Установите соотвествие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соотвествующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЕ |
ГОДЫ |
A) заключение Нерчинского договора между Россией и Китаем |
1) 1689 г. |
Б) взятие советскими войсками Кёнигсберга |
2) 1792 г. |
В) введение паспортной системы в СССР |
3) 1864 г. |
Г) издание «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» |
4) 1932 г. |
5) 1943 г. |
|
6) 1945 г. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г |
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1. Издание жалованной грамоты дворянству
2. Медный бунт
3. Возникновение марксизма
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) |
ФАКТЫ |
А) начало проведения новой экономической политики (нэп) |
1) изгнание князя Всеволода Мстиславича |
Б) московское восстание 1547 г. | 2) одавление антиордынского восстания в Твери |
В) борьба за первенство в деле объединения русских земель в XIV в. | 3) убийство дяди царя Юрия Глинского |
Г) восстание под предводительством Е. И. Пугачёва | 4) восстание матросов на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический» |
5) осада Оренбурга | |
6) восстание моряков Кронштадта |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Географический объект | Событие (явление, процесс) | Время, когда произошло событие (явление, процесс) |
_____________(А) | Основание города | _____________(Б) |
Царское село | _____________(В) | _____________(Г) |
Луганск | _____________(Д) | 2020-е гг. |
_____________(Е) | Победа Русской армии над шведской в период Северной войны | 1700-е гг. |
Пропущенные элементы:
1) заключение мирного договора по результатам русско-турецкой войны
2) Полтава
3) вхождение в состав Российской Федерации в период проведения Специальной военной операции (СВО)
4) строительство первой железной дороги общественного пользования в России
5) Тюмень
6) 1790-е гг.
7) 1580-е гг.
8) Кёнигсберг
9) 1830-е гг.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г | Д | Е |
Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ |
УЧАСТНИКИ |
А) битва за Берлин | 1) И.В. Панфилов |
Б) Смутное время в России | 2) М.А. Егоров |
В) либеральное течение в общественном движении в период правления Николая I | 3) М.В. Скопин-Шуйский |
Г) начало создания Русской Правды | 4) Ярослав Мудрый |
5) Андрей Боголюбский | |
6) И. В. Киреевский |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
Прочтите отрывок из летописи.
« ...Святополк же окаянный стал княжить в Киеве. Созвав людей, стал он им давать кому плащи, а другим деньгами, и роздал много богатства... Пришла Ярославу весть из Киева от сестры его Предславы: „Отец твой умер, а Святополк сидит в Киеве, убил Бориса, а на Глеба послал, берегись его очень“. Услышав это, печален был Ярослав и об отце, и о братьях, и о дружине. На другой день, собрав остаток новгородцев... утёр слёзы и обратился к ним на вече: „Отец мой умер, а Святополк сидит в Киеве и убивает братьев своих *. И сказали новгородцы: „Хотя, князь, и иссечены братья наши, — можем за тебя бороться! 44 И собрал Ярослав тысячу варягов, а других воинов 40 000, и пошёл на Святополка, призвав Бога в свидетели своей правды и сказав: „Не я начал избивать братьев моих, но он; да будет Бог мстителем за кровь братьев моих, потому что без вины пролил он праведную кровь Бориса и Глеба. Или же и мне то же сделать? Рассуди меня, Господи, по правде, да прекратятся злодеяния грешного . И пошёл на Святополка. Услышав же, что Ярослав идёт, Святополк собрал бесчисленное количество воинов, русских и печенегов, и вышел против него к Любечу на тот берег Днепра, а Ярослав был на этом».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Описываемые события произошли в X в.
2. В отрывке названы первые русские святые.
3. Автор пишет, что Ярослав получил весть о смерти своих братьев от сестры.
4. Согласно отрывку новгородцы отказали в помощи Ярославу.
5. Ярослав, о котором идёт речь в отрывке, был потомком Владимира Мономаха.
6. Борьба, о начале которой идёт речь в отрывке, закончилась победой Ярослава.
Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ |
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
A)теория «Москва — третий Рим» |
1)Данный памятник культуры посвящён событиям, произошедшим в период нэпа. |
Б)«Сказание о Мамаевом побоище» |
2)Автор — П. И. Чайковский. |
B)кинофильм «Путёвка в жизнь» |
3)Данный памятник культуры посвящён Куликовской битве. |
Г)опера «Жизнь за царя» |
4)Автор — М. И. Глинка. |
|
5)Данный памятник культуры посвящён событиям периода правления Александра II. |
|
6)Автор — монах Филофей. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Рассмотрите изображение и выполните задание.
Укажите фамилию авиаконструктора, под руководством которого был разработан изображённый на данной марке самолёт.
