Таких скидок больше не будет!

осталось мест 57
Новая Школа - онлайн-школа подготовки к ЕГЭ
При поддержке
Посмотреть все тесты нейросети

Тест на тему Электростанции, использующие возобновляемые источники энергии. Энергосистемы. Влияние ТЭК на окружающую среду.

29 сентября 2025 18:20

{Другой предмет}
9 Класс

Этот тест сгенерирован искусственным интеллектом. Возможны ошибки.

Сгенерировать свой тест

Ниже представлен тест по Географии для 9 класса на тему: Электростанции, использующие возобновляемые источники энергии. Энергосистемы. Влияние ТЭК на окружающую среду. Тип заданий — открытые вопросы. В конце — ключи к ответам с рекомендациями по балльной оценке.

Инструкция для учащихся:

  • Ответьте развернуто, приводя примеры и аргументацию.
  • При необходимости используйте схемы или примеры из жизни, но основной упор — на содержание.
  • Максимальный балл за тест — 20 баллов. Каждый вопрос оценивается по шкале 0–2 балла: 0 — ответ не дан или неверен; 1 — частичное раскрытие темы; 2 — полное и точное раскрытие вопроса.

Вопросы

  1. Назовите три основных типа электростанций на возобновляемых источниках энергии и объясните принцип их действия.
  2. Что такое энергосистема? Опишите её основные элементы и функции, которые обеспечивают устойчивое электроснабжение населения и предприятий.
  3. Какие факторы влияют на размещение и выбор типа источников энергии для конкретного региона? Объясните как минимум три фактора.
  4. Сравните влияние энергетики на окружающую среду в случае ТЭК (нефть, газ, уголь) и возобновляемых источников. Укажите как минимум три разных аспекта (выбросы, использование водных ресурсов, влияние на биоразнообразие и т. п.).
  5. Каково влияние гидро-, ветро- и солнечных электростанций на ландшафт и экосистемы? Приведите примеры положительных и отрицательных эффектов для природы и местного населения.
  6. Какие меры необходимы для обеспечения надёжности энергосистемы при высокой доле возобновляемых источников энергии? Перечислите как минимум четыре важные меры.
  7. Приведите пример региона или страны и объясните, почему там развивают возобновляемые источники энергии именно в таком виде (гидро, ветер, солнце, или их сочетания). Какие ресурсы и условия способствовали этому выбору?
  8. Какие современные технологии и подходы помогают снизить экологические риски и повысить надёжность сетей с большой долей ВИЭ (возобновляемых источников энергии)? Укажите конкретные примеры.
  9. Как переход к возобновляемым источникам влияет на занятость и экономику регионов? Расскажите об изменениях в профессиях, требованиях к квалификации и возможных выгодах/рисках.
  10. Обсудите долгосрочные экологические и экономические последствия перехода на возобновляемые источники энергии для страны в целом. Какие преимущества и возможные проблемы могут возникнуть в будущем?

Ключи к ответам (примерные ответы и критерии оценки)

  1. Пример ответа:
  • Гидроэлектростанции (ГЭС): используют потенциальную энергию воды; вода поднимается в резервуаре, спускается через турбины, вращает генератор. Преимущества: быстрая реакция на спрос, высокая мощность; ограничения: зависит от уровня воды, воздействие на экосистемы рек.
  • Ветряные электростанции (ВЭС): энергия поступает от ветра, приводится в движение ротор турбины, генерируется электричество. Преимущества: чистый источник, не требует топлива; ограничения: переменный характер ветра, влияние на ландшафт и птиц.
  • Солнечные электростанции (СЭС): фотоэлектрические панели преобразуют солнечный свет в электричество; солнечные теплоэлектростанции используют тепло солнца для получения пара и вращения турбины. Преимущества: бесшумность, отсутствие выбросов во время работы; ограничения: зависимость от солнечного света, площадь земли. Оценка: 2 балла за полное объяснение каждого типа, 1 балл — частичное объяснение.
  1. Пример ответа: Энергосистема — это совокупность объектов и функций, обеспечивающих производство, передачу и потребление электроэнергии. Основные элементы: генераторы (станции), линии передачи и распределения, подстанции, диспетчерские центры, потребители, резервные источники и инфраструктура для балансировки мощности. Функции: производство энергии в нужном объёме, передача на большие расстояния, распределение по потребителям, поддержание баланса между спросом и предложением, обеспечение надежности и безопасности энергоснабжения. Оценка: 2 балла за полноту и точность.

