Таких скидок больше не будет!

осталось мест 57
Новая Школа - онлайн-школа подготовки к ЕГЭ
При поддержке
Посмотреть все тесты нейросети

Тест на тему Слово о полку Игореве

17 сентября 2025 06:50

{Другой предмет}
9 Класс

Этот тест сгенерирован искусственным интеллектом. Возможны ошибки.

Сгенерировать свой тест

Ниже представлен тест по теме "Слово о полку Игореве" для 9 класса, открытые вопросы (10 вопросов). В конце — образец ответов/ключи с основными идеями и ориентирами для оценивания.

  1. Опишите общую сюжетную канву поэмы: какие события ведут к походу Игоря, что происходит во время похода и каков итог сюжета? Примерный план ответа:
  • причины похода Игоря против Половцев (желание славы, поддержка князей Киевской Руси);
  • основное развитие событий во время похода (переправы, столкновение с половцами, трудности в походе);
  • исход похода (поражение полка Игоря, поиск дружиной пути домой; настроение автора и читателя — тоска по Руси, тревога за судьбу земли);
  • роль Литературной функции: эпическая речь о чести и долге, трагическое завершение.
  1. Какие образно-символические мотивы природы и окружения встречаются в поэме и какую функцию они выполняют (например, степь, ночь, ветер, река, зной, морозы)? Примерный план ответа:
  • перечисление мотивов: степь, ночь, буря, море/реку, ветры; иногда — туман, холод;
  • функции: передача судьбы и надвигающейся беды, настрой печали и тревоги, контраст между свободой степи и пленением подлая приготовляющейся битвы;
  • связь мотивов с идеей чести и участи земли Русской.
  1. Опишите образ Игоря как князя-воителя: какие черты подчеркиваются в поэме, какие дилеммы он переживает? Примерный план ответа:
  • положительные черты: отвага, благородство, воинская доблесть;
  • сомнения/противоречия: гордость, стремление к славе, возможно рискованность решения похода;
  • роль героя в сюжете: пример для подражания, но история подчёркивает цену славы и момент неудачи.
  1. Какова роль образа княгини Ярославны (княгиня-жена Игоря) или её монолога-молитвы в поэме? Какие идеи она передает читателю и как влияет на восприятие сюжета? Примерный план ответа:
  • Ярославна как выражение тоски по Руси, заземляющий голос домашних берегин;
  • её молитва — эмоциональная и нравственная опора, контраст с военной стихией;
  • роль женского голоса в общем звучании произведения: акцент на судьбе земли и на ценности мира и дома.
  1. Объясните характер повествовательной позиции автора: как он относится к героям и к самим событиям, какие художественные средства он применяет, чтобы удерживать внимание читателя? Примерный план ответа:
  • автор — не просто хроникер; авторская оценка и личная эмоциональная вовлечённость;
  • использование вставок, лирических отступлений и молитвенной речи;
  • роль эпитетов, образности, вопросно-ответной риторики как средства усиления воздействия.
  1. Назовите и объясните два-три поэтических приема, которые особенно характерны для "Слова о полку Игореве", и как они помогают передать смысл и настроение текста. Примерный план ответа:
  • эпитеты и повторение (характерно для эпического стиля);
  • анафора и параллелизм в структурах фраз и строф;
  • образная лексика природы и степи, контраст между светлым идеалом и суровой реальностью;
  • риторические вопросы и восклицания как средство эмоционального воздействия.
  1. Приведите примеры вставок (отступов) в поэме и поясните, какую роль они выполняют в общей драматургии и идее произведения. Примерный план ответа:
  • отметьте наличие вставок/отступов вне основного сюжета похода;
  • укажите, чем они дополняют тему судьбы, времени, чести, любви к земле;
  • объясните, как такие отступы меняют темп и создают эмоциональный контраст.
  1. Сравните тематику судьбы и времени в поэме: как автор показывает неумолимость судьбы, роль времени в жизни князя и народа? Примерный план ответа:
  • судьба как неотвратимая сила, которая влияет на людей и их дела;
  • время как chvíla ожидания и утраты; контраст между славой и её ценой;
  • связь между личной участью Игоря и исторической судьбой Руси.
  1. Каково историко-культурное значение произведения: как оно соотносится с устной народной традицией, дохристианскими и христианскими мотивами, и какое место занимает в русской литературе? Примерный план ответа:
  • относится к древнерусскому эпическому труду, сочетает идеалы княжеской доблести с религиозной лирикой (молитвы, обращения к Богу);
  • отражает представления о земле Русской, о врагах степи; своеобразная связь между народной традицией и каноном христианской этики;
  • влияние на последующую русскую литературу и образность эпоса.
  1. Какие уроки и ценности можно извлечь из поэмы для современного читателя? Какой смысл она может иметь в условиях современной жизни (честность, ответственность за землю, дружба в трудные времена и т. п.)? Примерный план ответа:
  • вопросы мужества и гражданской ответственности;
  • важность мудрого руководства и осторожности в решениях, осторожный поиск славы;
  • ценность дома, рода, земли и людей вокруг;
  • однообразная идея о цене побед и силы сплоченности народа.

Примерные ответы/ключи (кратко, ориентиры для учителя):

  • Тест охватывает основные идеи: сюжет похода Игоря и его падение, роль природы как эмоционального фона и символа судьбы, образ Игоря как благородного воина с элементами гордости, роль княгини Ярославны и её молитвы в передаче ценности дома и земли, авторская позиция (отношение к героям и к эпосу как к памяти народа), характерные поэтические приемы (эпитеты, анафора, параллелизм, образность природы), вставные эпизоды, тема судьбы и времени, историко-культурное значение произведения и его современная применимость.
  • Оценка: можно дать 0–4 балла за каждый вопрос в зависимости от полноты ответа, аргументации и использования примеров, всего максимум 40 баллов.

Если нужно, могу адаптировать вопросы под конкретные учебные требования вашего класса (уровень владения языком, конкретные фразы из учебника, желаемый уровень детализации) или подготовить более подробные образцы ответов с примерами формулировок.


Сгенерировать свой тест

Популярные тесты

{Другой предмет}
6 Класс
{Другой предмет}
9 Класс
Литература
8 Класс
История
10 Класс

Саша — ассистент в телеграмме