Новая Школа - онлайн-школа подготовки к ЕГЭ
При поддержке
Тренировки Пробники Статистика Учебник Об экзамене Учительская
  • Тренажёр заданий ЕГЭ
  • Тренажёр ЕГЭ по Литературе
  • Список заданий
  • Тренажёр ЕГЭ Литература

    Каким термином обозначается стилистический приём, основанный на повторении одинаковых согласных звуков в строке/строфе? («И внемлет арфе серафима…»)

     
    ***
     

    В часы забав иль праздной скуки,

    Бывало, лире я моей

    Вверял изнеженные звуки

    Безумства, лени и страстей.

    Но и тогда струны лукавой

    Невольно звон я прерывал,

    Когда твой голос величавый

    Меня внезапно поражал.

    Я лил потоки слёз нежданных,

    И ранам совести моей

    Твоих речей благоуханных

    Отраден чистый был елей.

    И ныне с высоты духовной

    Мне руку простираешь ты,

    И силой кроткой и любовной

    Смиряешь буйные мечты.

    Твоим огнём душа палима

    Отвергла мрак земных сует,

    И внемлет арфе серафима

    В священном ужасе поэт.

     

    А.С. Пушкин, 1830 г.

    Ответ

    Боишься не поступить на бюджет?

    С нами ты поступишь в ВУЗ мечты или мы вернём деньги за обучение!

    За ручку доведем тебя до выхода приказа о зачислении
    Готовим к ЕГЭ по всем предметам
    Подписываем договор, по которому гарантируем, что подготовим на бюджет
    Скорее узнай подробности у менеджера
    Хочу на бюджет!

    Определите вид, к которому относится стихотворение О.Э. Мандельштама  "Я не увижу знаменитой «Федры»". В таком стихотворении нет рифмы, зато есть ритм и размер

     

    ***
     

    Я не увижу знаменитой «Федры»,
    В старинном многоярусном театре,
    С прокопченной высокой галереи,
    При свете оплывающих свечей.
    И, равнодушен к суете актеров,
    Сбирающих рукоплесканий жатву,
    Я не услышу, обращенный к рампе,
    Двойною рифмой оперенный стих:

    — Как эти покрывала мне постылы…

    Театр Расина! Мощная завеса
    Нас отделяет от другого мира;
    Глубокими морщинами волнуя,
    Меж ним и нами занавес лежит.
    Спадают с плеч классические шали,
    Расплавленный страданьем крепнет голос.
    И достигает скорбного закала
    Негодованьем раскаленный слог…

    Я опоздал на празднество Расина…

    Вновь шелестят истлевшие афиши,
    И слабо пахнет апельсинной коркой,
    И, словно из столетней летаргии,
    Очнувшийся сосед мне говорит:

    — Измученный безумством Мельпомены,
    Я в этой жизни жажду только мира;
    Уйдем, покуда зрители-шакалы
    На растерзанье Музы не пришли!

    Когда бы грек увидел наши игры…

     

    О.Э. Мандельштам, 1915 г.
    Ответ

    Укажите род литературы, к которому относится стихотворение В.С. Высоцкого.

     

    О фатальных датах и цифрах

     

    Кто кончил жизнь трагически — тот истинный поэт,

    А если в точный срок, — так в полной мере.

    На цифре 26 один шагнул под пистолет,

    Другой же — в петлю слазил в «Англетере».

     

    А в тридцать три Христу... (Он был поэт, он говорил:

    «Да не убий!» Убьёшь — везде найду, мол.)

    Но — гвозди ему в руки, чтоб чего не сотворил,

    Чтоб не писал и чтобы меньше думал.

     

    С меня при цифре 37 в момент слетает хмель, —

    Вот и сейчас — как холодом подуло:

    Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль

    И Маяковский лёг виском на дуло.

     

    Задержимся на цифре 37! Коварен бог —

    Ребром вопрос поставил: или — или!

    На этом рубеже легли и Байрон, и Рембо,

    А нынешние — как-то проскочили.

     

    Дуэль не состоялась или — перенесена,

    А в тридцать три распяли, но — не сильно,

    А в тридцать семь — не кровь, да что там кровь! — и седина

    Испачкала виски не так обильно.

     

    «Слабо стреляться? В пятки, мол, давно ушла душа?»

    Терпенье, психопаты и кликуши!

    Поэты ходят пятками по лезвию ножа

    И режут в кровь свои босые души.

