Новая Школа - онлайн-школа подготовки к ЕГЭ
При поддержке
Тренировки Пробники Статистика Учебник Об экзамене Учительская
  • Тренажёр заданий ЕГЭ
  • Тренажёр ЕГЭ по Литературе
  • Список заданий
  • Тренажёр ЕГЭ Литература

    Предмет
    Номер задания
    Тема

    Прочитайте текст и выполните задание. Ответом является слово или словосочетание. Ответ указывайте без пробелов, запятых и других дополнительных символов. 

     

    Как называется созвучие концов строк в стихотворении (дождевые – впервые; в тень – день)?

     

    НОЧНОЙ ДОЖДЬ

    То были капли дождевые,

    Летящие из света в тень.

    По воле случая впервые

    Мы встретились в ненастный день,

    И только радуги в тумане

    Вокруг неярких фонарей

    Поведали тебе заране

    О близости любви моей,

    О том, что лето миновало,

    Что жизнь тревожна и светла,

    И как ты ни жила, но мало,

    Так мало на земле жила.


    Как слёзы, капли дождевые

    Светились на лице твоём,

    А я ещё не знал, какие

    Безумства мы переживём.

    Я голос твой далёкий слышу,

    Друг другу нам нельзя помочь,

    И дождь всю ночь стучит о крышу,

    Как и тогда стучал всю ночь.

    (А.А. Тарковский, 1941–1962)

    Ответ

    Боишься не поступить на бюджет?

    С нами ты поступишь в ВУЗ мечты или мы вернём деньги за обучение!

    За ручку доведем тебя до выхода приказа о зачислении
    Готовим к ЕГЭ по всем предметам
    Подписываем договор, по которому гарантируем, что подготовим на бюджет
    Скорее узнай подробности у менеджера
    Хочу на бюджет!

    Прочитайте текст и выполните задание. Ответом является слово или словосочетание. Ответ указывайте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

     

    Назовите приём, заключающийся в неоднократном использовании одного и того же слова:

    Что имя нежное моё, мой нежный, не

    Упоминаете ни днём, ни ночью  всуе...

     

    * * *

    Мне нравится, что вы больны не мной,

    Мне нравится, что я больна не вами,

    Что никогда тяжёлый шар земной

    Не уплывёт под нашими ногами.

    Мне нравится, что можно быть смешной –
    Распущенной – и не играть словами,

    И не краснеть удушливой волной,

    Слегка соприкоснувшись рукавами.

    Мне нравится ещё, что вы при мне

    Спокойно обнимаете другую,

    Не прочите мне в адовом огне

    Гореть за то, что я не вас целую.

    Что имя нежное моё, мой нежный, не

    Упоминаете ни днём, ни ночью – всуе...

    Что никогда в церковной тишине

    Не пропоют над нами: аллилуйя!

    Спасибо вам и сердцем и рукой

    За то, что вы меня – не зная сами! –
    Так любите: за мой ночной покой,

    За редкость встреч закатными часами,

    За наши не-гулянья под луной,

    За солнце, не у нас над головами, –
    За то, что вы больны – увы! – не мной,

    За то, что я больна – увы! – не вами!

    (М.И. Цветаева, 1915)

    Ответ

    Прочитайте текст и выполните задание. Ответом является слово или словосочетание. Ответ указывайте без пробелов, запятых и других дополнительных символов. 

     

    Славному боевому прошлому кинжала в стихотворении противопоставлено его настоящее, в котором «игрушкой золотой он блещет на стене». Как называется приём противопоставления в художественном произведении?

     

    ПОЭТ

    Отделкой золотой блистает мой кинжал;

    Клинок надёжный, без порока;

    Булат его хранит таинственный закал –
    Наследье бранного востока.

    Наезднику в горах служил он много лет,

    Не зная платы за услугу;

    Не по одной груди провёл он страшный след

    И не одну прорвал кольчугу.

    Забавы он делил послушнее раба,

    Звенел в ответ речам обидным.

