Курс по подготовке к ЕГЭ стартует 20 января! Пиши слово «САЙТ» нам в tg и забирай скидку в 2000 рублей
Самостоятельно подберите предлог, который должен стоять на месте пропуске во втором (2) абзаце текста.
Текст:
Приказ Верховного Главнокомандующего
9 мая 1945 года N 369
о победоносном завершении Великой Отечественной войны и безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил
По войскам Красной Армии и Военно-Морскому Флоту
8 мая 1945 года в Берлине представителями германского верховного командования подписав акт о безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил.
Великая Отечественная война, которую вёл советский народ <...> немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершена, Германия полностью разгромлена.
Товарищи красноармейцы, краснофлотцы, сержанты, старшины, офицеры армии и флота, генералы, адмиралы и маршалы, поздравляю вас с победоносным завершением Великой Отечественной войны.
В ознаменование полной победы над Германией сегодня, 9 мая, в День Победы, в 22 часа столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам Красной Армии, кораблям и частям Военно-Морского Флота, одержавшим эту блестящую победу, тридцатью артиллерийскими залпами из тысячи орудий.
Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!
Да здравствуют победоносные Красная Армия и Военно-Морской Флот!
Верховный Главнокомандующий
Маршал Советского Союза И. Сталин
9 мая 1945 года
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) БЛЕСТЯЩИЙ. Отражающий свет; обладающий блеском, сияющий, сверкающий. Блестящая поверхность льда. Блестящая ткань. Блестящие бусы. Блестяшие волосы, глаза.
2) ПАСТЬ. книжн. Погибнуть на поле боя. П. в сражении. П. смертью храбрых.
3) ВЕСТИ. Осуществлять, делать что-нибудь (в соответствии со значением относящегося к нему существительного). В. переписку. В. следствие. В. борьбу с кем-либо. В. огонь (стрелять).
4) ПОЛНЫЙ. Упитанный, умеренно толстый. Полная дама. П. живот. Полная рука.
5) ЧАСТЬ. Отдельная войсковая единица. Авиационная ч. Пехотные части. Передовые части противника.
Текст:
Приказ Верховного Главнокомандующего
9 мая 1945 года N 369
о победоносном завершении Великой Отечественной войны и безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил
По войскам Красной Армии и Военно-Морскому Флоту
8 мая 1945 года в Берлине представителями германского верховного командования подписав акт о безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил.
Великая Отечественная война, которую вёл советский народ <...> немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершена, Германия полностью разгромлена.
Товарищи красноармейцы, краснофлотцы, сержанты, старшины, офицеры армии и флота, генералы, адмиралы и маршалы, поздравляю вас с победоносным завершением Великой Отечественной войны.
В ознаменование полной победы над Германией сегодня, 9 мая, в День Победы, в 22 часа столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам Красной Армии, кораблям и частям Военно-Морского Флота, одержавшим эту блестящую победу, тридцатью артиллерийскими залпами из тысячи орудий.
Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!
Да здравствуют победоносные Красная Армия и Военно-Морской Флот!
Верховный Главнокомандующий
Маршал Советского Союза И. Сталин
9 мая 1945 года
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) В тексте используются ряды однородных членов предложения, причастные обороты, уточняющие члены предложения, обращение, восклицательные предложения.
2) Отсутствие средств выразительности, характерное для текстов публицистического стиля, компенсируется преобладанием стандартизированных оборотов (безоговорочной капитуляции, победоносным завершением, блестящую победу, вечная слава).
3) Текст написан в научном стиле; цель автора - сообшить научную информацию о военных технологиях, применявшихся в годы Великой Отечественной войны.
4) Приказом Верховного Главнокомандующего было утверждено решение провести 9 мая 1945 года салют в честь победоносного завершения Великой Отечественной войны.
5) Наряду со словами одной тематической группы "Вооружённые силы страны" в тексте встречается книжная лексика (в ознаменование) и лексика высокого стиля (доблестным).
Текст:
Приказ Верховного Главнокомандующего
9 мая 1945 года N 369
о победоносном завершении Великой Отечественной войны и безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил
По войскам Красной Армии и Военно-Морскому Флоту
8 мая 1945 года в Берлине представителями германского верховного командования подписав акт о безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил.
Великая Отечественная война, которую вёл советский народ <...> немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершена, Германия полностью разгромлена.
