Курс по подготовке к ЕГЭ стартует 20 января! Пиши слово «САЙТ» нам в tg и забирай скидку в 2000 рублей

При поддержке
  • Тренажёр заданий ЕГЭ
  • Тренажёр ЕГЭ по Литературе
  • Список заданий
  • Тренажёр ЕГЭ Литература

    Результаты тренировки
    Решено заданий 0
    Выполнено верно 0
    Выполнено частично верно 0
    Ошибки 0
    1

    Задание

    #909 №821 по КИМ

    Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос. 

    Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок 

    Соблюдайте нормы литературной письменной речи.

     

    Какое место занимает спор студента в сюжете "Преступления и наказания"?

     

    — Позволь, я тебе серьёзный вопрос задать хочу, — загорячился студент. — Я сейчас, конечно, пошутил, но смотри: с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живёт, и которая завтра же сама собой умрёт. Понимаешь? Понимаешь?

     

    — Ну, понимаю, — отвечал офицер, внимательно уставясь в горячившегося товарища.

     

    — Слушай дальше. С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обречённые в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, на правленных на дорогу; десятки семей, спасённых от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, — и всё это на её деньги. Убей её и возьми её деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь — тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали!

     

    — Конечно, она недостойна жить, — заметил офицер, — но ведь тут природа.

     

    Эх, брат, да ведь природу поправляют и направляют, а без этого пришлось бы потонуть в предрассудках. Без этого ни одного бы великого человека не было. Говорят: «долг, совесть», — я ничего не хочу говорить против долга и совести, — но ведь как мы их понимаем? Стой, я тебе ещё задам один вопрос. Слушай!

     

    — Нет, ты стой; я тебе задам вопрос. Слушай!

     

    — Ну!

     

    — Вот ты теперь говоришь и ораторствуешь, а скажи ты мне: убьёшь ты сам старуху или нет?

     

    Разумеется, нет! Я для справедливости... Не во мне тут и дело...

     

    — А помоему, коль ты сам не решаешься, так нет тут никакой и справедливости! Пойдём ещё партию!

     

    (Ф.М.Достоевский. "Преступление и наказание")

     

    Ответ

    2

    Задание

    #1664 №821 по КИМ

    Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос. 

    Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок 

    Соблюдайте нормы литературной письменной речи.

     

    Как и почему меняется внутреннее состояние Наташи на протяжении фрагмента?

     

    Граф хотел что-то сказать, но, видимо, воздержался. Он встал с своего стула и пошёл к двери.

    Берг в это время, как бы для того, чтобы высморкаться, достал платок и, глядя на узелок, задумался, грустно и значительно покачивая головой.

    — А у меня к вам, папаша, большая просьба, — сказал он.

    — Гм?.. — сказал граф, останавливаясь.

    — Еду я сейчас мимо Юсупова дома, — смеясь, сказал Берг. — Управляющий мне знакомый, выбежал и просит, не купите ли что-нибудь. Я зашёл, знаете, из любопытства, и там одна шифоньерочка и туалет. Вы знаете, как Верушка этого желала и как мы спорили об этом. (Берг невольно перешёл в тон радости о своей благоустроенности, когда он начал говорить про шифонь ерку и туалет.) И такая прелесть! выдвигается и с аглицким секретом, знаете? А Верочке давно хотелось. Так мне хочется ей сюрприз сделать. Я видел у вас так много этих мужиков на дворе. Дайте мне одного, пожалуйста, я ему хорошенько заплачу и...

    Граф сморщился и заперхал.

    — У графини просите, а я не распоряжаюсь.

    — Ежели затруднительно, пожалуйста, не надо, — сказал Берг. — Мне для Верушки только очень бы хотелось.

    — Ах, убирайтесь вы все к чёрту, к чёрту, к чёрту и к чёрту!.. — закричал старый граф. — Голова кругом идёт. — И он вышел из комнаты.

    Графиня заплакала.

    — Да, да, маменька, очень тяжёлые времена! — сказал Берг.

