Боишься не поступить на бюджет?
С нами ты поступишь в ВУЗ мечты или мы вернём деньги за обучение!
Автор говорит о часто встречающихся нарушениях прав граждан в сфере туризма. В рамках какого судопроизводства будет рассматриваться дело о возмещении имущественного вреда, причинённого туристу некачественным туристическим продуктом? Кто являются сторонами в судопроизводстве данного вида (назовите каждую из сторон)? Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите два примера любых других дел, рассматриваемых в судопроизводстве этого вида.
Нарушение туристической организацией сроков исполнения услуг, ненадлежащая встреча в аэропорту или на вокзале (трансфер), размещение в не соответствующих договору (путёвке) номерах гостиницы (отеля) или не тот уровень самой гостиницы, некачественное питание или сервис... С подобного рода нарушениями прав граждане сталкиваются крайне часто. Однако ввиду сложности востребования компенсации с туристической компании, а также в связи с трудностью доказывания нарушения условий договора, заключённого с туроператором, иски или хотя бы претензии к туристическим компаниям в подобных случаях минимальны (исключение составляют нарушения условий перевозки, где основным и неоспоримым средством правовой защиты выступает наличие соответствующего билета).
В связи с тем, что критерии качества туристических услуг в законодательстве чётко не зафиксированы, на практике часто трудно определить, где имеет место нарушение качества услуги, а где -предоставление недостоверной информации.
Необходимость создания упрощённого режима восстановления нарушенных прав в данной сфере очевидна. Средством доказывания могут служить любые («материально-визуальные») источники, такие как, например, фото- и видеосъёмка, аудиозапись, направления, письменные документы и др. Также туристу необходимо обеспечить себя средствами правовой защиты в части доказывания понесённых им фактических убытков (расходов). К подобным средствам можно отнести надлежащим образом оформленные чеки, расписки, билеты, выписки по банковским счетам, письменные договоры и др. Но кроме самих инструментов доказывания необходима более простая процедура рассмотрения подобного рода споров, так как именно из-за сложности, затянутости и неоднозначности процесса большинство граждан за восстановлением своих прав предпочитают в уполномоченные органы как судебного, так и внесудебного характера не обращаться. И хотя определённые шаги в данном направлении государством делаются, они явно недостаточны, а кроме того, малоэффективны в той части, которая была изложена выше.
С нами ты поступишь в ВУЗ мечты или мы вернём деньги за обучение!
Проиллюстрируйте примерами любые три названные авторами мотива правового поведения (в каждом случае сначала укажите мотив, а затем приведите соответствующий пример). (Каждый пример должен быть развернутым).
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Правовая культура — это специфический социальный институт, выполняющий функцию формирования у людей политического и правового сознания, ценностно-нормативных установок, а опосредованно и правового поведения. Структура правовой культуры включает следующие элементы: право как систему норм, выражающих возведенную в закон государственную волю; правоотношения как систему общественных отношений, участники которых обладают взаимными правами и обязанностями; правосознание как систему духовного отражения всей правовой действительности; правовые учреждения как систему государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализацию права; правовое поведение <...>
Правовая культура находит своё практическое воплощение как в правосознании, так и в правовом или противоправном поведении граждан или групповых общественных субъектов. Причём отклоняющееся от правовых норм поведение не всегда является следствием осознанного мятежа или новаторства в отношении к принятым в обществе правилам, а зачастую становится следствием слабой правовой информированности, социальной наивности и деловой некомпетентности.
В своём правовом поведении индивид обычно руководствуется собственными интересами, ориентациями и установками. Различное сочетание потребностей, стремлений и интересов лежит в основе мотивации правового поведения. Учёные выделяют целый ряд мотивов правового поведения. Это внутреннее убеждение в правильности и справедливости требований правовых норм; наличие у индивида собственной потребности в соблюдении законов; осознание социальной необходимости соблюдения законов; сознательное подчинение требованиям закона; сознание собственных прав; осознанная защита групповых интересов; боязнь юридической ответственности; следование традиции; стремление к пассивному подчинению государству и его требованиям. Поступки и действия, совершаемые с внутренней убеждённостью в соответствии этих поступков нормам права, можно считать высшей формой правового поведения.