Товарищи красноармейцы, краснофлотцы, сержанты, старшины, офицеры армии и флота, генералы, адмиралы и маршалы, поздравляю вас с победоносным завершением Великой Отечественной войны.
В ознаменование полной победы над Германией сегодня, 9 мая, в День Победы, в 22 часа столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам Красной Армии, кораблям и частям Военно-Морского Флота, одержавшим эту блестящую победу, тридцатью артиллерийскими залпами из тысячи орудий.
Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!
Да здравствуют победоносные Красная Армия и Военно-Морской Флот!
Верховный Главнокомандующий
Маршал Советского Союза И. Сталин
9 мая 1945 года
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Летом очень важно в помещении поддерживать КОМФОРТНУЮ температуру воздуха.
В Интернете без труда можно найти максимально полную карту ВЫСОТНЫХ зданий нашего города.
Родители дали сыну ДЕЛЬНЫЙ совет.
Не каждый человек может легко РАЗЛИЧИТЬ рожь от пшеницы.
Едва расположившись, он громко заметил, что некоторые НЕВЕЖИ позволяютсебе сидеть в шапках.
Отредактируйте предложение: исправьте в нём лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Учился Фредерик Шопен старательно и серьёзно, из всех предметов делал предпочтение биологии и польской литературе.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
много СВАДЕБ
нет БОТИНКОВ
примерить КРОССОВКУ
пара ТУФЕЛЬ
ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ способами
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова
Б) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Г) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Свойственная для автора «Сатирикона» ирония подходит к мастерски обрисованному историком Тацитом характеру Петрония.
2) При написании драмы «Маскарада» М. Ю. Лермонтов не имел ещё такого жизненного опыта, какого достиг, например, в пору создания «Героя нашего времени».
3) В. М. Васнецов называл картину «Богатыри» своим обязательством перед народом, благодарностью за то, что был воспитан им.
4) Возвратившись домой, его ожидал сюрприз.
5) Сразу по приходе с улицы нужно мыть руки и лицо, а также переодеваться в домашнюю одежду.
6) Человека во все времена ценят благодаря двум качествам: уму и доброте.
7) Это была вторая полученная медаль российским спортсменом.
8) Писатель подробно и убедительно рассказывает о событии, но не показал, как оно воспринималось современниками.
9) Этот учебно-методический комплект, вопреки общепринятому мению, предназначен не только для учителей, но и для учеников.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) благосл..влять (на подвиг), г..ревать, б..гатство
2) ок..менеть, р..внинный, (агитационная) к..мпания
3) укр..тить (льва), прик..сался, г..лактика
4) в..негрет, переб..рали, разл..нованный
5) комп..тентный, бракосоч..тание, зан..мателькый
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) вз..ерошить, пред..юбилейный, об..ект
2) з..рубежный, пр..родина, н..пример
3) пр..даваться (веселью), пр..емственность, пр..ступник
4) не..добровать, ра..красить, бе..вкусный
5) н..илучший, пр..российские (интересы), пр..бабушка
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) размеж..вывать, танц..р
2) шёлк..вый, завед..вать
3) горош..нка, масл..це
4) гуттаперч..вый (мальчик), (по) старш..ству
5) ситц..вый, марл..вый
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) приемл..мый, промасл..нный (блин)
2) веру..шь, (орех) кол..тся
3) (трава) колыш..тся, (пароход) тащ..т (баржу)
4) ненавид..вший, закле..вший
5) слыш..щий, паш..щий (землю)
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется раздельно. Запишите номера ответов.
1) Лес уже (НЕ)КАЗАЛСЯ притихшим.
2) В беседе (НЕ)СКАЗАНО ни одного лишнего слова.
3) (НЕ)ВЫСОКИЕ, но крутые горы обступали озеро со всех сторон.
4) (НЕ)КОПЬЁМ побеждают, а умом.
5) (НЕ)СМОТРЯ на проливной дождь, дети прекрасно себя чувствовали на даче.
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Запишите номера ответов.
1) ЗА(ТО) Рудин узнал в подробностях, что именно Дарья Михайловна говорила ТАКОМУ(ТО) известному сановнику.
2) МОЖНО(ЛИ) было ЧЕГО(НИБУДЬ) ещё желать?