    Наташа вышла вместе с отцом и, как будто с трудом соображая что-то, сначала пошла за ним, а потом побежала вниз.

    На крыльце стоял Петя, занимавшийся вооружением людей, которые ехали из Москвы. На дворе всё так же стояли заложенные подводы. Две из них были развязаны, и на одну из них влезал офицер, поддерживаемый денщиком.

    — Ты знаешь за что? — спросил Петя Наташу (Наташа поняла, что Петя разумел: за что поссорились отец с матерью). Она не отвечала.

    — За то, что папенька хотел отдать все подводы под раненых, — сказал Петя. — Мне Васильич сказал. По-моему...

    — По-моему, — вдруг закричала почти Наташа, обращая своё озлобленное лицо к Пете, — помоему, это такая гадость, такая мерзость, такая... я не знаю! Разве мы немцы какие-нибудь?.. — Горло её задрожало от судорожных рыданий, и она, боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, повернулась и стремительно бросилась по лестнице. Берг сидел подле графини и родственно-почтительно утешал её. Граф с трубкой в руках ходил по комнате, когда Наташа, с изуродованным злобой лицом, как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери.

    — Это гадость! Это мерзость! — закричала она. — Это не может быть, чтобы вы приказали.

    Берг и графиня недоумевающе и испуганно смотрели на неё. Граф остановился у окна, прислушиваясь.

    — Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе! — закричала она. — Они остаются!..

    — Что с тобой? Кто они? Что тебе надо?

    — Раненые, вот кто! Это нельзя, маменька; это ни на что не похоже... Нет, маменька, голубушка, это не то, простите, пожалуйста, голубушка... Маменька, ну что нам то, что мы увезём, вы посмотрите только, что на дворе... Маменька!.. Это не может быть!..

    Граф стоял у окна и, не поворачивая лица, слушал слова Наташи. Вдруг он засопел носом и приблизил своё лицо к окну.

    Графиня взглянула на дочь, увидала её пристыженное за мать лицо, увидала её волнение, поняла, отчего муж теперь не оглядывался на неё, и с растерянным видом оглянулась вокруг себя.

    — Ах, да делайте, как хотите! Разве я мешаю комунибудь! — сказала она, ещё не вдруг сдаваясь.

    — Маменька, голубушка, простите меня!

    Но графиня оттолкнула дочь и подошла к графу.

    — Mon cher, ты распорядись, как надо... Я ведь не знаю этого, — сказала она, виновато опуская глаза.

    — Яйца... яйца курицу учат... — сквозь счастливые слёзы проговорил граф и обнял жену, которая рада была скрыть на его груди своё пристыженное лицо.

    (Л.Н.Толстой. "Война и мир")

     
     
    Ответ

    3

    Задание

    #2204 №821 по КИМ

    Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос. 

    Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок 

    Соблюдайте нормы литературной письменной речи.

     

    Что символизирует дважды упомянутый в конце фрагмента стук топора?

     

    Прочитайте приведенный ниже фрагмент и выполните задание 8  

    Входит Трофимов, потом Лопахин.

     

    Трофимов. Что же, господа, пора ехать!

     

    Лопахин. Епиходов, мое пальто!

     

    Любовь Андреевна. Я посижу еще одну минутку. Точно раньше я никогда не видела, какие в этом доме стены, какие потолки, и теперь я гляжу на них с жадностью, с такой нежной любовью…

     

    Гаев. Помню, когда мне было шесть лет, в Троицын день я сидел на этом окне и смотрел, как мой отец шел в церковь….

     

    Любовь Андреевна. Все вещи забрали?

     

    Лопахин. Кажется, все. (Епиходову, надевая пальто.) Ты же Епиходов, смотри, чтобы все было в порядке.

     

    Епиходов (говорит сиплым голосом). Будьте покойны, Ермолай Алексеич!

     

    Лопахин. Что это у тебя голос такой?

     

    Епиходов. Сейчас воду пил, что-то проглотил.

     

    Яша (с презрением). Невежество…

     

    Любовь Андреевна. Уедем – и здесь не останется ни души…

     

    Лопахин. До самой весны.