    В те дни была б ему богатая резьба

    Нарядом чуждым и постыдным.

    Он взят за Тереком отважным казаком

    На хладном трупе господина,

    И долго он лежал заброшенный потом

    В походной лавке армянина.

    Теперь родных ножон, избитых на войне,

    Лишён героя спутник бедный,

    Игрушкой золотой он блещет на стене –
    Увы, бесславный и безвредный!

    Никто привычною, заботливой рукой

    Его не чистит, не ласкает,

    И надписи его, молясь перед зарёй,

    Никто с усердьем не читает...

    В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

    Своё утратил назначенье,

    На злато променяв ту власть, которой свет

    Внимал в немом благоговенье?

    Бывало, мерный звук твоих могучих слов

    Воспламенял бойца для битвы,

    Он нужен был толпе, как чаша для пиров,

    Как фимиам в часы молитвы.

    Твой стих, как Божий дух, носился над толпой;

    И, отзыв мыслей благородных,

    Звучал, как колокол на башне вечевой,

    Во дни торжеств и бед народных.

    Но скучен нам простой и гордый твой язык,

    Нас тешат блёстки и обманы;

    Как ветхая краса, наш ветхий мир привык

    Морщины прятать под румяны...

    Проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк?

    Иль никогда, на голос мщенья

    Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

    Покрытый ржавчиной презренья?..

    (М.Ю. Лермонтов, 1838)

    Ответ

    Прочитайте текст и выполните задание. Ответом является слово или словосочетание. Ответ указывайте без пробелов, запятых и других дополнительных символов. 

     

    Укажите, как называется использованное автором в пятой строфе образное выражение, построенное на сопоставлении предметов или явлений:

    И от счастья и радости плакали,

    Как в засуху над первым дождём.

     

    РУСЬ

    5

    Ах, поля мои, борозды милые,

    Хороши вы в печали своей!

    Я люблю эти хижины хилые

    С поджиданьем седых матерей.

    Припаду к лапоточкам берестяным,

    Мир вам, грабли, коса и соха!

    Я гадаю по взорам невестиным

    На войне о судьбе жениха.

    Помирился я с мыслями слабыми,

    Хоть бы стать мне кустом у воды.

    Я хочу верить в лучшее с бабами,

    Тепля свечку вечерней звезды.

    Разгадал я их думы несметные,

    Не спугнёт их ни гром и ни тьма.

    За сохою под песни заветные

    Не причудится смерть и тюрьма.

    Они верили в эти каракули,

    Выводимые с тяжким трудом,

    И от счастья и радости плакали,

    Как в засуху над первым дождём.

    А за думой разлуки с родимыми

    В мягких травах, под бусами рос,

    Им мерещился в далях за дымами

    Над лугами весёлый покос.

    Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

    Лишь к тебе я любовь берегу.

    Весела твоя радость короткая

    С громкой песней весной на лугу.

     

    (С.А. Есенин, 1914)

    Ответ

    Боишься не поступить на бюджет?

    С нами ты поступишь в ВУЗ мечты или мы вернём деньги за обучение!

    За ручку доведем тебя до выхода приказа о зачислении
    Готовим к ЕГЭ по всем предметам
    Подписываем договор, по которому гарантируем, что подготовим на бюджет
    Скорее узнай подробности у менеджера
    Хочу на бюджет!

    Прочитайте текст и выполните задание. Ответом является слово, или словосочетание. Ответ указывайте без пробелов, запятых и других дополнительных символов. 

     

    Как называется созвучие концов строк в стихотворении (дождевые – впервые; в тень – день)?

     

    НОЧНОЙ ДОЖДЬ

    То были капли дождевые,

    Летящие из света в тень.

    По воле случая впервые

    Мы встретились в ненастный день,

    И только радуги в тумане

    Вокруг неярких фонарей

    Поведали тебе заране

    О близости любви моей,

    О том, что лето миновало,

    Что жизнь тревожна и светла,

    И как ты ни жила, но мало,

    Так мало на земле жила.


