При поддержке
  • Тренажёр заданий ЕГЭ
  • История
  • Варианты от И. А . Артасова и О. Н . Мельниковой 2025
  • Вариант 11 по истории - ИсторияВарианты от И. А . Артасова и О. Н . Мельниковой 2025
  • Вариант 11 по истории - История

    Рассмотрите схему и выполните задание.

     

    Укажите век, когда произошли обозначенные на схеме события. Ответ запишите словом.

    Ответ

    Установите соотвествие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соотвествующую позицию из второго столбца. 

     

    СОБЫТИЕ

    ГОДЫ

    A) заключение Кючук-Кайнарджийского мира между Россией и Османской империей

    1) 862 г.

    Б) начало регентства Елены Глинской

    2) 1480 г.

    В) призвание Рюрика в Новгород

    3) 1533 г.

    Г) взятие Кёнигсберга советскими войсками

    4) 1774 г.

     

    5) 1943 г.

     

    6) 1945 г.

     

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    A Б В Г
           
    Ответ

    Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

    1. Крещение Руси

    2. Выступление М . Лютера с 95-ю тезисами, начало Реформации в Германии

    3. Начало старообрядческого раскола в Русской православной церкви

    Ответ

    Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

     

    ПРОЦЕССЫ

    (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

    ФАКТЫ
    А) Великие реформы 1860—1870-х гг.

    1) публикация статьи «Головокружение от успехов»

    Б) проведение коллективизации сельского хозяйства 2) введение суда присяжных
    В) междоусобная война в Московском государстве во второй четверти XV в. 3) отмена внутренних таможенных пошлин
    Г) Смутное время 4) вступление на престол Василия Шуйского
      5) замена продналога продразвёрсткой
      6) ослепление князя Василия II

     

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    А Б В Г
           
    Ответ

    Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

     

    Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
    _____________(А) Сражение русских войск с войсками Наполеона Бонапарта _____________(Б)
    Деревня Лесная _____________(В) 1700-е гг.
    _____________(Г) Победа русских войск над войсками Крымского ханства 1570-е гг.
    Оренбург _____________(Д) _____________(Е)

     

    Пропущенные элементы:

    1) подписание договора между Россией и Швецией

    2) Нарва

    3) 1770-е гг.

    4) 1810-е гг.

    5) победа русского войска над шведским

    6) 1620-е гг.

    7) Бородино

    8) село Молоди

    9) оборона от войск Е.И. Пугачёва

     

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    A Б В Г Д Е
               
    Ответ

    Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

     

    СОБЫТИЯ

    УЧАСТНИКИ

    А) Куликовская битва 1) Б.Б. Цыдыпов
    Б) проведение денежной реформы в первой половине XVI в. 2) Иван III
    В) Специальная военная операция (СВО) 3) Елена Глинская
    Г) освобождение Киева советскими войсками 4) Д.М. Боброк-Волынский
      5) Александр Невский
      6) Н.Ф. Ватутин

     

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    А Б В Г
           
    Ответ

    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне

    Скачать
    qr

    Прочтите отрывок из воспоминаний исторического деятеля.

     

    «.... В критический день 5 января столица выглядела так, словно в ней ввели осадное положение. За несколько дней до этого большевики создали так называемый Чрезвычайный штаб, а весь район вокруг Смольного был передан под юрисдикцию приспешника Ленина Бонч-Бруевича. Район же вокруг Таврического дворца был отдан в ведение большевистского коменданта Благонравова. Сам дворец был окружён вооружёнными до зубов войсками, кронштадтскими матросами и латышскими стрелками, часть которых расположилась внутри здания. Все улицы, ведущие ко дворцу, были перекрыты.

    Нет нужды описывать это первое и последнее заседание Учредительного собрания. Возмутительное поведение ленинских головорезов в отношении "избранников народа" многократно описывалось тем и, кому довелось пережить те ужасные часы 5 и 6 января. Ранним утром 6 января Учредительное собрание было разогнано, с применением грубой силы, а двери Таврического дворца - закрыты. На мирных людей, которые собрались, чтобы выразить поддержку Учредительному собранию, обрушился шквал ружейного огня.

