Курс по подготовке к ЕГЭ стартует 20 января! Пиши слово «САЙТ» нам в tg и забирай скидку в 2000 рублей
Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно стоять в последнем предложении текста.
Текст:
В ясную погоду навалоотбойщик Федорук видит родную шахту из своего блиндажа. Шахта мертва, там враги. Не кучерявится дымок над силовой. Замёрзли, покрылись синим снегом вагонетки на терриконе, набок покосился копёр. Федорук узнаёт знакомые контуры эстакад, рудничного двора, посёлка. К ним кровью и мясом приросли воспоминания, не отдерёшь. И острая нетерпеливая тоска охватывает <…>. Тогда он находит командира и начинает бередить ему душу: «Скоро ли, товарищ командир, скоро ли?» И командир, сам шахтёр, отвечает:
- Скоро, Федорук, погоди.
В боях за родной Донбасс сложилась, закалилась и выросла шахтёрская дивизия Героя Советского Союза полковника Провалова. Она родилась на шахтах. Забойщики приходили вместе с бурильщиками, мастера - с учениками. Приходили целые отряды, полуополченские, полупартизанские. Вливались в регулярное шахтёрское воинство. Приходили шахтёрские семьи, и седоусый глава семьи торжественно объявлял:
- Одно у моей фамилии мнение: стоять за Донбасс до последнего.
Забойщики становились бойцами, бурильщики - пулемётчиками, проходчики - разведчиками. О боях за Донбасс когда-нибудь сложат песни. Шахты назовут именами героев. О капитане Кипиани, о боевом комиссаре Романове, о младшем политруке Мельникове, о лейтенанте Урбанском, о пулемётчике Калайде, о разведчике Комарове будут петь девчата на откатке*, как поют о Пархоменко.
(По Б. Л. Горбатову)
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ЯСНЫЙ. Ничем не затемнённый, безоблачный, не пасмурный. Я. день. Небо ясно.
2) СЛОЖИТЬСЯ. разг. Собрав, уложить свои вещи для отъезда. Сосед по номеру уже сложился. Мы уже сложились, утром уезжаем.
3) ВЛИВАТЬСЯ. Входить, включаться, пополняя состав кого-, чего-либо. В. в толпу. В армию влилось пополнение.
4) ФАМИЛИЯ, разг. Семья, члены семьи. За столом собралась вся ф. Пришёл не один. а со всей своей фамилией.
5) СТАНОВИТСЯ. Принимать вертикальное положение, подниматься на ноги; вставать. C. на задние лапы. С. на цыпочки. С. в угрожающую позу. С. на дыбы (оказывать противодействие).
Текст:
В ясную погоду навалоотбойщик Федорук видит родную шахту из своего блиндажа. Шахта мертва, там враги. Не кучерявится дымок над силовой. Замёрзли, покрылись синим снегом вагонетки на терриконе, набок покосился копёр. Федорук узнаёт знакомые контуры эстакад, рудничного двора, посёлка. К ним кровью и мясом приросли воспоминания, не отдерёшь. И острая нетерпеливая тоска охватывает <…>. Тогда он находит командира и начинает бередить ему душу: «Скоро ли, товарищ командир, скоро ли?» И командир, сам шахтёр, отвечает:
- Скоро, Федорук, погоди.
В боях за родной Донбасс сложилась, закалилась и выросла шахтёрская дивизия Героя Советского Союза полковника Провалова. Она родилась на шахтах. Забойщики приходили вместе с бурильщиками, мастера - с учениками. Приходили целые отряды, полуополченские, полупартизанские. Вливались в регулярное шахтёрское воинство. Приходили шахтёрские семьи, и седоусый глава семьи торжественно объявлял:
- Одно у моей фамилии мнение: стоять за Донбасс до последнего.
Забойщики становились бойцами, бурильщики - пулемётчиками, проходчики - разведчиками. О боях за Донбасс когда-нибудь сложат песни. Шахты назовут именами героев. О капитане Кипиани, о боевом комиссаре Романове, о младшем политруке Мельникове, о лейтенанте Урбанском, о пулемётчике Калайде, о разведчике Комарове будут петь девчата на откатке*, как поют о Пархоменко.
