При поддержке
  • Тренажёр заданий ЕГЭ
  • Русский язык
  • Реальные варианты
  • Реальный вариант ЕГЭ 2023 - Русский языкРеальные варианты
  • Реальный вариант ЕГЭ 2023 - Русский язык

    Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении второго абзаца текста. Запишите это местоимение.

    Текст: 
    После встречи в поезде с художником я приехал в Ленинград. Снова открылись передо мной торжественные ансамбли его площадей и пропорциональных зданий.
    Я подолгу всматривался в них, стараясь разгадать их архитектурную тайну. Она заключалась в том, что <...> здания производили впечатление величия, на самом же деле они были невелики. Одна из самых замечательных построек  — здание Главного штаба, вытянутое плавной дугой против Зимнего дворца,  — по своей высоте не превышает четырёхэтажного дома. А между тем оно гораздо величественнее любого современного высотного дома.
    Разгадка была простая. Величественность зданий зависела от их соразмерности, гармонических пропорций и от небольшого числа украшений: оконных наличников, барельефов.
    Всматриваясь в эти здания, понимаешь, что хороший вкус  — это прежде всего чувство меры.
    Я уверен, что эти же законы соразмерности частей, отсутствия всего лишнего, простоты, при которой видна и доставляет истинное наслаждение каждая линия,  — всё это имеет некоторое отношение и к прозе.
    Писатель, полюбивший совершенство классических архитектурных форм, не допустит в своей прозе тяжеловесной и неуклюжей композиции. Он будет добиваться соразмерности частей и строгости словесного рисунка.
    Композиция прозаической вещи должна быть доведена до такого состояния, чтобы нельзя было ничего выбросить и ничего прибавить без того, чтобы не нарушились смысл повествования и закономерное течение событий.

    (По К. Г. Паустовскому)

    Ответ

    Напишите сочинение по прочитанному тексту.

    Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

    Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации.

    Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

    Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

    Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт.

    Объём сочинения  — не менее 150 слов.

    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

     

    (1)Тот, кто любит искусство истинно, кто любит поэзию, литературу, не должен искусственно ограничивать себя только одной сферой и пребывать в полном равнодушии к музыке, танцу, изображению…

    (2)Людям свойственно всестороннее, гармоническое развитие интересов и вкусов. (3)И я даже как-то не представляю себе человека, который любил бы серьёзную музыку и оставался бы глух к поэзии Пушкина, Блока, Маяковского, никогда не читал бы Толстого, Чехова. (4)Или страстного знатока литературы, поэзии, который не бывал в Эрмитаже, Третьяковской галерее, в Русском музее. (5)Не очень поверю я в его любовь к стихам: стихи полны впечатлений от полотен великих художников, от ландшафтов России, от городов мира…

    (6)Где найти чудака, который изучает Шекспира, а в театре никогда не бывал? (7)Уж кто его любит, не пропустит «Гамлета» ни в театре, ни на экране! (8)Даже тот, кто не обладает активным музыкальным слухом, если он человек культурный по-настоящему, он ходит на концерты, слушает музыку в записи или по радио. (9)Как можно добровольно отказаться от величайших ценностей, накопленных человечеством? (10)Как можно без них правильно судить об искусстве и о его воздействии на людей?

    (11)По счастью, человек, развивший в себе способности воспринимать искусство, не ограничивает себя какой-то одной областью (если даже он профессионально работает в ней), а, наоборот, стремится как можно больше узнать и ощутить эту благотворную связь искусств между собой.

    (12)Разве наше представление о Пушкине ограничивается его сочинениями? (13)Нет! (14)Мы не можем назвать почти ни одного большого русского композитора, который не создал бы оперу на пушкинский текст, не положил бы на музыку пушкинские стихи. (15)Даргомыжский написал на текст Пушкина «Русалку»; Мусоргский  — народную драму «Борис Годунов»; Римский-Корсаков  — «Сказку о царе Салтане», «Моцарта и Сальери», «Золотого петушка»; Чайковский  — «Онегина», «Пиковую даму», «Мазепу»; Рахманинов  — «Алеко»; Глиэр  — «Медного всадника»…

    (16)Пушкинские сюжеты в изобразительном искусстве составляют целую пушкиниану, которую начинают такие художники, как Брюллов, Репин, Врубель. (17)А какие вдохновенные иллюстрации к «Маленьким трагедиям» Пушкина создал выдающийся советский гравёр Владимир Фаворский! (18)И отличные иллюстрации к «Борису Годунову»  — художникграфик Евгений Кибрик.

