При поддержке
  • Тренажёр заданий ЕГЭ
  • Литература
  • Реальные варианты
  • Реальный вариант ЕГЭ 2024 №2 (досрочная волна) - ЛитератураРеальные варианты
  • Реальный вариант ЕГЭ 2024 №2 (досрочная волна) - Литература

    Как называется средство характеристики персонажа, основанное на описании его внешности, использованное автором в последнем абзаце фрагмента?

    Текст произведения
    На берегу запели, — странно запели. Сначала раздался контральто, — он пропел две-⁠три ноты, и раздался другой голос, начавший песню сначала, и первый всё лился впереди его... — третий, четвёртый, пятый вступили в песню в том же порядке. И вдруг ту же песню, опять-⁠таки сначала, запел хор мужских голосов.
    Каждый голос женщин звучал совершенно отдельно, все они казались разноцветными ручьями и, точно скатываясь откуда-⁠то верху по уступам, прыгая и звеня, вливаясь в густую волну мужских голосов, плавно лившуюся кверху, тонули в ней, вырывались из неё, заглушали её и снова один за другим взвивались, чистые и сильные, высоко вверх.
    Шума волн не слышно было за голосами... <...>
    — Слышал ли ты, чтоб где-⁠нибудь ещё так пели? — спросила Изергиль, поднимая голову и улыбаясь беззубым ртом.
    — Не слыхал. Никогда не слыхал...
    — И не услышишь. Мы любим петь. Только красавцы могут хорошо петь, — красавцы, которые любят жить. Мы любим жить. Смотри-⁠ка, разве не устали за день те, которые поют там? С восхода по закат работали, взошла луна, и уже — поют! Те, которые не умеют жить, легли бы спать. Те, которым жизнь мила, вот — поют.
    — Но здоровье... — начал было я.
    — Здоровья всегда хватит на жизнь. Здоровье! Разве ты, имея деньги, не тратил бы их? Здоровье — то же золото. Знаешь ты, что я делала, когда была молодой? Я ткала ковры с восхода по закат, не вставая почти. Я, как солнечный луч, живая была и вот должна была сидеть неподвижно, точно камень. И сидела до того, что, бывало, все кости у меня трещат. А как придёт ночь, я бежала к тому, кого любила, целоваться с ним. И так я бегала три месяца, пока была любовь; все ночи этого времени бывала у него. И вот до какой поры дожила — хватило крови! А сколько любила! Сколько поцелуев взяла и дала!..
    Я посмотрел ей в лицо. Её чёрные глаза были всё-⁠таки тусклы, их не оживило воспоминание. Луна освещала её сухие, потрескавшиеся губы, заострённый подбородок с седыми волосами на нём и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щёк были чёрные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно-⁠седых волос, выбившихся из-⁠под красной тряпки, которою была обмотана её голова. Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвётся вся, развалится кусками и предо мной встанет голый скелет с тусклыми чёрными глазами.

    М. Горький «Старуха Изергиль»

    Ответ

    Установите соответствие между героями, которые, подобно Изергиль, рассказывают нравоучительные истории, и названиями произведений, героями которых они являются: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

     

    ГЕРОИ НАЗВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
    А) Лука 1)  «Кому на Руси жить хорошо»
    Б) Ионушка 2)  «На дне»
    В) Платон Каратаев 3)  «Отцы и дети»
      4)  «Война и мир»

     

    Текст произведения

    На берегу запели, — странно запели. Сначала раздался контральто, — он пропел две-⁠три ноты, и раздался другой голос, начавший песню сначала, и первый всё лился впереди его... — третий, четвёртый, пятый вступили в песню в том же порядке. И вдруг ту же песню, опять-⁠таки сначала, запел хор мужских голосов.

    Каждый голос женщин звучал совершенно отдельно, все они казались разноцветными ручьями и, точно скатываясь откуда-⁠то верху по уступам, прыгая и звеня, вливаясь в густую волну мужских голосов, плавно лившуюся кверху, тонули в ней, вырывались из неё, заглушали её и снова один за другим взвивались, чистые и сильные, высоко вверх.