3) Цветы ещё цветут, и солнце светит (ПО)ВЕСЕННЕМУ ярко, но ОТКУДА(ТО) с севера льётся холодный воздух.
4) ИЗ(3А) убеждения в том, что подлинная свобода предполагает добровольное подчинение «высшей цели», Л. Н. Толстой ВСЁ(ТАКИ) увидел в личности Наполеона проявление несвободы.
5) Марья Дмитриевна ЧТО(ТО) спросила (В)(ПОЛ)ГОЛОСА.
Укажите цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
Герб Ростовской области представляет собой геральдический щит, в лазоревом поле которого - серебря(1)ый столб с поставле(2)ой на волнистый пояс червлё(3)ой крепостной стеной стари(4)ого образца.
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Поэт-имажинист готов был пожертвовать ясностью смысла и даже лексической сочетаемостью слов ради нужных ему звуков.
2) В лугах печально кричали ночные птицы и в предутреннем небе белая звезда переливалась над Прорвой.
3) В мире тщеславия и отсутствия любви впечатлительная Лариса с самого начала ощущает себя холодно и неприютно.
4) Стихотворения К. Д. Бальмонта воздействуют на слушателя не столько смыслом слов сколько звуковой «ворожбой».
5) Столяр то и дело терял собачку из виду останавливался и кричал на неё.
Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Часто люди (1) выбирая неподходящий для себя (2) спектакль (3) скучают (4) и (5) сделав неверные выводы (6) решают, что театр не для них.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
- Что (1) Пётр (2) не видать ещё? - спрашивал, выходя без шапки на низкое крылечко постоялого двора, барин лет (3) кажется (4) сорока с небольшим у своего слуги.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Чем более я наблюдал за Радиловым (1) тем более мне казалось (2) что он принадлежал к числу таких людей (3) степень утомления работой которых (4) была налицо.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Многие думают (1) будто (2) если пойти в лес (3) то непременно встретишь медведей.
Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Если вы живёте в такой местности, где на реке есть мельница и пруд, спешите туда: там найдёте вы самое разнообразное уженье и приволье в выборе места. (2)Там всё приводит в тихое и сладкое волнение душу старого рыбака: вид пруда и мельницы, стук её снастей, шум падающей воды. (3)Чем-то дорогим, прошедшим глядят воды и водяные травы, шумят вертящиеся колёса, дрожит мельничный амбар и пенятся кипящие под ним волны! (4) Кустами обросшая плотина, дорожки, протоптанные прохожими, переходы через воду из жёрдочек - всё говорит
о чём-то давно знакомом, близком сердцу. (5)Где мельница, там и рыба: в пруду много всякой пищи, там привольно метать икру и выводиться маленькой рыбёшке. (6)Около мельницы во всякую пору дня охотник найдёт и достанет рыбу: под навесом водяных труб, обросших зелёным мхом, он бросает удочку, насаженную червяком или всего лучше рыбкой, в самую быстрину, в волны и пену - и таскает жадных окуней и небольших щук...
(По С. Т. Аксакову)
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
А) Янтарь на трубках Цареграда,
фарфор и бронза на столе. (А. С. Пушкин)
Б) Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус. (М. Ю. Лермонтов)
В) Одних горных озёр можно насчитать до сотни, что придаёт картине совершенно особенный характер, точно горами прикрыто какое-то подземное море. (Д. Н. Мамин-Сибиряк)
Г) Вообще цепь горных озёр составляет главную красоту восточного склона Урала, являясь в то же время неистощимым запасом живой силы.
(Д. Н. Мамин-Сибиряк)
Д) Этот год был тёмным от растаявшего снега.
Шумным от лая караульных псов. (С. Д. Довлатов)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА:
1) метонимия
2) парцелляция
3) метафора
4) сравнение
5) литота
6) многосоюзие
7) риторическое обращение
8) анафора
9) антитеза
Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Запишите номера ответов.
1. Мысли и чувства истинного художника не подлежат осуждению.
2. Mope или тело, изображённые истинным художником, красивее, чем в действительности.
3. Художнику необходимо освободиться от всего чужого, наносного, чтобы найти себя, стать самим собой.
4. Каждый человек - отдельная неповторимая личность, самобытность которой определяется сущностью души.
5. Слово художника вызывает у людей негативные чувства, тождественные тем, что пережили они сами.
