Прочтите отрывки из воспоминаний современников.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ |
|
А) |
«...После того как наши позиции и позиции противника сблизились, надо было уточнить, в каком положении оказались оставшиеся батальоны, где, в каких домах укрылись немцы. Командный пункт полка располагался в нескольких метрах от Волги в узкой подземной штольне, освещённой керосиновой лампой, сделанной из гильзы снаряда. Ночью, это было в конце сентября, я вызвал на [командный пункт] командира 3-го батальона капитана А. Е. Жукова и дал ему задание разведать, что происходит в ближайшем от нас доме, стоящем на площади 9 января..., который мог бы стать хорошим пунктом обороны. Жуков направил в разведку отделение сержанта Я. Ф. Павлова. Бойцы отделения обнаружили в доме нескольких жильцов, не успевших эвакуироваться. Жильцы сообщили разведчикам, что недавно в крайний от площади подъезд вошли немцы... Дом был захвачен, немцы, находившиеся в нём, уничтожены… 58 суток удерживали в своих руках воины полка этот дом, вошедший в историю как дом Павлова...».
|
Б) |
«25 августа. Эти дни особенно тревожные. Немецко-фашистские войска прорвались к Волге севернее [города]… Противник захватил посёлок Рынок. На карте видно, что это уже сам [город], его окраина у Тракторного завода. В Генштабе мне сказали, что дела совсем плохие – противнику удалось отрезать нашу 62-ю армию от остальных войск фронта. А сам [город] превращён в руины – в течение одних только суток немцы произвели над городом более двух тысяч самолётовылетов. Налёты не прекращаются». |
Укажите название битвы, к которой относятся оба представленных отрывка. Укажите кодовое название одной любой операции, проведённой Красной армией в ходе этой битвы. Приведите одно любое суждение, которым автор одного из отрывков указывает на особенно ожесточенный характер военных действий.
При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
Прочтите отрывки из воспоминаний современников.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ |
|
А) |
«Для нас было ясно, что, выйдя к Волге, противник поведёт наступление вдоль берега, отрезая наши части от реки, от переправ. Чтобы сорвать замысел врага, Военный совет армии решил утром 23 сентября, не приостанавливая наступления из района Мамаева кургана, ввести в бой дивизию Батюка (она полностью переправилась в город накануне ночью). Перед полками этой дивизии стояла задача уничтожить противника в районе центральной пристани и прочно оседлать долину реки Царица»
|
Б) |
«14 декабря в 22 часа 30 минут мы получили официальную директиву о том, чтобы временно отложить осуществление операции __________, а 2-ю гвардейскую армию двинуть на юг. Ставка требовала при этом продолжать войсками, действовавшими на внутреннем фронте окружения, систематически истреблять войска Паулюса с воздуха и на земле, не давая врагу передышки ни днём, ни ночью, всё более сжимать кольцо окружения и в корне пресекать попытки окружённых вырваться из него». |
Укажите название битвы, к которой относятся оба представленных отрывка. Укажите кодовое название одной любой операции, проведённой Красной армией в ходе этой битвы. Приведите одно любое суждение, которым автор одного из отрывков указывает на задачи, поставленные командованием перед советскими войсками в ходе описанных военных действий.
При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
Прочтите отрывки из исторических документов.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ |
|
А) |
«Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города – Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие, причём убито и ранено более двухсот человек. Налёты вражеских самолетов и артиллерийский обстрел были совершены также с румынской и финляндской территории».
|
Б) |
«Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои! Вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, продолжается. Несмотря на героическое сопротивление Красной Армии, несмотря на то, что лучшие дивизии врага и лучшие части его авиации уже разбиты и нашли себе могилу на полях сражений, враг продолжает лезть вперед, бросая на фронт новые силы. Гитлеровским войскам удалось захватить Литву, значительную часть Латвии, западную часть Белоруссии, часть Западной Украины». |
Укажите год, к которому относятся оба представленных фрагмента обращений. Назовите одного любого исторического деятеля, который обратился к населению в указанном году. Приведите одно любое суждение, которым автор одного из отрывков указывает на масштабы трагедии, переживаемой нашей страной.