     

    На слово «длинношеее» в конце пришлось три «е», —

    Укоротить поэта! — вывод ясен, —

    И нож в него! — но счастлив он висеть на острие,

    Зарезанный за то, что был опасен!

     

    Жалею вас, приверженцы фатальных дат и цифр, —

    Томитесь, как наложницы в гареме:

    Срок жизни увеличился — и, может быть, концы

    Поэтов отодвинулись на время!

     

    В. С. Высоцкий, 1971 г

    Ответ

    Как называется созвучие концов стихотворных строк: свет - бред, будь - грудь?

     

    ***

     

    Я ненавижу свет
    Однообразных звезд.
    Здравствуй, мой давний бред, —
    Башни стрельчатой рост!
     
    Кружевом камень будь
    И паутиной стань:
    Неба пустую грудь
    Тонкой иглою рань.
     
    Будет и мой черед —
    Чую размах крыла.
    Так — но куда уйдет
    Мысли живой стрела?
     
    Или свой путь и срок
    Я, исчерпав, вернусь:
    Там — я любить не мог,
    Здесь — я любить боюсь…
     
    О.Э. Мандельштам, 1912 г.
    Ответ

    Боишься не поступить на бюджет?

    С нами ты поступишь в ВУЗ мечты или мы вернём деньги за обучение!

    За ручку доведем тебя до выхода приказа о зачислении
    Готовим к ЕГЭ по всем предметам
    Подписываем договор, по которому гарантируем, что подготовим на бюджет
    Скорее узнай подробности у менеджера
    Хочу на бюджет!

    Какой прием использует автор в строке: "От дней войны, от дней свободы"?

     

    ***

     

    Рожденные в года глухие

    Пути не помнят своего.

    Мы - дети страшных лет России -

    Забыть не в силах ничего.

     

    Испепеляющие годы!

    Безумья ль в вас, надежды ль весть?

    От дней войны, от дней свободы -

    Кровавый отсвет в лицах есть.

     

    Есть немота - то гул набата

    Заставил заградить уста.

    В сердцах, восторженных когда-то,

    Есть роковая пустота.

     

    И пусть над нашим смертным ложем

    Взовьется с криком воронье,-

    Те, кто достойней, Боже, Боже,

    Да узрят царствие твое!

     

    А.А.Блок, 1914 г

    Ответ

    Укажите размер, которым написано стихотворение А.С. Пушкина "Разговор книгопродавца с поэтом". (Ответ дайте в именительном падеже без указания количества стоп.)

     

    Разговор книгопродавца с поэтом

     

    Книгопродавец

    Стишки для вас одна забава,
    Немножко стоит вам присесть,
    Уж разгласить успела слава
    Везде приятнейшую весть:
    Поэма, говорят, готова,
    Плод новый умственных затей.
    Итак, решите; жду я слова:
    Назначьте сами цену ей.
    Стишки любимца муз и граций
    Мы вмиг рублями заменим
    И в пук наличных ассигнаций
    Листочки ваши обратим…
    О чем вздохнули так глубоко?
    Нельзя ль узнать?

    Поэт

    Я был далеко:
    Я время то воспоминал,
    Когда, надеждами богатый,
    Поэт беспечный, я писал
    Из вдохновенья, не из платы.
    Я видел вновь приюты скал
    И темный кров уединенья,
    Где я на пир воображенья,
    Бывало, музу призывал.
    Там слаще голос мой звучал;
    Там доле яркие виденья,
    С неизъяснимою красой,
    Вились, летали надо мной
    В часы ночного вдохновенья!..
    Все волновало нежный ум:
    Цветущий луг, луны блистанье,
    В часовне ветхой бури шум,
    Старушки чудное преданье.
    Какой-то демон обладал
    Моими играми, досугом;
    За мной повсюду он летал,
    Мне звуки дивные шептал,
    И тяжким, пламенным недугом
    Была полна моя глава;
    В ней грезы чудные рождались;
    В размеры стройные стекались
    Мои послушные слова
    И звонкой рифмой замыкались.
    В гармонии соперник мой
    Был шум лесов, иль вихорь буйный,
    Иль иволги напев живой,
    Иль ночью моря гул глухой,
    Иль шопот речки тихоструйной.
    Тогда, в безмолвии трудов,
    Делиться не был я готов
    С толпою пламенным восторгом,
    И музы сладостных даров
    Не унижал постыдным торгом;
    Я был хранитель их скупой:
    Так точно, в гордости немой,
    От взоров черни лицемерной
    Дары любовницы младой
    Хранит любовник суеверный.

