Прочитайте текст и выполните задания 17-20.
Участие в труде 14-15-летних подростков является результатом снижения уровня жизни населения. Чем ниже семейный доход, тем в большей степени семья заинтересована в трудовой деятельности подростка. Именно семья в данном случае может стимулировать прекращение образования и выход на рынок труда неквалифицированного работника. Трудовые перспективы молодого человека в данном случае неблагоприятны: существует реальная опасность навсегда закрепиться в сфере неквалифицированного, как правило, физического труда, что чревато люмпенизацией работника, переходом его в маргинальные слои общества. Эпизодическое участие 14—15-летних подростков в трудовой деятельности, не сопровождающееся прекращением получения образования (например, в период летних школьных каникул), может оцениваться как положительное явление, отвечающее интересам подростка и общества. В данном случае речь идёт о начальных этапах адаптации к трудовой деятельности, о выработке стереотипа трудового поведения в рыночной среде.
Осознанное формирование материальных стимулов к труду отмечается у 16—17-летних молодых людей. Это связано с расширением объёма их материальных и духовных потребностей, а также продолжающимся процессом социализации. В этом же возрасте происходит активный поиск и выбор вида будущей профессиональной деятельности. Процесс получения профессиональных знаний, умений и навыков наиболее интенсивно протекает в группе 18—20-летних. Конкретные сроки профессионального обучения могут, безусловно, варьироваться в зависимости от специфики жизненных условий молодого человека, выбора им вида и формы получения образования. Поэтому по ряду поведенческих характеристик эта группа примыкает к группе 21—24-летних. В этих рамках большинство молодёжи заканчивает профессиональное обучение и стремится уже не к эпизодической, а к постоянной занятости.
Среди характеристик трудовой деятельности на первый план выдвигаются гарантии занятости, возможности профессионального развития и должностного роста. Поэтому молодые люди стремятся и к получению дополнительных умений и навыков. Именно в возрасте 21—24 лет большинство молодых людей испытывают так называемый «шок от реальности», связанный с тем, что их идеальные представления о будущей трудовой деятельности вступают в противоречие с реальной обстановкой на рабочем месте. На этот же возраст приходится и период начального этапа карьеры, характеризующийся вхождением в организацию, нахождением своего места в ней.
(Г. Г. Руденко, А. Р. Савелов)
Бытует мнение о том, что государство и общество должны принимать специальные меры содействия в трудоустройстве подростков и молодёжи. Используя обществоведческие знания, сформулируйте три аргумента в подтверждение данного мнения.
(Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)
Прочитайте текст и выполните задания 17–20.
Общество (society) – исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности.
Это понятие имеет два основных значения. В самом широком смысле, общество можно определить как систему всех существующих способов и форм взаимодействия и объединения людей (например, в выражениях «современное общество» или «феодальное общество»). В более узком понимании, слово «общество» употребляют для обозначения любых типов или видов социальных групп, количество и особенности которых определяются разнообразием жизнедеятельности людей («российское общество», «научное сообщество» и т.д.). Оба этих подхода объединены пониманием того, что человек является «общественным существом» и может полноценно жить только внутри некоего коллектива, ощущая свое единство с другими людьми.
Хотя методологические подходы представителей различных современных научных школ обществоведения во многом различны, все же существует некоторое единство взглядов на общество.
Во-первых, общество обладает системностью – оно рассматривается не как механическая совокупность индивидов, а как объединенная устойчивыми взаимодействиями или взаимосвязями (социальными структурами). Каждый человек является членом различных социальных групп, исполняет предписанные социальные роли, совершает социальные действия.
Во-вторых, общество обладает универсальностью – создает необходимые условия для удовлетворения самых разнообразных потребностей индивидов. Иными словами, общество обладает той универсальностью, которая дает людям формы организации жизни, которые облегчают достижение их личных целей.
В-третьих, общество имеет высокий уровень внутренней саморегуляции, обеспечивая постоянное воспроизводство всей сложной системы социальных отношений. Это находит свое отражение в создании особых институтов (таких как мораль, идеология, право, религия, государство), обеспечивающих соблюдение общепринятых «правил игры».
В-четвертых, общество обладает внутренними механизмами самообновления – включения в сложившуюся систему взаимосвязей новых социальных образований.