При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
Прочтите отрывки из исторических документов.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ |
|
А) |
«Враг бросает на фронт все новые силы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет вперед, рвется вглубь Советского Союза, захватывает новые районы… Бои идут в районе Воронежа, на Дону, на юге у ворот Северного Кавказа… Часть войск Южного фронта, идя за паникерами, оставила Ростов и Новочеркасск без серьезного сопротивления и без приказа Москвы… Отступать дальше – значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину. …Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв!».
|
Б) |
«1.Военным советам фронтов и прежде всего командующим фронтами: …безусловно ликвидировать отступательные настроения в войсках и железной рукой пресекать пропаганду о том, что мы можем и должны якобы отступать и дальше на восток, что от такого отступления не будет якобы вреда; … безусловно снимать с поста и направлять в Ставку для привлечения к военному суду командующих армиями, допустивших самовольный отход войск с занимаемых позиций, без приказа командования фронта; …сформировать в пределах фронта от 1 до 3 штрафных батальонов (по 800 человек), куда направлять средних и старших командиров и соответствующих политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины». |
Укажите название документа, к которому относятся оба представленных отрывка. Укажите одно любое военное событие, которое вызвало появление этого документа. Приведите одно любое суждение, которое указывает на меры, предпринятые руководством страны для предотвращения дальнейшего отступления войск.
При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
Прочтите отрывки из воспоминаний современников.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ |
|
А) |
«... Борьба в тылу врага охватила уже не только благоприятные по географическим, климатическим и другим условиям районы, но становилась повсеместной. На всей оккупированной территории образовались края и зоны, где противник мог появляться лишь эпизодически, ведя тяжелые бои. Опыт борьбы приводил к более целесообразным формам организации и улучшению тактики. Нападения [...] на части, гарнизоны и объекты противника становились организованнее и подготовленнее. Стали практиковаться и развивались координированные нападения [...] несколькими отрядами и соединениями на наиболее важные объекты противника с применением артиллерии. Широкое распространение получили нападения [...] на транспорт и войска противника из засад. С июня 1942 г. массовый характер приобретает борьба [...] на коммуникациях и линиях связи противника...»
|
Б) |
«Несмотря на значительные силы, выделяемые противником для охраны коммуникаций, вытянутая цепочкой линейная охрана была не в состоянии предотвратить операцию. [...] отряды и бригады могли уверенно захватывать перегоны, истребив, захватив в плен или разогнав охрану, в течение часа взорвать пути, мосты и прочие сооружения и уйти. Чтобы защититься от такого удара, противник должен был бы выставить для охраны такие силы, которые далеко превосходили его возможности... Главный поток снабжения „империя — фронт" … сократился на 35,1 %». |
Укажите пропущенное в отрывках слово. Укажите кодовое название одной любой военной операции, проведенной в ходе описанных в отрывках действий. Приведите одно любое суждение, которым автор одного из отрывков указывает на методы и способы борьбы с противником.
При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
Прочтите отрывки из воспоминаний современников.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ |
|
А) |
«В конце августа — начале сентября 1941 г. группа армий „Север", захватив Шлиссельбург, блокировала город с суши по реке Неве до Колпина и далее до Ям-Ижоры, Ладоги. Приморская оперативная группа отошла... На Карельском перешейке, на нашей старой государственной границе, стояли финские войска, ожидавшие благоприятного момента... Связь города с Большой землёй могла осуществляться только через Ладожское озеро и по воздуху».
|
Б) |
«Наступательная операция по прорыву блокады проводилась силами ударных группировок фронтов при содействии Балтийского флота и авиации дальнего действия. Продолжительность – 19 суток. Глубина продвижения советских войск – 60 км. В ходе наступления войска прорвали вражескую блокаду, создав коридор шириной 8-11 км, позволивший восстановить сухопутные коммуникации города со страной. Южное побережье Ладожского озера было очищено от противника. Несмотря на то, что дальнейшее наступление советских войск развития не получило операция по прорыву блокады имела важное стратегическое значение и явилась переломным моментом в битве за _________. Замысел врага задушить голодом защитников и жителей города был сорван. Инициатива ведения боевых действий на этом направлении перешла к Красной армии». |
Укажите название города, к которому относятся оба представленных отрывка. Назовите одного любого военачальника, участвовавшего в военных операциях, проведенных Красной армией в ходе битвы за этот город. Приведите одно любое суждение, которым автор одного из отрывков указывает на значение описанных операций.
Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне
СкачатьПрочтите отрывки из воспоминаний современников. Курская битва
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ |
|
А) |
«Советское командование точно определило направление главных ударов немецких войск. На этих направлениях была построена сильная, глубокая оборона советских войск, подготовлены и подведены стратегические резервы. Глубина построения обороны советских войск на важнейших направлениях достигала 100 километров. По плану войска Центрального и Воронежского фронтов должны были остановить наступление немецко-фашистских войск и подорвать их силы... войскам Западного, Брянского, Центрального, Воронежского и Степного фронтов предстояло перейти в контрнаступление. 5 июля 1943 г. в 5 часов 30 минут началось наступление немецких войск...».