    Шума волн не слышно было за голосами... <...>

    — Слышал ли ты, чтоб где-⁠нибудь ещё так пели? — спросила Изергиль, поднимая голову и улыбаясь беззубым ртом.

    — Не слыхал. Никогда не слыхал...

    — И не услышишь. Мы любим петь. Только красавцы могут хорошо петь, — красавцы, которые любят жить. Мы любим жить. Смотри-⁠ка, разве не устали за день те, которые поют там? С восхода по закат работали, взошла луна, и уже — поют! Те, которые не умеют жить, легли бы спать. Те, которым жизнь мила, вот — поют.

    — Но здоровье... — начал было я.

    — Здоровья всегда хватит на жизнь. Здоровье! Разве ты, имея деньги, не тратил бы их? Здоровье — то же золото. Знаешь ты, что я делала, когда была молодой? Я ткала ковры с восхода по закат, не вставая почти. Я, как солнечный луч, живая была и вот должна была сидеть неподвижно, точно камень. И сидела до того, что, бывало, все кости у меня трещат. А как придёт ночь, я бежала к тому, кого любила, целоваться с ним. И так я бегала три месяца, пока была любовь; все ночи этого времени бывала у него. И вот до какой поры дожила — хватило крови! А сколько любила! Сколько поцелуев взяла и дала!..

    Я посмотрел ей в лицо. Её чёрные глаза были всё-⁠таки тусклы, их не оживило воспоминание. Луна освещала её сухие, потрескавшиеся губы, заострённый подбородок с седыми волосами на нём и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щёк были чёрные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно-⁠седых волос, выбившихся из-⁠под красной тряпки, которою была обмотана её голова. Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвётся вся, развалится кусками и предо мной встанет голый скелет с тусклыми чёрными глазами.

     

    М. Горький «Старуха Изергиль»
    Ответ

    Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два литературных термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

    «Старуха Изергиль» относится к такому жанру, как ___________, и следует традициям ___________ — литературного направления, в основе которого — изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах».

    Текст произведения
    На берегу запели, — странно запели. Сначала раздался контральто, — он пропел две-⁠три ноты, и раздался другой голос, начавший песню сначала, и первый всё лился впереди его... — третий, четвёртый, пятый вступили в песню в том же порядке. И вдруг ту же песню, опять-⁠таки сначала, запел хор мужских голосов.
    Каждый голос женщин звучал совершенно отдельно, все они казались разноцветными ручьями и, точно скатываясь откуда-⁠то верху по уступам, прыгая и звеня, вливаясь в густую волну мужских голосов, плавно лившуюся кверху, тонули в ней, вырывались из неё, заглушали её и снова один за другим взвивались, чистые и сильные, высоко вверх.
    Шума волн не слышно было за голосами... <...>
    — Слышал ли ты, чтоб где-⁠нибудь ещё так пели? — спросила Изергиль, поднимая голову и улыбаясь беззубым ртом.
    — Не слыхал. Никогда не слыхал...
    — И не услышишь. Мы любим петь. Только красавцы могут хорошо петь, — красавцы, которые любят жить. Мы любим жить. Смотри-⁠ка, разве не устали за день те, которые поют там? С восхода по закат работали, взошла луна, и уже — поют! Те, которые не умеют жить, легли бы спать. Те, которым жизнь мила, вот — поют.
    — Но здоровье... — начал было я.
    — Здоровья всегда хватит на жизнь. Здоровье! Разве ты, имея деньги, не тратил бы их? Здоровье — то же золото. Знаешь ты, что я делала, когда была молодой? Я ткала ковры с восхода по закат, не вставая почти. Я, как солнечный луч, живая была и вот должна была сидеть неподвижно, точно камень. И сидела до того, что, бывало, все кости у меня трещат. А как придёт ночь, я бежала к тому, кого любила, целоваться с ним. И так я бегала три месяца, пока была любовь; все ночи этого времени бывала у него. И вот до какой поры дожила — хватило крови! А сколько любила! Сколько поцелуев взяла и дала!..
    Я посмотрел ей в лицо. Её чёрные глаза были всё-⁠таки тусклы, их не оживило воспоминание. Луна освещала её сухие, потрескавшиеся губы, заострённый подбородок с седыми волосами на нём и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щёк были чёрные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно-⁠седых волос, выбившихся из-⁠под красной тряпки, которою была обмотана её голова. Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвётся вся, развалится кусками и предо мной встанет голый скелет с тусклыми чёрными глазами.