Решающими моментами, определяющими структуру социума, являются факторы, сделавшие возможным само рождение человеческого общества, – труд, общение и познание. Они лежат в основании выделения трех главных сфер жизнедеятельности общества – соответственно материального производства, регулятивной деятельности, духовного производства.
Общество обладает определенной структурой. Каковы же критерии выделения структурных частей – подсистем общества? Этих критериев несколько: одни из них строятся на выделении социальных групп, другие – сфер жизнедеятельности общества, третьи – способов взаимосвязи людей.
(По материалам Интернет-издания)
Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о роли социальных институтов жизни общества и человека.
(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)
Прочитайте текст и выполните задания 17–20.
Всем известно, что религия играет огромную роль в жизни государства и всего общества. Но порой возникает вопрос, возможен ли упадок религии в последнее время в современном обществе на фоне развития двух основных сфер нашей жизни – науки и политики?
Еще давно О.Конт сделал прогноз относительно будущего религии путем «закона трех стадий», который гласит, что религия, в конце концов, будет вытеснена наукой. Правда, при этом Конт ясно осознавал социальную функцию религии, понимая, что обществу необходим идеал, способный побудить к альтруизму и самопожертвованию, что именно без этого общество не сможет обойтись.
Другой, отличной от социологической теории Конта, прогнозировавшей исчезновение религии, была теория К. Маркса. В религии Маркс видел, прежде всего, проявление феномена отчуждения, а потому полагал, что в той мере, в какой будет преодолеваться экономическое угнетение и сопровождающие его формы “превратного мира”, религия будет уступать место адекватному, реалистическому пониманию общественной жизни. Для Маркса религия — одна из форм “ложного сознания”, прикрывающая иллюзиями жестокую правду, насилие и эксплуатацию человека человеком.
…Но все же прогноз Маркса не подтвердился, и в начале XXI столетия религия в России только укрепила свои позиции. Религиозные организации стали все более активно включаться в деятельность, направленную на разрешение самых насущных проблем современности (экология, антивоенное движение и др.).
Через религию, в первую очередь приходит осознание своего единства с обществом. А происходит это потому, что мы пережили нечто вместе с другими. Если религиозное осознание единства человека с обществом, а вместе с ним настоящее доверие и целостность можно разрушить, то само общество будет не в силах устоять перед малейшей преградой. Ведь самое главное и существенное в религии это духовность человека. По мнению наших респондентов, чем люди меньше посещают церкви, тем ниже общий уровень нравственности и больше возрастает преступность.
Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе духовной культуры общества. Она была и остается сегодня важным фактором в развитии любой цивилизации. Ее место в жизни того или иного социума определяется различными обстоятельствами: уровнем развития общества, общественного сознания, культуры, традициями, влиянием смежных социально-политических образований.
(Козенова Д.В.)
Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о роли религии в жизни общества и человека.
(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)
Прочитайте текст и выполните задания 17–20.
Поскольку существуют явления, демонстрирующие мораль, должно существовать и научное направление, которое будет их изучать и описывать. Именно так появилась философская наука о морали и нравственности – этика. В социуме данный термин достаточно часто понимают в качестве синонима слова «мораль», и при оценке поступка с точки зрения этичности имеется в виду его достойность и моральная оправданность.
Очень сложным для изучения вопросом является взаимосвязь нравственности и морали. Несмотря на то что их достаточно часто считают синонимами, между ними имеются весьма серьезные отличия. Согласно существующим традициям, мораль необходимо рассматривать в качестве системы норм, закрепленных в культуре, которым следует отдельно взятое общество. Требования и идеалы в данном случае передаются от старших поколений младшим.
Нравственность в данном случае будет представлять реальное поведение человека, которое может соответствовать данным нормам. Оно может существенно отличаться от принятых стандартов, но в то же самое время соответствовать неким другим нормам. Самым известным примером подобной коллизии является суд над Сократом, который является нравственным образцом для многих поколений, но был осужден за поведение, несоответствующее морали, проповедуемой афинским социумом.