    За лёгкой победой большевиков над Учредительным собранием почти сразу же последовало убийство двух бывших министров Временного правительства от партии кадетов - Шингарёва и Кокошкина, которые не присутствовали на открытии Учредительного собрания, поскольку содержались под арестом в Петропавловской крепости. Поздно вечером 6 января их перевели в Мариинскую больницу, где поместили в специальную палату, охранявшуюся солдатами. В ночь на 7 января ворвавшаяся в палату под предлогом смены караула банда большевистских солдат и матросов заколола штыками двух лежащих в постелях больных людей, которые всю свою жизнь посвятили служению свободе и демократии».

     

    Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

     

    1. События, о которых идёт речь в данном отрывке, произошли в 1918 г.

    2. Автор является сторонником партии большевиков.

    3. Представители большевиков не были избраны депутатами Учредительного собрания, о котором идёт речь в отрывке.

    4. В данном отрывке названы фамилии бывших членов Временного правительства.

    5. Современником событий, описанных в данном отрывке, был П.А. Столыпин.

    6. В период описанных в отрывке событий уже был подписан Брестский мир.

    Ответ

    Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

     

    ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

    ХАРАКТЕРИСТИКИ

    A) Царь-пушка 

    1) Данный памятник культуры посвящён событиям периода Батыева нашествия на Русь.

    Б) памятник Минину и Пожарскому в Москве 

    2) Данный памятник культуры посвящён походу новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев.

    B) повесть «Один день Ивана Денисовича» 

    3) Автор — Ф.С. Конь.

    Г) «Слово о погибели Русской земли»

    4) Автор — И.П. Мартос.

     

    5) Данный памятник культуры создан в XVI в.

     

    6) Автор — А.И. Солженицын.

     

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    A Б В Г
           
    Ответ

    Рассмотрите изображение и выполните задание.

     

    Укажите фамилию конструктора, под руководством которого был разработан изображённый на марке танк.

    Ответ

    Рассмотрите схему и выполните задание.

     

    Укажите название битвы, обозначенной на схеме цифрой «2».

    Ответ

    Рассмотрите схему и выполните задание.

     

    Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое трижды пропущено в этом тексте.

    «Первый от ряд спустился по Волге к _________________. Второй отряд прошёл на Волок Ламский, взял его, и далее по небольшим рекам поднявшись на север к Волге, соединился с первым отрядом под ______________. Объединённые отряды, взяв ___________, отправились на северо-запад и осадили Торжок. Отважные жители города выдержали двенадцати дневную осаду, — вдвое дольше, чем хорошо укреплённый город Владимир. Обозлённые таким долгим и упорным сопротивлением монголы, взяв Торжок 5 марта, погнались за несколькими отрядами побеждённых, которым удалось выбраться из города на север, так называемым Селигерским путём».

    Ответ

    Рассмотрите схему и выполните задание.

     

    Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. Участником битвы, обозначенной на схеме цифрой «1», был Александр Невский.

    2. Современником обозначенных на схеме событий был Всеволод Большое Гнездо.

    3. В ходе обозначенных на схеме событий монголы дошли до реки Волхов.

    4. В ходе своего продвижения немецкие рыцари-крестоносцы взяли Юрьев.

    5. Шведские войска проникли на территорию Руси через Финский залив.

    6. Обозначенные на схеме события произошли в период политической раздробленности Руси.

    Ответ

    Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопрос(-ы). Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

     

    Из воспоминаний современника

     

    «После XX съезда последние остатки былой некогда скромности _______ исчезли — как говорится, “шапка на ём встала торчком”.

    Почувствовав себя “вождём”, он, вопервых, перестал старательно готовить вопросы к заседаниям Президиума. Коллективность в руководстве была грубо нарушена, а главное — это приводило к грубым ошибкам в существе политического и экономического руководства.

