Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 2 представлено описание.
2) В предложениях 14-16 представлено повествование.
3) Предложения 25 и 26 противопоставлены по содержанию.
4) Предложение 29 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 28.
5) В предложениях 37-39 представлено рассуждение.
Текст:
(1)На подмостки выходит высокий, стройный человек с симпатичным лицом. (2) Оба рукава его пиджака совершенно пусты сверху донизу, и концы рукавов заложены в оба кармана. (3)Это безрукий художник. (4)Он кланяется зрителям без улыбки, с достоинством. (5)Художник садится на стул перед мольбертом. (6)Движением ног одна о другую он сбрасывает с себя туфли и говорит тоном приказа:
- Миша!
(7)Человек с мятым лицом (он и есть Миша) вставляет кусок угля в пальцы ноги художника. (8)И художник начинает рисовать ногой. (9) Сперва на мольберте появляется что-то вроде извилистой речки. (10)По обе стороны её возникают деревья - нет, это не речка, а дорожка в лесу. (11)Потом из-за деревьев появляется солнце. (12)Всё.
- (13) Дорога уходит вдаль... - обьясняет художник.
(14)Миша снимает с мольберта лист с пейзажем. (15)Под ним оказывается другой лист, чистый. (16)И художник рисует две карикатуры. (17)Художник встаёт, нашаривает ногами туфли. (18)Измятолицый Миша предлагает желающим приобрести рисунки. (19)Желающих не оказывается.
- (20)Недорого, купите! - предлагает Миша
(21)Художник стоит неподвижно. (22) Глаза его опущены. (23) Губы
крепко сжаты.
- (24)А сколько? - вдруг спрашиваю я.
(25)Мама решительно берёт меня за руку. (26)Миша бросается к нам:
- Дёшево, по сорок копеек за рисунок. (27)Ладно, хотите - отдадим за тридцать.
(28)Я смотрю на маму умоляющими глазами:
- Мамочка!..
(29)Мама платит Мише тридцать копеек. (30)Художник подходит к краю подмостков.
- (31)Который из рисунков вы желали бы приобрести?
(32)Вот когда мама показывает всю разницу между своим тактичным умением всегда и везде сказать и сделать то, что нужно, и моим неумением!
(33)Подняв на художника свои прекрасные глаза, мама говорит с улыбкой:
- Я прошу, чтобы господин художник сам выбрал рисунок для моей
(34)Художник смотрит на маму, потом на меня. (35)Вероятно, ему передаются моё волнение и восхищение, потому что глаза его теплеют, он говорит очень сердечно и просто:
- Пусть маленькая барышня возьмёт рисунок «Дорога уходит вдаль...».
(36)Когда я ещё был художником, - а я был настоящим художником, прошу мне поверить! - это была моя любимая тема: «Всё - вперёд, всё - вдаль!»
(37)Не стоит, вероятно, и говорить о том, что, придя домой, я первым делом разуваюсь, вдеваю между пальцев правой ноги карандаш и пытаюсь для начала хотя бы написать своё имя. (38) Увы, у меня ничего не получается!
(39)Пробую сделать это левой ногой - такой же результат. (40)Вот когда до меня доходит, как трудно, как невообразимо трудно было художнику научиться рисовать ногой!
(41)Рисунок художника углём на бумаге «Дорога уходит вдаль...» заделали в рамку под стекло и повесили в моей комнате. (42)В течение ряда лет утром, открывая глаза, я видела дорогу среди деревьев, из-за которых вставало солнце, и вспоминала слова художника: «Упал - встань, расшибся - не хнычь; дорога уходит вдаль, дорога идёт вперёд!» (43)Это были мужественные слова мужественного человека, которого не победило увечье: он победил своё увечье.
(44) Ох, как пригодились мне в жизни эти слова!
(По А.Я. Бруштейн*)
* Александра Яковлевна Бруштейн (1884-1968) - советская писательница, драматург, общественный деятель.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 5 содержится указание на причину того, о чём говорится в предложении 4.