Согласно науке, изучающей мораль и нравственность, нормативная система, функционирующая внутри социума, является идеалом, который никогда не может быть полностью реализован. Именно поэтому все причитания о распущенности молодежи, которыми славится старшее поколение, следует рассматривать в качестве крупного разрыва между нормами морали и человеческим поведением, при котором все несоблюдения идеалов носят массовый характер.
(Дж.Стоун)
Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о связи морали с другими социальными институтами.
(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)
Прочитайте текст и выполните задания 17–20.
Вопросы, «что?» «как?» и «для кого?» производить не составляли бы проблемы, если бы ресурсы не были ограничены. Если бы можно было производить любой товар в неограниченных количествах или если бы человеческие потребности были полностью удовлетворены, то тогда не имел бы большого значения тот факт, что какой-либо один товар произведён в слишком больших количествах. Тогда не имело бы значения и нерациональное соединение труда и материалов. Поскольку каждый мог бы иметь все блага в нужном количестве, не играло бы роли и то, как распределяются товары и доходы между различными индивидуумами и семьями.
Тогда не было бы экономических благ, то есть товаров, обладающих относительной редкостью, и тогда вряд ли была бы какая-либо нужда в изучении экономической теории или в том, чтобы «экономить». Все товары были бы бесплатными, как воздух...
Обратимся к хозяйству, располагающему определённой численностью людей, определённой суммой технологических знаний, определённым количеством фабрик и орудий труда, а также земли, гидроэнергии и природных богатств. Определяя, что и как будет производиться, хозяйство должно решить, как именно эти ресурсы должны быть распределены между производством многих тысяч различных товаров. Сколько земли должно быть отведено для выращивания пшеницы и сколько пойдёт под пастбища? Сколько фабрик должно быть занято производством шпилек для волос? Какая часть квалифицированного труда должна быть использована на машиностроительных предприятиях?
Эти проблемы весьма сложны даже для обсуждения, не говоря уже об их решении. Поэтому нам следует упростить вопрос. Допустим, что должны быть произведены только два экономических блага (или вида экономических благ). Остановим выбор на известной паре — на пушках и масле. Эти два товара обычно используются для иллюстрации проблемы выбора между гражданским и военным производством. Но этот же ход рассуждения применим и к любым другим товарам. Так, например, чем больше ресурсов правительство направляет для строительства общественных дорог, тем меньше их остаётся для строительства частных домов; чем больше продовольствия будет потреблять общество, тем меньше одежды оно сможет получить; чем больше общество решит потреблять сегодня, тем меньше будет производиться машин или товаров производственного назначения, необходимых для изготовления большего количества потребительских товаров в следующем году и в следующем десятилетии.
(По П. Самуэльсону)
Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о роли экономики в жизни общества.
(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)
Прочитайте текст и выполните задания 17–20.
На современном этапе развития экономики любой хозяйствующий субъект стремится получить максимальные доходы от своей полезной деятельности. Такая эффективная форма организации предпринимательской деятельности, как корпорация, не исключение, и для получения максимального дохода субъекты промышленных корпораций, в данном случае менеджеры, должны оперативно и четко принимать решения, связанные с приобретением факторов производства.
Начиная с представителей классической экономической школы, труд рассматривался как один из важнейших факторов производства. В общем понимании труд — это целесообразная деятельность человека, направленная на достижение полезного результата, требующего соответствующей оценки и оплаты. С экономической точки зрения под трудом понимают производство материальных благ и оказание услуг нематериальной сферы.
Как экономическая деятельность труд является балансом между издержками и производительностью. Полезность труда, или его производительность, выражается в способности так преобразовывать предметы труда, чтобы увеличивалась степень удовлетворения потребности. Издержки труда, или отрицательная полезность труда, в экономическом смысле представляют собой отказ от альтернативного использования времени (использования свободного времени).
Рассмотрим следующий фактор производства и доход от него — это капитал, факторный доход от которого именуется процентом. Под капиталом понимается совокупность активов товаров и имущества, используемых для получения прибыли. В основе факторного дохода — процента лежат издержки от его альтернативного использования. Размер определяется ставкой процента, т.е. той ценой, которую заемщик должен заплатить кредитору за пользование его капиталом в определенный период времени.
