Курс по подготовке к ЕГЭ стартует 20 января! Пиши слово «САЙТ» нам в tg и забирай скидку в 2000 рублей

При поддержке
  • Тренажёр заданий ЕГЭ
  • Литература
  • Реальные варианты
  • Реальный вариант ЕГЭ 2017 (досрочная волна) - Литература
  • Реальный вариант ЕГЭ 2017 (досрочная волна) - Литература

    Пантелей Прокофьевич использует обороты вроде «маковой росинки во рту не было», «что спромыслишь  — то и полопаешь». Как называются краткие и выразительные изречения?

     

    С этого дня орудийный гул звучал не переставая четверо суток. Особенно слышно было зорями. Но когда дул северо-восточный ветер, гром отдалённых боёв слышался и среди дня. На гумнах на минуту приостанавливалась работа, бабы крестились, тяжело вздыхали, вспоминая родных, шепча молитвы, а потом снова начинали глухо погромыхивать на токах каменные катки, понукали лошадей и быков мальчишки-погонычи, гремели веялки, трудовой день вступал в свои неотъемлемые права. Конец августа был погожий и сухой на диво. По хутору ветер носил мякинную пыль, сладко пахло обмолоченной ржаной соломой, солнце грело немилосердно, но во всём уже чувствовалось приближение недалёкой осени. На выгоне тускло белела отцветшая сизая полынь, верхушки тополей за Доном пожелтели, в садах резче стал запах антоновки, по-осеннему прояснились далёкие горизонты, и на опустевших полях уже показались первые станицы пролётных журавлей.

    По Гетманскому шляху изо дня в день тянулись с запада на восток обозы, подвозившие к переправам через Дон боевые припасы, в обдонских хуторах появились беженцы. Они рассказывали, что казаки отступают с боями; некоторые уверяли, будто отступление это совершается преднамеренно, для того чтобы заманить красных, а потом окружить их и уничтожить. Кое-кто из татарцев потихоньку начал собираться к отъезду. Подкармливали быков и лошадей, ночами зарывали в ямы хлеб, сундуки с наиболее ценным имуществом. Замолкший было орудийный гул 5 сентября возобновился с новой силой и теперь звучал уже отчётливо и грозно. Бои шли верстах в сорока от Дона, по направлению на северо-восток от Татарского. Через день загремело и вверх по течению на западе. Фронт неотвратимо подвигался к Дону.

    Ильинична, знавшая о том, что большинство хуторян собираются отступать, предложила Дуняшке уехать. Она испытывала чувство растерянности и недоумения и не знала, как ей быть с хозяйством, с домом; надо ли всё это бросать и уезжать вместе с людьми или оставаться дома. Перед отъездом на фронт Пантелей Прокофьевич говорил о молотьбе, о зяби, о скоте, но ни словом не обмолвился о том, как им быть, если фронт приблизится к Татарскому. На всякий случай Ильинична решила так: отправить с кем-нибудь из хуторных Дуняшку с детьми и наиболее ценным имуществом, а самой оставаться, даже в том случае, если красные займут хутор.

    В ночь на 17 сентября неожиданно явился домой Пантелей Прокофьевич. Он пришёл пешком из-под Казанской станицы, измученный, злой. Отдохнув с полчаса, сел за стол и начал есть так, как Ильинична ещё за всю свою жизнь не видела; полуведёрный чугун постных щей словно за себя кинул, а потом навалился на пшённую кашу. Ильинична от изумления руками всплеснула:

    — Господи, да как уж ты ешь, Прокофич! Как, скажи, ты три дня не ел!

    — А ты думала  — ел, старая дура! Трое суток в аккурат маковой росинки во рту не было!

    — Да что же, вас там не кормят, что ли?

    — Черти бы их так кормили!  — мурлыча по-кошачьи, с набитым ртом, отвечал Пантелей Прокофьевич.  — Что спромыслишь  — то и полопаешь, а я воровать ишо не обучился. Это молодым добро, у них совести-то и на семак [две копейки] не осталося… Они за эту проклятую войну так руки на воровстве набили, что я ужахался-ужахался, да и перестал. Всё, что увидят,  — берут, тянут, волокут… Не война, а страсть Господня!

    (М. А. Шолохов, «Тихий Дон»)

    Ответ

    Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном романе, и фактами их дальнейшей судьбы: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

     

    ПЕРСОНАЖИ

    А)  Дуняша

    Б)  Наталья

    В)  Аксинья

     

    ФАКТЫ ИХ ДАЛЬНЕЙШЕЙ СУДЬБЫ

    1)  умрёт, оставив детей сиротами

    2)  создаст семью с Кошевым

    3)  уедет за границу

    4)  погибнет от шальной пули

     

    С этого дня орудийный гул звучал не переставая четверо суток. Особенно слышно было зорями. Но когда дул северо-восточный ветер, гром отдалённых боёв слышался и среди дня. На гумнах на минуту приостанавливалась работа, бабы крестились, тяжело вздыхали, вспоминая родных, шепча молитвы, а потом снова начинали глухо погромыхивать на токах каменные катки, понукали лошадей и быков мальчишки-погонычи, гремели веялки, трудовой день вступал в свои неотъемлемые права. Конец августа был погожий и сухой на диво. По хутору ветер носил мякинную пыль, сладко пахло обмолоченной ржаной соломой, солнце грело немилосердно, но во всём уже чувствовалось приближение недалёкой осени. На выгоне тускло белела отцветшая сизая полынь, верхушки тополей за Доном пожелтели, в садах резче стал запах антоновки, по-осеннему прояснились далёкие горизонты, и на опустевших полях уже показались первые станицы пролётных журавлей.