    М. Горький «Старуха Изергиль»

    Ответ

    Выберите ОДНО из заданий (4.1 или 4.2) и укажите его номер. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

     

    4.1.  Как в рассуждениях Изергиль сочетаются понятия «уметь жить» и «хорошо петь»?

    4.2.  Каким образом слова Изергиль о красавцах, которые «могут петь», подготавливают легенду о Данко, которая будет рассказана позже?

     

    Текст произведения

    На берегу запели, — странно запели. Сначала раздался контральто, — он пропел две-⁠три ноты, и раздался другой голос, начавший песню сначала, и первый всё лился впереди его... — третий, четвёртый, пятый вступили в песню в том же порядке. И вдруг ту же песню, опять-⁠таки сначала, запел хор мужских голосов.

    Каждый голос женщин звучал совершенно отдельно, все они казались разноцветными ручьями и, точно скатываясь откуда-⁠то верху по уступам, прыгая и звеня, вливаясь в густую волну мужских голосов, плавно лившуюся кверху, тонули в ней, вырывались из неё, заглушали её и снова один за другим взвивались, чистые и сильные, высоко вверх.

    Шума волн не слышно было за голосами... <...>

    — Слышал ли ты, чтоб где-⁠нибудь ещё так пели? — спросила Изергиль, поднимая голову и улыбаясь беззубым ртом.

    — Не слыхал. Никогда не слыхал...

    — И не услышишь. Мы любим петь. Только красавцы могут хорошо петь, — красавцы, которые любят жить. Мы любим жить. Смотри-⁠ка, разве не устали за день те, которые поют там? С восхода по закат работали, взошла луна, и уже — поют! Те, которые не умеют жить, легли бы спать. Те, которым жизнь мила, вот — поют.

    — Но здоровье... — начал было я.

    — Здоровья всегда хватит на жизнь. Здоровье! Разве ты, имея деньги, не тратил бы их? Здоровье — то же золото. Знаешь ты, что я делала, когда была молодой? Я ткала ковры с восхода по закат, не вставая почти. Я, как солнечный луч, живая была и вот должна была сидеть неподвижно, точно камень. И сидела до того, что, бывало, все кости у меня трещат. А как придёт ночь, я бежала к тому, кого любила, целоваться с ним. И так я бегала три месяца, пока была любовь; все ночи этого времени бывала у него. И вот до какой поры дожила — хватило крови! А сколько любила! Сколько поцелуев взяла и дала!..

    Я посмотрел ей в лицо. Её чёрные глаза были всё-⁠таки тусклы, их не оживило воспоминание. Луна освещала её сухие, потрескавшиеся губы, заострённый подбородок с седыми волосами на нём и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щёк были чёрные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно-⁠седых волос, выбившихся из-⁠под красной тряпки, которою была обмотана её голова. Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвётся вся, развалится кусками и предо мной встанет голый скелет с тусклыми чёрными глазами.

     

    (М. Горький «Старуха Изергиль»)
    Ответ

    Назовите произведение отечественной литературы первой половины ХIХ века (с указанием автора), в котором изображён сильный, яркий характер. В чём схож(а) (или различен(-на)) герой (героиня) выбранного произведения и горьковская Изергиль?