2) В предложениях 14−16 раскрывается содержание того, о чём говорится в предложении 13.
3) В предложении 23 перечислены последовательно происходящие действия.
4) В предложениях 26−30 содержится рассуждение с элементами повествования.
5) В предложениях 31−33 представлено описание.
Текст:
(1)Одно из забавных свойств человеческой природы заключается в том, что каждый человек стремится доигрывать собственный образ, навязанный ему окружающими людьми. (2)Иной пищит, а доигрывает.
(3)Вот пример.
(4)Однажды, когда я учился в школе, мы всем классом работали на одном пустыре, стараясь превратить его в место для культурного отдыха. (5)Как это ни странно, в самом деле превратили.
(6)Так или иначе сейчас, приезжая в родной город, я иногда в жару отдыхаю под нашими, теперь огромными, деревьями. (7)Но дело не в этом. (8)Дело в том, что в тот давний день, когда мы возделывали пустырь, один из ребят обратил внимание остальных на то, как я держу носилки, на которых мы перетаскивали землю. (9)Военрук, присматривавший за нами, тоже обратил внимание на то, как я держу носилки. (10)Все обратили внимание на то, как я держу носилки. (11)Надо было найти повод для веселья, и повод был найден. (12)Оказалось, что я держу носилки, как Отъявленный Лентяй.
(13)Теперь всё работало на образ. (14)Если я на контрольной по математике сидел, никому не мешая, спокойно дожидаясь, пока мой товарищ решит задачу, то все приписывали это моей лени, а не тупости. (15)Естественно, я не пытался в этом кого-нибудь разуверить. (16)Когда же я писал сочинения прямо из головы, не пользуясь учебниками и шпаргалками, это тем более служило доказательством моей неисправимой лени.
(17)Развитие образа привело к тому, что я вынужден был перестать делать домашние уроки. (18)При этом, чтобы сохранить остроту положения, я должен был достаточно хорошо учиться.
(19)По этой причине я каждый день, как только начиналось объяснение материала по гуманитарным предметам, ложился на парту и делал вид, что дремлю. (20)Если учителя возмущались моей позе, я говорил, что заболел, но не хочу пропускать занятий, чтобы не отстать. (21)Лёжа на парте, я внимательно слушал голос учителя, не отвлекаясь на обычные шалости, и старался запомнить всё, что он говорит. (22)После объяснения нового материала, если оставалось время, я вызывался отвечать в счёт будущего урока.
(23)Учитель ставил мне в журнал хорошую оценку, звенел звонок, и все были довольны. (24)И никто, кроме меня, не знал, что только что зафиксированные знания рушатся из моей головы, как рушится штанга из рук штангиста после того, как прозвучит судейское: «Вес взят!» (25)Более того, будучи лентяем, я вполне прилично учился.
(26)Тогда ко мне решили применить метод массированного воспитания, модный в те годы. (27)Суть его заключалась в том, что все учителя неожиданно наваливались на одного нерадивого ученика и, пользуясь его растерянностью, доводили его успеваемость до образцово-показательного блеска.
(28)Как правило, опыт удавался. (29)То ли на меня навалились слишком дружно, то ли забыли мой приличный уровень, но, когда стали подводить итоги опыта работы надо мной, выяснилось, что меня довели до уровня кандидата в медалисты.
(30)Кончилось всё это тем, что я вместо запланированной серебряной медали получил золотую, потому что один из кандидатов на золотую по дороге сорвался и отстал.
(31)Он был и в самом деле очень сильным учеником, но ему никак не давались сочинения. (32)Вместо него я получил золотую медаль и зонтиком по шее от его мамаши на выпускном вечере. (33)Вернее, не на само́м вечере, а перед вечером в раздевалке.
— (34)Негодяй, притворявшийся лентяем! – сказала она, увидев меня в раздевалке и одёргивая зонтик.
(По Ф. А. Искандеру*)
*Фазиль Абдулович Искандер (1929−2016) — советский и российский прозаик, журналист, поэт, сценарист, общественный деятель.