(По Б. Л. Горбатову)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Цели автора текста, написанного в официально-деловом стиле, - сообщить информацию о том, что поручено стоять за Донбасс до последнего, и дать инструкцию как это поручение выполнить.
2) В тексте рассказывается, как в годы Великой Отечественной войны шахтёры Донбасса становились воинами ради защиты Родины.
3) Наряду с терминами, связанными с профессией шахтёра, в тексте используется разговорная лексика (бередить, погоди).
4) Логичность научно-популярного текста обеспечивается использованием вводных конструкций, сложноподчинённых предложений с придаточными причины и следствия.
5) Автор очень эмоционально описывает события, в чём ему помогают эпитеты («кровью и мясом приросли»), олицетворение (острая нетерпеливая тоска), анафора (Приходили целые отряды… Приходили шахтёрские семьи…).
Текст:
В ясную погоду навалоотбойщик Федорук видит родную шахту из своего блиндажа. Шахта мертва, там враги. Не кучерявится дымок над силовой. Замёрзли, покрылись синим снегом вагонетки на терриконе, набок покосился копёр. Федорук узнаёт знакомые контуры эстакад, рудничного двора, посёлка. К ним кровью и мясом приросли воспоминания, не отдерёшь. И острая нетерпеливая тоска охватывает <…>. Тогда он находит командира и начинает бередить ему душу: «Скоро ли, товарищ командир, скоро ли?» И командир, сам шахтёр, отвечает:
- Скоро, Федорук, погоди.
В боях за родной Донбасс сложилась, закалилась и выросла шахтёрская дивизия Героя Советского Союза полковника Провалова. Она родилась на шахтах. Забойщики приходили вместе с бурильщиками, мастера - с учениками. Приходили целые отряды, полуополченские, полупартизанские. Вливались в регулярное шахтёрское воинство. Приходили шахтёрские семьи, и седоусый глава семьи торжественно объявлял:
- Одно у моей фамилии мнение: стоять за Донбасс до последнего.
Забойщики становились бойцами, бурильщики - пулемётчиками, проходчики - разведчиками. О боях за Донбасс когда-нибудь сложат песни. Шахты назовут именами героев. О капитане Кипиани, о боевом комиссаре Романове, о младшем политруке Мельникове, о лейтенанте Урбанском, о пулемётчике Калайде, о разведчике Комарове будут петь девчата на откатке*, как поют о Пархоменко.
(По Б. Л. Горбатову)
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) ерЕтик
2) приручЁнный
3) нефтепровОд
4) закУпорить
5) кровоточАщий
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Выступление профессора было чрезвычайно ИНФОРМАТИВНЫМ и поэтому очень полезным.
Каждое ГОДИЧНОЕ кольцо дерева состоит из летнего и зимнего слоев, которые различают по окрасу: светлый слой является летним, а тёмыный - зимний.
Для изготовления наличников ИСКУСНЫЕ мастера использовали смолистые хвойные деревья, которыми всегда была богата Сибирь.
Настройтесь на ДОБРОТНЫЕ взаимоотношения с близкими и коллегами.
Автор фундаментального труда "Основания математической теории вероятностей" В. Я. Буняковский являлся ПРИЗНАННЫМ авторитетом в области
теории чисел и теории вероятностей.
Отредактируйте предложение: исправьте в нём лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Всем спортсменам, чтобы завоевать мировой рекорд, приходится интенсивно тренироваться не один год.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
к ПОЛУТОРАСТА ящикам
с ТРЕМЯСТАМИ студентами
более ВЫСОКИЙ коэффициент
КЛАДИ аккуратно
к ОБОИМ фигуристкам
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения с однородными членами
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова
Г) нарушение в построении сложного предложения
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Старик обрадовался сыном, но считает неприличным приласкать его.
2) В пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» не только звучат трагические, но и лирические ноты.