Рассмотрите изображение и выполните задание.
Заполните пропуск в предложении: «Боевые действия, обозначенные на схеме стрелками, начались в тысяча девятьсот ___________ году». Ответ напишите сочетанием слов.
Рассмотрите схему и выполните задания 8–11.
Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «2».
Рассмотрите схему и выполните задания 8–11.
Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое пропущено в этом тексте.
«12 декабря группа войск Манштейна, в состав которой входило несколько сот танков, от города _______________, находившегося на юго-западе от Сталинграда, перешла в наступление на узком участке фронта в направлении на Сталинград. Задачей Манштейна было разблокирование 6-й армии Паулюса, блокированной в Сталинграде. Несмотря на сильное сопротивление советских войск, за три дня она продвинулась на 50 км. Они форсировали и реку Мышкову, после чего, по словам Манштейна, немцам „уже было видно зарево в небе над Сталинградом". Наступление Манштейна было прервано успешным наступлением Юго-Западного фронта».
Рассмотрите схему и выполните задания 8–11.
Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)В период отражённых на схеме боевых действий с города, обозначенного цифрой "1", была частично снята блокада.
2)В ходе событий, обозначенных на схеме стрелками, наступающая Красная армия достигла государственной границы СССР.
3)Участником событий, обозначенных на схеме стрелками, был К. К. Рокоссовский.
4)На схеме обозначены события Коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
5)В ходе событий, обозначенных на схеме стрелками, Красная армия освободила Одессу.
6)Город, обозначенный на схеме цифрой «3», был освобождён от фашистов в ноябре.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопрос(-ы). Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из выступления государственного деятеля
«...Правительство должно радеть о народе, оно должно познать действительные его нужды, должно помогать ему справляться с безысходною часто нуждою. Вот удел, к достижению которого нужно стремиться, вот истинная задача нового царствования.
А вместо того предлагают устроить нам говорильню вроде французских Генеральных штатов. Мы и без того страдаем от говорилен, которые под влиянием негодных, ничего не стоящих журналов разжигают только народные страсти. Благодаря пустым болтунам, что сделалось с высокими предначертаниями покойного незабвенного государя, принявшего под конец своего царствования мученический венец? К чему привела великая святая мысль освобождения крестьян?.. К тому, что дана им свобода, но не устроено над ними надлежащей власти, без которой не может обойтись масса тёмных людей.
Затем открыты были земские и городские общественные учреждения — говорильни, в которых не занимаются действительным делом, а разглагольствуют вкривь и вкось о самых важных государственных вопросах, вовсе не подлежащих ведению говорящих. И кто же разглагольствует, кто орудует в этих говорильнях? Люди негодные, безнравственные, между которыми видное положение занимают лица, не живущие со своим семейством, предающиеся разврату, помышляющие лишь о личной выгоде, ищущие популярности и вносящие во всё всякую смуту.
Потом открылись новые судебные учреждения — новые говорильни, говорильни адвокатов, благодаря которым самые ужасные преступления — убийства и другие тяжкие злодейства - остаются безнаказанными.
Дали, наконец, свободу печати, этой самой ужасной говорильне, которая во все концы необъятной русской земли, на тысячи и десятки тысяч вёрст разносит хулу и порицание на власти…
И когда, государь, предлагают вам учредить по иноземному образцу новую верховную говорильню?.. Теперь, когда прошло лишь несколько дней после свершения самого ужасающего злодеяния, никогда не бывавшего на Руси, когда по ту сторону Невы, рукой подать отсюда, лежит в Петропавловском соборе не погребённый ещё прах благодушного русского царя, который среди белого дня растерзан русскими же людьми».
Укажите год, когда была произнесена данная речь. Назовите российского императора, для которого была произнесена эта речь. Назовите его предшественника на российском престоле.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 12 и 13. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из выступления государственного деятеля
«...Правительство должно радеть о народе, оно должно познать действительные его нужды, должно помогать ему справляться с безысходною часто нуждою. Вот удел, к достижению которого нужно стремиться, вот истинная задача нового царствования.
А вместо того предлагают устроить нам говорильню вроде французских Генеральных штатов. Мы и без того страдаем от говорилен, которые под влиянием негодных, ничего не стоящих журналов разжигают только народные страсти. Благодаря пустым болтунам, что сделалось с высокими предначертаниями покойного незабвенного государя, принявшего под конец своего царствования мученический венец? К чему привела великая святая мысль освобождения крестьян?.. К тому, что дана им свобода, но не устроено над ними надлежащей власти, без которой не может обойтись масса тёмных людей.