     

    А.С. Пушкин, 1824 г.

    Ответ

    Как называются образные определения, служащие средством художественной выразительности ("облако туманное", "изумрудно-пенных волн" и т.д.)?

     

    Любовь

     

    Был тихий час. У ног шумел прибой.
    Ты улыбнулась, молвив на прощанье:
    «Мы встретимся… До нового свиданья…»
    То был обман. И знали мы с тобой,

     

    что навсегда в тот вечер мы прощались.
    Пунцовым пламенем зарделись небеса.
    На корабле надулись паруса.
    Над морем крики чаек раздавались.

     

    Я вдаль смотрел, щемящей грусти полн.
    Мелькал корабль, с зарею уплывавший
    средь нежных, изумрудно-пенных волн,
    как лебедь белый, крылья распластавший.

     

    И вот его в безбрежность унесло.
    На фоне неба бледно-золотистом
    вдруг облако туманное взошло
    и запылало ярким аметистом.

     

    А.Белый, 1901 год

    Ответ

    Какую рифмовку использует Андрей Белый в данном произведении?

     

    ***

     

    Мои пальцы из рук твоих выпали.
    Ты уходишь – нахмурила брови.

    Посмотри, как березки рассыпали
    Листья красные дождиком крови.

    Осень бледная, осень холодная,
    Распростертая в высях над нами.

    С горизонтов равнина бесплодная
    Дышит в ясную твердь облаками.

     

    А. Белый, 1906 г.

    Ответ

    Боишься не поступить на бюджет?

    С нами ты поступишь в ВУЗ мечты или мы вернём деньги за обучение!

    За ручку доведем тебя до выхода приказа о зачислении
    Готовим к ЕГЭ по всем предметам
    Подписываем договор, по которому гарантируем, что подготовим на бюджет
    Скорее узнай подробности у менеджера
    Хочу на бюджет!
    Какую рифмовку автор использует в первом четверостишии? 
     
    Фотографии друзей
     
    Деньги тратятся и рвутся,
    забываются слова,
    приминается трава,
    только лица остаются
    и знакомые глаза…
    Плачут ли они, смеются —
    не слышны их голоса.
    Льются с этих фотографий
    океаны биографий,
    жизнь в которых вся, до дна,
    с нашей переплетена.
    И не муки и не слезы
    остаются на виду,
    и не зависть и беду
    выражают эти позы,
    не случайный интерес
    и не сожаленья снова…
    Свет — и ничего другого,
    век — к никаких чудес.
    Мы живых их обнимаем,
    любим их в пьем за них…
    …только жаль, что понимаем
    с опозданием на миг!
     
    Б.Окуджава,1964 г.
    Ответ

    Укажите приём, к которому прибегает автор в строках:

     

    Но ведь дуб молодой, не разжёлудясь,
    Так же гнётся, как в поле трава...

     

    * * *

     

    Несказанное, синее, нежное...
    Тих мой край после бурь, после гроз,
    И душа моя  поле безбрежное 
    Дышит запахом мёда и роз.

    Я утих. Годы сделали дело,
    Но того, что прошло, не кляну.
    Словно тройка коней оголтелая
    Прокатилась во всю страну.

    Напылили кругом. Накопытили.
    И пропали под дьявольский свист.
    А теперь вот в лесной обители
    Даже слышно, как падает лист.

    Колокольчик ли? Дальнее эхо ли?
    Всё спокойно впивает грудь.
    Стой, душа, мы с тобой проехали
    Через бурный положенный путь.

    Разберёмся во всём, что видели,
    Что случилось, что сталось в стране,
    И простим, где нас горько обидели
    По чужой и по нашей вине.

    Принимаю, что было и не было,
    Только жаль на тридцатом году 
    Слишком мало я в юности требовал,
    Забываясь в кабацком чаду.

    Но ведь дуб молодой, не разжёлудясь,
    Так же гнётся, как в поле трава...
    Эх ты, молодость, буйная молодость,
    Золотая сорвиголова!

     

    (С. А. Есенин, 1925)

    Ответ

    Бесплатно
    Приложение ЕГЭ Тренажёр

    Скачивай мобильное приложение на iPhone или Android и тренируйся в любое время и в любом месте!

    Результаты тренировки
    Решено заданий 0
    Выполнено верно 0
    Выполнено частично верно 0
    Ошибки 0