(В.В.Касъянов.В.Н.Нечипуренко)
Какие две формы вины в совершении административных проступков указаны в Кодексе? Укажите их и проиллюстрируйте каждую из форм конкретным примером.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Статья 2.1.
1. Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. <…>
Статья 2.2.
1. Административное правонарушение признается совершённым умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
2. Административное правонарушение признаётся совершённым по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без остаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Статья 2.3.
1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
2. С учётом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. <…>
Статья 2.7.
Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причинённый вред является менее значительным, чем предотвращённый вред.
Статья 2.8.
Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
Статья 2.9.
При малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, полномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
(Извлечение из Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП))
Автор утверждает, что в обществе могут возникать противоречия между элитарными и неэлитарными группами. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите три возможные причины возникновения противоречий и проиллюстрируйте их примерами. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто).
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Политическая элита - это группа лиц, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством (партиями, другими политическими институтами). На государственном уровне она концентрирует в своих руках высшие властные и управленческие прерогативы в обществе, предопределяя за счёт этого пути и формы его политического развития.
Политическая элита - это лишь определённая часть более широких элитарных слоёв общества в целом, в которые входят наиболее видные и авторитетные представители экономических кругов, гуманитарной и технической интеллигенции. Большинство учёных сходится на том, что те немногие люди, которые принадлежат к политически властвующему кругу, не являются типичными представителями общества, формируясь по преимуществу из представителей высших социально-экономических слоёв. Практика не подтвердила тезис о том, что деятельность элит непосредственно определяется интересами населения. Таким образом, в любом обществе могут складываться серьёзные противоречия между составом и интересами элитарных и неэлитарных групп.
Пополнение или изменение состава политической элиты зависит не только от позиции населения или конкретной ситуации, при которой представители широких социальных слоёв начинают принимать определённое участие в принятии решений, но в значительной степени и от позиции самих элитарных группировок. В этом смысле элита является скорее саморегулирующейся общностью, которая избирательно допускает в свою среду представителей массы.
В полном соответствии с занимаемым ею местом в общественной жизни политическая элита выполняет ряд важнейших задач и функций. Прежде всего, к её социальным задачам относятся принятие и контроль за реализацией решений, раскрывающие её центральную роль в управлении государством и обществом. В число основных функций включается также формирование и представление групповых интересов различных слоёв населения. Следует указать и на необходимость продуцирования элитой разнообразных политических ценностей. Формируя различные идеологии, мифы или социальные проекты, политическая элита пытается мобилизовать граждан, взять под контроль их энергию для решения необходимых общественных задач.
С нами ты поступишь в ВУЗ мечты или мы вернём деньги за обучение!
Какие два аспекта связи субъекта и знания выделяют авторы? Проиллюстрируйте примером каждый из них.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Человек не может существовать в мире, не научившись в нем ориентироваться. Ориентация зависит от способности людей адекватно постигать мир, соотнося знания о мире и знания о себе. Поэтому вопрос познания является одним из самых философских.
Познание в первом приближении можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе.
Те явления или процессы, на которые направлена познавательная активность людей, принято называть объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, обретает статус субъекта познания. Субъектом познания может быть индивид, группа, общество в целом.
Таким образом, познание — это специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта...
Отсюда необходимость исследовать механизм взаимосвязи, который возникает между получающим знание субъектом и объектом как источником знания, между субъектом и знанием, между знанием и объектом...
При рассмотрении проблемы взаимосвязи между субъектом и знанием возникает комплекс вопросов. Отчасти они возникают в связи с освоением субъектом уже наработанного знания (монографии, схемы, формулы, таблицы и т.п.). Освоение готового знания имеет свою специфику, и последняя задает субъекту познания свои «правила игры».
Кроме того, в отношении между субъектом и знанием возникает проблема оценки знаний со стороны субъекта, определения их адекватности, полноты, достаточности для решения конкретной проблемной ситуации.