    С некоторого времени он стал проявлять активность в вопросах внешней политики. Это, конечно, было хорошо. Я сам ему советовал — со времён Ленина ни один вопрос внешней политики не решался без Политбюро, и Сталин все вопросы внешней политики вносил на Политбюро и сам ими занимался. Поэтому и ему, как Первому секретарю ЦК, не обходимо было это соблюдать. Но и здесь он стал самовольничать. Демонстрируя, что он “совладал с техникой”, как непревзойдённый “знаток” дипломатии, почти во все проекты МИДа стал вносить свои поправки или просто забраковывал их, особенно после того, как по его предложению Молотов был снят с поста министра иностранных дел (хотя он строго проводил политику мира).

    Был один вопрос, по которому Президиум не поддержал Молотова, это вопрос о Югославии. Молотов сдерживал восстановление отношений с Югославией, в том числе и по государственной линии. Президиум ЦК принял решение восстановить государственные от ношения с сохранением расхождений по партийноидеологической линии. ________ фактически пошёл несколько дальше и по партийной линии, нарушая директивы ЦК.

    Вообще ___________ “разошёлся” и начал давать интервью иностранцам без предва рительного согласования с Политбюро, то есть нарушая установившийся ранее порядок. Вдруг, например, Политбюро узнаёт, что Первый секретарь выступил по телевидению по международным вопросам, ничего никому заранее не сказав. Это было грубым наруше нием всех основ партийного руководства внешними делами. Политбюро никогда не дава ло такого права выступать публично без его разрешения и предварительного просмотра даже высокоэрудированным дипломатам, а тут мы тем более знали недостаточную компетентность, “изящность” и обороты его ораторского искусства, и мы были обеспокоены, что он может “заехать не туда”...».

     

    Укажите десятилетие, к которому относятся описываемые события. Назовите политического деятеля, имя которого трижды пропущено в тексте. Укажите название периода истории СССР, когда этот политический деятель был руководителем страны.

    Ответ

    Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопрос(-ы). Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

     

    Из воспоминаний современника

     

    «После XX съезда последние остатки былой некогда скромности _______ исчезли — как говорится, “шапка на ём встала торчком”.

    Почувствовав себя “вождём”, он, вопервых, перестал старательно готовить вопросы к заседаниям Президиума. Коллективность в руководстве была грубо нарушена, а главное — это приводило к грубым ошибкам в существе политического и экономического руководства.

    С некоторого времени он стал проявлять активность в вопросах внешней политики. Это, конечно, было хорошо. Я сам ему советовал — со времён Ленина ни один вопрос внешней политики не решался без Политбюро, и Сталин все вопросы внешней политики вносил на Политбюро и сам ими занимался. Поэтому и ему, как Первому секретарю ЦК, не обходимо было это соблюдать. Но и здесь он стал самовольничать. Демонстрируя, что он “совладал с техникой”, как непревзойдённый “знаток” дипломатии, почти во все проекты МИДа стал вносить свои поправки или просто забраковывал их, особенно после того, как по его предложению Молотов был снят с поста министра иностранных дел (хотя он строго проводил политику мира).

    Был один вопрос, по которому Президиум не поддержал Молотова, это вопрос о Югославии. Молотов сдерживал восстановление отношений с Югославией, в том числе и по государственной линии. Президиум ЦК принял решение восстановить государственные от ношения с сохранением расхождений по партийноидеологической линии. ________ фактически пошёл несколько дальше и по партийной линии, нарушая директивы ЦК.

    Вообще ___________ “разошёлся” и начал давать интервью иностранцам без предва рительного согласования с Политбюро, то есть нарушая установившийся ранее порядок. Вдруг, например, Политбюро узнаёт, что Первый секретарь выступил по телевидению по международным вопросам, ничего никому заранее не сказав. Это было грубым наруше нием всех основ партийного руководства внешними делами. Политбюро никогда не дава ло такого права выступать публично без его разрешения и предварительного просмотра даже высокоэрудированным дипломатам, а тут мы тем более знали недостаточную компетентность, “изящность” и обороты его ораторского искусства, и мы были обеспокоены, что он может “заехать не туда”...».