3) Традиционные жанры, существовавшие до написания "Войны и мира", не соответствовали художественному замыслу автора.
4) Теория относительности А. Эйнштейна позволила описать законы механики и пространственно-временные отношения в ситуациях, связанных со скоростями движения, близкими к скорости света.
5) Изображённый И. И. Левитаном на картине «Вечерний звон» монастырь находится за рекой, а на переднем плане видна часть ближнего берега.
6) Сохранность объекта культурного наследия в его исторической среде обеспечивается благодаря созданию на сопряжённой с ним территории зоны охраны этого объекта.
7) Глава района на встрече с горожанами обещал то, что на центральной улице будут отреставрированы все старинные здания.
8) Обыкновенный фикус может оказаться опасным из-за содержащимся в стеблях и листьях этого комнатного растения яда.
9) Премьера балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» состоялась 6 декабря 1892 го в Мариинском театре в Санкт-Петербурге в один вечер с оперой «Иолантой».
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) р..стислав, р..бототехника, прик..сновение
2) сн..гири, л..гендарный, уц..ненный (товар)
3) пос..лился (у реки), заст..лил (постель), д..кларация
4) прош..гали, тр..туар, предпол..гать
5) бюлл..тень, бар..льеф, чинопоч..тание
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр…станище, пр…стыдил (друга), пр…волье (вокруг)
2) не…добный (пирог), ра…гореться, во…держание (от пищи)
3) под…скать, вз…мать (штрафы), по…грать
4) меж…ярусный, об…ёмный, в…юга
5) по…веска (с бриллиантом), на…ставить (платье), пре…защита (проекта)
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) издавн.., (повернуть) направ..
2) ковш..к, череш..нка
3) щавел..вый, груш..вый
4) обезвод..ли (землю), леле..ть (ребёнка)
5) милост..вый, толщ..на
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) неприемл. мый, движ. мый (идеей)
2) вылет. шь, слыш..м
3) насто. нный (чай), зала. вшая (собака)
4) ненавид. вший, расскаж..м (правду)
5) (море) рокоч..т, (журавль) курлыч..т
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется раздельно. Запишите номера ответов.
1) На экзамене мне досталась очень (НЕ)ЛЕГКАЯ задача.
2) Директор, (НЕ)УСПЕВ закончить фразу, уже услышал критику в свой адрес.
3) В этом (НЕ)ПРОРЕЖЕННОМ лесу молодые деревья растут медленно.
4) Кабаниха совсем (НЕ)ОДОБРЯЕТ поведения Дикого.
5) Архитектор осознавал, что ему предстоит работать с людьми, (НЕ)РАЗБИРАЮЩИМИСЯ в архитектуре.
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) ПРИ(ТОМ) учреждении есть попечительский совет, который много делает, ЧТО(БЫ) о нём ни говооили.
2) (НА)ВИД Степану было лет тридцать, но (НА)ДНЯХ я узнал, что недавно он отметил своё пятидесятилетие.
3) Вы (В)ПРАВЕ обратиться в бухгалтерию за разъяснением (НА)СЧЕТ компенсации транспортных расходов.
4) У него было ТО(ЖЕ) самое серое пальто, и в руках он держал ТУ(ЖЕ) старую фуражку.
5) Сосед долго искал КАКОЙ(НИБУДЬ) способ, ЧТО(БЫ) помочь попявшему в беду человеку.
Укажите цифры, на месте которых пишется НН.
В Третьяковской галерее размеще(1)о самое известное полотно А. К. Саврасова «Грачи прилетели», написа(2)ое в Костромской области. Воскресенская церковь, изображе(3)ая на картине, существует и по сей день - ныне там расположе(4)о здание музея хуложника.
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Грустные мысли бродили у меня в голове отец был также печален.
2) Язык А. Н. Островского живёт и переливается оттенками гневается и шутит.
3) По сложному рисунку потаённости душевных переживаний «Бесприданница» представляет собой новое слово в творчестве А. Н. Островского и в этом качестве предвосхищает чеховскую психологическую драму.