    По Гетманскому шляху изо дня в день тянулись с запада на восток обозы, подвозившие к переправам через Дон боевые припасы, в обдонских хуторах появились беженцы. Они рассказывали, что казаки отступают с боями; некоторые уверяли, будто отступление это совершается преднамеренно, для того чтобы заманить красных, а потом окружить их и уничтожить. Кое-кто из татарцев потихоньку начал собираться к отъезду. Подкармливали быков и лошадей, ночами зарывали в ямы хлеб, сундуки с наиболее ценным имуществом. Замолкший было орудийный гул 5 сентября возобновился с новой силой и теперь звучал уже отчётливо и грозно. Бои шли верстах в сорока от Дона, по направлению на северо-восток от Татарского. Через день загремело и вверх по течению на западе. Фронт неотвратимо подвигался к Дону.

    Ильинична, знавшая о том, что большинство хуторян собираются отступать, предложила Дуняшке уехать. Она испытывала чувство растерянности и недоумения и не знала, как ей быть с хозяйством, с домом; надо ли всё это бросать и уезжать вместе с людьми или оставаться дома. Перед отъездом на фронт Пантелей Прокофьевич говорил о молотьбе, о зяби, о скоте, но ни словом не обмолвился о том, как им быть, если фронт приблизится к Татарскому. На всякий случай Ильинична решила так: отправить с кем-нибудь из хуторных Дуняшку с детьми и наиболее ценным имуществом, а самой оставаться, даже в том случае, если красные займут хутор.

    В ночь на 17 сентября неожиданно явился домой Пантелей Прокофьевич. Он пришёл пешком из-под Казанской станицы, измученный, злой. Отдохнув с полчаса, сел за стол и начал есть так, как Ильинична ещё за всю свою жизнь не видела; полуведёрный чугун постных щей словно за себя кинул, а потом навалился на пшённую кашу. Ильинична от изумления руками всплеснула:

    — Господи, да как уж ты ешь, Прокофич! Как, скажи, ты три дня не ел!

    — А ты думала  — ел, старая дура! Трое суток в аккурат маковой росинки во рту не было!

    — Да что же, вас там не кормят, что ли?

    — Черти бы их так кормили!  — мурлыча по-кошачьи, с набитым ртом, отвечал Пантелей Прокофьевич.  — Что спромыслишь  — то и полопаешь, а я воровать ишо не обучился. Это молодым добро, у них совести-то и на семак [две копейки] не осталося… Они за эту проклятую войну так руки на воровстве набили, что я ужахался-ужахался, да и перестал. Всё, что увидят,  — берут, тянут, волокут… Не война, а страсть Господня!

    (М. А. Шолохов, «Тихий Дон»)

    Ответ

    Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий), не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Подберите для сопоставления ОДНО произведение другого автора; укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи.

     

    В каких произведениях русских писателей звучит тема образования и в чём сходство или различие этих произведений со стихотворением Н.А. Некрасова?

     

    Школьник

     Ну, пошёл же, ради Бога!

    Небо, ельник и песок 

    Невесёлая дорога…

    Эй! садись ко мне, дружок!

    Ноги босы, грязно тело,

    И едва прикрыта грудь…

    Не стыдися! что за дело?

    Это многих славный путь.

    Вижу я в котомке книжку.

    Так учиться ты идёшь…

    Знаю: батька на сынишку

    Издержал последний грош.

    Знаю: старая дьячиха

    Отдала четвертачок,

    Что проезжая купчиха

    Подарила на чаёк.

    Или, может, ты дворовый

    Из отпущенных?.. Ну, что ж!

    Случай тоже уж не новый 

    Не робей, не пропадёшь!

    Скоро сам узнаешь в школе,

    Как архангельский мужик

    По своей и Божьей воле

    Стал разумен и велик.

    Не без добрых душ на свете 

    Кто-нибудь свезёт в Москву,

    Будешь в университете 

    Сон свершится наяву!

    Там уж поприще широко:

    Знай работай да не трусь…

    Вот за что тебя глубоко

    Я люблю, родная Русь!

    Не бездарна та природа,

    Не погиб ещё тот край,

    Что выводит из народа

    Столько славных то и знай, 

    Столько добрых, благородных,

    Сильных любящей душой,

    Посреди тупых, холодных

    И напыщенных собой!

    (Н.А. Некрасов, 1856)

    Ответ

    Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором звучит военная тема. Чем схоже (или чем различается) это произведение с шолоховским «Тихим Доном»?

     

    Текст произведения

    С этого дня орудийный гул звучал не переставая четверо суток. Особенно слышно было зорями. Но когда дул северо-восточный ветер, гром отдалённых боёв слышался и среди дня. На гумнах на минуту приостанавливалась работа, бабы крестились, тяжело вздыхали, вспоминая родных, шепча молитвы, а потом снова начинали глухо погромыхивать на токах каменные катки, понукали лошадей и быков мальчишки-погонычи, гремели веялки, трудовой день вступал в свои неотъемлемые права. Конец августа был погожий и сухой на диво. По хутору ветер носил мякинную пыль, сладко пахло обмолоченной ржаной соломой, солнце грело немилосердно, но во всём уже чувствовалось приближение недалёкой осени. На выгоне тускло белела отцветшая сизая полынь, верхушки тополей за Доном пожелтели, в садах резче стал запах антоновки, по-осеннему прояснились далёкие горизонты, и на опустевших полях уже показались первые станицы пролётных журавлей.

    По Гетманскому шляху изо дня в день тянулись с запада на восток обозы, подвозившие к переправам через Дон боевые припасы, в обдонских хуторах появились беженцы. Они рассказывали, что казаки отступают с боями; некоторые уверяли, будто отступление это совершается преднамеренно, для того чтобы заманить красных, а потом окружить их и уничтожить. Кое-кто из татарцев потихоньку начал собираться к отъезду. Подкармливали быков и лошадей, ночами зарывали в ямы хлеб, сундуки с наиболее ценным имуществом. Замолкший было орудийный гул 5 сентября возобновился с новой силой и теперь звучал уже отчётливо и грозно. Бои шли верстах в сорока от Дона, по направлению на северо-восток от Татарского. Через день загремело и вверх по течению на западе. Фронт неотвратимо подвигался к Дону.