Текст:
(1)Каждый человек – отдельная определённая личность, которой вторично не будет. (2)Люди различаются по самой сущности души; их сходство только внешнее. (3)Чем больше становится кто сам собою, чем глубже начинает понимать себя, тем яснее проступают его самобытные черты.
(4)И в жизни отдельного человека мелькнувшее мгновение не повторится. (5)Каждое мимоидущее настроение возникает лишь однажды для вечности. (6)Если я вспоминаю былое чувство, оно возвращается уже в ином качестве. (7)Словом, или стихом, или внушением. (8)Тождественности нет. (9)Мгновения отходят в могилу без надежды воскреснуть.
(10)3адача искусства — сохранить для времени, воплотить это мгновенное, это мимоидущее. (11)Художник пересказывает свои настроения; его постоянная цель — раскрыть другим свою душу. (12)Человек умирает, его душа, неподвластная разрушению, ускользает и живёт иной жизнью. (13)Но если умерший был художник, если он затаил свою жизнь в звуках, красках или словах, — душа его, всё та же, жива и для земли, для человечества.
(14)Кто дерзает быть художником, должен найти себя, стать самим собою. (1б)Не многие могут сказать не лживо: «Это — я. (1б)В общем употреблении есть ограниченное число личин, которыми и прикрываются люди, то из подражания, то из страха. (17)А художнику необходимо осмелиться и снять с себя такую личину. (18)Необходимо освободиться и от всего чужого, хотя бы то были заветы великих учителей. (19)Под наносными красками надо усмотреть свет души своей. (20)Пусть художник готовится к подвигу жизни, как пророк. (21)Есть для избранных годы молчания. (22)Только одинокие раздумья создают право вынести людям свои скрижали. (23)Но конца этим раздумьям нет; бесконечна возможность познавать себя, бесконечен путь к совершенству.
(24)Кто дерзает быть художником, должен быть искренним — всегда без предела. (25)Все настроения равноценны в искусстве, ибо ни одно не повторится. (26)Каждое дорого уже потому, что оно единственное. (27)Чем яснее поймёт кто свою душу, тем чище и возвышеннее будут его думы и чувства. (28)Стремление глубже понять себя, идти всё вперёд, уже святыня. (29)Нет осуждения думам и чувствам истинного художника. (З0)Иное в отдельности ещё неполная правда, но, как часть души, может быть необходимым.
(31)Тот более велик из художников, кто глубже понял и полнее пересказал свою душу. (32)Это наша ограниченность делит художников на великих и меньших. (ЗЗ)В малом мире человека, как в великом мире вселенной, всё находится в связи, всё дышит взаимным согласием. (34)Пусть художник с новых и новых точек зрения озаряет свою душу. (35)Пусть, как к цели, стремится он к тому, чтобы воссоздать весь мир в своём истолковании.
(З6)Единственный признак истинного искусства — своеобразие; искусство всегда создаёт нечто новое. (37)Постоянный признак лжеискусства заключается в том, что оно подражательно. (38)Так, не понявший себя принимает своё чувство за одно из запечатлённых раньше других; вместо исповеди он даёт пересказ, не творит, а подделывает. (39)Лицемер в искусстве обречён повторять других; кто лжёт, тот подражает.
(40)Достойный имени художника может довольствоваться тем, что будет записывать свои мелькающие настроения. (41)Вдохновение — миг более живого чувствования. (42)"В искусстве для искусства" нет смысла. (43)Повесть дорога не как рассказ приключениях вымышленных лиц, а как средство узнать душу написавшего. (44)В картине важен замысел, а не красота изображённого моря и или тела — они красивее в действительности. (45)Чем дальше в свою область вступает искусство, тем определённее становится оно свободным излиянием чувства (то есть лирикой).
(46)Меняются приёмы творчества, но никогда не может умереть или устареть душа, вложенная в создания искусства. (47) Если по собранным обломкам можно уловить намерение ваятеля, то не умерла душа творца для нас, живущих. (48)Искусство воплощает настроения; в настроении проявляет свою жизнь душа. (49)Душа первее мёртвой природы, осуждённой исчезнуть, как призрак. (50)Вот почему создания искусства мы называем бессмертными.
(По В.Я. Брюсову*)
* Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924) — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1. Предложения 17-19 раскрывают, поясняют содержание предложения 14.
2. В предложениях 4-9 представлено повествование.
3. Предложения 36 и 37 противопоставлены по содержанию.