4) Ни романтический портрет лирической героини «Тройки» ни натуралистическое описание её судьбы сами по себе не несли ещё поэзии.
5) Шум игривой стекающей с гор воды стал ликующим и весёлым.
Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Театральная люстра медленно, таинственно гаснет (1) пряча (2) в своих хрусталиках (3) последние блики света, а занавес с лёгким шорохом поднимается (4) открывая сцену с декорациями.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
- А что ж! - отзывается (1) папа. - У тех-то ребят аппетит (2) наверное (3) хороший - может (4) ваши с ними вместе лучше есть будут.
(По А. Я. Бруштейн)
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Если (1) я хотя бы на минуту перестану думать о близких (2) и начну жалеть себя (3) то не смогу решить вопрос (4) который мучил меня не один день.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Марфа терпеть не могла покойного Калитина (1) и (2) как только её племянница вышла за него замуж (3) удалилась в свою деревушку (4) где прожила целых десять лет.
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Великолепие Тункинских Гольцов очаровывает человека, монументальные виды покоряют сердце и воображение. (2)Тункинские Гольцы являются частью огромной горной системы под названием Восточный Саян. (3)Длина Тункинского хребта - 160 км. (4)Его рельеф очень разнообразен: при средней высоте гор 3000-3300 м перепад высот может достигать 2000 м. (5)Горы тянутся с запада на восток, закрывая прекрасную Тункинскую долину от суровых северных ветров. (6)Живописными пейзажами Гольцы похожи на альпийские горы, за что их называют Тункинскими Альпами. (7)Природа трудилась миллионы лет, чтобы сотворилось это природное чудо. (8)Движения земной коры, наступление и отступление гигантских ледников, эрозия горных пород талыми водами и водами горных рек постепенно сформировали этот уникальный по красоте ландшафт.
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
А) Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!
(М. Ю. Лермонтов)
Б) И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
(А. С. Пушкин)
В) Перед ненастьем горы задумывались, по вечерам они окрашивались розовым отблеском, зимой одевались в белую... шубу, а весной покрывались... нарядом.
(Д. Н. Мамин-Сибиряк)
Г) Сохач верил, что горы разговаривают между собой, и он сам слышал гул от этих разговоров, особенно когда прокатится буйная молодая гроза, вся радостная, сверкаюшая, полная таинственнои силы.
(Д. Н. Мамин-Сибиряк)
Д) Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
(М. Ю. Лермонтов)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА:
1) риторическое обращение
2) многосоюзие
3) ассонанс
4) сравнение
5) метонимия
6) литота
7) эпитет
8) синтаксический параллелизм
9) эпифора
Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Продуктивные критики не обладат умом, чуткостью, широким взглядом на мир, талантом и образованностью.
2) Только невежественный и безразличный к судьбам искусства и людей критик осмелится нападать на подлинные творения писателей.
3) Большинство критиков все свои силы направляют на постоянную борьбу с талантом.
4) Предусмотрительная природа создала критику, которая, подобно оранжерее, взращивает талант, окружая его исключительной заботой.
5) Все критики понимают высокую цель искусства и покровительствуют талантам.
Текст:
(1)Как всем известно, жизнеспособность организма познаётся по той степени сопротивления, какое приходится ему преодолевать в борьбе за существование; тем же признаком определяется и всякая сила, будет ли это сила живая или механическая.
(2)Так в оранжерее, при её исключительном тепле, добываемом огромной затратой дров на отопление, самое дрянное и квёленькое растение может возомнить себя деревом и полезть к потолку; выставленное даже на средний мороз, оно немедленно гибнет, тем самым явно свидетельствуя о своём истинном бессилии.
