Таких скидок больше не будет!

осталось мест 57
Новая Школа - онлайн-школа подготовки к ЕГЭ
При поддержке
Посмотреть все тесты нейросети

Тест на тему Персонал организации: понятие, классификация

02 октября 2025 16:22

{Другой предмет}
11 Класс

Этот тест сгенерирован искусственным интеллектом. Возможны ошибки.

Сгенерировать свой тест

Ниже представлен тест по теме: Персонал организации: понятие, классификация (Экономика, 11 класс). Тип вопросов: открытый вопрос. Всего 10 вопросов. В конце — примеры ответов и критерии оценивания.

Тест

  1. Дайте точное определение понятия «персонал организации» и объясните, чем он отличается от понятий «рабочая сила» и «человеческие ресурсы».
  2. Перечислите и кратко опишите основные функции персонала в организации. Приведите по одному примеру для каждой функции.
  3. Приведите и обоснуйте классификацию персонала по функциональному назначению (по ролям в организации). Какие категории входят в эту классификацию и чем они характерны?
  4. Охарактеризуйте классификацию персонала по статусу трудового договора: штатный персонал vs внештатные сотрудники. Приведите примеры и укажите преимущества и недостатки каждой группы.
  5. Классификация по уровню квалификации: какие группы выделяют и какие примеры работников относятся к каждой группе?
  6. Классификация по продолжительности занятости: какие виды занятости выделяют и как они применяются в управлении персоналом организации?
  7. Какова роль отдела кадров (HR) в современной организации? Перечислите основные функции отдела и объясните, как они влияют на эффективность деятельности предприятия.
  8. Опишите процесс планирования потребности в кадрах: какие шаги входят в этот процесс и какие данные необходимы для его реализации?
  9. Какие современные проблемы управления персоналом встречаются в организациях и какие меры могут их смягчать? Приведите примеры решений по мотивации, обучению и удержанию сотрудников.
  10. Приведите практический пример: как классификация персонала влияет на стратегическое планирование организации? Опишите, какие решения могли бы быть приняты в отношении состава персонала в рамках данного примера.

Ответы и критерии оценивания

  1. Определение понятия и различия
  • Ключевые моменты: персонал — совокупность сотрудников организации, занятых в трудовых отношениях; рабочая сила — совокупность людей, готовых выполнять работу, но без определенной юридической фиксации в рамках конкретной организации; человеческие ресурсы — широкий термин, охватывающий управленческие подходы к сотрудникам как активу.
  • Пример соответствующего ответа: Персонал организации — это совокупность работников, находящихся на трудовых отношениях с организацией и задействованных в ее деятельности. Рабочая сила — это средство производства, численность сотрудников и их физические возможности. Человеческие ресурсы — концепция управления персоналом, включающая развитие и использование людей как капитала организации.
  1. Функции персонала
  • Ключевые моменты: производственные, управленческие/административные, обслуживающие, вспомогательные; примеры: производственные — выполнение технических операций; управленческие — планирование, руководство; обслуживающие — IT-поддержка, бухгалтерия; вспомогательные — ремонт, охрана, коммунальные услуги.
  1. Классификация по функциональному назначению
  • Ключевые моменты: производственный персонал (рабочие, техника), управленческий персонал (руководители, менеджеры), обслуживающий персонал (обслуживание производственных процессов, офисное обслуживание), вспомогательный персонал (ремонт, снабжение). Обоснование: различие по ролям и ответственности в достижении целей организации.
  1. По статусу трудового договора
  • Ключевые моменты: штатный персонал — постоянный сотрудник на основе трудового договора; внештатные — сотрудники по совместительству, по контракту, привлеченные на проект. Преимущества/недостатки: стабильность, соцзащита vs гибкость, меньшая привязка, возможные юридические риски.
  1. По уровню квалификации
  • Ключевые группы: неквалифицированный (мелкоквалифицированный), полуквалифицированный, квалифицированный, высококвалифицированный (в зависимости от сложности выполняемой работы). Примеры: неквалифицированный — производственный помощник; квалифицированный — слесарь; высококвалифицированный — инженер-проектировщик.
  1. По продолжительности занятости
  • Ключевые виды: постоянный персонал, временный (контрактный), сезонный, проектный. Примеры и применение: планирование бюджета на персонал, адаптация и обучение под конкретный период.
  1. Роль HR в организации
  • Ключевые моменты: подбор и отбор кадров, адаптация и ввод в должность, обучение и развитие, мотивация и компенсации, оценка эффективности, планирование карьер и запас кадров. Влияние на эффективность: уровень компетенций, текучесть кадров, мотивация, соблюдение трудового законодательства.
  1. Процесс планирования потребности в кадрах
  • Шаги: анализ стратегии и целей организации; прогноз спроса на труд; оценка предложения на рынке труда; определение необходимости найма/увольнений; бюджетирование и планирование графиков использования персонала; мониторинг и корректировка.
  1. Современные проблемы и меры
  • Примеры проблем: текучесть кадров, дефицит квалифицированной рабочей силы, демотивация, низкий уровень обучения, удаленная работа и коммуникационные барьеры. Меры: улучшение системы мотивации и оплаты, развитие карьерного траекторирования, программы обучения и повышения квалификации, внедрение гибких условий труда, укрепление корпоративной культуры.
  1. Практический пример
  • Описание: допустим, компания сталкивается с ростом объема работ; классификация персонала помогает определить, какие группы следует увеличить, какие требуют обучения, какие можно заменить автоматизацией или перераспределением обязанностей; решения: расширение штата квалифицированных сотрудников, внедрение программ переквалификации, создание временного проектного штаба, оптимизация управленческих функций, развитие кадрового резерва.

Если нужно, могу адаптировать формулировки под конкретную программу вашего учебного заведения, добавить рамки оценивания (баллы за каждый вопрос) или привести образцы идеальных ответов в формате кратких конспектов.


Сгенерировать свой тест

Популярные тесты

{Другой предмет}
11 Класс
{Другой предмет}
11 Класс
{Другой предмет}
8 Класс

Саша — ассистент в телеграмме