     

    На берегу запели, — странно запели. Сначала раздался контральто, — он пропел две-⁠три ноты, и раздался другой голос, начавший песню сначала, и первый всё лился впереди его... — третий, четвёртый, пятый вступили в песню в том же порядке. И вдруг ту же песню, опять-⁠таки сначала, запел хор мужских голосов.

    Каждый голос женщин звучал совершенно отдельно, все они казались разноцветными ручьями и, точно скатываясь откуда-⁠то верху по уступам, прыгая и звеня, вливаясь в густую волну мужских голосов, плавно лившуюся кверху, тонули в ней, вырывались из неё, заглушали её и снова один за другим взвивались, чистые и сильные, высоко вверх.

    Шума волн не слышно было за голосами... <...>

    — Слышал ли ты, чтоб где-⁠нибудь ещё так пели? — спросила Изергиль, поднимая голову и улыбаясь беззубым ртом.

    — Не слыхал. Никогда не слыхал...

    — И не услышишь. Мы любим петь. Только красавцы могут хорошо петь, — красавцы, которые любят жить. Мы любим жить. Смотри-⁠ка, разве не устали за день те, которые поют там? С восхода по закат работали, взошла луна, и уже — поют! Те, которые не умеют жить, легли бы спать. Те, которым жизнь мила, вот — поют.

    — Но здоровье... — начал было я.

    — Здоровья всегда хватит на жизнь. Здоровье! Разве ты, имея деньги, не тратил бы их? Здоровье — то же золото. Знаешь ты, что я делала, когда была молодой? Я ткала ковры с восхода по закат, не вставая почти. Я, как солнечный луч, живая была и вот должна была сидеть неподвижно, точно камень. И сидела до того, что, бывало, все кости у меня трещат. А как придёт ночь, я бежала к тому, кого любила, целоваться с ним. И так я бегала три месяца, пока была любовь; все ночи этого времени бывала у него. И вот до какой поры дожила — хватило крови! А сколько любила! Сколько поцелуев взяла и дала!..

    Я посмотрел ей в лицо. Её чёрные глаза были всё-⁠таки тусклы, их не оживило воспоминание. Луна освещала её сухие, потрескавшиеся губы, заострённый подбородок с седыми волосами на нём и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щёк были чёрные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно-⁠седых волос, выбившихся из-⁠под красной тряпки, которою была обмотана её голова. Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвётся вся, развалится кусками и предо мной встанет голый скелет с тусклыми чёрными глазами.

     

    (М. Горький «Старуха Изергиль»)
    Ответ

    Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два литературных термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

    Стихотворение М. В. Исаковского написано двусложным размером (метром) — ____________ — с использованием перекрёстной ____________.

    НА УЛИЦЕ

    Апрель ударил голубым крылом
    О городскую чёрствую дорогу.
    И вот со звоном выкатился лом
    Из шумной двери солнцу на подмогу.

    И целый день в руках играет сталь,
    Вздыхают глухо ледяные глыбы.
    Сегодня день прозрачный, как хрусталь,
    Сегодня день приветливых улыбок.

    Весь город напоён ласкающим теплом.
    Неугомон у каждого порога…
    Апрель ударил голубым крылом
    О городскую чёрствую дорогу.

    М. В. Исаковский, 1924

    Ответ

    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне

    Скачать
    qr

    Стихотворение М.В. Исаковского начинается и заканчивается одинаковыми строками. Как называется данный вид композиции?

     

    На улице

     

    Апрель ударил голубым крылом

    О городскую чёрствую дорогу.

    И вот со звоном выкатился лом

    Из шумной двери солнцу на подмогу.

    И целый день в руках играет сталь,

    Вздыхают глухо ледяные глыбы.

    Сегодня день прозрачный, как хрусталь,

    Сегодня день приветливых улыбок.

    Весь город напоён ласкающим теплом.

    Неугомон у каждого порога…

    Апрель ударил голубым крылом

    О городскую чёрствую дорогу.

     

    М. В. Исаковский, 1924 г.
    Ответ

    Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

     

    1)  эпитет

    2)  риторический вопрос

    3)  олицетворение

    4)  сравнение

    5)  анафора

     

     
    На улице

     

    Апрель ударил голубым крылом

    О городскую чёрствую дорогу.