     

    Варя (выдергивая из узла зонтик, похоже, как будто она замахнулась; Лопахин делает вид, что испугался). Что вы, что вы… Я и не думала.

     

    Трофимов. Господа, идемте садиться в экипажи… Уже пора! Сейчас поезд придет!

     

    Варя. Петя, вот они, ваши калоши, возле чемодана. (Со слезами.) И какие они у вас грязные, старые…

     

    Трофимов (надевая калоши). Идем, господа!..

     

    Гаев (сильно смущен, боится заплакать). Поезд… станция… Круазе в середину, белого дуплетом в угол…

     

    Любовь Андреевна. Идем!

     

    Лопахин. Все здесь? Никого там нет? (запирает боковую дверь налево.) Здесь вещи сложены, надо запереть. Идем!..

     

    Аня. Прощай, дом! Прощай, старая жизнь!

     

    Трофимов. Здравствуй, новая жизнь!.. (Уходит с Аней.)

     

    Варя окидывает взглядом комнату и не спеша уходит. Уходят Яша и Шарлотта с собачкой.

     

    Лопахин. Значит, до весны. Выходите, господа… До свиданция!.. (Уходит.)

     

    Любовь Андреевна и Гаев остались вдвоем. Они точно ждали этого, бросаются на шею друг другу и рыдают сдержанно, тихо, боясь, чтобы их не услышали.

     

    Гаев (в отчаянии). Сестра моя, сестра моя…

     

    Любовь Андреевна. О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!.. Прощай!..

     

    Голос Ани весело, призывающе: «Мама!..»

     

    Голос Трофимова весело, возбужденно: «Ау!..»

     

    Любовь Андреевна. В последний раз взглянуть на стены, на окна… По этой комнате любила ходить покойная мать…

     

     

    Гаев. Сестра моя, сестра моя!..

     

    Голос Ани: «Мама!..»

     

    Голос Трофимова: «Ау!..»

     

    Любовь Андреевна. Мы идем!..

     

    Уходят. Сцена пуста. Слышно, как на ключ запирают все двери, как потом отъезжают экипажи. Становится тихо. Среди тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно. Слышатся шаги. Из двери, что направо, показывается Фирс. Он одет, как всегда, в пиджаке и белой жилетке, на ногах туфли. Он болен.

     

    Фирс (подходит к двери, трогает за ручку). Заперто. Уехали… (Садится на диван.) Про меня забыли… Ничего… я тут посижу… А Леонид Андреич небось шубы не надел, в пальто поехал… (Озабоченно вздыхает.) Я-то не поглядел… Молодо-зелено! (Бормочет что-то, чего нельзя понять.) Жизнь-то прошла, словно и не жил. (Ложится.) Я полежу… Силушки-то у тебя нету, ничего не осталось, ничего… Эх ты… недотепа!.. (Лежит неподвижно.)

     

    Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву.

     

     

    Занавес.

     

    Ответ

    4

    Задание

    #2265 №821 по КИМ

    Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос. 

    Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок 

    Соблюдайте нормы литературной письменной речи.

     

    Что в приведённом фрагменте «Слова о полку Игореве» указывает на грядущую беду?

     

    А половцы непроторенными дорогами

    помчались к Дону Великому.

    Кричат телеги в полуночи,

    словно лебеди вспугнутые.

     

    А Игорь к Дону войско ведёт!

     

    Уже беду его подстерегают птицы

    по дубравам,

    волки грозу накликают

    по оврагам,

    орлы клёкотом зверей на кости зовут,

    лисицы брешут на червлёные щиты.

     

    О Русская земля! Уже ты за холмом!

     

    Долго ночь меркнет.

    Заря свет зажгла,

    мгла поля покрыла,

    щёкот соловьиный уснул,

    говор галочий пробудился.

    Русичи великие поля

    червлёными щитами перегородили,

    ища себе чести, а князю славы.