    (19)А облик самого Пушкина! (20)Памятник работы скульптора Опекушина на Пушкинской площади в Москве. (21)Памятник в СанктПетербурге, созданный скульптором Аникушиным: вдохновенное изображение Пушкина в момент вдохновенного чтения стихов  — разве это не продолжение пушкинской темы в искусстве?

    (22)А исполнение стихов Пушкина и его прозы… (23)Например, Игорь Владимирович Ильинский «рассказывает» «Золотого петушка» так, что пушкинская сказка начинает сверкать новыми красками  — чистыми, звонкими, радует тонким юмором, остротой, сатирой на царей и их приближённых.

    (24)А разве воплощённый Шаляпиным образ Бориса Годунова в опере Мусоргского не продолжение Пушкина? (25)Или шаляпинский Мельник в «Русалке»? (26)А шаляпинский же Сальери?..

    (27)Каждый, кого интересует не только отдельное произведение, но и совокупность впечатлений, которую составляет понятие «культура», каждый культурный человек стремится воспринять все грани искусства, все его сущности, или, как ещё говорят, ипостаси.

    (28)Знакомство с искусством, поэзией, литературой вызывает стремление не только воспринимать прекрасное, но и многое знать об этом прекрасном и о том, кем оно создано, как создано, когда. (29)Рождается желание глубоко постигнуть, осмыслить явления и сопоставить одно явление с другим. (30)Отсюда наш интерес к истории искусства, литературы, к биографии создателей гениальных творений, к процессу их творчества, к той эпохе, в которую они жили.

    (31)Разрозненные впечатления соединяются в общую картину культуры. (32)Каждому явлению отводится своё место. (33)И каждое явление оценивается не только само по себе, но и в сопоставлении с другими. (34)Значительное, великое мы научаемся отличать от пошлого и преходящего. (35)Великие творения слушаем, смотрим и перечитываем неоднократно. (36)И с каждым разом находим в творениях всё больше красот.

    (По И. Л. Андроникову*)

    * Ираклий Луарсабович Андроников (1908−1990)  — советский писатель, литературовед, мастер художественного рассказа, телеведущий.

    Ответ

    В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

     

    1)  АНСАМБЛЬ. Исполнительский коллектив (певцов, музыкантов, а также состав исполнителей). А. песни и пляски.

    2)  ПРОСТОЙ. полн. ф. Не лучшего качества, грубый по обработке. П. помол. П. холст (небелёный). Простые чулки (хлопчатобумажные).

    3)  ЧИСЛО. кого-чего. Количество считаемого, поддающегося счёту. Ч. собравшихся. Значительное ч. ошибок. Отряд числом в двадцать человек (в числе двадцати человек). Большое ч. людей.

    4)  ВКУС. Чувство, понимание изящного, красивого. Тонкий в. Одеваться со вкусом. На чей-нибудь вкус, в чьём-нибудь вкусе (с точки зрения чьих-нибудь мнений об изящном, красивом).

    5)  ДОСТАВЛЯТЬ. что. Обеспечивать, предоставлять, приносить (то, что названо существительным). Д. удовольствие, неприятность. Д. много хлопот.

     

     

    После встречи в поезде с художником я приехал в Ленинград. Снова открылись передо мной торжественные ансамбли его площадей и пропорциональных зданий.

    Я подолгу всматривался в них, стараясь разгадать их архитектурную тайну. Она заключалась в том, что <...> здания производили впечатление величия, на самом же деле они были невелики. Одна из самых замечательных построек  — здание Главного штаба, вытянутое плавной дугой против Зимнего дворца,  — по своей высоте не превышает четырёхэтажного дома. А между тем оно гораздо величественнее любого современного высотного дома.

    Разгадка была простая. Величественность зданий зависела от их соразмерности, гармонических пропорций и от небольшого числа украшений: оконных наличников, барельефов.

    Всматриваясь в эти здания, понимаешь, что хороший вкус  — это прежде всего чувство меры.

    Я уверен, что эти же законы соразмерности частей, отсутствия всего лишнего, простоты, при которой видна и доставляет истинное наслаждение каждая линия,  — всё это имеет некоторое отношение и к прозе.

    Писатель, полюбивший совершенство классических архитектурных форм, не допустит в своей прозе тяжеловесной и неуклюжей композиции. Он будет добиваться соразмерности частей и строгости словесного рисунка.

    Композиция прозаической вещи должна быть доведена до такого состояния, чтобы нельзя было ничего выбросить и ничего прибавить без того, чтобы не нарушились смысл повествования и закономерное течение событий.

    (По К. Г. Паустовскому)

    Ответ

    Укажите все варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

     

    1)  Лексика, употребляемая автором, стилистически однородна: в тексте отсутствуют эмоционально-оценочные слова и слова в переносном значении, используются исключительно математические термины (дугой, пропорций, линия и др.).

