовлений!
Мне казалось, что мы не должны отказываться от нашего денежного обращения, основанного на золотом размене бумажного рубля <...> и принять соответствующие этому принципу меры, то есть подкреплять наш золотой запас всеми доступными способами, не разрушая нашего строгого эмиссионного закона. Я придавал исключительное значение тому, что только в этом случае мы сохраним устойчивость нашего финансового положения на мировом рынке, устраним колебания ваших фондов на этом рынке и быстро исправим все невзгоды войны, тогда как прекративши наш золотой размен, мы легко можем вовсе не вернуться к нему в течение длинного промежутка времени.
Не поднялось ни одного голоса против такого принципиального взгляда. Даже наиболее осторожный из всех и, пожалуй, лучше всех нас знавший Японию - П. М. Романов не поднял своего голоса против нашего общего заключения и только настаивал на одном, чтобы во всей Сибири, начиная от Урала и по всей Маньчжурии, мы решительно отказались от фактического выпуска золота из казначейств, ввиду близости Китая и лёгкости ухода золота туда, и производили все расплаты исключительно бумажным рублём».
Почему, по мнению современников автора, война, о которой идёт речь, была неопасна для России? Укажите две причины. Какое изменение в денежном обращении предлагалось ввести в связи с начавшейся войной? Укажите одно изменение. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
Рассмотрите изображение и выполните задание.
Назовите способ комплектования вооружённых сил России в период, когда была написана изображённая на марке картина. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.
Рассмотрите изображение и выполните задание.
Какой из представленных ниже памятников архитектуры возводился при жизни автора изображённой на марке картины? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Укажите назначение этого здания (памятника архитектуры).
Прочтите отрывки из воспоминаний современников.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «К 16 ноября полк, которым я командовал, был на левом фланге дивизии и прикрывал выходы из г. Волоколамска и железную дорогу. 2-й батальон занимал оборону: посёлок Ново-Никольское, посёлок Петелино и разъезд Дубосеково. Батальоном командовал майор Решетников, в батальоне было три роты: 4-я, 5-я и 6-я... Четвёртой ротой командовал капитан Гундилович, политрук Клочков... Занимала она оборону-Дубосеково, Петелино. В роте к 16 ноября было 120-140 человек. Мой командный пункт находился за разъездом Дубосеково у переездной будки примерно в 1 1/2 км от позиций 4-й роты».
Б) «...Уже пятьдесят девять пехотных и семнадцать кавалерийских дивизий ждали приказа выступить из-за плечей сил обороны. 30 ноября 1941 года Жуков представил Сталину план контрнаступления. На первой стадии предполагался удар по северной группировке германских войск, удар по Клину и Солнечногорску в направлении на Истру. Речь шла о продвижении на запад примерно на сорок километров. На этой же фазе советские войска выступали на юге во фланг Гудериану с трёх сторон и оттесняли его части примерно на восемьдесят километров. Войска центрального сектора сдерживали противника и не позволяли ему оказывать помощь атакуемым флангам.
После окончания первой фазы наступления центральный участок выходил вперёд, и наступление на подмосковную группировку немцев становилось всеобщим. Целью было „общее уничтожение немецких войск“.».
Укажите название битвы, о которой идёт речь в обоих представленных отрывках. Укажите название города-областного центра, который в ходе этой битвы в течение более 40 дней находился почти в полном кольце осады, но так и не был сдан врагу. В чём, согласно одному из отрывков, состояла цель второй фазы наступления Красной армии?
В июле 1610 г. с престола был свергнут Василий Шуйский. Укажите:
а) причину (предпосылку) свержения Василия Шуйского, связанную с обстоятельствами его воцарения;
б) причину (предпосылку) свержения Василия Шуйского, иную с внешнеполитическими событиями;
в) последствие свержения Василия Шуйского для управления государством.
Ответ оформите в следующем виде (обязательно соблюдайте порядок заполнения пунктов ответа).
а) ________________________________________________________________
б) ________________________________________________________________
в) ________________________________________________________________
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «половцы». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведенный факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
Запишите один любой тезис (обобщенное оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в управлении Российским государством в 1530-х и 1580-х гг. по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.
Ответ оформите в следующем виде.
Тезис:___________________________________________________________
Обоснования тезиса:
1) ________________________________________________________________
2) ________________________________________________________________
В 1960-х гг. в ряде стран наблюдалось нарастание внутриполитической напряжённости. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что в 1960-х гг. руководителям и СССР, и Франции пришлось принимать меры для недопущения (преодоления) напряжённости внутри страны: один аргумент для СССР и один для Франции. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргумент для СССР: _________________________________
Аргумент для Франции: _______________________________