    Ильинична, знавшая о том, что большинство хуторян собираются отступать, предложила Дуняшке уехать. Она испытывала чувство растерянности и недоумения и не знала, как ей быть с хозяйством, с домом; надо ли всё это бросать и уезжать вместе с людьми или оставаться дома. Перед отъездом на фронт Пантелей Прокофьевич говорил о молотьбе, о зяби, о скоте, но ни словом не обмолвился о том, как им быть, если фронт приблизится к Татарскому. На всякий случай Ильинична решила так: отправить с кем-нибудь из хуторных Дуняшку с детьми и наиболее ценным имуществом, а самой оставаться, даже в том случае, если красные займут хутор.

    В ночь на 17 сентября неожиданно явился домой Пантелей Прокофьевич. Он пришёл пешком из-под Казанской станицы, измученный, злой. Отдохнув с полчаса, сел за стол и начал есть так, как Ильинична ещё за всю свою жизнь не видела; полуведёрный чугун постных щей словно за себя кинул, а потом навалился на пшённую кашу. Ильинична от изумления руками всплеснула:

    — Господи, да как уж ты ешь, Прокофич! Как, скажи, ты три дня не ел!

    — А ты думала  — ел, старая дура! Трое суток в аккурат маковой росинки во рту не было!

    — Да что же, вас там не кормят, что ли?

    — Черти бы их так кормили!  — мурлыча по-кошачьи, с набитым ртом, отвечал Пантелей Прокофьевич.  — Что спромыслишь  — то и полопаешь, а я воровать ишо не обучился. Это молодым добро, у них совести-то и на семак [две копейки] не осталося… Они за эту проклятую войну так руки на воровстве набили, что я ужахался-ужахался, да и перестал. Всё, что увидят,  — берут, тянут, волокут… Не война, а страсть Господня!

     

    М.А. Шолохов, "Тихий Дон"

    Ответ

    К какому роду литературы относится «Тихий Дон» М. А. Шолохова?

     

    С этого дня орудийный гул звучал не переставая четверо суток. Особенно слышно было зорями. Но когда дул северо-восточный ветер, гром отдалённых боёв слышался и среди дня. На гумнах на минуту приостанавливалась работа, бабы крестились, тяжело вздыхали, вспоминая родных, шепча молитвы, а потом снова начинали глухо погромыхивать на токах каменные катки, понукали лошадей и быков мальчишки-погонычи, гремели веялки, трудовой день вступал в свои неотъемлемые права. Конец августа был погожий и сухой на диво. По хутору ветер носил мякинную пыль, сладко пахло обмолоченной ржаной соломой, солнце грело немилосердно, но во всём уже чувствовалось приближение недалёкой осени. На выгоне тускло белела отцветшая сизая полынь, верхушки тополей за Доном пожелтели, в садах резче стал запах антоновки, по-осеннему прояснились далёкие горизонты, и на опустевших полях уже показались первые станицы пролётных журавлей.

    По Гетманскому шляху изо дня в день тянулись с запада на восток обозы, подвозившие к переправам через Дон боевые припасы, в обдонских хуторах появились беженцы. Они рассказывали, что казаки отступают с боями; некоторые уверяли, будто отступление это совершается преднамеренно, для того чтобы заманить красных, а потом окружить их и уничтожить. Кое-кто из татарцев потихоньку начал собираться к отъезду. Подкармливали быков и лошадей, ночами зарывали в ямы хлеб, сундуки с наиболее ценным имуществом. Замолкший было орудийный гул 5 сентября возобновился с новой силой и теперь звучал уже отчётливо и грозно. Бои шли верстах в сорока от Дона, по направлению на северо-восток от Татарского. Через день загремело и вверх по течению на западе. Фронт неотвратимо подвигался к Дону.

    Ильинична, знавшая о том, что большинство хуторян собираются отступать, предложила Дуняшке уехать. Она испытывала чувство растерянности и недоумения и не знала, как ей быть с хозяйством, с домом; надо ли всё это бросать и уезжать вместе с людьми или оставаться дома. Перед отъездом на фронт Пантелей Прокофьевич говорил о молотьбе, о зяби, о скоте, но ни словом не обмолвился о том, как им быть, если фронт приблизится к Татарскому. На всякий случай Ильинична решила так: отправить с кем-нибудь из хуторных Дуняшку с детьми и наиболее ценным имуществом, а самой оставаться, даже в том случае, если красные займут хутор.

    В ночь на 17 сентября неожиданно явился домой Пантелей Прокофьевич. Он пришёл пешком из-под Казанской станицы, измученный, злой. Отдохнув с полчаса, сел за стол и начал есть так, как Ильинична ещё за всю свою жизнь не видела; полуведёрный чугун постных щей словно за себя кинул, а потом навалился на пшённую кашу. Ильинична от изумления руками всплеснула:

    — Господи, да как уж ты ешь, Прокофич! Как, скажи, ты три дня не ел!

    — А ты думала  — ел, старая дура! Трое суток в аккурат маковой росинки во рту не было!

    — Да что же, вас там не кормят, что ли?

    — Черти бы их так кормили!  — мурлыча по-кошачьи, с набитым ртом, отвечал Пантелей Прокофьевич.  — Что спромыслишь  — то и полопаешь, а я воровать ишо не обучился. Это молодым добро, у них совести-то и на семак [две копейки] не осталося… Они за эту проклятую войну так руки на воровстве набили, что я ужахался-ужахался, да и перестал. Всё, что увидят,  — берут, тянут, волокут… Не война, а страсть Господня!-

     

    (М. А. Шолохов, «Тихий Дон»)

    Ответ

    Назовите роман А. С. Пушкина о восстании Пугачёва, в котором, как и в «Тихом Доне», изображена стихия русского бунта.