    2)  С помощью эпитетов («тяжеловесной и неуклюжей композиции») автор показывает, чего следует избегать в прозаическом произведении.

    3)  Текст написан в научном стиле; цель автора  — подробно описать важнейшие архитектурные особенности здания Главного штаба.

    4)  Передавая своё представление о композиции прозаического произведения, автор не только сравнивает прозу с архитектурой, но и восхищается совершенством классических архитектурных форм.

    5)  Выразительность текста обеспечивается в том числе синтаксическими средствами, среди которых  — ряды однородных членов предложения (величественность зданий зависела от их соразмерности, гармонических пропорций и от небольшого числа украшений; он будет добиваться соразмерности частей и строгости словесного рисунка; чтобы не нарушились смысл повествования и закономерное течение событий).

     

    После встречи в поезде с художником я приехал в Ленинград. Снова открылись передо мной торжественные ансамбли его площадей и пропорциональных зданий.

    Я подолгу всматривался в них, стараясь разгадать их архитектурную тайну. Она заключалась в том, что <...> здания производили впечатление величия, на самом же деле они были невелики. Одна из самых замечательных построек  — здание Главного штаба, вытянутое плавной дугой против Зимнего дворца,  — по своей высоте не превышает четырёхэтажного дома. А между тем оно гораздо величественнее любого современного высотного дома.

    Разгадка была простая. Величественность зданий зависела от их соразмерности, гармонических пропорций и от небольшого числа украшений: оконных наличников, барельефов.

    Всматриваясь в эти здания, понимаешь, что хороший вкус  — это прежде всего чувство меры.

    Я уверен, что эти же законы соразмерности частей, отсутствия всего лишнего, простоты, при которой видна и доставляет истинное наслаждение каждая линия,  — всё это имеет некоторое отношение и к прозе.

    Писатель, полюбивший совершенство классических архитектурных форм, не допустит в своей прозе тяжеловесной и неуклюжей композиции. Он будет добиваться соразмерности частей и строгости словесного рисунка.

    Композиция прозаической вещи должна быть доведена до такого состояния, чтобы нельзя было ничего выбросить и ничего прибавить без того, чтобы не нарушились смысл повествования и закономерное течение событий.

    (По К. Г. Паустовскому)

    Ответ

    Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

    1)  дешевИзна
    2)  ерЕтик
    3)  черпАть
    4)  дОсуха
    5)  мозАичный

    Ответ

    В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

    Те студенты, которые претендовали на хорошую отметку, брались за самые трудные проекты, требовавшие ИСКУСНОГО черчения и тщательных расчётов.
    Вадим шёл, неосознанно мягко ставя ногу и сначала проверяя место, как БЫВАЛЫЙ путешественник.
    По мнению диетологов, СЫТНЫЙ завтрак, средний по размеру обед и скромный ужин являются залогом хорошего самочувствия и достаточного количества энергии на протяжении всего дня.
    Когда художник создавал пейзаж, он многократно спускался в долину, чтобы ОБХВАТИТЬ взглядом холмы и горы, и поднимался на гору, чтобы увидеть долину.
    Пётр был для неё ЖЕЛАННЫМ другом, с которым она хотела бы поговорить в эту, пожалуй, самую трудную минуту своей жизни.

    Ответ

    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне

    Скачать
    qr

    Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

    Автор трактата поднимает сложную философскую дилемму: «В чём смысл и цель существования человека?»

    Ответ

    В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    цепь ОБЛАКОВ
    ДЕВЯТЬЮСТАМИ отдыхающими
    ВЫЛОЖИ на сайт
    опытные ДОКТОРА
    много ВАФЛЕЙ

    Ответ

    Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

     

     

     

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

     

    А)  нарушение связи между подлежащим и сказуемым

    Б)  неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

    В)  ошибка в построении предложения с однородными членами

    Г)  нарушение в построении предложения с причастным оборотом

    Д)  ошибка в построении сложноподчинённого предложения

     

     

     

    ПРЕДЛОЖЕНИЯ

     

    1)  Употребляя вводные слова, речь становится более эмоциональной.

    2)  Одним из самых известных в стране учебных заведений стал МГУ.

    3)  Степан чувствовал то, как всё тело не слушается его и от усталости слипаются глаза.

    4)  Наиболее древней является письменность шумеров, жившие в Междуречье, в Средней Азии.

    5)  Находящаяся низко над горизонтом Луна кажется сильно увеличенной.

    6)  Придумав техническую конструкцию аппарата, умельцы собрали его собственными руками.

    7)  Стая лебедей летели в тёплые края.