(3)То же самое и с талантом. (4)Возьмите самый маленький талант, согрейте его, поливайте ежедневно слезами восхищения, подпирайте колышками его слабую древесину, лелейте и хольте — и вот у вас получится пышный куст, изобилующий цветами. (5)Но хорошо ли это будет? (6)Не нарушится ли правда биологическая, по которой всё в этой жизни добывается в бою? (7)Не будет ли таким поступком оскорблена сама народная мудрость, извлёкшая из опыта суровое, но справедливое правило: «Кабы на горох да не мороз, он бы и через тын перерос»?! (8)И не нарушится ли, наконец, сама мировая гармония, если всякий горошек будет перерастать через тын?
(9)Но эти вопросы напрасно тревожат ум. (Ю)Мудрая и предусмотрительная природа, создавая в море щуку с единственной целью не дать задрёмывать карасю, для растений сотворила мороз, ограничивающий их произвольный и даже наглый рост, для пса Трезора выдумала купца Воротилова, который своевременным пинком, цепью и голодными помоями вводит размечтавшегося пса в круг прямых его обязанностей, и, наконец, для таланта нарочито сочинила так называемую критику.
(11)К сожалению, не все критики понимают ту высокую цель, ради которой появились они на земле; и даже у нас, в России, где зоологические основания наиболее прочны, всегда можно было найти трёх-четырёх критиков, которые покровительствовали талантам, вместо того чтобы их преследовать, морозить, корнать, душить и тем выявлять их истинную силу. (12)Вместо того чтобы ненавидеть искусство, они его любят; вместо того чтобы, подобно суровому морозу, с высоким безразличием одинаково прихлопывать и горох, и розу, и лопух, и виноград, они пытаются что-то рассмотреть, внести какие-то вредные разделения, часто обнаруживают даже пристрастие! (13)Само собою понятен вред, отсюда вытекающий.
(14)Но эти исключения редки и едва ли могут приниматься в расчёт при рассмотрении вопроса о великой роли и полезности критики. (15)Ибо большинство критиков, совершенно правильно поняв свою жизненную задачу, все недюжинные силы свои охотно направляют на постоянную кровавую борьбу с талантом. (16)Следуя биологическому принципу: «Я тебя буду душить, а ты всё-таки расти, если можешь», они тщательно душат всякого писателя и художника, сажают его на кол, пытаются выковырять ему глаза, режут поджилки. (17)Способ придушения, наиболее распространённый ввиду своей доступности, — он требует только двух здоровых рук, — удобен ещё в том смысле, что даёт возможность критику рассмотреть «язык» у придушенного и таким образом определить и стиль.
(18)И чем критик безразличнее, чем менее доступна ему разница между розой и лопухом; чем более он слеп, глух и бестолков, тем продуктивнее его работа и тем больше он приближается к возвышенному образу Фемиды с завязанными глазами сурового Рока. (19)Ум, чуткость, широкий взгляд на мир, талант и образованность вредны критику. (20)Способность к увлечениям — также. (21)И наоборот: наилучшим орудием критика в борьбе является невежество и безразличие к судьбам искусства и людей.
(22)Только при наличии этих условий критик приобретает великую и непобедимую свободу в борьбе с талантом, которая позволяет ему без оглядки шельмовать Достоевского, находить бездарным Льва Толстого и «Ревизора» признавать фарсом. (23)Как бы он осмелился закидать камнями «Анну Каренину» или «Братьев Карамазовых», не носи он столь твёрдого панциря, не будь он глух слеп!
(По Л. Н. Андрееву*)
* Леонид Николаевич Андреев (1871-1919) — русский писатель и драматург Серебряного века русской литературы.
* Леонид Николаевич Андреев (1871-1919) — русский писатель и драматург Серебряного века русской литературы.
Среди предложений 3-8 найдите такое(-ке), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза и указательного местоимения. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
Текст:
(1)Как всем известно, жизнеспособность организма познаётся по той степени сопротивления, какое приходится ему преодолевать в борьбе за существование; тем же признаком определяется и всякая сила, будет ли это сила живая или механическая.
(2)Так в оранжерее, при её исключительном тепле, добываемом огромной затратой дров на отопление, самое дрянное и квёленькое растение может возомнить себя деревом и полезть к потолку; выставленное даже на средний мороз, оно немедленно гибнет, тем самым явно свидетельствуя о своём истинном бессилии.