     

    С этого дня орудийный гул звучал не переставая четверо суток. Особенно слышно было зорями. Но когда дул северо-восточный ветер, гром отдалённых боёв слышался и среди дня. На гумнах на минуту приостанавливалась работа, бабы крестились, тяжело вздыхали, вспоминая родных, шепча молитвы, а потом снова начинали глухо погромыхивать на токах каменные катки, понукали лошадей и быков мальчишки-погонычи, гремели веялки, трудовой день вступал в свои неотъемлемые права. Конец августа был погожий и сухой на диво. По хутору ветер носил мякинную пыль, сладко пахло обмолоченной ржаной соломой, солнце грело немилосердно, но во всём уже чувствовалось приближение недалёкой осени. На выгоне тускло белела отцветшая сизая полынь, верхушки тополей за Доном пожелтели, в садах резче стал запах антоновки, по-осеннему прояснились далёкие горизонты, и на опустевших полях уже показались первые станицы пролётных журавлей.

    По Гетманскому шляху изо дня в день тянулись с запада на восток обозы, подвозившие к переправам через Дон боевые припасы, в обдонских хуторах появились беженцы. Они рассказывали, что казаки отступают с боями; некоторые уверяли, будто отступление это совершается преднамеренно, для того чтобы заманить красных, а потом окружить их и уничтожить. Кое-кто из татарцев потихоньку начал собираться к отъезду. Подкармливали быков и лошадей, ночами зарывали в ямы хлеб, сундуки с наиболее ценным имуществом. Замолкший было орудийный гул 5 сентября возобновился с новой силой и теперь звучал уже отчётливо и грозно. Бои шли верстах в сорока от Дона, по направлению на северо-восток от Татарского. Через день загремело и вверх по течению на западе. Фронт неотвратимо подвигался к Дону.

    Ильинична, знавшая о том, что большинство хуторян собираются отступать, предложила Дуняшке уехать. Она испытывала чувство растерянности и недоумения и не знала, как ей быть с хозяйством, с домом; надо ли всё это бросать и уезжать вместе с людьми или оставаться дома. Перед отъездом на фронт Пантелей Прокофьевич говорил о молотьбе, о зяби, о скоте, но ни словом не обмолвился о том, как им быть, если фронт приблизится к Татарскому. На всякий случай Ильинична решила так: отправить с кем-нибудь из хуторных Дуняшку с детьми и наиболее ценным имуществом, а самой оставаться, даже в том случае, если красные займут хутор.

    В ночь на 17 сентября неожиданно явился домой Пантелей Прокофьевич. Он пришёл пешком из-под Казанской станицы, измученный, злой. Отдохнув с полчаса, сел за стол и начал есть так, как Ильинична ещё за всю свою жизнь не видела; полуведёрный чугун постных щей словно за себя кинул, а потом навалился на пшённую кашу. Ильинична от изумления руками всплеснула:

    — Господи, да как уж ты ешь, Прокофич! Как, скажи, ты три дня не ел!

    — А ты думала  — ел, старая дура! Трое суток в аккурат маковой росинки во рту не было!

    — Да что же, вас там не кормят, что ли?

    — Черти бы их так кормили!  — мурлыча по-кошачьи, с набитым ртом, отвечал Пантелей Прокофьевич.  — Что спромыслишь  — то и полопаешь, а я воровать ишо не обучился. Это молодым добро, у них совести-то и на семак [две копейки] не осталося… Они за эту проклятую войну так руки на воровстве набили, что я ужахался-ужахался, да и перестал. Всё, что увидят,  — берут, тянут, волокут… Не война, а страсть Господня!

    (М. А. Шолохов, «Тихий Дон»)

    Ответ

    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне

    Скачать
    qr

    Укажите фамилию Пантелея Прокофьевича и его сыновей.

     

    С этого дня орудийный гул звучал не переставая четверо суток. Особенно слышно было зорями. Но когда дул северо-восточный ветер, гром отдалённых боёв слышался и среди дня. На гумнах на минуту приостанавливалась работа, бабы крестились, тяжело вздыхали, вспоминая родных, шепча молитвы, а потом снова начинали глухо погромыхивать на токах каменные катки, понукали лошадей и быков мальчишки-погонычи, гремели веялки, трудовой день вступал в свои неотъемлемые права. Конец августа был погожий и сухой на диво. По хутору ветер носил мякинную пыль, сладко пахло обмолоченной ржаной соломой, солнце грело немилосердно, но во всём уже чувствовалось приближение недалёкой осени. На выгоне тускло белела отцветшая сизая полынь, верхушки тополей за Доном пожелтели, в садах резче стал запах антоновки, по-осеннему прояснились далёкие горизонты, и на опустевших полях уже показались первые станицы пролётных журавлей.

    По Гетманскому шляху изо дня в день тянулись с запада на восток обозы, подвозившие к переправам через Дон боевые припасы, в обдонских хуторах появились беженцы. Они рассказывали, что казаки отступают с боями; некоторые уверяли, будто отступление это совершается преднамеренно, для того чтобы заманить красных, а потом окружить их и уничтожить. Кое-кто из татарцев потихоньку начал собираться к отъезду. Подкармливали быков и лошадей, ночами зарывали в ямы хлеб, сундуки с наиболее ценным имуществом. Замолкший было орудийный гул 5 сентября возобновился с новой силой и теперь звучал уже отчётливо и грозно. Бои шли верстах в сорока от Дона, по направлению на северо-восток от Татарского. Через день загремело и вверх по течению на западе. Фронт неотвратимо подвигался к Дону.