     

    Спозаранок в пятницу

    потоптали они поганые полки половецкие

    и, рассыпавшись стрелами по полю,

    помчали красных девушек половецких,

    а с ними золото, и паволоки,

    и дорогие оксамиты.

    Покрывалами, и плащами, и кожухами

    стали мосты мостить по болотам

    и топям,

    и дорогими нарядами половецкими.

    Червлёный стяг,

    белая хоругвь,

    червлёный бунчук,

    серебряное древко —

    храброму Святославичу!

     

    Дремлет в поле Олегово храброе гнездо.

    Далеко залетело!

    («Слово о полку Игореве», перевод Д. С. Лихачёва)

    Ответ

    5

    Задание

    #3906 №821 по КИМ

    Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос. 

    Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок 

    Соблюдайте нормы литературной письменной речи.

     

    Как данный поступок характеризует Раневскую?

     

    Лопахин. Знаете, я встаю в пятом часу утра, работаю с утра до вечера, ну, у меня постоянно деньги свои и чужие, и я вижу, какие кругом люди. Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей. Иной раз, когда не спится, я думаю: господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами... 

    Любовь Андреевна. Вам понадобились великаны... Они только в сказках хороши, а так они пугают. 

    В глубине сцены проходит Епиходов и играет на гитаре. 

    (Задумчиво.) Епиходов идет... 

    Аня (задумчиво). Епиходов идет... 

    Гаев. Солнце село, господа. 

    Трофимов. Да. 

    Гаев (негромко, как бы декламируя). О природа, дивная, ты блещешь вечным сиянием, прекрасная и равнодушная, ты, которую мы называем матерью, сочетаешь в себе бытие и смерть, ты живишь и разрушаешь... 

    Варя (умоляюще). Дядечка! 

    Аня. Дядя, ты опять! 

    Трофимов. Вы лучше желтого в середину дуплетом. 

    Гаев. Я молчу, молчу. 

    Все сидят, задумались. Тишина. Слышно только, как тихо бормочет Фирс. Вдруг раздается отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. 

    Любовь Андреевна. Это что? 

    Лопахин. Не знаю. Где-нибудь далеко в шахтах сорвалась бадья. Но где-нибудь очень далеко. 

    Гаев. А может быть, птица какая-нибудь... вроде цапли. 

    Трофимов. Или филин... 

    Любовь Андреевна (вздрагивает). Неприятно почему-то. 

    Пауза. 

    Фирс. Перед несчастьем тоже было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь. 

    Гаев. Перед каким несчастьем? 

    Фирс. Перед волей. 

    Пауза. 

    Любовь Андреевна. Знаете, друзья, пойдемте, уже вечереет. (Ане.) У тебя на глазах слезы... Что ты, девочка? (Обнимает ее.) 

    Аня. Это так, мама. Ничего. 

    Трофимов. Кто-то идет. 

    Показывается Прохожий в белой потасканной фуражке, в пальто; он слегка пьян. 

    Прохожий. Позвольте вас спросить, могу ли я пройти здесь прямо на станцию? 

    Гаев. Можете. Идите по этой дороге. 

    Прохожий. Чувствительно вам благодарен. (Кашлянув.) Погода превосходная... (Декламирует.) Брат мой, страдающий брат... выдь на Волгу, чей стон... (Варе.) Мадемуазель, позвольте голодному россиянину копеек тридцать... 

    Варя испугалась, вскрикивает. 

    Лопахин (сердито). Всякому безобразию есть свое приличие! 

    Любовь Андреевна (оторопев). Возьмите... вот вам... (Ищет в портмоне.) Серебра нет... Все равно, вот вам золотой... 

    Прохожий. Чувствительно вам благодарен! (Уходит.) 

    Смех. 

    Варя (испуганная). Я уйду... я уйду... Ах, мамочка, дома людям есть нечего, а вы ему отдали золотой. 

    Любовь Андреевна. Что ж со мной, глупой, делать! Я тебе дома отдам все, что у меня есть. Ермолай Алексеич, дадите мне еще взаймы!.. 

    Лопахин. Слушаю. 