     

    Какие недостатки в работе политического деятеля, имя которого пропущено в тексте, называет автор? Укажите любые три недостатка.

    Ответ

    Рассмотрите изображение и выполните задание.

     

    Укажите количество веков, прошедших с момента основания Москвы до события, которое указано в верхней части марки. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

    Ответ

    Рассмотрите изображение и выполните задание.

     

    Какой из представленных ниже памятников архитектуры был создан в период жизни монарха, имя которого указано на марке? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Назовите этот памятник архитектуры.

    Ответ

    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне

    Скачать
    qr

    Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

     

    ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

    А) «Оборона 30-й армии оказалась быстро прорванной. Против 30-й армии противник бросил более 300 танков, которым противо стояло всего лишь 56 лёгких танков со слабым вооружением. Вражеские войска с утра 16 ноября начали развивать удар на Клин. Резервов в этом районе у нас не оказалось, так как они, по приказу Ставки, были брошены в район Волоколамска для нанесения контрудара, где и были скованы противником. В этот же день противник нанёс мощный удар в районе Волоколамска. На истринском направлении наступали две танковые и две пехотные дивизии противника. Развернулись ожесточённые сражения. Особенно упорно дрались наши 316, 78 и 18-я стрелковые дивизии, 1-я гвардейская, 23, 27, 28-я отдельные танковые бригады и кавалерийская группа генерал-майора Л.М. Доватора. На истринском направлении противник против наших 150 лёгких танков бросил 400 средних танков».

     

    Б) «После того как Клин был нами освобождён, туда прибыл министр иностранных дел Великобритании А. Иден.

    В конце декабря мы прочли в " Правде " заявление А . Идена , сделанное им по возвращении в Лондон. Делясь впечатлениями о поездке в СССР, он сказал: " Я был счастлив увидеть некоторые из подвигов русских армий, подвигов поистине великолепных".

    Большой утратой для нас явилась гибель 19 декабря в районе деревни Палашкино ( в 12 километрах северо-западнее Рузы) командира 2-го гвардейского кавалерийского корпуса генерал-майора Л . М . Доватора и командира 20-й кавалерийской дивизии подполковника М.П. Тавлиева. По представлению Военного совета фронта Л.М. Доватору посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза».

     

    Укажите название битвы, в ходе которой произошли события, описанные в обоих отрывках. Укажите дату (число, месяц и год), когда в ходе этой битвы началось контрнаступление советских войск. Почему, согласно одному из отрывков, у советского командования не оказалось резервов в районе Клина?

    Ответ

    В 1821 г. был распущен «Союз благоденствия». Укажите:

    а) причину роспуска «Союза благоденствия», связанную с реформаторской деятельностью Александра I;

    б) причину роспуска «Союза благоденствия», связанную с событиями в других странах;

    в) причину роспуска «Союза благоденствия», связанную с особенностями состава этой организации.

     

    Ответ оформите в следующем виде (обязательно соблюдайте порядок заполнения пунктов ответа).

    a)______________________

    б)______________________

    в)______________________

    Ответ

    Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «единоверие». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

    Ответ

    Запишите один любой тезис (обобщенное оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в освоении Россией Сибири и Дальнего Востока в XVI и XVII вв. по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

    Ответ оформите в следующем виде.

    Тезис:___________________________________________________________

     

    Обоснования тезиса: 

    1) ________________________________________________________________

    2) ________________________________________________________________

    Ответ

    Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что под влиянием внешнеполитических событий в первой трети ХХ в. в России и в Турции произошла смена политической власти, приведшая к масштабным изменениям в духовной сфере: один аргумент для России и один для Турции.  При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

    Ответ запишите в следующем виде.
    Аргумент для России: ______________________________
    Аргумент для Турции: _____________________________

    Ответ

    Результаты тренировки
    Решено заданий 0
    Выполнено верно 0
    Выполнено частично верно 0
    Ошибки 0
    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне

    Скачать
    qr