(3)То же самое и с талантом. (4)Возьмите самый маленький талант, согрейте его, поливайте ежедневно слезами восхищения, подпирайте колышками его слабую древесину, лелейте и хольте — и вот у вас получится пышный куст, изобилующий цветами. (5)Но хорошо ли это будет? (6)Не нарушится ли правда биологическая, по которой всё в этой жизни добывается в бою? (7)Не будет ли таким поступком оскорблена сама народная мудрость, извлёкшая из опыта суровое, но справедливое правило: «Кабы на горох да не мороз, он бы и через тын перерос»?! (8)И не нарушится ли, наконец, сама мировая гармония, если всякий горошек будет перерастать через тын?
(9)Но эти вопросы напрасно тревожат ум. (Ю)Мудрая и предусмотрительная природа, создавая в море щуку с единственной целью не дать задрёмывать карасю, для растений сотворила мороз, ограничивающий их произвольный и даже наглый рост, для пса Трезора выдумала купца Воротилова, который своевременным пинком, цепью и голодными помоями вводит размечтавшегося пса в круг прямых его обязанностей, и, наконец, для таланта нарочито сочинила так называемую критику.
(11)К сожалению, не все критики понимают ту высокую цель, ради которой появились они на земле; и даже у нас, в России, где зоологические основания наиболее прочны, всегда можно было найти трёх-четырёх критиков, которые покровительствовали талантам, вместо того чтобы их преследовать, морозить, корнать, душить и тем выявлять их истинную силу. (12)Вместо того чтобы ненавидеть искусство, они его любят; вместо того чтобы, подобно суровому морозу, с высоким безразличием одинаково прихлопывать и горох, и розу, и лопух, и виноград, они пытаются что-то рассмотреть, внести какие-то вредные разделения, часто обнаруживают даже пристрастие! (13)Само собою понятен вред, отсюда вытекающий.
(14)Но эти исключения редки и едва ли могут приниматься в расчёт при рассмотрении вопроса о великой роли и полезности критики. (15)Ибо большинство критиков, совершенно правильно поняв свою жизненную задачу, все недюжинные силы свои охотно направляют на постоянную кровавую борьбу с талантом. (16)Следуя биологическому принципу: «Я тебя буду душить, а ты всё-таки расти, если можешь», они тщательно душат всякого писателя и художника, сажают его на кол, пытаются выковырять ему глаза, режут поджилки. (17)Способ придушения, наиболее распространённый ввиду своей доступности, — он требует только двух здоровых рук, — удобен ещё в том смысле, что даёт возможность критику рассмотреть «язык» у придушенного и таким образом определить и стиль.
(18)И чем критик безразличнее, чем менее доступна ему разница между розой/ и лопухом; чем более он слеп, глух и бестолков, тем продуктивнее его работа и тем больше он приближается к возвышенному образу Фемиды с завязанными глазами сурового Рока. (19)Ум, чуткость, широкий взгляд на мир, талант и образованность вредны критику. (20)Способность к увлечениям — также. (21)И наоборот: наилучшим орудием критика в борьбе является невежество и безразличие к судьбам искусства и людей.
(22)Только при наличии этих условий критик приобретает великую и непобедимую свободу в борьбе с талантом, которая позволяет ему без оглядки шельмовать Достоевского, находить бездарным Льва Толстого и «Ревизора» признавать фарсом. (23)Как бы он осмелился закидать камнями «Анну Каренину» или «Братьев Карамазовых», не носи он столь твёрдого панциря, не будь он глух слеп!
(По Л. Н. Андрееву*)
*Леонид Николаевич Андреев (1871-1919) — русский писатель и драматург Серебряного века русской литературы.
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Настоящая критика… Какой она должна быть?»
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или несамостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Текст:
(1)Как всем известно, жизнеспособность организма познаётся по той степени сопротивления, какое приходится ему преодолевать в борьбе за существование; тем же признаком определяется и всякая сила, будет ли это сила живая или механическая.