    Любовь Андреевна. Пойдемте, господа, пора. А тут, Варя, мы тебя совсем просватали, поздравляю. 

    Варя (сквозь слезы). Этим, мама, шутить нельзя. 

    Лопахин. Охмелия, иди в монастырь... 

    Гаев. А у меня дрожат руки: давно не играл на биллиарде. 

    Лопахин. Охмелия, о нимфа, помяни меня в твоих молитвах! 

    Любовь Андреевна. Идемте, господа. Скоро ужинать. 

    Варя. Напугал он меня. Сердце так и стучит. 

    Лопахин. Напоминаю вам, господа: двадцать второго августа будет продаваться вишневый сад. Думайте об этом!.. Думайте!..

    (А.П.Чехов)

    Ответ

    6

    Задание

    #6201 №821 по КИМ

    Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос. 

    Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок 

    Соблюдайте нормы литературной письменной речи.

     

    В чём проявляется отношение автора к герою и его жизненной философии?

     

    …Он, пискарь-сын, отлично запомнил поучения пискаря-отца, да и на ус себе намотал. Был он пискарь просвещённый, умеренно-либеральный, и очень твёрдо понимал, что жизнь прожить – не то, что мутовку облизать. «Надо так прожить, чтоб никто не заметил, – сказал он себе, – а не то как раз пропадёшь!» – и стал устраиваться. Первым делом нору для себя такую придумал, чтоб ему забраться в неё было можно, а никому другому – не влезть! Долбил он носом эту нору целый год, и сколько страху в это время принял, ночуя то в иле, то под водяным лопухом, то в осоке. Наконец, однако, выдолбил на славу. Чисто, аккуратно – именно только одному поместиться впору. Вторым делом, насчет житья своего решил так: ночью, когда люди, звери, птицы и рыбы спят – он будет моцион делать, а днём – станет в норе сидеть и дрожать. Но так как пить-есть всё-таки нужно, а жалованья он не получает и прислуги не держит, то будет он выбегать из норы около полден, когда вся рыба уж сыта, и, бог даст, может быть, козявку-другую и промыслит. А ежели не промыслит, так и голодный в норе заляжет, и будет опять дрожать. Ибо лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться.

    Так он и поступал. Ночью моцион делал, в лунном свете купался, а днём забирался в нору и дрожал. Только в полдни выбежит кой-чего похватать – да что в полдень промыслишь! В это время и комар под лист от жары прячется, и букашка под кору хоронится. Поглотает воды – и шабаш!

    Лежит он день-деньской в норе, ночей не досыпает, куска не доедает, и всё-то думает: «Кажется, что я жив? ах, что-то завтра будет?»

    Задремлет, грешным делом, а во сне ему снится, что у него выигрышный билет и он на него двести тысяч выиграл. Не помня себя от восторга, перевернётся на другой бок – глядь, ан у него целых полрыла из норы высунулось... Что, если б в это время щучёнок поблизости был! ведь он бы его из норы-то вытащил!

    Однажды проснулся он и видит: прямо против его норы стоит рак. Стоит неподвижно, словно околдованный, вытаращив на него костяные глаза. Только усы по течению воды пошевеливаются. Вот когда он страху набрался! И целых полдня, покуда совсем не стемнело, этот рак его поджидал, а он тем временем всё дрожал, всё дрожал.

    В другой раз, только что успел он перед зорькой в нору воротиться, только что сладко зевнул, в предвкушении сна, – глядит, откуда ни возьмись, у самой норы щука стоит и зубами хлопает. И тоже целый день его стерегла, словно видом его одним сыта была. А он и щуку надул: не вышел из норы, да и шабаш.

    И не раз, и не два это с ним случалось, а почесть что каждый день.       И каждый день он, дрожа, победы и одоления одерживал, каждый день восклицал: «Слава тебе, господи! жив!»