Еще один фактор производства — земля. Она стала объектом экономического анализа в теории физиократов, рассматривавших ее как единственный производительный ресурс. Факторным доходом от земли является рента, основы теории которой разработаны английскими классиками А. Смитом, Д. Рикардо. Классики определяли ренту как особый вид дохода, поступающий собственнику земли при распределении общественного продукта. Особенность земли как фактора производства состоит в том, что, во-первых, количество ее ограничено, а во-вторых, она недвижима, неперемещаема.
Последним, четвертым, фактором производства является предпринимательская способность, выделенная лишь представителями неоклассической политической экономии.
Согласно теории Й. Шумпетера, предприниматель — это тот, кто способен создавать новые материальные блага, имеющие спрос у потребителей, и использует при этом современные виды сырья или полуфабрикатов; тот, кто способен завоевывать новые рынки сбыта. Факторным доходом предпринимателя является прибыль. Под прибылью понимают остаточный доход, а именно — разницу между доходами, которые получила корпорация от продажи товаров или услуг, и издержками, связанными с производственной и сбытовой деятельностью.
(Сорокина Е.А.)
Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения об ограниченности различных факторов производства.
(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)
Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне
СкачатьПрочитайте текст и выполните задания 17–20.
Согласно теории Питирима Сорокина, в общественном пространстве индивидуум занимает определенное место как в горизонтальном, так и в вертикальном измерении. При этом позиция любого члена социума определяется Сорокиным как «социальное положение», которое в свою очередь представляет собой совокупность связей как внутри групп, так и внешних связей с группами, отличными от группы индивидуума.
На основе этих понятий стало возможным выведение Сорокиным определения социальной стратификации, которое в его интерпретации имеет следующее значение: «дифференциация групп людей в классы и иерархические ранги посредством неравномерности распределения различных прав, обязанностей, привилегий, ценностей, власти и иных способов влияния одних индивидуумов на других как внутри, так и между группами». Проще говоря, согласно теории Сорокина, социальная стратификация – это пространство в социуме с неравными расстояниями по вертикали и горизонтали, где точками отсчета в пространстве являются статусы различных индивидуумов. Исходя из этого, становится очевидным, что нет ни одного общества, и, вероятно, не будет никогда без влияния стратификации из-за непрекращающегося социального неравенства, характеризующего каждый индивидуум.
В обществе в целом есть устойчивая социальная пирамида с верхушкой из привилегированных слоев и соответственно основанием из имеющих меньшее количество привилегий. Только при условии вытягивания пирамиды вверх в социуме происходят катаклизмы социального плана, перевороты, революции, превращая пирамиду в трапецию. Вслед за этим возникает новый рост пирамид благодаря вхождению в нее новых сил и это чередование циклично, то есть общественное развитие соответствует синусоиде.
(По материалам работ П.А. Сорокина)
Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о факторах (кроме критериев социальной стратификации), влияющих на положение человека в социальной структуре общества.
(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)
Прочитайте текст и выполните задания 17–20.
Родоначальником социальной мобильности по праву считается российский и американский социолог, выдающийся ученый XX века, Питирим Сорокин. В книге «Социальная мобильность» Питирим Сорокин определял социальную мобильность как любое перемещение индивидуального или социального объекта или ценности - всего, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, - из одного положения в другое.
Говоря о темпах социальной мобильности, автор отмечает, что скорость перемещений и их темпы не всегда зависят от типа общества, также и нет ни одного полностью закрытого общества и полностью мобильного общества. Люди, находящиеся на высших ступеньках общественного строя всегда с негативом и настороженностью относятся к тем, кто пытается достичь их статуса самостоятельно. Вертикальная восходящая мобильность тщательно контролируется путем определенного отбора. Этот «отбор» Сорокин называет «социальным ситом». Выражается это в том, что чтобы получить хорошую работу, нужно закончить хороший университет, пройти тест на интеллектуальное развитие или ряд тестов по специальности. Это и есть социальное сито, проверка, после успешного прохождения которой человека допускают до высшего уровня социальной иерархии. Одним из таких «сит» является школа, которая на основании успеваемости школьников ранжирует список талантливых и не очень. Последних выгоняют из школы, первые спокойно поступают в университеты. Такая система отбора, с одной стороны, ограничивает возможности на получение качественного образования для всех, с другой стороны, обеспечивает поступление в университеты только самых умных и талантливых.