4. В предложениях 46-50 представлено рассуждение.
5. В предложениях 44, 45 представлено описание.
Текст:
(1)Каждый человек – отдельная определённая личность, которой вторично не будет. (2)Люди различаются по самой сущности души; их сходство только внешнее. (3)Чем больше становится кто сам собою, чем глубже начинает понимать себя, тем яснее проступают его самобытные черты.
(4)И в жизни отдельного человека мелькнувшее мгновение не повторится. (5)Каждое мимоидущее настроение возникает лишь однажды для вечности. (6)Если я вспоминаю былое чувство, оно возвращается уже в ином качестве. (7)Словом, или стихом, или внушением. (8)Тождественности нет. (9)Мгновения отходят в могилу без надежды воскреснуть.
(10)3адача искусства — сохранить для времени, воплотить это мгновенное, это мимоидущее. (11)Художник пересказывает свои настроения; его постоянная цель — раскрыть другим свою душу. (12)Человек умирает, его душа, неподвластная разрушению, ускользает и живёт иной жизнью. (13)Но если умерший был художник, если он затаил свою жизнь в звуках, красках или словах, — душа его, всё та же, жива и для земли, для человечества.
(14)Кто дерзает быть художником, должен найти себя, стать самим собою. (1б)Не многие могут сказать не лживо: «Это — я. (1б)В общем употреблении есть ограниченное число личин, которыми и прикрываются люди, то из подражания, то из страха. (17)А художнику необходимо осмелиться и снять с себя такую личину. (18)Необходимо освободиться и от всего чужого, хотя бы то были заветы великих учителей. (19)Под наносными красками надо усмотреть свет души своей. (20)Пусть художник готовится к подвигу жизни, как пророк. (21)Есть для избранных годы молчания. (22)Только одинокие раздумья создают право вынести людям свои скрижали. (23)Но конца этим раздумьям нет; бесконечна возможность познавать себя, бесконечен путь к совершенству.
(24)Кто дерзает быть художником, должен быть искренним — всегда без предела. (25)Все настроения равноценны в искусстве, ибо ни одно не повторится. (26)Каждое дорого уже потому, что оно единственное. (27)Чем яснее поймёт кто свою душу, тем чище и возвышеннее будут его думы и чувства. (28)Стремление глубже понять себя, идти всё вперёд, уже святыня. (29)Нет осуждения думам и чувствам истинного художника. (З0)Иное в отдельности ещё неполная правда, но, как часть души, может быть необходимым.
(31)Тот более велик из художников, кто глубже понял и полнее пересказал свою душу. (32)Это наша ограниченность делит художников на великих и меньших. (ЗЗ)В малом мире человека, как в великом мире вселенной, всё находится в связи, всё дышит взаимным согласием. (34)Пусть художник с новых и новых точек зрения озаряет свою душу. (35)Пусть, как к цели, стремится он к тому, чтобы воссоздать весь мир в своём истолковании.
(З6)Единственный признак истинного искусства — своеобразие; искусство всегда создаёт нечто новое. (37)Постоянный признак лжеискусства заключается в том, что оно подражательно. (38)Так, не понявший себя принимает своё чувство за одно из запечатлённых раньше других; вместо исповеди он даёт пересказ, не творит, а подделывает. (39)Лицемер в искусстве обречён повторять других; кто лжёт, тот подражает.
(40)Достойный имени художника может довольствоваться тем, что будет записывать свои мелькающие настроения. (41)Вдохновение — миг более живого чувствования. (42)"В искусстве для искусства" нет смысла. (43)Повесть дорога не как рассказ приключениях вымышленных лиц, а как средство узнать душу написавшего. (44)В картине важен замысел, а не красота изображённого моря и или тела — они красивее в действительности. (45)Чем дальше в свою область вступает искусство, тем определённее становится оно свободным излиянием чувства (то есть лирикой).
(46)Меняются приёмы творчества, но никогда не может умереть или устареть душа, вложенная в создания искусства. (47) Если по собранным обломкам можно уловить намерение ваятеля, то не умерла душа творца для нас, живущих. (48)Искусство воплощает настроения; в настроении проявляет свою жизнь душа. (49)Душа первее мёртвой природы, осуждённой исчезнуть, как призрак. (50)Вот почему создания искусства мы называем бессмертными.
(По В.Я. Брюсову*)
* Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924) — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик.