    Но этого мало: он не женился и детей не имел, хотя у отца его была большая семья. Он рассуждал так: «Отцу шутя можно было прожить! В то время и щуки были добрее, и окуни на нас, мелюзгу, не зарились. А хотя однажды он и попал было в уху, так и тут нашёлся старичок, который его вызволил! А нынче, как рыба-то в реках повывелась, и пискари в честь попали. Так уж тут не до семьи, а как бы только самому прожить!»

    И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто лет. Всё дрожал, всё дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто.

    (М.Е. Салтыков-Щедрин, «Премудрый пискарь»)

    Ответ

    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне

    Скачать
    qr
    7

    Задание

    #6250 №821 по КИМ

    Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос. 

    Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок 

    Соблюдайте нормы литературной письменной речи.

     


    Какие авторские мысли о войне высказывают герои в данном эпизоде?

     

    Пьер, приехав вперёд, как домашний человек, прошёл в кабинет князя Андрея и тотчас же, по привычке, лёг на диван, взял первую попавшуюся      с полки книгу (это были Записки Цезаря) и принялся, облокотившись, читать ее из середины.

    – Что ты сделал с mademoiselle Шерер? Она теперь совсем заболеет, – сказал, входя в кабинет, князь Андрей и потирая маленькие белые ручки.

    Пьер поворотился всем телом, так что диван заскрипел, обернул оживлённое лицо к князю Андрею, улыбнулся и махнул рукой.

    – Нет, этот аббат очень интересен, но только не так понимает дело... По-моему, вечный мир возможен, но я не умею, как это сказать... Но только не политическим равновесием.

    Князь Андрей не интересовался, видимо, этими отвлечёнными разговорами.

    – Нельзя, mon cher1, везде все говорить, что только думаешь. Ну, что ж, ты решился, наконец, на что-нибудь? Кавалергард ты будешь или дипломат? – спросил князь Андрей после минутного молчания.

    Пьер сел на диван, поджав под себя ноги.

    – Можете себе представить, я всё ещё не знаю. Ни то, ни другое мне не нравится.

    – Но ведь надо на что-нибудь решиться? Отец твой ждёт.

    Пьер с десятилетнего возраста был послан с гувернером-аббатом за границу, где он пробыл до двадцатилетнего возраста. Когда он вернулся        в Москву, отец отпустил аббата и сказал молодому человеку: «Теперь ты поезжай в Петербург, осмотрись и выбирай. Я на всё согласен. Вот тебе письмо к князю Василью, и вот тебе деньги. Пиши обо всём, я тебе во всём помогла». Пьер уже три месяца выбирал карьеру и ничего не делал. Про этот выбор и говорил ему князь Андрей. Пьер потёр себе лоб.

    – Но он масон должен быть, – сказал он, разумея аббата, которого он видел на вечере.

    – Всё это бредни, – остановил его опять князь Андрей, – поговорим лучше о деле. Был ты в конной гвардии?..

    – Нет, не был, но вот что мне пришло в голову, и я хотел вам сказать. Теперь война против Наполеона. Ежели б это была война за свободу, я бы понял, я бы первый поступил в военную службу; но помогать Англии и Австрии против величайшего человека в мире... это нехорошо.

    Князь Андрей только пожал плечами на детские речи Пьера. Он сделал вид, что на такие глупости нельзя отвечать; но действительно на этот наивный вопрос трудно было ответить что-нибудь другое, чем то, что ответил князь Андрей.

    – Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было, – сказал он.

    – Это-то и было бы прекрасно, – сказал Пьер.

    Князь Андрей усмехнулся.

    – Очень может быть, что это было бы прекрасно, но этого никогда не будет...

    – Ну, для чего вы идёте на войну? – спросил Пьер.

    – Для чего? Я не знаю. Так надо. Кроме того, я иду... – Он остановился. – Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!

    (Л.Н. Толстой, «Война и мир»)

     

    1 Мой дорогой (фр.).

    Ответ

    8

    Задание

    #6362 №821 по КИМ

    Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос. 

    Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок 

    Соблюдайте нормы литературной письменной речи.

     

    Какие чувства борются в душе Раскольникова, пришедшего «делать пробу» перед преступлением?