    Как слёзы, капли дождевые

    Светились на лице твоём,

    А я ещё не знал, какие

    Безумства мы переживём.

    Я голос твой далёкий слышу,

    Друг другу нам нельзя помочь,

    И дождь всю ночь стучит о крышу,

    Как и тогда стучал всю ночь.

    (А.А. Тарковский, 1941–1962)

    Ответ

     Прочитайте текст и выполните задание. Ответом является слово, или словосочетание. Ответ указывайте без пробелов, запятых и других дополнительных символов. 

     

    В своем произведении В.В. Маяковский использует созданные им новые слова: «декабрый», «любёночек». Назовите термин, которым обозначают такие слова.

     

    «ОБЛАКО В ШТАНАХ» (отрывок)

    Это было,

    было в Одессе.

    «Приду в четыре», – сказала Мария.

    Восемь.

    Девять.

    Десять.

    Вот и вечер

    в ночную жуть

    ушёл от окон,

    хмурый,

    декабрый.

    В дряхлую спину хохочут и ржут

    канделябры.

    Меня сейчас узнать не могли бы:

    жилистая громадина

    стонет,

    корчится.

    Что может хотеться этакой глыбе?

    А глыбе многое хочется!

    Ведь для себя не важно

    и то, что бронзовый,

    и то, что сердце – холодной железкою.

    Ночью хочется звон свой

    спрятать в мягкое,

    в женское.

    И вот,

    громадный,

    горблюсь в окне,

    плавлю лбом стекло окошечное.

    Будет любовь или нет?

    Какая –
    большая или крошечная?

    Откуда большая у тела такого:

    должно быть, маленький,

    смирный любёночек.

    Она шарахается автомобильных гудков.

    Любит звоночки коночек.

    Ещё и ещё,

    уткнувшись дождю

    лицом в его лицо рябое,

    жду,

    обрызганный громом городского прибоя.

     (В.В. Маяковский, 1914–1915)

     

    Ответ

    Прочитайте текст и выполните задание. Ответом является слово или словосочетание. Ответ указывайте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

     

    Как называется стилистический приём, основанный на повторе одинаковых согласных в строке: «Дух бродяжий! ты все реже, реже…»?

     

    ***

    Не жалею, не зову, не плачу,

    Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

    Увяданья золотом охваченный,

    Я не буду больше молодым.

    Ты теперь не так уж будешь биться,

    Сердце, тронутое холодком,

    И страна берёзового ситца

    Не заманит шляться босиком.

    Дух бродяжий! ты все реже, реже

    Расшевеливаешь пламень уст.

    О, моя утраченная свежесть,

    Буйство глаз и половодье чувств.

    Я теперь скупее стал в желаньях,

    Жизнь моя? иль ты приснилась мне?

    Словно я весенней гулкой ранью

    Проскакал на розовом коне.

    Все мы, все мы в этом мире тленны,

    Тихо льется с клёнов листьев медь...

    Будь же ты вовек благословенно,

    Что пришло процвесть и умереть.

     (С.А. Есенин, 1921)

    Ответ

    Прочитайте текст и выполните задание. Ответом является слово или словосочетание. Ответ указывайте без пробелов, запятых и других дополнительных символов. 

     

    Каково авторское определение жанра стихотворения «Море»?

     

    МОРЕ

    Безмолвное море, лазурное море,

    Стою очарован над бездной твоей.

    Ты живо; ты дышишь; смятённой любовью,

    Тревожною думой наполнено ты.

    Безмолвное море, лазурное море,

    Открой мне глубокую тайну твою:

    Что движет твоё необъятное лоно?

    Чем дышит твоя напряжённая грудь?

    Иль тянет тебя из земныя неволи

    Далёкое светлое небо к себе?..

    Таинственной, сладостной полное жизни,

    Ты чисто в присутствии чистом его:

    Ты льёшься его светозарной лазурью,

    Вечерним и утренним светом горишь,

    Ласкаешь его облака золотые

    И радостно блещешь звезда и его.