    И вот со звоном выкатился лом

    Из шумной двери солнцу на подмогу.

     

    И целый день в руках играет сталь,

    Вздыхают глухо ледяные глыбы.

    Сегодня день прозрачный, как хрусталь,

    Сегодня день приветливых улыбок.

     

    Весь город напоён ласкающим теплом.

    Неугомон у каждого порога…

    Апрель ударил голубым крылом

    О городскую чёрствую дорогу.

     

    М. В. Исаковский, 1924 г.
    Ответ

    Выберите ОДНО из заданий (9.1 или 9.2) и укажите его номер. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–⁠10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

     

    9.1.  Какую роль в стихотворении играют звуковые образы?

    9.2.  Какими эмоциями окрашено стихотворение «На улице»?

     

    На улице

     

    Апрель ударил голубым крылом

    О городскую чёрствую дорогу.

    И вот со звоном выкатился лом

    Из шумной двери солнцу на подмогу.

     

    И целый день в руках играет сталь,

    Вздыхают глухо ледяные глыбы.

    Сегодня день прозрачный, как хрусталь,

    Сегодня день приветливых улыбок.

     

    Весь город напоён ласкающим теплом.

    Неугомон у каждого порога…

    Апрель ударил голубым крылом

    О городскую чёрствую дорогу.

     

    М.В. Исаковский, 1924 г.
    Ответ

    В БЛАНК ОТВЕТОВ № 2 запишите номер задания 10. Выберите ОДНО опубликованное стихотворение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст, а также к произведениям со спорной принадлежностью к художественной литературе).

    Сформулируйте прямой связный ответ в объёме 5–10 предложений:

    1) ОБЯЗАТЕЛЬНО укажите название выбранного стихотворения и фамилию автора;

    2) сопоставьте оба стихотворения в заданном направлении анализа: выявите сходство ИЛИ различие обоих произведений.

    Ответ проиллюстрируйте текстами выбранного и предложенного стихотворений, привлекая каждый из них на уровне анализа. Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

     

    Назовите произведение отечественной или зарубежной поэзии (с указанием автора), в котором присутствует тема весны. В чём схожи (или различны) выбранное произведение и приведённое стихотворение М. В. Исаковского?

     

    На улице

     

    Апрель ударил голубым крылом

    О городскую чёрствую дорогу.

    И вот со звоном выкатился лом

    Из шумной двери солнцу на подмогу.

     

    И целый день в руках играет сталь,

    Вздыхают глухо ледяные глыбы.

    Сегодня день прозрачный, как хрусталь,

    Сегодня день приветливых улыбок.

     

    Весь город напоён ласкающим теплом.

    Неугомон у каждого порога…

    Апрель ударил голубым крылом

    О городскую чёрствую дорогу.

     

    М. В. Исаковский, 1924 г.
    Ответ

    Выберите ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (11.1−11.5) и укажите её номер. Напишите сочинение, раскрывая тему сочинения глубоко и многосторонне. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-⁠ов) произведения(-⁠ий). Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение грамотно и разборчиво, оно оценивается по критериям грамотности. Минимально необходимый объём сочинения  — 200 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).

     

    11.1.  Каким предстаёт «футлярный» человек в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре»?

    11.2.  В чём неоднозначность авторского отношения к Раскольникову? (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».)

    11.3.  «Русь уходящая» в поэзии С. А. Есенина. (На примере не менее трёх стихотворений.)

    11.4.  Яркие женские образы в отечественной литературе. (На примере произведения одного из писателей: А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, М. А. Шолохова.)

    11.5.  Какие фрагменты поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Вы предложили бы для создания иллюстраций к ним? (С опорой на текст произведения.)

    Ответ

    Результаты тренировки
    Решено заданий 0
    Выполнено верно 0
    Выполнено частично верно 0
    Ошибки 0
    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне

    Скачать
    qr