И наконец, есть свои проблемы и в отношении между знанием и объектом как источником этого знания. Это вопросы истины знания, ее критерия. Всякое знание всегда есть знание о конкретном объекте. В связи с этим возникает вопрос о достаточности оснований для осуществления перехода от «смутного» восприятия объекта к рациональным выводам относительно объекта, переход от субъективного к объективному.
(И,И, Калькой, Ю.А. Сандулов)
Какие два аспекта связи субъекта и знания выделяют авторы? Проиллюстрируйте примером каждый из них.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Человек не может существовать в мире, не научившись в нем ориентироваться. Ориентация зависит от способности людей адекватно постигать мир, соотнося знания о мире и знания о себе. Поэтому вопрос познания является одним из самых философских.
Познание в первом приближении можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе.
Те явления или процессы, на которые направлена познавательная активность людей, принято называть объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, обретает статус субъекта познания. Субъектом познания может быть индивид, группа, общество в целом.
Таким образом, познание — это специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта...
Отсюда необходимость исследовать механизм взаимосвязи, который возникает между получающим знание субъектом и объектом как источником знания, между субъектом и знанием, между знанием и объектом...
При рассмотрении проблемы взаимосвязи между субъектом и знанием возникает комплекс вопросов. Отчасти они возникают в связи с освоением субъектом уже наработанного знания (монографии, схемы, формулы, таблицы и т.п.). Освоение готового знания имеет свою специфику, и последняя задает субъекту познания свои «правила игры».
Кроме того, в отношении между субъектом и знанием возникает проблема оценки знаний со стороны субъекта, определения их адекватности, полноты, достаточности для решения конкретной проблемной ситуации.
И наконец, есть свои проблемы и в отношении между знанием и объектом как источником этого знания. Это вопросы истины знания, ее критерия. Всякое знание всегда есть знание о конкретном объекте. В связи с этим возникает вопрос о достаточности оснований для осуществления перехода от «смутного» восприятия объекта к рациональным выводам относительно объекта, переход от субъективного к объективному.
(И,И, Калькой, Ю.А. Сандулов)
Автор, ссылаясь на психолога А.Н. Леонтьева, указывает основные этапы формирования личности. Приведите указанные в тексте этапы, и, опираясь на знание курса, личный социальный опыт и практику, проиллюстрируйте каждый из этапов характерным для него конкретным «приобретением» для личностного становления.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
«...каковы необходимые и достаточные критерии сформировавшейся личности?
По существу, существует два основных критерия. Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т. е. заданы обществом, воспитаны в человеке.
Второй необходимый критерий личности - способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже "стихийную нравственность": человек может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило его поступить определенным образом, тем не менее продействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности...
Формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т. п. А достичь всего этого путем простого усвоения нельзя. Усвоенный мотив в лучшем случае мотив знаемый, но не реально действующий, т. е. мотив неистинный. Знать, что должно делать, к чему следует стремиться, - не значит хотеть это делать, действительно к этому стремиться. Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания. Этот процесс всегда происходит только в реальной жизни человека. Он является всегда эмоционально насыщенным, часто субъективно творческим.
Рассмотрим этапы формирования личности. Остановимся на самых главных и очень крупных этапах. По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность "рождается" дважды.
Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. Иными словами, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.
Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Заметим, что эта способность к самоосознанию, саморуководству, самовоспитанию и отражена во втором признаке личности, разобранном выше.
Между прочим, её обязательность зафиксирована в такой юридической категории, как уголовная ответственность за совершаемые действия. Эта ответственность, как известно, возлагается на каждого душевно здорового человека, достигшего совершеннолетия».
(Ю.Б. Гиппенрейтер)
Какие проблемы, существующие в системе местного самоуправления, упоминает автор? Укажите не менее двух проблем. Опираясь на обществоведческие знания, приведите не менее трёх примеров вопросов, находящихся, в соответствии с Конституцией РФ, в компетенции органов местного самоуправления.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Конституция соединила два базовых приоритета – высочайший статус прав, свобод граждан и сильное государство, — подчеркнув их взаимную обязанность — уважать и защищать друг друга. Убеждён, конституционный каркас должен быть стабильным, и прежде всего это касается второй главы Конституции, которая определяет права и свободы человека и гражданина. Эти положения Основного Закона незыблемы.