    8)  Людвиг ван Бетховен продолжил общую линию развития музыкальных жанров, которую наметили его предшественники.

    9)  Из листового металла не только делают корпуса машин и приборов, но и посуду.

    Ответ

    Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква Запишите номера ответов.

    1)  ст..листический, заб..рать, ветер..нар
    2)  укр..щать (зверя), покл..ниться, в..рсистый
    3)  г..роизм, вып..л (воды), л..бединый
    4)  наст..рожившись, рит..рика, р..сту
    5)  ч..рующий, пок..ление, схв..тка

    Ответ

    Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

    1)  пр..карманить, пр..терпеться (к боли), пр..уныл
    2)  пре..написанное, на..кусил, по..править
    3)  не..держанный, и..бежать, во..препятствовать
    4)  не..глядный, от..бравший, запр..кинуть
    5)  в..юнок, меж..ярусный, ад..ютант

    Ответ

    Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

     

    1)  насмешл..вый, милост..вый

    2)  наста..вая, владел..ц

    3)  ноч..вка, реш..нный

    4)  ступенч..тый, изредк..

    5)  обеспеч..вать, обидч..вый

    Ответ

    Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

     

    1)  (собаки) чу..т, (ученики) ответ..т

    2)  (враги) ка..тся, (ветра) гон..т

    3)  вскоч..шь, вспен..вшийся

    4)  обяж..шь, предусмотр..нный

    5)  дремл..щий (дедушка), (туманы) стел..тся

    Ответ

    Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

     

    Профессор, ничуть (НЕ)СКЛОННЫЙ к преувеличению, очень лестно отозвался о работе студента.

    Многие разочарованные зрители покинули зал театра, (НЕ)ДОЖДАВШИСЬ антракта.

    Туристы (НЕ)СПЕША двигались к реке, на берегу которой планировался привал.

    Здание музыкальной школы до сих пор (НЕ)ОТРЕМОНТИРОВАНО.

    Быстрое и (НЕ)ОБДУМАННОЕ решение тренера привело к проигрышу.

    Ответ

    Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

    При входе в лес я повернул (НА)ПРАВО и пошёл (В)ДАЛЬ.
    Я получила письмо (ОТ)ТОГО попутчика, с которым летела (В)МЕСТЕ в Москву.
    (С)УТРА шёл (ПО)НАСТОЯЩЕМУ осенний дождь, и становилось жаль уходящего лета.
    В ТО(ЖЕ) самое время мы увидели уставшего, (ЗА)ТО счастливого Костю.
    Петухи кричали (В)МЕСТЕ и (ПО)ОДНОМУ, и их голоса сливались с чириканьем воробьёв.

    Ответ

    Укажите все цифры, на месте которых пишется только одна буква Н.

    Только великие умы были удостое(1)ы находиться в торжестве(2)ом зале, стены которого были увеша(3)ы стари(4)ыми картинами.

    Ответ

    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне

    Скачать
    qr

    Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

     

    1)  Снежные сугробы покрылись тонкой едва видимой коркой.

    2)  Китов становится все меньше и скоро они могут совсем исчезнуть;

    3)  Поэта можно любить или не любить принимать его идеи или быть их противником.

    4)  Буран свистит да воет.

    5)  За снежным туманом скрылись поле и телеграфные столбы и лес.

    Ответ

    Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

     

    Татьяна забрела в (1) брызгавшую росой (2) луговую траву и пошла вперёд (3) держа руку над её метёлками (4) и (5) улыбаясь их струящемуся прикосновению.

    Ответ

    Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

     

    Вот санки остановились у крыльца, и большой бурый медведь показался на пороге.

    —  Добро пожаловать (1) гости!  — сказал он грубым голосом.

    А из-за медведя осторожно выглядывала остренькая рыжая мордочка.

    —  Здравствуйте (2) миленькая девочка!  — сказала лисичка.

    —  Входите, входите, пожалуйста. Ой (3) мои бедненькие (4) как вы озябли!

    А у нас тепло-тепло. Входите (5) мои (6) золотые!

    Ответ

    Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

     

    Княжна Марья приподнялась с дивана (1) на котором она лежала (2) и сквозь затворенную дверь проговорила (3) что она никуда и никогда не поедет и просит (4) чтобы её оставили в покое.

    Ответ

    Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

     

    Ребенок имеет право быть тем (1) кто он есть (2) и (3) если мы хотим быть честными (4) то не надо ждать (5) чтобы он стал совершенным человеком.

