При поддержке
Тренировки Пробники Статистика Учебник Об экзамене Учительская
Русский язык География Биология Информатика История Базовая математика Литература Физика Обществознание Английский язык Химия Профильная математика

Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении

Тропы, которые встречаются в ЕГЭ

Привет! Сегодня мы разберём тропы, которые встречаются в ЕГЭ. Для начала нужно понять, зачем это нам вообще нужно. Есть как минимум 2 причины:

  1.   Это поможет тебе написать сочинение, в том числе и сочинение по лирике, которое, как правило, пугает всех.
  2.   Сделать 8 задание, ведь именно в нём необходимо из 7 предложенных приёмов выбрать только те, которые автор использует в стихотворении.

Ну и 3 причина – это то, что без приёмов литература – это не литература, так что начнём!

 

Эпитет

Дадим самое базовое понимание этого тропа – образное определение. Если мы обратимся к античности, откуда произошла наука филология, то найдём два вида эпитета: «необходимый» и «украшающий». Под первым разумеется такое определение, которое ограничивает объем определяемого понятия; необходимый эпитет тем самым сливается с определяемым словом в единое словосочетание и не может быть опущен без изменения основного смысла выражаемого понятия, другими словами, необходимый эпитет является неотъемлемой частью словосочетания, в которое он входит, выражая отличительный признак предмета. Например, «русский язык», «древний мир», «бешеная собака». То есть такое определение может быть и вовсе устранено, так как это не стилистический приём, такой эпитет не может рассматриваться отдельно от слова, при котором он стоит.

Второй тип эпитетов – «украшающие». Именно они выделяют и выражают свойство предмета уже в данном, отдельном предмете мысли. Например, «воронья ночь» у И.А. Бродского или «смертельный мел» у В.В. Маяковского или «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» (И.С. Тургенев), в этой фразе только первые четыре прилагательных должны считаться эпитетами. Или у М.Ю. Лермонтова: «В песчаных степях Аравийской земли» – «песчаных» есть эпитет, но «Аравийской» есть только определение, но не эпитет.

Так, подводя итог, эпитет – это «определение при слове, влияющее на его выразительность», как сказал Горнфельд А.Ф. В эпитете можно считать отношение поэта или прозаика к определённому предмету, ведь именно этот троп даёт ему окраску, делает его стилистически значимым.

Последний факт: с точки зрения познавательного аспекта, определение отличается от эпитета тем, что добавляет к содержанию определяемого понятия признак, который ограничивает его объем («лошадь» – «вороная лошадь», «серая лошадь»), т. е. осуществляет логическую классификацию. Эпитет же выделяет, усиливает типичный признак характеризуемого («серый волк», «синее море») и тем самым выступает в качестве экономного средства создания художественного образа.

 

Аллегория

Аллегория не встречается в поэзии, о ней принято говорить в эпических произведениях. Что же это такое и почему её часто путают с символом?

Аллегория - это выражение отвлеченного, абстрактного содержания мысли (понятия, суждения) посредством конкретного (образа), например, изображение смерти в виде скелета с косой, правосудия в образе женщины с завязанными глазами и с весами в одной руке и мечом в другой. Тем самым в аллегории конкретный образ получает абстрактное значение, обобщается, сквозь образ созерцается понятие. Этот элемент абстрактного значения образа, делающий его служебным по отношению к определенному понятию или суждению, стоящему за ним, составляет характерную черту аллегории. Так, за аллегорией всего одно значение, которое всегда понимается одинаково! В аллегории всегда есть 2 смысловых ряда: тот, который заключён в изображении, и тот, на который оно намекает. Это особенно явственно сказывается на дидактических жанрах поэзии: на притче, на басне, которые и строятся обычно как аллегория, и вообще на тех аллегорических произведениях, в основе которых лежит намерение пояснить или иллюстрировать нечто отвлеченное конкретным.

Символ же – это многозначный образ, который объединяет разные планы действительности, воспроизводимой автором. Так, в стихотворении М. Лермонтова «Парус» родство двух разноплановых явлений (личность и стихия) воплощено в символическом образе одинокого паруса, гонимого по волнам. Подобную систему соответствий можно обнаружить в таких символических стихотворениях, как «Анчар» и «Три ключа» А.С. Пушкина, «Три пальмы» М.Ю. Лермонтова.

