Таких скидок больше не будет!

осталось мест 57
Новая Школа - онлайн-школа подготовки к ЕГЭ
При поддержке
Посмотреть все тесты нейросети

Тест на тему Речь устная и письменная

04 сентября 2025 12:52

{Другой предмет}
5 Класс

Этот тест сгенерирован искусственным интеллектом. Возможны ошибки.

Сгенерировать свой тест

Ниже тест по русскому языку для 5 класса на тему Речь устная и письменная. Тип вопросов — открытые. Всего 5 вопросов. В конце — пример ответов (образцы для проверки).

Тест

  1. Опишите различия между устной и письменной речью. Укажите по 3–4 признака для каждой и приведите по одному простому примеру к каждому признаку.

  2. Приведите пример короткого диалога в устной речи на тему «как прошёл день в школе» и перепишите его в связанный текст в письменной форме.

  3. Назовите три жанра устной речи, которые чаще всего встречаются на уроках, и поясните, чем они отличаются по цели и по характеру общения.

  4. Какие правила оформления устной речи при переходе к письменной нужно соблюдать? Укажите: планирование текста, структура (абзацы), пунктуация, стиль и лексика, устранение разговорных элементов. Приведите короткий пример, как это может выглядеть в письменном варианте.

  5. Напишите небольшое устное высказывание на тему «Моё любимое место в городе» (примерно 40–60 слов). Затем перепишите то же высказывание в связанный письменный текст. Приведите оба варианта.

Ответы (образец)

  1. Устная vs письменная речь: признаки
  • Цель: устная — быстро донести мысль и поддержать диалог; письменная — зафиксировать мысль, передать её надолго и точно. Примеры: устная речь на перемене с друзьями; письменное сочинение.
  • Аудитория: устная — слушатели здесь и сейчас; письменная — читатель, который может прочитать текст позже. Примеры: разговор на перемене; письмо другу.
  • Язык: устная — разговорная лексика, жаргонизмы, слова-паразиты, неполные предложения; письменная — нормативная лексика, грамматика и орфография соблюдены. Примеры: «как дела?» в разговоре; в письме — «Как прошли ваши каникулы?».
  • Структура: устная — более свободная, часто без заранее составленного плана; письменная — план и чёткая структура: введение, основная часть, заключение (абзацы). Примеры: беседа перед уроком; сочинение с планом.
  • Средства выражения: устная — интонация, мимика, жесты; письменная — знаки препинания, абзацы, заголовки. Примеры: улыбка, паузы в речи; в тексте — запятые, точки, тире.
  • Способ записи: устная — почти отсутствует запись; письменная — текст фиксируется письменно и может быть перечитан. Примеры: разговор лично; текст, который можно прочесть и проверить.
  1. Пример (для ориентира)
  • Устная речь (пример диалога): А: Привет! Как прошёл день? Б: Привет! Неплохо. У нас в кружке было занятно. А: Да, а ты чем занимался после уроков? Б: Мы делали мастер-класс по робототехнике. Было интересно.
  • Письменная форма (пример перевода в текст): Привет! Как прошёл день? У нас в кружке было занятно. Мы занимались мастер-классом по робототехнике. Было очень интересно.
  1. Пример ответов
  • Жанры устной речи на уроке: беседа (диалог) — обмен мнениями, вопросы-ответы; рассказ — повествование о каком-либо событии, последовательность; монолог — речь одного человека на заданную тему, без активного запроса на ответы собеседников.
  • Отличия: цель у беседы — договориться или выяснить мнение, у рассказа — передать случившееся в chronолог порядке, у монолога — выразить свою точку зрения или аргументы.
  • Характер общения: в беседе участие нескольких людей; в рассказе — повествование от рассказчика; в монологе — речь одного автора без активного участия слушателей.
  1. Правила перехода от устной к письменной речи (кратко)
  • Сначала составить план: перечислить основные идеи, которые будут в тексте.
  • Разделить текст на абзацы: каждый абзац — одна мысль.
  • Устранить разговорные элементы и паразиты, заменить разговорную лексику на более нейтральную/нормативную.
  • Правильно использовать знаки препинания и правила орфографии.
  • Поддерживать связность: использовать связующие слова (например, затем, поэтому, например).
  • Проверить стиль и форму: соответствие жанру (письменный текст — аккуратный, понятный, точный язык).

Пример письменного варианта к мотивирующему высказыванию: Устная версия: Я люблю гулять в парке после уроков. Там красиво, тихо, можно подумать о школе и друзьях. Я садитесь на скамейку у озера и чувствую, что силы возвращаются после уроков. Гулять там помогает мне сосредоточиться и планировать дни. Письменная версия: Я люблю гулять в нашем парке после уроков. Там тихо и красиво: поют птицы, шумят листья. Я чаще всего сажусь на скамейку около озера и размышляю о школе, друзьях и планах на выходные. Прогулка помогает мне сосредоточиться и восстановить силы.

  1. Пример устного высказывания и его письменная версия
  • Устное высказывание (примерно 50 слов): Я очень люблю гулять в нашем городском парке после уроков. Там тихо и красиво: птицы поют, листья шуршат на ветру. Я садюсь на скамейку у озера и думаю о школе, друзьях и планах на выходные. Гулять там помогает мне расслабиться и сосредоточиться.
  • Письменный вариант: Я люблю гулять в нашем городском парке после уроков. Там тихо и красиво: птицы поют, листья шумят на ветру. Я сажусь на скамейку у озера и думаю о школе, друзьях и планах на выходные. Прогулка помогает мне расслабиться и сосредоточиться.

Если нужно, могу адаптировать вопросы под конкретный уровень знаний учеников или сделать вариант с более примерами для проверки критериев оценки.


Сгенерировать свой тест

Популярные тесты

{Другой предмет}
7 Класс
{Другой предмет}
11 Класс
{Другой предмет}
11 Класс
{Другой предмет}
11 Класс

Саша — ассистент в телеграмме