     

    Небольшая комната, в которую прошёл молодой человек, с жёлтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем. «И тогда, стало быть, так же будет солнце светить!..» – как бы невзначай мелькнуло в уме Раскольникова, и быстрым взглядом окинул он всё в комнате, чтобы по возможности изучить и запомнить расположение. Но в комнате не было ничего особенного. Мебель, вся очень старая и из жёлтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трёх грошовых картинок в жёлтых рамках, изображавших немецких барышень      с птицами в руках, – вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Всё было очень чисто: и мебель, и полы были оттёрты под лоск; всё блестело. «Лизаветина работа», – подумал молодой человек. Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире.

    «Это у злых и старых вдовиц бывает такая чистота», – продолжал про себя Раскольников и с любопытством покосился на ситцевую занавеску перед дверью во вторую, крошечную комнатку, где стояли старухины постель и комод и куда он ещё ни разу не заглядывал. Вся квартира состояла из этих двух комнат.

    – Что угодно? – строго произнесла старушонка, войдя в комнату и по-прежнему становясь прямо перед ним, чтобы глядеть ему прямо в лицо.

    – Заклад принёс, вот-с! – И он вынул из кармана старые плоские серебряные часы. На оборотной дощечке их был изображён глобус. Цепочка была стальная.

    – Да ведь и прежнему закладу срок. Ещё третьего дня месяц как минул.

    – Я вам проценты ещё за месяц внесу; потерпите.

    – А в том моя добрая воля, батюшка, терпеть или вещь вашу теперь же продать.

    – Много ль за часы-то, Алёна Ивановна?

    – А с пустяками ходишь, батюшка, ничего, почитай, не стоит. За колечко вам прошлый раз два билетика внесла, а оно и купить-то его новое   у ювелира за полтора рубля можно.

    – Рубля-то четыре дайте, я выкуплю, отцовские. Я скоро деньги получу.

    – Полтора рубля-с и процент вперед, коли хотите-с.

    – Полтора рубля! – вскрикнул молодой человек.

    – Ваша воля. – И старуха протянула ему обратно часы. Молодой человек взял их и до того рассердился, что хотел было уже уйти; но тотчас одумался, вспомнив, что идти больше некуда и что он ещё и за другим пришёл.

    – Давайте! – сказал он грубо.

    Старуха полезла в карман за ключами и пошла в другую комнату за занавески. Молодой человек, оставшись один среди комнаты, любопытно прислушивался и соображал. Слышно было, как она отперла комод. «Должно быть, верхний ящик, – соображал он. – Ключи она, стало быть, в правом кармане носит... Все на одной связке, в стальном кольце... И там один ключ есть всех больше, втрое, с зубчатою бородкой, конечно, не от комода... Стало быть, есть ещё какая-нибудь шкатулка, али укладка... Вот это любопытно. У укладок все такие ключи... А впрочем, как это подло всё...»

    Старуха воротилась.

    – Вот-с, батюшка: коли по гривне в месяц с рубля, так за полтора рубля причтётся с вас пятнадцать копеек, за месяц вперёд-с. Да за два прежних рубля с вас ещё причитается по сему же счёту вперёд двадцать копеек. А всего, стало быть, тридцать пять. Приходится же вам теперь всего получить за часы ваши рубль пятнадцать копеек. Вот получите-с.

    – Как! так уж теперь рубль пятнадцать копеек!

    – Точно так-с.

    (Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание».)

     

    Ответ

    9

    Задание

    #6364 №821 по КИМ

    Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос. 

    Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок 

    Соблюдайте нормы литературной письменной речи.

    Как раскрывается характер Василия Ивановича в предложенном для анализа фрагменте?

    Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания.

    Позвольте полюбопытствовать: вы давно с моим Евгением знакомы?

      С нынешней зимы.

     Так-с. И позвольте вас ещё спросить,  но не присесть ли нам?  позвольте вас спросить, как отцу, со всею откровенностью: какого вы мнения о моём Евгении?

      Ваш сын  один из самых замечательных людей, с которыми я когда-либо встречался,  с живостью ответил Аркадий.