    Ильинична, знавшая о том, что большинство хуторян собираются отступать, предложила Дуняшке уехать. Она испытывала чувство растерянности и недоумения и не знала, как ей быть с хозяйством, с домом; надо ли всё это бросать и уезжать вместе с людьми или оставаться дома. Перед отъездом на фронт Пантелей Прокофьевич говорил о молотьбе, о зяби, о скоте, но ни словом не обмолвился о том, как им быть, если фронт приблизится к Татарскому. На всякий случай Ильинична решила так: отправить с кем-нибудь из хуторных Дуняшку с детьми и наиболее ценным имуществом, а самой оставаться, даже в том случае, если красные займут хутор.

    В ночь на 17 сентября неожиданно явился домой Пантелей Прокофьевич. Он пришёл пешком из-под Казанской станицы, измученный, злой. Отдохнув с полчаса, сел за стол и начал есть так, как Ильинична ещё за всю свою жизнь не видела; полуведёрный чугун постных щей словно за себя кинул, а потом навалился на пшённую кашу. Ильинична от изумления руками всплеснула:

    — Господи, да как уж ты ешь, Прокофич! Как, скажи, ты три дня не ел!

    — А ты думала  — ел, старая дура! Трое суток в аккурат маковой росинки во рту не было!

    — Да что же, вас там не кормят, что ли?

    — Черти бы их так кормили!  — мурлыча по-кошачьи, с набитым ртом, отвечал Пантелей Прокофьевич.  — Что спромыслишь  — то и полопаешь, а я воровать ишо не обучился. Это молодым добро, у них совести-то и на семак [две копейки] не осталося… Они за эту проклятую войну так руки на воровстве набили, что я ужахался-ужахался, да и перестал. Всё, что увидят,  — берут, тянут, волокут… Не война, а страсть Господня!

    (М. А. Шолохов, «Тихий Дон»)

    Ответ

    Каким термином обозначается значимая подробность, несущая в себе художественную функцию (например, полуведёрный чугун постных щей, на которые набросился голодный Пантелей Прокофьевич)?

     

    С этого дня орудийный гул звучал не переставая четверо суток. Особенно слышно было зорями. Но когда дул северо-восточный ветер, гром отдалённых боёв слышался и среди дня. На гумнах на минуту приостанавливалась работа, бабы крестились, тяжело вздыхали, вспоминая родных, шепча молитвы, а потом снова начинали глухо погромыхивать на токах каменные катки, понукали лошадей и быков мальчишки-погонычи, гремели веялки, трудовой день вступал в свои неотъемлемые права. Конец августа был погожий и сухой на диво. По хутору ветер носил мякинную пыль, сладко пахло обмолоченной ржаной соломой, солнце грело немилосердно, но во всём уже чувствовалось приближение недалёкой осени. На выгоне тускло белела отцветшая сизая полынь, верхушки тополей за Доном пожелтели, в садах резче стал запах антоновки, по-осеннему прояснились далёкие горизонты, и на опустевших полях уже показались первые станицы пролётных журавлей.

    По Гетманскому шляху изо дня в день тянулись с запада на восток обозы, подвозившие к переправам через Дон боевые припасы, в обдонских хуторах появились беженцы. Они рассказывали, что казаки отступают с боями; некоторые уверяли, будто отступление это совершается преднамеренно, для того чтобы заманить красных, а потом окружить их и уничтожить. Кое-кто из татарцев потихоньку начал собираться к отъезду. Подкармливали быков и лошадей, ночами зарывали в ямы хлеб, сундуки с наиболее ценным имуществом. Замолкший было орудийный гул 5 сентября возобновился с новой силой и теперь звучал уже отчётливо и грозно. Бои шли верстах в сорока от Дона, по направлению на северо-восток от Татарского. Через день загремело и вверх по течению на западе. Фронт неотвратимо подвигался к Дону.

    Ильинична, знавшая о том, что большинство хуторян собираются отступать, предложила Дуняшке уехать. Она испытывала чувство растерянности и недоумения и не знала, как ей быть с хозяйством, с домом; надо ли всё это бросать и уезжать вместе с людьми или оставаться дома. Перед отъездом на фронт Пантелей Прокофьевич говорил о молотьбе, о зяби, о скоте, но ни словом не обмолвился о том, как им быть, если фронт приблизится к Татарскому. На всякий случай Ильинична решила так: отправить с кем-нибудь из хуторных Дуняшку с детьми и наиболее ценным имуществом, а самой оставаться, даже в том случае, если красные займут хутор.

    В ночь на 17 сентября неожиданно явился домой Пантелей Прокофьевич. Он пришёл пешком из-под Казанской станицы, измученный, злой. Отдохнув с полчаса, сел за стол и начал есть так, как Ильинична ещё за всю свою жизнь не видела; полуведёрный чугун постных щей словно за себя кинул, а потом навалился на пшённую кашу. Ильинична от изумления руками всплеснула:

    — Господи, да как уж ты ешь, Прокофич! Как, скажи, ты три дня не ел!

    — А ты думала  — ел, старая дура! Трое суток в аккурат маковой росинки во рту не было!

    — Да что же, вас там не кормят, что ли?

    — Черти бы их так кормили!  — мурлыча по-кошачьи, с набитым ртом, отвечал Пантелей Прокофьевич.  — Что спромыслишь  — то и полопаешь, а я воровать ишо не обучился. Это молодым добро, у них совести-то и на семак [две копейки] не осталося… Они за эту проклятую войну так руки на воровстве набили, что я ужахался-ужахался, да и перестал. Всё, что увидят,  — берут, тянут, волокут… Не война, а страсть Господня!

    (М. А. Шолохов, «Тихий Дон»)

    Ответ

    К какому литературному направлению относится поэтическое творчество Н. А. Некрасова?

     

    Школьник

    – Ну, пошёл же, ради Бога!

    Небо, ельник и песок  —

    Невесёлая дорога…

    Эй! садись ко мне, дружок!