    Ответ

    Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

     

    (1)Много мне пришлось бродить по лесным тропам Сихотэ-Алиня: то с целью изучения запасов диких животных и их образа жизни, то с задачей расселения новых ценных зверей. (2)Особенно памятны мне встречи с тигроловами  — людьми мужественной и романтической профессии, которая встречается только на Дальнем Востоке. (3)Довелось и мне принимать участие в ловле тигров  — великолепных царственных зверей.

    (4)В литературу тигр вошел как лютый, кровожадный зверь-людоед.

    (5)Согласиться с такой оценкой животного я не могу. (6)Наш дальневосточный, реликтовый, длинношерстный тигр  — редкое, драгоценное животное. (7)Он не агрессивен и даже полезен в борьбе с волчьей опасностью. (8)Являясь живым памятником былого великолепия древних кедрово-широколиственных лесов, он заслуживает охраны и дальнейшего изучения. (9)Леса Дальнего Востока потускнели бы, исчезни в них тигр!

    (10)Никакое впечатление, полученное на охоте, не может сравниться с тем, что я испытывал, когда связывал лапы молодой тигрицы, пойманной на Сихотэ-Алине. Большими золотистыми глазами смотрела она на меня. (11)Не было злобы и трусости  — недоумение и гордое сознание своей силы светилось в них.

    Ответ

    Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

    1) Тот, кто любит искусство, не ограничивает себя только одной сферой, человеку свойственно всестороннее развитие.
    2) Памятник Пушкина в Ленинграде, который изображает вдохновенное чтение поэтом своих стихов, был создан Аникушиным.
    3) Иллюстрации к «Маленьким трагедиям» создал знаменитый художник-график Е. Кибрик.
    4) Автор считает, что культурные люди стремятся изучить одну ветвь искусства, а не все его сущности.
    5) Воспринимать произведение искусства необходимо в сопоставлениях с другими явлениями.

    Текст:
    (1)Тот, кто любит искусство истинно, кто любит поэзию, литературу,  — не должен искусственно ограничивать себя только одной сферой и пребывать в полном равнодушии к музыке, к танцу, к изображению…
    (2)Человеку свойственно всестороннее, гармоническое развитие интересов и вкусов. (3)И я даже как-то не представляю себе человека, который любил бы серьезную музыку и оставался бы глух к поэзии Пушкина, Блока, Маяковского, никогда не читал бы Толстого, Чехова… (4)Или страстного знатока литературы, поэзии, который не бывал в Эрмитаже, Третьяковской галерее, в Русском музее. (5)Не очень поверю я в его любовь к стихам: стихи полны впечатлении от полотен великих художников, от ландшафтов России, от городов мира…
    (6)Где найти чудака, который изучает Шекспира, а в театре никогда не бывал? (7)Уж кто его любит, не пропустит «Гамлета» ни в театре, ни на экране. (8)Даже тот, кто не обладает активным музыкальным слухом, если он человек культурный по-настоящему, он ходит на концерты, слушает музыку в записи или по радио. (9)Как можно добровольно отказаться от величайших ценностей, накопленных человечеством? (10)Как можно без них правильно судить об искусстве и о его воздействии на людей?
    (11)По счастью, каждый, развивший в себе способности воспринимать искусство, не ограничивает себя какой-то одной областью (если даже он профессионально работает в ней), а, наоборот, стремится как можно больше узнать и ощутить эту благотворную связь искусств между собой.
    (12)Разве наше представление о Пушкине ограничивается его сочинениями? (13)Нет! Мы не можем назвать почти ни одного большого русского композитора, который не создал бы оперы на пушкинский текст, не положил бы на музыку пушкинские стихи.
    (14)О Глинке мы уже говорили. Даргомыжский написал на текст Пушкина «Русалку», Мусоргский  — народную драму «Борис Годунов». (15)Римский-Корсаков  — «Сказку о царе Салтане», «Моцарта и Сальери», «Золотого петушка», Чайковский  — «Онегина», «Пиковую даму», «Мазепу», Рахманинов  — «Алеко», Асафьев  — балет «Бахчисарайский фонтан», Глиэр  — «Медного всадника»…
    (16)Пушкинские сюжеты в изобразительном искусстве составляют целую пушкиниану, которую начинают такие художники, как Брюллов, Репин, Врубель…
    (17)Какие вдохновенные иллюстрации к «Маленьким трагедням» Пушкина создал выдающийся советский гравер Фаворский! (18)И отличные иллюстрации к «Борису Годунову»  — Е. Кибрик.
    (19)А облик самого Пушкина!
    (20)Памятник работы скульптора Опекушина на Пушкинской площади в Москве. (21)Памятник в Ленинграде, не так давно созданный скульптором Аникушиным: вдохновенное изображение Пушкина в момент вдохновенного чтения стихов  — разве это не продолжение пушкинской темы в искусстве?
    (22)А исполнение стихов Пушкина и его прозы…
    (23)Ильинский Игорь Владимирович «рассказывает» «Золотого петушка» так, что пушкинская сказка начинает сверкать новыми красками  — чистыми, звонкими, радует тонким юмором, остротой, сатирой на царей и их приближенных.
    (24)А разве воплощенный Шаляпиным образ Бориса в опере Мусоргского не продолжение Пушкина? (25)Или шаляпинский Мельник в «Русалке»? (26)А шаляпинский Сальери?
    (27)Каждый, кого интересует не только отдельное произведение, но и совокупность впечатлений, которое составляет понятие «культура», каждый культурный человек стремится воспринять все грани искусства, все его сущности, или, как еще говорят, ипостаси.
    (28)Знакомство с искусством, поэзией, с литературой вызывает стремление не только воспринимать прекрасное, но и многое знать об этом прекрасном и о том, кем оно создано, как создано, когда. (29)Рождается желание глубоко постигнуть, осмыслить и сопоставить одно явление с другим. (30)Отсюда наш интерес к истории искусства, литературы. (31)Интерес к биографии создателей гениальных творений. (32)К процессу их творчества, к той эпохе, в которую они жили. (33)Разрозненные впечатления соединяются в общую картину культуры. (34)Каждому явлению отводится свое место. (35)И каждое оценивается не только само по себе, но и в сопоставлении с другими.
    (36)Значительное, великое мы научаемся отличать от пошлого и от преходящего. (37)Великие творения слушаем, смотрим и перечитываем не раз и не два. (38)И с каждым разом находим в них все больше красот.