Из предложений 4, 5 выпишите антонимы (антонимическую пару).
Текст:
(1)Каждый человек – отдельная определённая личность, которой вторично не будет. (2)Люди различаются по самой сущности души; их сходство только внешнее. (3)Чем больше становится кто сам собою, чем глубже начинает понимать себя, тем яснее проступают его самобытные черты.
(4)И в жизни отдельного человека мелькнувшее мгновение не повторится. (5)Каждое мимоидущее настроение возникает лишь однажды для вечности. (6)Если я вспоминаю былое чувство, оно возвращается уже в ином качестве. (7)Словом, или стихом, или внушением. (8)Тождественности нет. (9)Мгновения отходят в могилу без надежды воскреснуть.
(10)3адача искусства — сохранить для времени, воплотить это мгновенное, это мимоидущее. (11)Художник пересказывает свои настроения; его постоянная цель — раскрыть другим свою душу. (12)Человек умирает, его душа, неподвластная разрушению, ускользает и живёт иной жизнью. (13)Но если умерший был художник, если он затаил свою жизнь в звуках, красках или словах, — душа его, всё та же, жива и для земли, для человечества.
(14)Кто дерзает быть художником, должен найти себя, стать самим собою. (1б)Не многие могут сказать не лживо: «Это — я. (1б)В общем употреблении есть ограниченное число личин, которыми и прикрываются люди, то из подражания, то из страха. (17)А художнику необходимо осмелиться и снять с себя такую личину. (18)Необходимо освободиться и от всего чужого, хотя бы то были заветы великих учителей. (19)Под наносными красками надо усмотреть свет души своей. (20)Пусть художник готовится к подвигу жизни, как пророк. (21)Есть для избранных годы молчания. (22)Только одинокие раздумья создают право вынести людям свои скрижали. (23)Но конца этим раздумьям нет; бесконечна возможность познавать себя, бесконечен путь к совершенству.
(24)Кто дерзает быть художником, должен быть искренним — всегда без предела. (25)Все настроения равноценны в искусстве, ибо ни одно не повторится. (26)Каждое дорого уже потому, что оно единственное. (27)Чем яснее поймёт кто свою душу, тем чище и возвышеннее будут его думы и чувства. (28)Стремление глубже понять себя, идти всё вперёд, уже святыня. (29)Нет осуждения думам и чувствам истинного художника. (З0)Иное в отдельности ещё неполная правда, но, как часть души, может быть необходимым.
(31)Тот более велик из художников, кто глубже понял и полнее пересказал свою душу. (32)Это наша ограниченность делит художников на великих и меньших. (ЗЗ)В малом мире человека, как в великом мире вселенной, всё находится в связи, всё дышит взаимным согласием. (34)Пусть художник с новых и новых точек зрения озаряет свою душу. (35)Пусть, как к цели, стремится он к тому, чтобы воссоздать весь мир в своём истолковании.
(З6)Единственный признак истинного искусства — своеобразие; искусство всегда создаёт нечто новое. (37)Постоянный признак лжеискусства заключается в том, что оно подражательно. (38)Так, не понявший себя принимает своё чувство за одно из запечатлённых раньше других; вместо исповеди он даёт пересказ, не творит, а подделывает. (39)Лицемер в искусстве обречён повторять других; кто лжёт, тот подражает.
(40)Достойный имени художника может довольствоваться тем, что будет записывать свои мелькающие настроения. (41)Вдохновение — миг более живого чувствования. (42)"В искусстве для искусства" нет смысла. (43)Повесть дорога не как рассказ приключениях вымышленных лиц, а как средство узнать душу написавшего. (44)В картине важен замысел, а не красота изображённого моря и или тела — они красивее в действительности. (45)Чем дальше в свою область вступает искусство, тем определённее становится оно свободным излиянием чувства (то есть лирикой).
(46)Меняются приёмы творчества, но никогда не может умереть или устареть душа, вложенная в создания искусства. (47) Если по собранным обломкам можно уловить намерение ваятеля, то не умерла душа творца для нас, живущих. (48)Искусство воплощает настроения; в настроении проявляет свою жизнь душа. (49)Душа первее мёртвой природы, осуждённой исчезнуть, как призрак. (50)Вот почему создания искусства мы называем бессмертными.
(По В.Я. Брюсову*)
* Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924) — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик.
