Курс по подготовке к ЕГЭ стартует 20 января! Пиши слово «САЙТ» нам в tg и забирай скидку в 2000 рублей

При поддержке
  • Тренажёр заданий ЕГЭ
  • Русский язык
  • Реальные задания ЕГЭ 2024 года
  • Задания 3 - Русский язык
  • Задания 3 - Русский язык

    Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 

    1) В соответствии с требованиями функциональной разновидности языка в тексте отсутствует эмоционально окрашенная лексика.
    2) Текст относится к научному стилю; цель текста - передача информации об обязанностях пешеходов.
    3) Текст содержит слова одной тематической группы (пешеход, тротуар, обочина, проезжая часть и др.), отвлечённые имена существительные (движение, видимости и др.).
    4) Текст характеризуется типичной для официально-делового стиля точностью, стандартизованностью речи.
    5) Логичное и последовательное изложение материала достигается посредством частого использования сложноподчинённых предложений.

    Текст:
    Обязанности пешеходов
    4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам.
    Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создаёт помехи для других пешеходов.
    При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
    При переходе дороги и движении по обочинам <...> краю проезжей части в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населённых пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

    (Из Правил дорожного движения)

    Ответ

    Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 

    1) Текст представляет собой фрагмент официального письма. Повод для написания письма указывается в первом (1) и третьем (3) абзацах текста. Затем приводятся аргументы, размышления и личные наблюдения К. М. Симонова, даётся обоснование необходимости создания «Архива Великой Отечественной войны».
    2) Текст представляет собой эмоционально сдержанный документ, призванный подвигнуть адресата к решению заявленной проблемы. Однако автор письма очень лично воспринимает заявленную проблему. Это видно по тем эпитетам, которые он употребляет в ходе обоснования необходимости создания сборников «Архив Великой Отечественной войны» («бесценный… материал»; «живыми, неповторимыми подробностями»).
    3) В тексте встречаются простые и сложные предложения.
    4) Употреблённые в письме просторечные слова (кадры, подспорьем, базой) не имеют образности, не содержат оценки, они представляют собой точный смысловой эквивалент соответствующих литературных слов.
    5) Автор письма отказывается от чрезмерного употребления вводных конструкций (употреблена одна конструкция), сконцентрировав внимание на сути, фактах.

    Текст: 

    B связи с рассматриваемыми сейчас вопросами освещения истории Великой Отечественной войны вношу предложения:
    I. Об издании сборников «Архив Великой Отечественной войны».
    По опыту работы многих редакций известно, что туда приходят рукописи участников Великой Отечественной войны; часть этих рукописей представляет существенный интерес, однако они, как правило, нигде не публикуются.
    B Союз писателей часто обращаются участники войны с просьбами помочь литературно оформить их дневники и воспоминания.
    Значительное число участников войны, свидетелей важнейших исторических событий, в том числе лица, командовавшие крупными соединениями, армиями и фронтами, держа в памяти бесценный фактический материал, до сих пор не изложили его в виде записок и воспоминаний.
    «Архив Великой Отечественной войны» должен проводить большую организационную работу по сбору и записи всех <…> важных для истории Великой Отечественной войны воспоминаний. Для такой работы «Архив» должеп использовать опыт горьковской «Истории фабрик и заводов» и располагать большой группой опытных литераторов, умеющих проводить под стенограммы такие беседы с участниками войны, которые бы обеспечили возможность живой, полноценной записи со всеми живыми, неповторимыми подробностями человеческого рассказа. Литераторы, располагающие подобным опытом, есть. Примеры таких чрезвычайно интересных записей тоже есть. В ходе работы можно воспитать и новые кадры таких же высококвалифицированных литературных сотрудников.
    Создание «Архива» не только будет серьёзным подспорьем для работы редакции «Истории Великой Отечественной войны», но и станет абсолютно необходимой базой для правдивого освещения хода Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий и веков и в художественной, и в исторической литературе.
    (Из письма К. М. Симонова в ЦК КПСС, 25 апреля 1955 года)