    (По И. Л. Андроникову*)

    *Ираклий Луарсабович Андроников (1932−2009)  — советский писатель, литературовед.

    Ответ

    Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

     

    1)  В предложениях 2, 3 представлено описание.

    2)  В предложениях 6−8 представлено рассуждение.

    3)  В предложениях 9−11 представлено повествование.

    4)  Предложения 16 и 17 противопоставлены по содержанию.

    5)  Предложение 30 указывает на следствие того, о чём говорится в предложениях 28, 29.

     

    (1)Тот, кто любит искусство истинно, кто любит поэзию, литературу, не должен искусственно ограничивать себя только одной сферой и пребывать в полном равнодушии к музыке, танцу, изображению…

    (2)Людям свойственно всестороннее, гармоническое развитие интересов и вкусов. (3)И я даже как-то не представляю себе человека, который любил бы серьёзную музыку и оставался бы глух к поэзии Пушкина, Блока, Маяковского, никогда не читал бы Толстого, Чехова. (4)Или страстного знатока литературы, поэзии, который не бывал в Эрмитаже, Третьяковской галерее, в Русском музее. (5)Не очень поверю я в его любовь к стихам: стихи полны впечатлений от полотен великих художников, от ландшафтов России, от городов мира…

    (6)Где найти чудака, который изучает Шекспира, а в театре никогда не бывал? (7)Уж кто его любит, не пропустит «Гамлета» ни в театре, ни на экране! (8)Даже тот, кто не обладает активным музыкальным слухом, если он человек культурный по-настоящему, он ходит на концерты, слушает музыку в записи или по радио. (9)Как можно добровольно отказаться от величайших ценностей, накопленных человечеством? (10)Как можно без них правильно судить об искусстве и о его воздействии на людей?

    (11)По счастью, человек, развивший в себе способности воспринимать искусство, не ограничивает себя какой-то одной областью (если даже он профессионально работает в ней), а, наоборот, стремится как можно больше узнать и ощутить эту благотворную связь искусств между собой.

    (12)Разве наше представление о Пушкине ограничивается его сочинениями? (13)Нет! (14)Мы не можем назвать почти ни одного большого русского композитора, который не создал бы оперу на пушкинский текст, не положил бы на музыку пушкинские стихи. (15)Даргомыжский написал на текст Пушкина «Русалку»; Мусоргский  — народную драму «Борис Годунов»; Римский-Корсаков  — «Сказку о царе Салтане», «Моцарта и Сальери», «Золотого петушка»; Чайковский  — «Онегина», «Пиковую даму», «Мазепу»; Рахманинов  — «Алеко»; Глиэр  — «Медного всадника»…

    (16)Пушкинские сюжеты в изобразительном искусстве составляют целую пушкиниану, которую начинают такие художники, как Брюллов, Репин, Врубель. (17)А какие вдохновенные иллюстрации к «Маленьким трагедиям» Пушкина создал выдающийся советский гравёр Владимир Фаворский! (18)И отличные иллюстрации к «Борису Годунову»  — художникграфик Евгений Кибрик.