    Глаза Василия Ивановича внезапно раскрылись, и щёки его слабо вспыхнули. Лопата вывалилась из его рук.

      Итак, вы полагаете...  начал он.

      Я уверен,  подхватил Аркадий,  что сына вашего ждёт великая будущность, что он прославит ваше имя. Я убедился в этом с первой нашей встречи.

      Как... как это было?  едва проговорил Василий Иванович. Восторженная улыбка раздвинула его широкие губы и уже не сходила с них.

      Вы хотите знать, как мы встретились?

      Да... и вообще...

    Аркадий начал рассказывать и говорить о Базарове ещё с большим жаром, с большим увлечением, чем в тот вечер, когда он танцевал мазурку с Одинцовой.

    Василий Иванович его слушал, слушал, сморкался, катал платок в обеих руках, кашлял, ерошил свои волосы  и наконец не вытерпел: нагнулся к Аркадию и поцеловал его в плечо.

      Вы меня совершенно осчастливили,  промолвил он, не переставая улыбаться:  я должен вам сказать, что я... боготворю моего сына; о моей старухе я уже не говорю: известно  мать! но я не смею при нём высказывать свои чувства, потому что он этого не любит. Он враг всех излияний; многие его даже осуждают за такую твёрдость его нрава и видят в ней признак гордости или бесчувствия; но подобных ему людей не приходится мерить обыкновенным аршином, не правда ли? Да вот, например: другой на его месте тянул бы да тянул с своих родителей; а у нас, поверите ли, он отроду лишней копейки не взял, ей-богу!

      Он бескорыстный, честный человек,  заметил Аркадий.

      Именно бескорыстный. А я, Аркадий Николаич, не только боготворю его, я горжусь им, и всё моё честолюбие состоит в том, чтобы со временем в его биографии стояли следующие слова: «Сын простого штаб-лекаря, который, однако, рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания...»

    Голос старика перервался.

    (И.С. Тургенев, «Отцы и дети»)

    Ответ

    10

    Задание

    #6366 №821 по КИМ

    Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос. 

    Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок 

    Соблюдайте нормы литературной письменной речи.

    Как внешний облик и образ жизни Беликова соотносятся с его любимой фразой: «Как бы чего не вышло»?

    Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания.

    На самом краю села Мироносицкого, в сарае старосты Прокофия расположились на ночлег запоздавшие охотники. Их было только двое: ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин. У Ивана Иваныча была довольно странная, двойная фамилия  Чимша-Гималайский, которая совсем не шла ему, и его во всей губернии звали просто по имени и отчеству; он жил около города на конском заводе и приехал теперь на охоту, чтобы подышать чистым воздухом. Учитель же гимназии Буркин каждое лето гостил у графов П. и в этой местности давно уже был своим человеком.

    Не спали. Иван Иваныч, высокий, худощавый старик с длинными усами, сидел снаружи у входа и курил трубку; его освещала луна. Буркин лежал внутри на сене, и его не было видно в потёмках.

    Рассказывали разные истории. Между прочим говорили о том, что жена старосты, Мавра, женщина здоровая и неглупая, во всю свою жизнь нигде не была дальше своего родного села, никогда не видела ни города, ни железной дороги, а в последние десять лет всё сидела за печью и только по ночам выходила на улицу.

     Что же тут удивительного!  сказал Буркин.  Людей, одиноких по натуре, которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу, на этом свете немало. Быть может, тут явление атавизма, возвращение к тому времени, когда предок человека не был ещё общественным животным и жил одиноко в своей берлоге, а может быть, это просто одна из разновидностей человеческого характера  кто знает? Я не естественник и не моё дело касаться подобных вопросов; я только хочу сказать, что такие люди, как Мавра, явление нередкое. Да вот, недалеко искать, месяца два назад умер у нас в городе некий Беликов, учитель греческого языка, мой товарищ. Вы о нём слышали, конечно. Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в тёплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник. Он носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, своё отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни.

    (А.П. Чехов, «Человек в футляре»)

    Ответ