     

    Ноги босы, грязно тело,

    И едва прикрыта грудь…

    Не стыдися! что за дело?

    Это многих славный путь.

     

    Вижу я в котомке книжку.

    Так учиться ты идёшь…

    Знаю: батька на сынишку

    Издержал последний грош.

     

    Знаю: старая дьячиха

    Отдала четвертачок,

    Что проезжая купчиха

    Подарила на чаёк.

     

    Или, может, ты дворовый

    Из отпущенных?.. Ну, что ж!

    Случай тоже уж не новый  —

    Не робей, не пропадёшь!

     

    Скоро сам узнаешь в школе,

    Как архангельский мужик

    По своей и Божьей воле

    Стал разумен и велик.

     

    Не без добрых душ на свете  —

    Кто-нибудь свезёт в Москву,

    Будешь в университете  —

    Сон свершится наяву!

     

    Там уж поприще широко:

    Знай работай да не трусь…

    Вот за что тебя глубоко

    Я люблю, родная Русь!

     

    Не бездарна та природа,

    Не погиб ещё тот край,

    Что выводит из народа

    Столько славных то и знай,  —

     

    Столько добрых, благородных,

    Сильных любящей душой,

    Посреди тупых, холодных

    И напыщенных собой!

     

    (Н. А. Некрасов, 1856)
    Ответ

    Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой автор использует анафору.

     

    Школьник

    – Ну, пошёл же, ради Бога!

    Небо, ельник и песок  —

    Невесёлая дорога…

    Эй! садись ко мне, дружок!

     

    Ноги босы, грязно тело,

    И едва прикрыта грудь…

    Не стыдися! что за дело?

    Это многих славный путь.

     

    Вижу я в котомке книжку.

    Так учиться ты идёшь…

    Знаю: батька на сынишку

    Издержал последний грош.

     

    Знаю: старая дьячиха

    Отдала четвертачок,

    Что проезжая купчиха

    Подарила на чаёк.

     

    Или, может, ты дворовый

    Из отпущенных?.. Ну, что ж!

    Случай тоже уж не новый  —

    Не робей, не пропадёшь!

     

    Скоро сам узнаешь в школе,

    Как архангельский мужик

    По своей и Божьей воле

    Стал разумен и велик.

     

    Не без добрых душ на свете  —

    Кто-нибудь свезёт в Москву,

    Будешь в университете  —

    Сон свершится наяву!

     

    Там уж поприще широко:

    Знай работай да не трусь…

    Вот за что тебя глубоко

    Я люблю, родная Русь!

     

    Не бездарна та природа,

    Не погиб ещё тот край,

    Что выводит из народа

    Столько славных то и знай,  —

     

    Столько добрых, благородных,

    Сильных любящей душой,

    Посреди тупых, холодных

    И напыщенных собой!

     

    (Н. А. Некрасов, 1856)
    Ответ

    Какой вид рифмовки (АВАВ) использует автор стихотворения «Школьник»?

     

    Школьник

    – Ну, пошёл же, ради Бога!

    Небо, ельник и песок  —

    Невесёлая дорога…

    Эй! садись ко мне, дружок!

     

    Ноги босы, грязно тело,

    И едва прикрыта грудь…

    Не стыдися! что за дело?

    Это многих славный путь.

     

    Вижу я в котомке книжку.

    Так учиться ты идёшь…

    Знаю: батька на сынишку

    Издержал последний грош.

     

    Знаю: старая дьячиха

    Отдала четвертачок,

    Что проезжая купчиха

    Подарила на чаёк.

     

    Или, может, ты дворовый

    Из отпущенных?.. Ну, что ж!

    Случай тоже уж не новый  —

    Не робей, не пропадёшь!

     

    Скоро сам узнаешь в школе,

    Как архангельский мужик

    По своей и Божьей воле

    Стал разумен и велик.

     

    Не без добрых душ на свете  —

    Кто-нибудь свезёт в Москву,

    Будешь в университете  —

    Сон свершится наяву!

     

    Там уж поприще широко:

    Знай работай да не трусь…

    Вот за что тебя глубоко

    Я люблю, родная Русь!

     

    Не бездарна та природа,

    Не погиб ещё тот край,

    Что выводит из народа

    Столько славных то и знай,  —

     

    Столько добрых, благородных,

    Сильных любящей душой,

    Посреди тупых, холодных

    И напыщенных собой!

     

    (Н. А. Некрасов, 1856)
    Ответ

    Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи.

     

    Как в приведённом фрагменте отображена трагедия Гражданской войны?

     

    С этого дня орудийный гул звучал не переставая четверо суток. Особенно слышно было зорями. Но когда дул северо-восточный ветер, гром отдалённых боёв слышался и среди дня. На гумнах на минуту приостанавливалась работа, бабы крестились, тяжело вздыхали, вспоминая родных, шепча молитвы, а потом снова начинали глухо погромыхивать на токах каменные катки, понукали лошадей и быков мальчишки-погонычи, гремели веялки, трудовой день вступал в свои неотъемлемые права. Конец августа был погожий и сухой на диво. По хутору ветер носил мякинную пыль, сладко пахло обмолоченной ржаной соломой, солнце грело немилосердно, но во всём уже чувствовалось приближение недалёкой осени. На выгоне тускло белела отцветшая сизая полынь, верхушки тополей за Доном пожелтели, в садах резче стал запах антоновки, по-осеннему прояснились далёкие горизонты, и на опустевших полях уже показались первые станицы пролётных журавлей.

