Спишите. Расставьте знаки препинания в следующих предложениях. Подчеркните главные члены предложения и начертите схемы предложений.
1) Вдоль берега моря и параллельно ему тянулись рядами болота и длинные озерки с желтыми кувшинками и белыми чашечками лилий.
2) Повсюду раздавался стук топоров и молотков визг пил и рубанков лязг и грохот.
3) Молодежь пела песни о Волге и Стеньке Разине о диком Иртыше и грозном Байкале.
4) Офицеры и матросы были наверху и жадно всматривались в глубину залива.
5) Друзья служили в разных полках и встречались редко и случайно.
6) С какой-то тайною отрадой
Глядел я на лазурь небес
На даль туманную и лес
С его приветливой прохладой
На цепь курганов и холмов
На блеск и тень волнистой нивы.
7) Смотрит солнце с небес
И блестит и горит
По полям и лугам разливается.
8) Деревянные лодочки и бумажные кораблики выскальзывали из рук мальчишек и девчонок и плыли спокойно и величественно по поверхности больших луж и маленьких речек.
9) Грин начал писать и создал в своих книгах мир веселых и смелых людей и удивительные события.
10) В канун трудного и великого двадцатого века мне встретился милый чудак и поэт Андерсен и научил меня вере в победу солнца над мраком и доброго человеческого сердца над злом.
Давайте разберем предложенные предложения и расставим знаки препинания, а также выделим главные члены и нарисуем схемы предложений.
1. **Вдоль берега моря и параллельно ему тянулись рядами болота и длинные озерки с желтыми кувшинками и белыми чашечками лилий.**
- Знаки препинания: не требуются.
- Главные члены: "болота" и "озерки" (подлежащее), "тянулись" (сказуемое).
- Схема: [П(болота) + П(озерки)] - Сказуемое (тянулись).
2. **Повсюду раздавался стук топоров и молотков, визг пил и рубанков, лязг и грохот.**
- Знаки препинания: запятые перед союзами "и".
- Главные члены: "стук", "визг", "лязг" (подлежащее), "раздавался" (сказуемое).
- Схема: [П(стук) + П(визг) + П(лязг)] - Сказуемое (раздавался).
3. **Молодежь пела песни о Волге и Стеньке Разине, о диком Иртыше и грозном Байкале.**
- Знаки препинания: запятая перед "о" и "и".
- Главные члены: "Молодежь" (подлежащее), "пела" (сказуемое).
- Схема: [П(Молодежь)] - Сказуемое (пела).
4. **Офицеры и матросы были наверху и жадно всматривались в глубину залива.**
- Знаки препинания: не требуются.
- Главные члены: "офицеры" и "матросы" (подлежащее), "были" и "всматривались" (сказуемое).
- Схема: [П(офицеры) + П(матросы)] - Сказуемое (были) и (всматривались).
5. **Друзья служили в разных полках и встречались редко и случайно.**
- Знаки препинания: не требуются.
- Главные члены: "друзья" (подлежащее), "служили" и "встречались" (сказуемое).
- Схема: [П(друзья)] - Сказуемое (служили) + [П(встречались)].
6. **С какой-то тайною отрадой глядел я на лазурь небес, на даль туманную и лес с его приветливой прохладой, на цепь курганов и холмов, на блеск и тень волнистой нивы.**
- Знаки препинания: запятые перед "на".
- Главные члены: "я" (подлежащее), "глядел" (сказуемое).
- Схема: [П(я)] - Сказуемое (глядел).
7. **Смотрит солнце с небес и блестит, и горит, по полям и лугам разливается.**
- Знаки препинания: запятая после "горит".
- Главные члены: "солнце" (подлежащее), "смотрит", "блестит", "горит", "разливается" (сказуемое).
- Схема: [П(солнце)] - Сказуемое (смотрит, блестит, горит) + [Разливается].
8. **Деревянные лодочки и бумажные кораблики выскальзывали из рук мальчишек и девчонок и плыли спокойно и величественно по поверхности больших луж и маленьких речек.**
- Знаки препинания: не требуются.
- Главные члены: "лодочки" и "кораблики" (подлежащее), "выскальзывали" и "плыли" (сказуемое).
- Схема: [П(лодочки) + П(кораблики)] - Сказуемое (выскальзывали, плыли).
9. **Грин начал писать и создал в своих книгах мир веселых и смелых людей и удивительные события.**
- Знаки препинания: не требуются.
- Главные члены: "Грин" (подлежащее), "начал" и "создал" (сказуемое).
- Схема: [П(Грин)] - Сказуемое (начал, создал).
10. **В канун трудного и великого двадцатого века мне встретился милый чудак и поэт Андерсен и научил меня вере в победу солнца над мраком и доброго человеческого сердца над злом.**
- Знаки препинания: запятые перед "и".
- Главные члены: "мне" (подлежащее), "встретился" и "научил" (сказуемое).
- Схема: [П(мне)] - Сказуемое (встретился) и [научил].
Если вам нужна дополнительная помощь в разборе, не стесняйтесь спрашивать!