    Ответ

    Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 

    1)  Реплики Юлии Михайловны относятся к научному стилю и содержат термины (наверстать, экзамен), точное название произведения («Рассказы из истории») и вводные конструкции (вы хотите сказать, знаете ли), позволяющие логично выстроить систему научной аргументации.
    2)  Речь Олега, относящаяся к официально-деловому стилю, отличается, с одной стороны, отсутствием слов в переносном значении, экспрессивной и оценочной лексики, а с другой  — использованием стандартизированных оборотов (У вас дела… Я вас задерживаю…).
    3)  Беседа Олега и Юлии Михайловны проходит в форме диалога (У вас завтра последний экзамен?  — Да.  — И куда вы?  — На физфак буду поступать. Ну и шахматы…).
    4)  Юлия Михайловна в своей речи, отличающейся эмоциональностью, использует разговорную и просторечную лексику (так себе, маячите, потреплемся, непочатый край, дурака валяла), восклицательные предложения (Ой, господи, Олег! Жуть!).
    5)  Речь собеседников содержит разнообразные синтаксические конструкции, среди которых предложения распространённые (Можно? Входите. Садитесь. Бумаги… Необычно…) и нераспространённые (Вот ваша книга. Вам хорошо.), предложения простые (Вы знаете, что делать будете.) и сложные (Если только вы спешите…)

    Текст:
    Олег. Можно?
    Юлия Михайловна. А-а… Олег… Входите. Садитесь. Я сейчас…
    Олег. Какая у вас библиотека хорошая…
    Юлия Михайловна. А вы не были у меня разве? Так себе. Ничего. Ой, устала печатать.
    Олег. Много работы?
    Юлия Михайловна. Я книгу сейчас заканчиваю. Первую… Волнуюсь ужасно.
    Олег. А что за книга?
    Юлия Михайловна. «Рассказы из истории». Вы что маячите, Олег? Садитесь.
    Олег. У вас дела… Я вас задерживаю…
    Юлия Михайловна. Нет, нет, Олег. Если только вы спешите… Я как пришла  — три часа печатала. Отдохнуть надо… Садитесь посидите.
    Потреплемся. Хотите печенья? Берите, не стесняйтесь.
    Олег. Мне неловко как-то… Вдруг я вас задерживаю… Я ведь только за книгой…
    Юлия Михайловна. Вот ваша книга. А через пять минут я вас и <…> выгоню. У меня работы  — непочатый край.
    Олег. Мне у вас нравится… Столько книг… Бумаги… Машинка пишущая… Необычно…
    Юлия Михайловна. Вы хотите сказать  — для женщины необычно. А я, знаете ли, Олег, лет до тридцати дурака валяла. А вот сейчас опомнилась  — хочется упущенное наверстать. У вас завтра последний экзамен?
    Олег. Да.
    Юлия Михайловна. И куда вы?
    Олег. На физфак буду поступать. Ну и шахматы…
    Юлия Михайловна. Ой, господи, Олег! Вам хорошо. Вы знаете, что делать будете. А я в ваши годы дура дурой была… Столько времени потеряла…Жуть!

    (По А. Н. Казанцеву)

    Ответ

    Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 

    1) Первое предложение текста (Иван Филиппов, основатель булочной, прославившийся далеко за пределами Москвы московскими калачами и сайками, был разборчив и не <…> случаем пользовался, где можно деньги нажить) – это тезис, который доказывается в последующих предложениях текста.
    2) Лексика текста характеризуется неоднородностью: наряду с общеупотребительными словами используются термины, свойственные научному стилю речи (калачи, сайки, подаяние, пища), и речевые штампы – клише (основатель булочной, деньги нажить, главным образом).
    3) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых уточняющие члены предложения, ряды однородных членов предложения, вводные слова и конструкции.
    4) В предложениях "Только один старик Филиппов был в этом случае честным человеком" и "И выполнял он эту работу «очень просто», не ради выгод или медальных и мундирных отличий благотворительных учреждений" передано отношение автора текста к Ивану Филиппову.
    5) Разговорная лексика (например, барыш), устаревшая лексика (например, жертвователь), фразеологизм (испокон веков) помогают передать колорит эпохи.