|
Б) |
«Немцы жаждали вновь перехватить инициативу в войне. С этой целью всю весну и начало лета сорок третьего года они готовились к наступательной операции «Цитадель». Планировалось мощными сходящимися танковыми ударами из Орла и Белгорода окружить и уничтожить наши войска Центрального и Воронежского фронтов. Затем повернуть на север, войти в тылы Юго-Западного фронта и двинуться с юга на Москву. С этой целью они оснастили свои войска мощными новейшими танками «Тигр» и самоходными орудиями «Фердинанд», а также скоростными истребителями «Фокке-Вульф». |
Укажите название битвы, к которой относятся оба представленных отрывка. Укажите кодовое название одной любой операции, проведённой Красной армией в ходе этой битвы. Приведите одно любое суждение, которым автор одного из отрывков указывает на планы воюющих сторон.
При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
Прочтите отрывки из воспоминаний современников.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ |
|
А) |
«Быстрое продвижение вермахта заставило советское руководство принять решение о переброске промышленных предприятий из районов, которым грозила оккупация. В течение одного только 1941 г. были вывезены 2593 предприятия, огромное количество колхозного и совхозного имущества, научные учреждения и учебные заведения; вывезли свыше 10 млн человек».
|
Б) |
«В Узбекистан только с 1 октября 1941 года по 1 октября 1942 года прибыло 43 тысячи детей из 78 детских домов, расположенных в прифронтовых городах. В те жестокие годы в Узбекистане можно было встретить представителей едва ли не всех национальностей нашей страны. На одном заводе или на одной съемочной площадке вместе работали русские и белорусы, молдаване и украинцы, поляки и узбеки, литовцы и греки, курды и болгары. А сколько детей-сирот из захваченных немцами республик обрели своих новых родителей в Средней Азии!». |
Укажите явление, к которому относятся оба представленных отрывка. Укажите название одного из государственных органов, созданных для руководства предприятиями и учреждениями в период, описанный в отрывке. Приведите одно любое суждение, которым автор одного из отрывков указывает на масштабы явления, о котором говорится в отрывках.
При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
Прочтите отрывки из исторических документов.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ |
|
А) |
«Мы, президент Соединённых Штатов, премьер-министр Великобритании и премьер Советского Союза, встречались... в столице нашего союзника — __________ и сформулировали и подтвердили нашу общую политику... Мы согласовали наши планы уничтожения германских вооружённых сил. Мы пришли к полному соглашению относительно масштаба и сроков операций, которые будут предприняты с востока, запада и юга».
|
Б) |
«Конференция: 4. Приняла к сведению, что операция „Оверлорд" будет предпринята в течение мая 1944 г., вместе с операцией против Южной Франции. Эта... операция будет предпринята в масштабе, в каком это позволят наличные десантные средства. Конференция далее приняла к сведению заявление маршала Сталина, что советские войска предпримут наступление примерно в это же время с целью предотвратить переброску германских сил с Восточного на Западный фронт». |
Укажите название города, к которому относятся оба представленных отрывка. В каком году были приняты описываемые в отрывках решения? Приведите одно любое суждение, которым в одном из отрывков объясняется роль Советского Союза в ходе планируемой операции.
Прочтите отрывки из воспоминаний современников.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ |
|
А) |
«…. и летчики, перегнавшие более 8000 самолетов по легендарной, невероятно сложной воздушной трассе «Алсиб» — Аляска — Сибирь. Американские специалисты утверждали, что по этой трассе летают только сумасшедшие и русские. Советские асы из специально созданной перегоночной дивизии действительно совершали невозможное».
|
Б) |
«Последний день лета 1941-го стал особенным для Архангельска, да и для всей страны, когда порт встретил небывалый караван — семь транспортных судов и девять боевых кораблей эскорта. Такая флотилия, получившая название конвой, из Исландии, преодолев почти полторы тысячи миль, доставила в СССР более двадцати тысяч тонн стратегических грузов. Восьмидесятилетие арктических конвоев — это напоминание о боевом содружестве флотов антигитлеровской коалиции, о самоотверженности и мужестве моряков. Из почти 1400 судов – у частников конвоев - фашисты потопили 101 — 85 транспортных и 16 боевых кораблей. Более 3000 тысяч английских моряков навсегда остались в морских глубинах. К чести британских военных, они сумели уничтожить вдвое больше — свыше 30 кораблей и подлодок, 80 фашистских самолетов. |
Укажите явление, к которому относятся оба представленных отрывка. Назовите одного любого иностранного государственного деятеля, принимавшего участие в конференциях «Большой тройки». Приведите одно любое суждение, которым автор одного из отрывков указывает на мужество участников событий, которые в нем описываются.
При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.