Сорокин также писал о том, что социальная мобильность влияет на поведение и адаптацию индивидов. Во-первых, это связано с наличием определенной ролевой модели, присущей каждому социальному статусу. Во-вторых, Сорокин понимал «интеллект» как быструю адаптацию разума к изменениям. Исходя из этого, автор показал на исследованиях, что высшему классу соответствуют жесткие, властные, беспринципные черты характера. Сорокин объясняет это тем, что люди с мягким и покладистым характером не смогли бы удерживаться на верхушке общества.
Чекарева А.В.
Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о каналах социальной мобильности в современном обществе.
(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)
Прочитайте текст и выполните задания 17–20.
Жизнь коллектива предприятия в обществе, а так же и в любом социуме невозможна без столкновения различных мнений, появление дискуссий и противоречий. Это является главной причиной для возникновения конфликтных ситуаций. Думая о конфликте, люди чаще всего сравнивают его с нежелательным явлением, которое следует всегда избегать. Зачастую конфликты только усугубляют, возникшие разногласия и ухудшают отношения между людьми. Однако в некоторых ситуациях конфликт может выполнять и положительную роль: предоставляет ранее неизвестную информацию, помогает найти несколько вариантов его решения. Таким образом, конфликт - это результат столкновения противоположных позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия. Возникновение конфликтов зависит от трех параметров:
Что бы конструктивно разрешить конфликт нужно:
Подводя итоги статьи, можно сделать вывод о том, что существование общества и любой организации без конфликтов невозможно. Нельзя категорично назвать конфликт негативным явлением, отклоняющимся поведением индивидов и групп, феноменом общественной жизни и организации в целом, вероятно конфликт – нужная форма социального взаимодействия между субъектами. Совместное успешное разрешение конфликтных ситуаций может сблизить людей больше, чем многие годы, проведенные во взаимном обмене любезностями. Социальная роль конфликтов велика, во-первых, они помогают выявить разнообразие точек зрения, во-вторых, обладать дополнительной информацией, в третьих, помогают выявить большее число альтернативных решений или проблем, а также могут быть предохранительным клапаном, для безопасного выхода всех отрицательных эмоций.
Агафонова М. С., Баутина Е. В., Маркова Л. С
Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о причинах социальных конфликтов.
(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)
Прочитайте текст и выполните задания 17–20.
В современных условиях, на наш взгляд, содержание социального контроля должно отражать новый характер взаимоотношений, складывающихся в российском обществе между государством и гражданином. Это значит, что каждая личность, каждый субъект деятельности, принимая на себя определенные обязанности, в свою очередь вправе требовать от других их выполнения в собственных целях посредством реально существующего государственно-общественного контроля. Контроль государства (государственный контроль) занимает важное место в обеспечении стабильности общества, являясь одним из основных механизмов регулирования отношений между обществом и личностью, обществом и государством, государством и социальными институтами. Вместе с тем общество, его гражданские институты и граждане посредством общественного контроля проверяют действие отдельных субъектов управления, прежде всего государства, на соответствие социальным нормативам, ценностным стандартам, правовым установлениям. С указанных позиций общественный контроль в рамках семантического подхода рассматривается как контроль за деятельностью государственных органов, в рамках функционального подхода — как вид деятельности негосударственных институтов и граждан. Отличие общественного контроля от государственного сводится к тому, что общественный контроль не обладает властным характером, не является обязательным, осуществляется от имени общественности и граждан, его субъектами не могут являться органы государственной власти и органы местного самоуправления. Органы общественного контроля действуют через соответствующие государственные органы либо апеллируют к общественному мнению. Таким образом, социальный контроль включает в себя и государственный, и общественный контроль как равнозначные части единого целого. В широком смысле социальный контроль определяется как совокупность всех видов контроля, существующих в обществе (государственного, общественного). В узком — это контроль общественного мнения, оценок деятельности и поведения людей. Нами социальный контроль рассматривается как способ, при помощи которого институты гражданского общества улучшают качество жизни простых граждан, а государству предоставляется возможность учитывать интересы общества в процессе государственного строительства и формирования социально-экономического базиса.
(Лопатина Т.М.)
Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о роли социального контроля в жизни общества и государства.
(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)