    По Гетманскому шляху изо дня в день тянулись с запада на восток обозы, подвозившие к переправам через Дон боевые припасы, в обдонских хуторах появились беженцы. Они рассказывали, что казаки отступают с боями; некоторые уверяли, будто отступление это совершается преднамеренно, для того чтобы заманить красных, а потом окружить их и уничтожить. Кое-кто из татарцев потихоньку начал собираться к отъезду. Подкармливали быков и лошадей, ночами зарывали в ямы хлеб, сундуки с наиболее ценным имуществом. Замолкший было орудийный гул 5 сентября возобновился с новой силой и теперь звучал уже отчётливо и грозно. Бои шли верстах в сорока от Дона, по направлению на северо-восток от Татарского. Через день загремело и вверх по течению на западе. Фронт неотвратимо подвигался к Дону.

    Ильинична, знавшая о том, что большинство хуторян собираются отступать, предложила Дуняшке уехать. Она испытывала чувство растерянности и недоумения и не знала, как ей быть с хозяйством, с домом; надо ли всё это бросать и уезжать вместе с людьми или оставаться дома. Перед отъездом на фронт Пантелей Прокофьевич говорил о молотьбе, о зяби, о скоте, но ни словом не обмолвился о том, как им быть, если фронт приблизится к Татарскому. На всякий случай Ильинична решила так: отправить с кем-нибудь из хуторных Дуняшку с детьми и наиболее ценным имуществом, а самой оставаться, даже в том случае, если красные займут хутор.

    В ночь на 17 сентября неожиданно явился домой Пантелей Прокофьевич. Он пришёл пешком из-под Казанской станицы, измученный, злой. Отдохнув с полчаса, сел за стол и начал есть так, как Ильинична ещё за всю свою жизнь не видела; полуведёрный чугун постных щей словно за себя кинул, а потом навалился на пшённую кашу. Ильинична от изумления руками всплеснула:

     Господи, да как уж ты ешь, Прокофич! Как, скажи, ты три дня не ел!

     А ты думала  ел, старая дура! Трое суток в аккурат маковой росинки во рту не было!

     Да что же, вас там не кормят, что ли?

     Черти бы их так кормили!  мурлыча по-кошачьи, с набитым ртом, отвечал Пантелей Прокофьевич.  Что спромыслишь  то и полопаешь, а я воровать ишо не обучился. Это молодым добро, у них совести-то и на семак [две копейки] не осталося… Они за эту проклятую войну так руки на воровстве набили, что я ужахался-ужахался, да и перестал. Всё, что увидят,  берут, тянут, волокут… Не война, а страсть Господня!

    (М.А. Шолохов, «Тихий Дон»)

    Ответ

    Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.

     

    1)  неологизм

    2)  гротеск

    3)  эпитет

    4)  инверсия

    5)  риторическое восклицание

     

    Школьник

    – Ну, пошёл же, ради Бога!

    Небо, ельник и песок  —

    Невесёлая дорога…

    Эй! садись ко мне, дружок!

     

    Ноги босы, грязно тело,

    И едва прикрыта грудь…

    Не стыдися! что за дело?

    Это многих славный путь.

     

    Вижу я в котомке книжку.

    Так учиться ты идёшь…

    Знаю: батька на сынишку

    Издержал последний грош.

     

    Знаю: старая дьячиха

    Отдала четвертачок,

    Что проезжая купчиха

    Подарила на чаёк.

     

    Или, может, ты дворовый

    Из отпущенных?.. Ну, что ж!

    Случай тоже уж не новый  —

    Не робей, не пропадёшь!

     

    Скоро сам узнаешь в школе,

    Как архангельский мужик

    По своей и Божьей воле

    Стал разумен и велик.

     

    Не без добрых душ на свете  —

    Кто-нибудь свезёт в Москву,

    Будешь в университете  —

    Сон свершится наяву!

     

    Там уж поприще широко:

    Знай работай да не трусь…

    Вот за что тебя глубоко

    Я люблю, родная Русь!

     

    Не бездарна та природа,

    Не погиб ещё тот край,

    Что выводит из народа

    Столько славных то и знай,  —

     

    Столько добрых, благородных,

    Сильных любящей душой,

    Посреди тупых, холодных

    И напыщенных собой!

     

    (Н. А. Некрасов, 1856)
    Ответ

    Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (1–5) и укажите её номер в ответе. Напишите сочинение объёмом не меньше 250 слов (при объёме меньше 200 слов за сочинение выставляется 0 баллов). Раскройте тему сочинения полно и многосторонне. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.

     

    1. Как можно истолковать слова Чацкого: «Молчалины блаженствуют на свете»? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

    2. Что послужило причиной расставания Базарова и Аркадия Кирсанова? (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

    3. Какую роль в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» играют обращения к историческому прошлому?

    4. Тема прекрасного и вечного в поэзии.

    5. Проблема бережного отношения к природе (на примере 1−2 произведений отечественной или зарубежной литературы).

    Ответ

    Определите размер, которым написано стихотворение Н. А. Некрасова «Школьник» (без указания количества стоп).

     

    Школьник

    – Ну, пошёл же, ради Бога!

    Небо, ельник и песок  —

    Невесёлая дорога…

    Эй! садись ко мне, дружок!

     

    Ноги босы, грязно тело,

    И едва прикрыта грудь…

    Не стыдися! что за дело?

    Это многих славный путь.

     

    Вижу я в котомке книжку.

    Так учиться ты идёшь…

    Знаю: батька на сынишку

    Издержал последний грош.

     

    Знаю: старая дьячиха

    Отдала четвертачок,

    Что проезжая купчиха

    Подарила на чаёк.

     

    Или, может, ты дворовый

    Из отпущенных?.. Ну, что ж!

    Случай тоже уж не новый  —

    Не робей, не пропадёшь!

     

    Скоро сам узнаешь в школе,

    Как архангельский мужик

    По своей и Божьей воле

    Стал разумен и велик.

     

    Не без добрых душ на свете  —

    Кто-нибудь свезёт в Москву,

    Будешь в университете  —

    Сон свершится наяву!

     

    Там уж поприще широко:

    Знай работай да не трусь…

    Вот за что тебя глубоко

    Я люблю, родная Русь!