  2. Пример ответа: Факторы: наличие природных ресурсов (например, воды для ГЭС, ветра в прибрежных/периферийных районах, солнечного излучения в пустынях), климатические условия, экономическая обоснованность и стоимость технологий, инфраструктура и доступ к сетям передачи, политика государства и экологические нормативы, спрос на энергию и демографическая нагрузка. Оценка: 2 балла за перечисление как минимум трёх факторов и обоснование их влияния.

  3. Пример ответа:

  • ТЭК: значимые выбросы CO2 и других загрязнителей; добыча и транспортировка топлив ведут к экологическим авариям и разливам; воздействие на ландшафт, водные экосистемы и здоровье людей.
  • Возобновляемые: низкие прямые выбросы в процессе эксплуатации; влияние на ландшафт (земельные работы, застройка площадей); влияние на биоразнообразие (миграции птиц,млекопитающих); производство и утилизация оборудования (редкоземельные металлы, батареи). Оценка: 2 балла за чёткое сравнение по нескольким аспектам.
  1. Пример ответа: Положительные эффекты: минимальные операционные выбросы, снижение загрязнения воздуха и парниковых газов, улучшение энергонезависимости, малые или умеренные затраты на эксплуатацию после окупаемости. Отрицательные эффекты: ландшафтное и визуальное воздействие, влияние на биоразнообразие (рыбалка, птицы, млекопитающие), требования к участкам под инфраструктуру, производство и переработка материалов. Оценка: 2 балла за перечисление как минимум одного положительного и одного отрицательного эффекта для каждого типа источника (ГЭС, ВЭС, СЭС).

  2. Пример ответа:

  • Развитие гибкой и адаптивной инфраструктуры сетей (smart grids).
  • Хранение энергии (аккумуляторы, pumped-storage гидроэлектростанции).
  • Надёжное управление рынком и диспетчеризация баланса спроса и предложения.
  • Развитие перекрёстных и региональных связей передачи энергии.
  • Прогнозирование спроса и погодных условий для планирования выработки. Оценка: 2 балла за перечисление как минимум четырёх мер и обоснование их роли.
  1. Пример ответа: Норвегия — большая доля гидроэлектроэнергии из-за обильной воды и гористого рельефа; Дания — развитая ветровая промышленность благодаря побережью и ветреному климату; Исландия — геотермальная энергия и гидроэлектростанции благодаря вулканической активности. Эти ресурсы, вместе с поддержкой государства и инвестирования в инфраструктуру, способствуют активному внедрению ВИЭ. Оценка: 2 балла за конкретный пример и объяснение причин.

  2. Пример ответа:

  • Хранение энергии (батареи, pumped-storage).
  • Интеллектуальные сети и управление спросом (demand response).
  • Прогнозирование погоды и выработки ВИЭ.
  • Расширение сетей передачи и региональная координация.
  • Комбинации локальной и распределённой генерации. Оценка: 2 балла за перечисление нескольких технологий и их роли.
  1. Пример ответа: Преимущества: создание рабочих мест в строительстве, монтаже, обслуживании ВИЭ; развитие локальной промышленности и инфраструктуры; снижение зависимости от импорта топлива и улучшение экологической ситуации. Риски и требования: возможные сокращения в традиционном секторе (уголь, нефть), необходимость переквалификации и поддержки работников; необходимость инвестиций в образование и социальную защиту. Оценка: 2 балла за полный обзор плюсов и минусов.

  2. Пример ответа: Преимущества: снижение выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ, улучшение здоровья населения, энергетическая независимость, долгосрочная экономическая устойчивость за счёт снижения зависимости от импортного топлива. Возможные проблемы: потребность в больших инвестициях и развитии инфраструктуры, доступ к редкоземельным материалам и водным ресурсам для производства и эксплуатации оборудования, переработка отходов (аккумуляторы, панели) и утилизация. Оценка: 2 балла за освещение как экологических, так и экономических аспектов и примеры потенциальных проблем.

Если хотите, могу адаптировать тест под ваш школьный курс (например, под конкретную школьную программу, методические требования или добавить примеры заданий с критериями оценки). Также могу оформить тест в виде PDF или текстового файла с отдельной секцией для ответов.


Сгенерировать свой тест

Популярные тесты

{Другой предмет}
5 Класс
{Другой предмет}
11 Класс
{Другой предмет}
10 Класс
{Другой предмет}
10 Класс

Саша — ассистент в телеграмме