    (19)А облик самого Пушкина! (20)Памятник работы скульптора Опекушина на Пушкинской площади в Москве. (21)Памятник в СанктПетербурге, созданный скульптором Аникушиным: вдохновенное изображение Пушкина в момент вдохновенного чтения стихов  — разве это не продолжение пушкинской темы в искусстве?

    (22)А исполнение стихов Пушкина и его прозы… (23)Например, Игорь Владимирович Ильинский «рассказывает» «Золотого петушка» так, что пушкинская сказка начинает сверкать новыми красками  — чистыми, звонкими, радует тонким юмором, остротой, сатирой на царей и их приближённых.

    (24)А разве воплощённый Шаляпиным образ Бориса Годунова в опере Мусоргского не продолжение Пушкина? (25)Или шаляпинский Мельник в «Русалке»? (26)А шаляпинский же Сальери?..

    (27)Каждый, кого интересует не только отдельное произведение, но и совокупность впечатлений, которую составляет понятие «культура», каждый культурный человек стремится воспринять все грани искусства, все его сущности, или, как ещё говорят, ипостаси.

    (28)Знакомство с искусством, поэзией, литературой вызывает стремление не только воспринимать прекрасное, но и многое знать об этом прекрасном и о том, кем оно создано, как создано, когда. (29)Рождается желание глубоко постигнуть, осмыслить явления и сопоставить одно явление с другим. (30)Отсюда наш интерес к истории искусства, литературы, к биографии создателей гениальных творений, к процессу их творчества, к той эпохе, в которую они жили.

    (31)Разрозненные впечатления соединяются в общую картину культуры. (32)Каждому явлению отводится своё место. (33)И каждое явление оценивается не только само по себе, но и в сопоставлении с другими. (34)Значительное, великое мы научаемся отличать от пошлого и преходящего. (35)Великие творения слушаем, смотрим и перечитываем неоднократно. (36)И с каждым разом находим в творениях всё больше красот.

    (По И. Л. Андроникову*)

    * Ираклий Луарсабович Андроников (1908−1990)  — советский писатель, литературовед, мастер художественного рассказа, телеведущий.

    Ответ

    Из предложений 9−11 выпишите книжное слово со значением «оказывающий хорошее действие, приносящий большую пользу».

    (9)Как можно добровольно отказаться от величайших ценностей, накопленных человечеством? (10)Как можно без них правильно судить об искусстве и о его воздействии на людей?

    (11)По счастью, человек, развивший в себе способности воспринимать искусство, не ограничивает себя какой-то одной областью (если даже он профессионально работает в ней), а, наоборот, стремится как можно больше узнать и ощутить эту благотворную связь искусств между собой.

    Ответ

    Среди предложений 29−36 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи сочинительного союза и форм(ы) слов(а). Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

    (29)Рождается желание глубоко постигнуть, осмыслить явления и сопоставить одно явление с другим. (30)Отсюда наш интерес к истории искусства, литературы, к биографии создателей гениальных творений, к процессу их творчества, к той эпохе, в которую они жили. (31)Разрозненные впечатления соединяются в общую картину культуры. (32)Каждому явлению отводится своё место. (33)И каждое явление оценивается не только само по себе, но и в сопоставлении с другими. (34)Значительное, великое мы научаемся отличать от пошлого и преходящего. (35)Великие творения слушаем, смотрим и перечитываем неоднократно. (36)И с каждым разом находим в творениях всё больше красот.

    Ответ

    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне

    Скачать
    qr

    Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

     

    «Текст написан в публицистическом стиле, о чём свидетельствуют разнообразные изобразительно-выразительные языковые средства. Литературовед Ираклий Луарсабович Андроников очень эмоционально рассказывает о приобщении людей к искусству. Для большей убедительности писатель использует такое синтаксическое средство, как (А)____ (в предложениях 3, 4, 15), и такой приём, как (Б)____ (предложения 12−14). Троп  — (В)_____ («чистыми, звонкими красками», «тонким юмором» в предложении 23) и приём  — (Г)_____ («каждый», «все» в предложении 27)  — придают тексту яркость и выразительность».