     

    Не бездарна та природа,

    Не погиб ещё тот край,

    Что выводит из народа

    Столько славных то и знай,  —

     

    Столько добрых, благородных,

    Сильных любящей душой,

    Посреди тупых, холодных

    И напыщенных собой!

     

    (Н. А. Некрасов, 1856)
    Ответ

    Какие чувства и почему испытывает лирический герой стихотворения «Школьник»?

     

    Школьник

    – Ну, пошёл же, ради Бога!

    Небо, ельник и песок  —

    Невесёлая дорога…

    Эй! садись ко мне, дружок!

     

    Ноги босы, грязно тело,

    И едва прикрыта грудь…

    Не стыдися! что за дело?

    Это многих славный путь.

     

    Вижу я в котомке книжку.

    Так учиться ты идёшь…

    Знаю: батька на сынишку

    Издержал последний грош.

     

    Знаю: старая дьячиха

    Отдала четвертачок,

    Что проезжая купчиха

    Подарила на чаёк.

     

    Или, может, ты дворовый

    Из отпущенных?.. Ну, что ж!

    Случай тоже уж не новый  —

    Не робей, не пропадёшь!

     

    Скоро сам узнаешь в школе,

    Как архангельский мужик

    По своей и Божьей воле

    Стал разумен и велик.

     

    Не без добрых душ на свете  —

    Кто-нибудь свезёт в Москву,

    Будешь в университете  —

    Сон свершится наяву!

     

    Там уж поприще широко:

    Знай работай да не трусь…

    Вот за что тебя глубоко

    Я люблю, родная Русь!

     

    Не бездарна та природа,

    Не погиб ещё тот край,

    Что выводит из народа

    Столько славных то и знай,  —

     

    Столько добрых, благородных,

    Сильных любящей душой,

    Посреди тупых, холодных

    И напыщенных собой!

     

    (Н. А. Некрасов, 1856)
    Ответ

    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне

    Скачать
    qr

    Укажите жанр, к которому относится шолоховский «Тихий Дон».

    Текст произведения
    С этого дня орудийный гул звучал не переставая четверо суток. Особенно слышно было зорями. Но когда дул северо-восточный ветер, гром отдалённых боёв слышался и среди дня. На гумнах на минуту приостанавливалась работа, бабы крестились, тяжело вздыхали, вспоминая родных, шепча молитвы, а потом снова начинали глухо погромыхивать на токах каменные катки, понукали лошадей и быков мальчишки-погонычи, гремели веялки, трудовой день вступал в свои неотъемлемые права. Конец августа был погожий и сухой на диво. По хутору ветер носил мякинную пыль, сладко пахло обмолоченной ржаной соломой, солнце грело немилосердно, но во всём уже чувствовалось приближение недалёкой осени. На выгоне тускло белела отцветшая сизая полынь, верхушки тополей за Доном пожелтели, в садах резче стал запах антоновки, по-осеннему прояснились далёкие горизонты, и на опустевших полях уже показались первые станицы пролётных журавлей.
    По Гетманскому шляху изо дня в день тянулись с запада на восток обозы, подвозившие к переправам через Дон боевые припасы, в обдонских хуторах появились беженцы. Они рассказывали, что казаки отступают с боями; некоторые уверяли, будто отступление это совершается преднамеренно, для того чтобы заманить красных, а потом окружить их и уничтожить. Кое-кто из татарцев потихоньку начал собираться к отъезду. Подкармливали быков и лошадей, ночами зарывали в ямы хлеб, сундуки с наиболее ценным имуществом. Замолкший было орудийный гул 5 сентября возобновился с новой силой и теперь звучал уже отчётливо и грозно. Бои шли верстах в сорока от Дона, по направлению на северо-восток от Татарского. Через день загремело и вверх по течению на западе. Фронт неотвратимо подвигался к Дону.
    Ильинична, знавшая о том, что большинство хуторян собираются отступать, предложила Дуняшке уехать. Она испытывала чувство растерянности и недоумения и не знала, как ей быть с хозяйством, с домом; надо ли всё это бросать и уезжать вместе с людьми или оставаться дома. Перед отъездом на фронт Пантелей Прокофьевич говорил о молотьбе, о зяби, о скоте, но ни словом не обмолвился о том, как им быть, если фронт приблизится к Татарскому. На всякий случай Ильинична решила так: отправить с кем-нибудь из хуторных Дуняшку с детьми и наиболее ценным имуществом, а самой оставаться, даже в том случае, если красные займут хутор.
    В ночь на 17 сентября неожиданно явился домой Пантелей Прокофьевич. Он пришёл пешком из-под Казанской станицы, измученный, злой. Отдохнув с полчаса, сел за стол и начал есть так, как Ильинична ещё за всю свою жизнь не видела; полуведёрный чугун постных щей словно за себя кинул, а потом навалился на пшённую кашу. Ильинична от изумления руками всплеснула:
    — Господи, да как уж ты ешь, Прокофич! Как, скажи, ты три дня не ел!
    — А ты думала — ел, старая дура! Трое суток в аккурат маковой росинки во рту не было!
    — Да что же, вас там не кормят, что ли?
    — Черти бы их так кормили! — мурлыча по-кошачьи, с набитым ртом, отвечал Пантелей Прокофьевич. — Что спромыслишь — то и полопаешь, а я воровать ишо не обучился. Это молодым добро, у них совести-то и на семак [две копейки] не осталося… Они за эту проклятую войну так руки на воровстве набили, что я ужахался-ужахался, да и перестал. Всё, что увидят, — берут, тянут, волокут… Не война, а страсть Господня!

    М. А. Шолохов, «Тихий Дон»

    Ответ

    Результаты тренировки
    Решено заданий 0
    Выполнено верно 0
    Выполнено частично верно 0
    Ошибки 0
    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне

    Скачать
    qr