    Текст: 
    Иван Филиппов, основатель булочной, прославившийся далеко за пределами Москвы московскими калачами и сайками, был разборчив и не <...> случаем пользовался, где можно деньги нажить.
    Испокон веков был обычай на большие праздники  — Рождество, Крещение, Пасху, а также в родительские субботы  — посылать в тюрьмы подаяние арестованным. Булочные получали заказы от жертвователя на тысячу, две, а то и больше калачей и саек.
    Наживались на этих подаяниях главным образом булочники и хлебопекарни. Только один старик Филиппов был в этом случае честным человеком.
    Во-первых, он при заказе никогда не посылал за́ вали¹ арестантам, а всегда свежие калачи и сайки; во-вторых, у него вёлся особый счёт, по которому видно было, сколько барыша давали эти заказы на подаяние, и этот барыш он целиком отвозил сам в тюрьму и жертвовал на улучшение пищи больным арестантам. И выполнял он эту работу «очень просто», не ради выгод или медальных и мундирных отличий благотворительных учреждений.
    Кроме того, по зимам шли обозы с его сухарями, калачами и сайками, на соломе испечёнными, даже в Сибирь. Их как-то особым способом, горячими, прямо из печки, замораживали, везли за тысячу вёрст, а уже перед само́ й едой оттаивали  — тоже особым способом, в сырых полотенцах,  —  и ароматные, горячие калачи где-нибудь в Барнауле или Иркутске подавались на стол горячими.

    (По В. А. Гиляровскому)

    ¹За́ валь  — залежавшийся, непроданный товар, обычно плохой по качеству

    Ответ

    Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 

    1) Выразительность, яркость, оригинальность изложения достигается включением эпитетов («доброе сердце»; «вечным, крепчайшим чувством»; «трепетное чувство»; «глубокое чувство», «живая любовь»), метафоры (Сердце человеческое томится, оно чего-то ждёт, оно отчего-то страдает, оно на что-то надеется...).
    2) Синтаксические средства выразительности (восклицательные предложения, вопросительное предложение, однородные члены предложения), антонимы (несчастными - счастливыми) передают эмоциональность автора.
    3) Текст содержит как общеупотребительную (любил, доброе и др.), так и книжную лексику (томление, трепетное и др.).
    4) Текст относится к официально-деловому стилю речи, поэтому характеризуется точностью, стандартизированностью речи, использованием статистических данных. (слово милый он написал почти 700 раз, дорогой - 58 раз, любимый 47).
    5) Текст ориентирован на специалистов в узкой научной сфере, поэтому характеризуется сложностью лексики - обилием терминов (в... «Словаре языка А. С. Пушкина», близкие слова, оптимисты и др.).

    Текст:
    Пушкин очень любил слово милая. B четырёхтомном «Словаре языка А. С. Пушкина» указано, что слово милый он написал почти 700 раз, дорогой 58 раз, любимый - 47. Там, где сегодня каждый сказал бы «любимая девушка», Пушкин говорит милая. Любимый и милый - очень близкие слова, но любимая - одна, а милых сердцу людей у каждого человека, если у него доброе сердце, много. Очень доброму человеку почти все люди кажутся милыми, он на всех смотрит с любовью - в таких случаях говорят, что он любит людей. Всех!
    Любовь может быть вечным, крепчайшим чувством, любовь - чувство трепетное, оно всегда сопровождается сомнениями. Миллионы людей прислушиваются к своему сердцу, пытаются найти ответ на этот вечный вопрос: люблю или не люблю? Сердце человеческое томится, оно чего-то ждёт, оно отчего-то страдает, оно на что-то надеется...
    В сердечном томлении <...> люди чувствуют себя несчастными, словно они больны, другие счастливыми, они полны добрых предчувствий, они знают, что их ждёт радость. Счастливые! Самые счастливые не те, у кого всё есть, а те, кто всегда живёт в предчувствии радости. Это не оптимисты, нет, это люди, способные на глубокое чувство, искреннее и нежное. Только одно великое чувство есть у человека - живая любовь.

    (По С. Л. Соловейчику)

    Ответ

    Результаты тренировки
    Решено заданий 0
    Выполнено верно 0
    Выполнено частично верно 0
    Ошибки 0
    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне

    Скачать
    qr