     

    Список терминов:

    1)  сравнение

    2)  эпитеты

    3)  вопросительные предложения

    4)  антитеза

    5)  восклицательные предложения

    6)  ряд(ы) однородных членов предложения

    7)  лексический повтор

    8)  вопросно-ответная форма изложения

    9)  метафора

     

    (1)Тот, кто любит искусство истинно, кто любит поэзию, литературу, не должен искусственно ограничивать себя только одной сферой и пребывать в полном равнодушии к музыке, танцу, изображению…

    (2)Людям свойственно всестороннее, гармоническое развитие интересов и вкусов. (3)И я даже как-то не представляю себе человека, который любил бы серьёзную музыку и оставался бы глух к поэзии Пушкина, Блока, Маяковского, никогда не читал бы Толстого, Чехова. (4)Или страстного знатока литературы, поэзии, который не бывал в Эрмитаже, Третьяковской галерее, в Русском музее. (5)Не очень поверю я в его любовь к стихам: стихи полны впечатлений от полотен великих художников, от ландшафтов России, от городов мира…

    (6)Где найти чудака, который изучает Шекспира, а в театре никогда не бывал? (7)Уж кто его любит, не пропустит «Гамлета» ни в театре, ни на экране! (8)Даже тот, кто не обладает активным музыкальным слухом, если он человек культурный по-настоящему, он ходит на концерты, слушает музыку в записи или по радио. (9)Как можно добровольно отказаться от величайших ценностей, накопленных человечеством? (10)Как можно без них правильно судить об искусстве и о его воздействии на людей?

    (11)По счастью, человек, развивший в себе способности воспринимать искусство, не ограничивает себя какой-то одной областью (если даже он профессионально работает в ней), а, наоборот, стремится как можно больше узнать и ощутить эту благотворную связь искусств между собой.

    (12)Разве наше представление о Пушкине ограничивается его сочинениями? (13)Нет! (14)Мы не можем назвать почти ни одного большого русского композитора, который не создал бы оперу на пушкинский текст, не положил бы на музыку пушкинские стихи. (15)Даргомыжский написал на текст Пушкина «Русалку»; Мусоргский  — народную драму «Борис Годунов»; Римский-Корсаков  — «Сказку о царе Салтане», «Моцарта и Сальери», «Золотого петушка»; Чайковский  — «Онегина», «Пиковую даму», «Мазепу»; Рахманинов  — «Алеко»; Глиэр  — «Медного всадника»…

    (16)Пушкинские сюжеты в изобразительном искусстве составляют целую пушкиниану, которую начинают такие художники, как Брюллов, Репин, Врубель. (17)А какие вдохновенные иллюстрации к «Маленьким трагедиям» Пушкина создал выдающийся советский гравёр Владимир Фаворский! (18)И отличные иллюстрации к «Борису Годунову»  — художникграфик Евгений Кибрик.

    (19)А облик самого Пушкина! (20)Памятник работы скульптора Опекушина на Пушкинской площади в Москве. (21)Памятник в СанктПетербурге, созданный скульптором Аникушиным: вдохновенное изображение Пушкина в момент вдохновенного чтения стихов  — разве это не продолжение пушкинской темы в искусстве?

    (22)А исполнение стихов Пушкина и его прозы… (23)Например, Игорь Владимирович Ильинский «рассказывает» «Золотого петушка» так, что пушкинская сказка начинает сверкать новыми красками  — чистыми, звонкими, радует тонким юмором, остротой, сатирой на царей и их приближённых.

    (24)А разве воплощённый Шаляпиным образ Бориса Годунова в опере Мусоргского не продолжение Пушкина? (25)Или шаляпинский Мельник в «Русалке»? (26)А шаляпинский же Сальери?..

    (27)Каждый, кого интересует не только отдельное произведение, но и совокупность впечатлений, которую составляет понятие «культура», каждый культурный человек стремится воспринять все грани искусства, все его сущности, или, как ещё говорят, ипостаси.

    (28)Знакомство с искусством, поэзией, литературой вызывает стремление не только воспринимать прекрасное, но и многое знать об этом прекрасном и о том, кем оно создано, как создано, когда. (29)Рождается желание глубоко постигнуть, осмыслить явления и сопоставить одно явление с другим. (30)Отсюда наш интерес к истории искусства, литературы, к биографии создателей гениальных творений, к процессу их творчества, к той эпохе, в которую они жили.

    (31)Разрозненные впечатления соединяются в общую картину культуры. (32)Каждому явлению отводится своё место. (33)И каждое явление оценивается не только само по себе, но и в сопоставлении с другими. (34)Значительное, великое мы научаемся отличать от пошлого и преходящего. (35)Великие творения слушаем, смотрим и перечитываем неоднократно. (36)И с каждым разом находим в творениях всё больше красот.

    (По И. Л. Андроникову*)

    * Ираклий Луарсабович Андроников (1908−1990)  — советский писатель, литературовед, мастер художественного рассказа, телеведущий.

    Ответ

    Результаты тренировки
    Решено заданий 0
    Выполнено верно 0
    Выполнено частично верно 0
    Ошибки 0
    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне

    Скачать
    qr