(2)Так в оранжерее, при её исключительном тепле, добываемом огромной затратой дров на отопление, самое дрянное и квёленькое растение может возомнить себя деревом и полезть к потолку; выставленное даже на средний мороз, оно немедленно гибнет, тем самым явно свидетельствуя о своём истинном бессилии.
(3)То же самое и с талантом. (4)Возьмите самый маленький талант, согрейте его, поливайте ежедневно слезами восхищения, подпирайте колышками его слабую древесину, лелейте и хольте — и вот у вас получится пышный куст, изобилующий цветами. (5)Но хорошо ли это будет? (6)Не нарушится ли правда биологическая, по которой всё в этой жизни добывается в бою? (7)Не будет ли таким поступком оскорблена сама народная мудрость, извлёкшая из опыта суровое, но справедливое правило: «Кабы на горох да не мороз, он бы и через тын перерос»?! (8)И не нарушится ли, наконец, сама мировая гармония, если всякий горошек будет перерастать через тын?
(9)Но эти вопросы напрасно тревожат ум. (Ю)Мудрая и предусмотрительная природа, создавая в море щуку с единственной целью не дать задрёмывать карасю, для растений сотворила мороз, ограничивающий их произвольный и даже наглый рост, для пса Трезора выдумала купца Воротилова, который своевременным пинком, цепью и голодными помоями вводит размечтавшегося пса в круг прямых его обязанностей, и, наконец, для таланта нарочито сочинила так называемую критику.
(11)К сожалению, не все критики понимают ту высокую цель, ради которой появились они на земле; и даже у нас, в России, где зоологические основания наиболее прочны, всегда можно было найти трёх-четырёх критиков, которые покровительствовали талантам, вместо того чтобы их преследовать, морозить, корнать, душить и тем выявлять их истинную силу. (12)Вместо того чтобы ненавидеть искусство, они его любят; вместо того чтобы, подобно суровому морозу, с высоким безразличием одинаково прихлопывать и горох, и розу, и лопух, и виноград, они пытаются что-то рассмотреть, внести какие-то вредные разделения, часто обнаруживают даже пристрастие! (13)Само собою понятен вред, отсюда вытекающий.
(14)Но эти исключения редки и едва ли могут приниматься в расчёт при рассмотрении вопроса о великой роли и полезности критики. (15)Ибо большинство критиков, совершенно правильно поняв свою жизненную задачу, все недюжинные силы свои охотно направляют на постоянную кровавую борьбу с талантом. (16)Следуя биологическому принципу: «Я тебя буду душить, а ты всё-таки расти, если можешь», они тщательно душат всякого писателя и художника, сажают его на кол, пытаются выковырять ему глаза, режут поджилки. (17)Способ придушения, наиболее распространённый ввиду своей доступности, — он требует только двух здоровых рук, — удобен ещё в том смысле, что даёт возможность критику рассмотреть «язык» у придушенного и таким образом определить и стиль.
(18)И чем критик безразличнее, чем менее доступна ему разница между розой/ и лопухом; чем более он слеп, глух и бестолков, тем продуктивнее его работа и тем больше он приближается к возвышенному образу Фемиды с завязанными глазами сурового Рока. (19)Ум, чуткость, широкий взгляд на мир, талант и образованность вредны критику. (20)Способность к увлечениям — также. (21)И наоборот: наилучшим орудием критика в борьбе является невежество и безразличие к судьбам искусства и людей.
(22)Только при наличии этих условий критик приобретает великую и непобедимую свободу в борьбе с талантом, которая позволяет ему без оглядки шельмовать Достоевского, находить бездарным Льва Толстого и «Ревизора» признавать фарсом. (23)Как бы он осмелился закидать камнями «Анну Каренину» или «Братьев Карамазовых», не носи он столь твёрдого панциря, не будь он глух слеп!
(По Л. Н. Андрееву*)
* Леонид Николаевич Андреев (1871-1919) — русский писатель и драматург Серебряного века русской литературы.