При этом жизнь не стоит на месте, и конституционный процесс нельзя рассматривать как окончательно завершённый, мёртвый. Точечные коррективы других глав Основного Закона, идущие от правоприменительной практики, от самой жизни, конечно, возможны, а порой — необходимы. Так, вы знаете, предлагается внести поправки в Конституцию, на основании которых объединяются Верховный суд и Высший Арбитражный суд. Сегодня в трактовке многих законов эти суды часто расходятся, иногда весьма существенно, выносят разные решения по схожим делам, а то и по одним и тем же. В итоге возникает правовая неопределённость, а порой и несправедливость, которая отражается на людях. Полагаю, что объединение судов направит судебную практику в единое русло, а значит, будет укреплять гарантии реализации важнейшего конституционного принципа — равенства всех перед законом.
...Мы должны поддержать гражданскую активность на местах, в муниципалитетах, чтобы у людей была реальная возможность принимать участие в управлении своим посёлком или городом, в решении повседневных вопросов, которые на самом деле определяют качество жизни. Сегодня в системе местного самоуправления накопилось немало проблем. Объём ответственности и ресурсы муниципалитетов, к сожалению, и вы это хорошо знаете, не сбалансированы. Отсюда часто неразбериха с полномочиями. Они не только размыты, но и постоянно перекидываются с одного уровня власти на другой: из района в регион, с поселения на район и обратно...
Повторю, считаю важнейшей задачей... развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах.
С нами ты поступишь в ВУЗ мечты или мы вернём деньги за обучение!
Автор пишет, что «политические технологи и аналитики используют различные подходы к анализу построения избирательной кампании». Укажите два любых подхода, названных автором. Приведите по два примера, иллюстрирующих каждый из них. (Сначала указывайте подход, затем приводите примеры, которые его иллюстрируют.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Избирательная стратегия — главный инструмент организации и проведения избирательной кампании. Стратегия, стратегические приоритеты, стратегические направления избирательной кампании, стратегический замысел, стратегический имидж — все эти термины связываются с данным понятием как организаторами, так и аналитиками избирательных кампаний. Однако отсюда вовсе не следует, что все участники избирательного процесса однозначно понимают эти термины. Более того, исследователи тоже не пришли к единому пониманию стратегии.
Основная проблема в том, что стратегия как форма организации деятельности зависит от множества факторов, начиная от исторической ситуации, переживаемой обществом, и заканчивая особенностями личности кандидата. Всё это заставляет более пристально рассмотреть различные подходы к пониманию избирательной стратегии с тем, чтобы сформулировать обобщающее понятие.
Разработка и реализация определенной, чётко выстроенной и сбалансированной стратегии ведения предвыборной политической борьбы достаточно сложная задача, решение которой определяет успех всей избирательной кампании. Хорошая стратегия определяет порядок действий кандидата и его команды по достижению поставленных целей. Это и компас, указывающий верное направление, и способ движения к намеченной цели. Если команда кандидата не смогла построить избирательную стратегию, кампания приобретает спонтанный и непредсказуемый характер. Роль команды в том, что она должна стать единым организмом, органы которого дополняют друг друга и усиливают общее стремление к поставленной цели.
Политические технологи и аналитики используют различные подходы к анализу построения избирательной кампании. В рамках каждого из этих подходов формируется своё представление об избирательной стратегии. В самом общем виде можно выделить три основных типа избирательных стратегий: социальная, политическая и имиджевая. Разумеется, в каждом из этих подходов присутствуют элементы других, но в подчиненном виде. Рассмотрим каждый из них более детально.
Социальный подход к избирательной стратегии предполагает, что избирательная стратегия направлена на изменение социальной среды, на инициирование тех социальных сил, благодаря которым кандидат получает неоспоримые преимущества перед соперниками. Основная цель стратегии состоит в налаживании взаимодействия кандидата с различного рода социальными группами и слоями, поддержка которых и составляет главный политический капитал, опираясь на который он получает доступ и к другим ресурсам, необходимым для победы.