Затем открыты были земские и городские общественные учреждения — говорильни, в которых не занимаются действительным делом, а разглагольствуют вкривь и вкось о самых важных государственных вопросах, вовсе не подлежащих ведению говорящих. И кто же разглагольствует, кто орудует в этих говорильнях? Люди негодные, безнравственные, между которыми видное положение занимают лица, не живущие со своим семейством, предающиеся разврату, помышляющие лишь о личной выгоде, ищущие популярности и вносящие во всё всякую смуту.
Потом открылись новые судебные учреждения — новые говорильни, говорильни адвокатов, благодаря которым самые ужасные преступления — убийства и другие тяжкие злодейства - остаются безнаказанными.
Дали, наконец, свободу печати, этой самой ужасной говорильне, которая во все концы необъятной русской земли, на тысячи и десятки тысяч вёрст разносит хулу и порицание на власти…
И когда, государь, предлагают вам учредить по иноземному образцу новую верховную говорильню?.. Теперь, когда прошло лишь несколько дней после свершения самого ужасающего злодеяния, никогда не бывавшего на Руси, когда по ту сторону Невы, рукой подать отсюда, лежит в Петропавловском соборе не погребённый ещё прах благодушного русского царя, который среди белого дня растерзан русскими же людьми».
Какая ошибка, по мнению автора, была сделана при освобождении крестьян? Почему, по мнению автора, открытие новых судебных учреждений было вредным? Почему, по мнению автора, введение свободы печати было вредным? При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
Рассмотрите изображение и выполните задание.
Назовите высшего руководителя КПСС в период, когда была выпущена данная марка. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.
Рассмотрите изображение и выполните задания 14, 15.
Какой из представленных ниже памятников архитектуры был создан в том же веке, когда была выпущена данная марка? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Назовите стиль (направление) в архитектуре, в котором построено это здание.
Прочтите отрывки из воспоминаний современников.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ |
|
А) |
«Состоявшаяся на Чёрном море конференция „Большой тройки“ (последняя, на которой присутствовал скончавшийся в апреле Рузвельт) стала очередным триумфом СССР. У Сталина снова были все военные козыри. Красная Армия почти контролировала Польшу, Чехословакию и Прибалтику, а также значительную часть Германии, а западным союзникам, несмотря на победу „Оверлорд“, ещё предстояло форсировать Рейн. Столь же значительным было преимущество Сталина и в разведданных. НКВД имел двух надежных агентов в министерстве иностранных дел Великобритании – Дональда Маклина и в посольстве в Вашингтоне, имевшего возможность сообщать об англо-американских переговорах до конференции, и Гая Берджесса, который перешёл из Би-би-си в Управление информации министерства иностранных дел».
|
Б) |
«Прежде всего следует подчеркнуть, что при различии позиций по тем или иным вопросам все три лидера сходились в одном великих держав значение для поддержания прочного мира на земле. Так, Черчилль признал, что вопрос о том, будет ли мир построен на прочных основах, зависит от дружбы и сотрудничества трёх великих держав. Президент Рузвельт в свою очередь напомнил, что на предыдущей встрече в Тегеране „три державы заявили о своей готовности принять на себя ответственность по созданию такого мира, который получит одобрение народов всего мира". Сталин заявил, это единство в том, что единство участниц антигитлеровской коалиции имеет решающее что „самое важное условие для сохранения длительного мира трёх держав». |
Укажите город, где состоялась конференция, о которой идёт речь в обоих представленных отрывках. Укажите год, когда состоялась первая из конференций «Большой тройки», проходивших в годы Великой Отечественной войны. Что, согласно одному из отрывков, по мнению И. В. Сталина, было важнейшим условием для сохранения длительного мира?
Большое влияние на жизнь русских княжеств и земель в XIV в. оказала деятельность Сергия Радонежского. Укажите:
а) влияние деятельности (поступков) Сергия Радонежского на результат Куликовской битвы;
б) влияние деятельности Сергия Радонежского на взаимоотношения между русскими князьями;
в) последствие деятельности Сергия Радонежского для Русской православной церкви и (или) духовной жизни российского общества.
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «Табель о рангах». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
Запишите один любой тезис (обобщенное оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в отношениях между Русскими княжествами и Ордой в первой половине XIV в. и во второй половине XV в. по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.
Ответ оформите в следующем виде.
Тезис:___________________________________________________________
Обоснования тезиса:
1) ________________________________________________________________
2) ________________________________________________________________
В XVI-XVII вв. в истории России и зарубежных стран происходили события, в ходе которых воины получали материальное обеспечение за счёт грабежа мирного населения. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что некоторые монархи и России, и европейских стран покровительствовали такому способу обогащению воинов: один аргумент для России и один для европейских стран. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргумент для России: ________________________________________________
Аргумент для европейских стран: __________________________________