    Когда же сбираются тёмные тучи,

    Чтоб ясное небо отнять у тебя –
    Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

    Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу...

    И мгла исчезает, и тучи уходят,

    Но, полное прошлой тревоги своей,

    Ты долго вздымаешь испуганны волны,

    И сладостный блеск возвращённых небес

    Не вовсе тебе тишину возвращает;

    Обманчив твоей неподвижности вид:

    Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

    Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

    (В.А. Жуковский, 1822)

     

    Ответ

    Боишься не поступить на бюджет?

    С нами ты поступишь в ВУЗ мечты или мы вернём деньги за обучение!

    За ручку доведем тебя до выхода приказа о зачислении
    Готовим к ЕГЭ по всем предметам
    Подписываем договор, по которому гарантируем, что подготовим на бюджет
    Скорее узнай подробности у менеджера
    Хочу на бюджет!

    Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором изображён яркий женский характер. В чём сходство героини выбранного Вами произведения с девушкой-ундиной (или в чём различие между ними)?

     

    Я завернулся в бурку и сел у забора на камень, поглядывая вдаль; предо мной тянулось ночною бурею взволнованное море, и однообразный шум его, подобный ропоту засыпающего города, напомнил мне старые годы, перенёс мои мысли на север, в нашу холодную столицу. Волнуемый воспоминаниями, я забылся… Так прошло около часа, может быть, и более… Вдруг что-то похожее на песню поразило мой слух. Точно, это была песня, и женский, свежий голосок,  — но откуда?.. Прислушиваюсь  — напев странный, то протяжный и печальный, то быстрый и живой. Оглядываюсь  — никого нет кругом; прислушиваюсь снова  — звуки как будто падают с неба. Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка. Защитив глаза ладонью от лучей солнца, она пристально всматривалась вдаль, то смеялась и рассуждала сама с собой, то запевала снова песню.

    Я запомнил эту песню от слова до слова:

    Как по вольной волюшке  —

    По зелену морю,

    Ходят всё кораблики-

    Белопарусники.

    Промеж тех корабликов

    Моя лодочка,

    Лодка неснащёная,

    Двухвёсельная.

    Буря ль разыграется  —

    Старые кораблики

    Приподымут крылышки,

    По морю размечутся.

    Стану морю кланяться

    Я низёхонько:

    «Уж не тронь ты, злое море,

    Мою лодочку:

    Везёт моя лодочка

    Вещи драгоценные,

    Правит ею в тёмну ночь

    Буйная головушка».

    Мне невольно пришло на мысль, что ночью я слышал тот же голос; я на минуту задумался, и, когда снова посмотрел на крышу, девушки там не было. Вдруг она пробежала мимо меня, напевая что-то другое, и, прищёлкивая пальцами, вбежала к старухе, и тут начался между ними спор. Старуха сердилась, она громко хохотала. И вот вижу, бежит опять вприпрыжку моя ундина; поравнявшись со мной, она остановилась и пристально посмотрела мне в глаза, как будто удивлённая моим присутствием; потом небрежно обернулась и тихо пошла к пристани. Этим не кончилось: целый день она вертелась около моей квартиры: пенье и прыганье не прекращались ни на минуту. Странное существо! На лице её не было никаких признаков безумия; напротив, глаза её с бойкою проницательностию останавливались на мне, и эти глаза, казалось, были одарены какою-то магнетическою властью, и всякий раз они как будто бы ждали вопроса. Но только я начинал говорить, она убегала, коварно улыбаясь.

    (М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)

    Ответ

    Какой художественный приём использован автором в следующих стихах: «С меня при цифре 37 в момент слетает хмель, – / Вот и сейчас – как холодом подуло…»?

    Ответ

    Бесплатно
    Приложение ЕГЭ Тренажёр

    Скачивай мобильное приложение на iPhone или Android и тренируйся в любое время и в любом месте!

    Результаты тренировки
    Решено заданий 0
    Выполнено верно 0
    Выполнено частично верно 0
    Ошибки 0