Среди предложений 14-23 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза, указательного местоимения и форм(ы) слов(а). Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
Текст:
(1)Каждый человек – отдельная определённая личность, которой вторично не будет. (2)Люди различаются по самой сущности души; их сходство только внешнее. (3)Чем больше становится кто сам собою, чем глубже начинает понимать себя, тем яснее проступают его самобытные черты.
(4)И в жизни отдельного человека мелькнувшее мгновение не повторится. (5)Каждое мимоидущее настроение возникает лишь однажды для вечности. (6)Если я вспоминаю былое чувство, оно возвращается уже в ином качестве. (7)Словом, или стихом, или внушением. (8)Тождественности нет. (9)Мгновения отходят в могилу без надежды воскреснуть.
(10)3адача искусства — сохранить для времени, воплотить это мгновенное, это мимоидущее. (11)Художник пересказывает свои настроения; его постоянная цель — раскрыть другим свою душу. (12)Человек умирает, его душа, неподвластная разрушению, ускользает и живёт иной жизнью. (13)Но если умерший был художник, если он затаил свою жизнь в звуках, красках или словах, — душа его, всё та же, жива и для земли, для человечества.
(14)Кто дерзает быть художником, должен найти себя, стать самим собою. (15)Не многие могут сказать не лживо: «Это — я. (16)В общем употреблении есть ограниченное число личин, которыми и прикрываются люди, то из подражания, то из страха. (17)А художнику необходимо осмелиться и снять с себя такую личину. (18)Необходимо освободиться и от всего чужого, хотя бы то были заветы великих учителей. (19)Под наносными красками надо усмотреть свет души своей. (20)Пусть художник готовится к подвигу жизни, как пророк. (21)Есть для избранных годы молчания. (22)Только одинокие раздумья создают право вынести людям свои скрижали. (23)Но конца этим раздумьям нет; бесконечна возможность познавать себя, бесконечен путь к совершенству.
(24)Кто дерзает быть художником, должен быть искренним — всегда без предела. (25)Все настроения равноценны в искусстве, ибо ни одно не повторится. (26)Каждое дорого уже потому, что оно единственное. (27)Чем яснее поймёт кто свою душу, тем чище и возвышеннее будут его думы и чувства. (28)Стремление глубже понять себя, идти всё вперёд, уже святыня. (29)Нет осуждения думам и чувствам истинного художника. (З0)Иное в отдельности ещё неполная правда, но, как часть души, может быть необходимым.
(31)Тот более велик из художников, кто глубже понял и полнее пересказал свою душу. (32)Это наша ограниченность делит художников на великих и меньших. (ЗЗ)В малом мире человека, как в великом мире вселенной, всё находится в связи, всё дышит взаимным согласием. (34)Пусть художник с новых и новых точек зрения озаряет свою душу. (35)Пусть, как к цели, стремится он к тому, чтобы воссоздать весь мир в своём истолковании.
(З6)Единственный признак истинного искусства — своеобразие; искусство всегда создаёт нечто новое. (37)Постоянный признак лжеискусства заключается в том, что оно подражательно. (38)Так, не понявший себя принимает своё чувство за одно из запечатлённых раньше других; вместо исповеди он даёт пересказ, не творит, а подделывает. (39)Лицемер в искусстве обречён повторять других; кто лжёт, тот подражает.
(40)Достойный имени художника может довольствоваться тем, что будет записывать свои мелькающие настроения. (41)Вдохновение — миг более живого чувствования. (42)"В искусстве для искусства" нет смысла. (43)Повесть дорога не как рассказ приключениях вымышленных лиц, а как средство узнать душу написавшего. (44)В картине важен замысел, а не красота изображённого моря и или тела — они красивее в действительности. (45)Чем дальше в свою область вступает искусство, тем определённее становится оно свободным излиянием чувства (то есть лирикой).
(46)Меняются приёмы творчества, но никогда не может умереть или устареть душа, вложенная в создания искусства. (47) Если по собранным обломкам можно уловить намерение ваятеля, то не умерла душа творца для нас, живущих. (48)Искусство воплощает настроения; в настроении проявляет свою жизнь душа. (49)Душа первее мёртвой природы, осуждённой исчезнуть, как призрак. (50)Вот почему создания искусства мы называем бессмертными.
(По В.Я. Брюсову*)
* Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924) — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик.