Политический подход к избирательной стратегии акцентирует внимание на политической сфере как главной цели кандидата. Победа зависит от налаживания правильного взаимодействия кандидата с основными игроками политической сцены. Создание союзов, коалиций, направленных против одних игроков и в поддержку других, обеспечивает продвижение кандидата на политической сцене. Стратегия этого типа нацелена на достижение высокого политического статуса, который открывает доступ к административным ресурсам и обеспечивает поддержку социальных слоёв.
Сторонники имиджевого подхода считают, что и социальная, и политическая среды подвижны, пластичны, поэтому полагаться на них нельзя. Кандидат, используя личностный ресурс — свой имидж, — подчиняет себе и социальную, и политическую среды и добивается победы. Имидж — это специально созданная конструкция, предназначенная для подчинения социальной и политической среды целям кандидата. В ходе политической борьбы имидж используется как символический капитал, обладающий порой даже большей силой, чем социальный или политический.
Автор перечисляет культурные элементы инфраструктуры обеспечения экологической безопасности. Назовите два любых из них, указанных автором. Приведите по два примера, иллюстрирующих проявление каждого из них в задаче решения глобальной экологической проблемы. (Сначала указывайте элементы, затем приводите примеры, которые его иллюстрируют. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Экологическую безопасность нельзя полностью обеспечить в одной отдельно взятой стране, для её достижения необходима активная международная деятельность. Развитые страны в основном уже разрушили свою природную среду и сейчас являются главными экологическими загрязнителями. Крупные густонаселённые развивающиеся страны также практически полностью разрушили свои экосистемы, а остальные развивающиеся страны быстро движутся по этому же пути, варварски разрушая природу на своих территориях и наращивая массу выбрасываемых загрязнителей. Необходима разработка эффективного международного механизма прекращения процесса разрушения природной среды, сохранения того, что осталось от неё, и перехода к расширению таких территорий.
Также важным элементом задачи обеспечения экологической безопасности является дальнейшее развитие правовой составляющей инфраструктуры. Необходимо создание достаточно завершённой системы специального экологического законодательства, укрепление нормативно-технической базы, а также экологизация законодательных актов в других сферах деятельности, важных для решения основных стратегических задач экологической безопасности.
Культурными элементами инфраструктуры обеспечения экологической безопасности служат система сбора, накопления, обработки, выдачи и анализа информации по всему спектру природоохранных проблем, система экологического воспитания, обучения и образования, научные исследования и разработки взаимодействия человека с биосферой.
Объектами международного экологического права являются природные объекты, находящиеся под национальной юрисдикцией или вне её (международные интернациональные природные объекты). Правовой режим первых объектов определяется внутренним правом и частично нормами международного права, т. е. здесь существует соотношение и взаимодействие внутреннего и международного права. Обычно выработанные мировой практикой, получившие всеобщее признание и закреплённые в международно-правовых актах прогрессивные принципы трансформируются в нормы внутреннего права. Правовой режим вторых объектов определяется международным правом. Вопрос о собственности на эти объекты продолжительное время вообще не возникал. Господствовало молчаливое признание международных интернациональных природных объектов ничьей вещью и согласие с правом любой страны на захват этих объектов. Но в современных условиях такое положение всё меньше стало отвечать интересам и потребностям народов мира. Стали вырабатываться и постепенно внедряться в практику некоторые международно-правовые принципы, ограничивающие возможность произвольных действий в отношении международных интернациональных природных объектов.
Международное экологическое право пока не кодифицировано, его нормы закреплены в многочисленных международных актах, имеющих комплексный характер. Для окончательного формирования международного экологического права как самостоятельной отрасли международного права необходима его кодификация. Решение возникающих проблем международного экологического права и дальнейшее улучшение качества жизни человечества возможно в рамках стабильного социально-экономического развития, не разрушающего естественный биотический механизм саморегуляции природы.
Скачивай мобильное приложение на iPhone или Android и тренируйся в любое время и в любом месте!