 

Гипербола

Гипербола – это троп, с помощью которого создаётся преувеличение предметов, действий, событий и т.д.

Эта стилистическая фигура может встречаться как в поэзии:

Суются тресты,
суются главки
в каждое место,
во все лавки.
А на Генеральной,
         у Проводниковского дома —
тысяча пудов
      разного лома.
Надорветесь враз-то —
пуды повзвесьте!
Тысяч полтораста,
а то
  и двести.

(В.В. Маяковский)

так и в прозе:

«Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить» (М.Е. Салтыков-Щедрин).

 

Метафора

Метафора – это вид тропа, в основе которого лежит перенос по сходству или по аналогии.

У метафоры есть некая основа – скрытое сравнение или неназванное сравнение, то есть то, где не используется союз. Это сравнение создается на основании признака, общего для двух членов или слов.

В роли первого и второго предмета могут выступать любые вещи: явления неживой природы, растения, животные, люди, их внутренний мир. Давайте выделим основные типы:

  • неживое – неживое (о месяце: «за бабиной избушкой висит хлеба краюшка...», загадка). Не удивляйтесь загадке в примерах к метафоре, ещё Аристотель говорил о том, что загадка и метафора схожи;
  • живое – живое (о девушке: «юркая и тоненькая змейка», М. Горький);
  • живое – неживое (о мускулах: «чугун»);
  • неживое — живое («хребты волн»).

Более сложные типы метафор основаны на сближающих явлениях, воспринимаемых разными органами чувств («крик красок на полотне»). То есть что-то очень яркое, как в данном случае, сопоставляется с громким, так передаётся ощущение, сознание, и воображение сразу генерирует это.

Что позволяет авторам создавать метафоры? Всё просто: видимое или объективное сходство между предметами. Оно может быть основано на следующих свойствах:

  • цвет – «деревья в зимнем серебре» (А. С. Пушкин), здесь всё вполне просто: снег – это в целом удивительное явление, но все знают, что он белый с некоторым отливом, которым может быть и серебряный;
  • форма – «лезвие месяца» (М. А. Шолохов), «колечко» (о змее). Месяц острый и по своей форме напоминает серп, а именно его лезвие, поэтому назвать его форму «лезвием» - очень логично;
  • размер (часто в сочетании с другими свойствами) – «крошка», «клоп» (о ребенке), табаком «набивал нос с обоих подъездов» (Гоголь так писал о больших ноздрях);
  • плотность – «газ» (о легкой ткани), «молоко» (о густом тумане), также «бронза мускулов» (В. В. Маяковский);
  • динамичность – «задавленная сном куча жирного тела» (Горький), «истукан» (о неподвижно стоящем человеке) или же: «молния», «дать молнию» (о телеграмме).

 NB! Очень важно запомнить, что свойство, на котором строится метафора, в первом предмете (объект изображения) может быть как постоянным, так и переменным (если мы, например, говорим о человеке, неподвижно стоявшем, называя его истуканом, то должны понимать, что он может в любой момент поменять это «свойство» и стать гиперактивным), во втором (средство уподобления) – только постоянным (истукан – это статуя, она неподвижна). 

Существует ещё один подвид метафоры – развёрнутая. В каких случаях мы обращаемся к такому термину: когда метафорическое выражение, которое, кстати, чаще всего не ограничивается ни словом, ни словосочетанием, раскрывается на протяжении большого отрезка текста или целого стихотворения. Этот приём применен М.Ю. Лермонтовым в стихотворении «Чаша жизни», где за основу взята ходовая, почти бытовая метафора «пить чашу жизни», то есть жить:

1

Мы пьем из чаши бытия
С закрытыми глазами,
Златые омочив края
Своими же слезами;

2

Когда же перед смертью с глаз
Повязка упадает,
И все, что обольщало нас,
С повязкой исчезает;

3

Тогда мы видим, что пуста
Была златая чаша,
Что в ней напиток был — мечта
И что она — не наша!

Закрепи изученную тему в нашем Тренажёре заданий ЕГЭ

Тема: Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении

Тренироваться

Саша — ассистент в телеграмме