Напишите сочинение-рассуждение по теме «В чём состоят цели творчества художника?»
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или несамостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Текст:
(1)Каждый человек – отдельная определённая личность, которой вторично не будет. (2)Люди различаются по самой сущности души; их сходство только внешнее. (3)Чем больше становится кто сам собою, чем глубже начинает понимать себя, тем яснее проступают его самобытные черты.
(4)И в жизни отдельного человека мелькнувшее мгновение не повторится. (5)Каждое мимоидущее настроение возникает лишь однажды для вечности. (6)Если я вспоминаю былое чувство, оно возвращается уже в ином качестве. (7)Словом, или стихом, или внушением. (8)Тождественности нет. (9)Мгновения отходят в могилу без надежды воскреснуть.
(10)3адача искусства — сохранить для времени, воплотить это мгновенное, это мимоидущее. (11)Художник пересказывает свои настроения; его постоянная цель — раскрыть другим свою душу. (12)Человек умирает, его душа, неподвластная разрушению, ускользает и живёт иной жизнью. (13)Но если умерший был художник, если он затаил свою жизнь в звуках, красках или словах, — душа его, всё та же, жива и для земли, для человечества.
(14)Кто дерзает быть художником, должен найти себя, стать самим собою. (1б)Не многие могут сказать не лживо: «Это — я. (1б)В общем употреблении есть ограниченное число личин, которыми и прикрываются люди, то из подражания, то из страха. (17)А художнику необходимо осмелиться и снять с себя такую личину. (18)Необходимо освободиться и от всего чужого, хотя бы то были заветы великих учителей. (19)Под наносными красками надо усмотреть свет души своей. (20)Пусть художник готовится к подвигу жизни, как пророк. (21)Есть для избранных годы молчания. (22)Только одинокие раздумья создают право вынести людям свои скрижали. (23)Но конца этим раздумьям нет; бесконечна возможность познавать себя, бесконечен путь к совершенству.
(24)Кто дерзает быть художником, должен быть искренним — всегда без предела. (25)Все настроения равноценны в искусстве, ибо ни одно не повторится. (26)Каждое дорого уже потому, что оно единственное. (27)Чем яснее поймёт кто свою душу, тем чище и возвышеннее будут его думы и чувства. (28)Стремление глубже понять себя, идти всё вперёд, уже святыня. (29)Нет осуждения думам и чувствам истинного художника. (З0)Иное в отдельности ещё неполная правда, но, как часть души, может быть необходимым.
(31)Тот более велик из художников, кто глубже понял и полнее пересказал свою душу. (32)Это наша ограниченность делит художников на великих и меньших. (ЗЗ)В малом мире человека, как в великом мире вселенной, всё находится в связи, всё дышит взаимным согласием. (34)Пусть художник с новых и новых точек зрения озаряет свою душу. (35)Пусть, как к цели, стремится он к тому, чтобы воссоздать весь мир в своём истолковании.
(Зб)Единственный признак истинного искусства — своеобразие; искусство всегда создаёт нечто новое. (37)Постоянный признак лжеискусства заключается в том, что оно подражательно. (38)Так, не понявший себя принимает своё чувство за одно из запечатлённых раньше других; вместо исповеди он даёт пересказ, не творит, а подделывает. (39)Лицемер в искусстве обречён повторять других; кто лжёт, тот подражает.
(40)Достойный имени художника может довольствоваться тем, что будет записывать свои мелькающие настроения. (41)Вдохновение — миг более живого чувствования. (42)В искусстве для искусства» нет смысла. (43)Повесть дорога не как рассказ приключениях вымышленных лиц, а как средство узнать душу написавшего. (44)В картине важен замысел, а не красота изображённого моря и или тела — они красивее в действительности. (45)Чем дальше в свою область вступает искусство, тем определённее становится оно свободным излиянием чувства (то есть лирикой).
(46)Меняются приёмы творчества, но никогда не может умереть или устареть душа, вложенная в создания искусства. (47) Если по собранным обломкам можно уловить намерение ваятеля, то не умерла душа творца для нас, живущих. (48)Искусство воплощает настроения; в настроении проявляет свою жизнь душа. (49)Душа первее мёртвой природы, осуждённой исчезнуть, как призрак. (50)Вот почему создания искусства мы называем бессмертными.
(По В.Я. Брюсову*)
* Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924) — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик.