Бесплатное занятие с репетитором 1 на 1! Оценим уровень знаний, разберём тему,
сформируем план подготовки к ЕГЭ. Запишись через тг-бот

осталось мест 52
Новая Школа - онлайн-школа подготовки к ЕГЭ
При поддержке
  • Тренажёр заданий ЕГЭ
  • Биология
  • Варианты от В. С. Рохлова 2025
  • Вариант №3 - БиологияВарианты от В. С. Рохлова 2025
  • Вариант №3 - Биология

    Рассмотрите таблицу «Признаки живых систем». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

     

    Признак живых систем  Пример
    Дискретность Триплетность генетического кода
    ? Сезонные периоды активности и спячки у бурого медведя
    Ответ

    Решения от учеников
    1

    Экспериментатор на 24 часа поместил зерновки пшеницы в лабораторный сушильный шкаф. Как при этом изменились концентрация солей в  клетках семян и количество воды в них?

    Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

     

    1. Увеличилась.

    2. Уменьшилась.

    3. Не изменилась.


    Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться:

    Концентрация солей Количество воды
       
    Ответ

    Решения от учеников
    2

    Сколько хромосом содержится в клетке в профазе митоза, если ядро исходной диплоидной клетки содержит 80 хромосом? В ответ запишите только соответствующее число.

    Ответ

    Решения от учеников
    1

    Определите вероятность (%) получения рецессивных гомозиготных особей в потомстве гетерозиготных растений ночной красавицы с розовой окраской цветков. Ответ запишите в виде числа.

    Ответ

    Решения от учеников
    1

     

    Укажите номер на рисунке, которым обозначена часть эмбриона животного, участвующая в формировании органов будущего организма.

    Ответ

    Решения от учеников
    1

     

    Установите соответствие между характеристиками и структурами эмбриона, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

     

    ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРУКТУРЫ ЭМБРИОНА
    А) тяж, соединяющий зародыш с плацентой
    Б) имеется в эмбрионе только у пресмыкающихся, птиц и млекопитающих
    В) обеспечивает наличие водной среды для развития зародыша
    Г) участвует в формировании плаценты
    Д) содержит нервную трубку
    Е) прикрепляется к брюшной стенке плода

    1) 1

    2) 2

    3) 3

    4) 4

     

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    А Б В Г Д Е
               
    Ответ

    Решения от учеников
    1

    Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ниже терминов можно использовать для описания пластического обмена?

     

    1) трансляция
    2) расщепление
    3) гликолиз
    4) ассимиляция
    5) хемосинтез
    6) брожение

    Ответ

    Решения от учеников
    1

    Установите последовательность процессов при транскрипции.

    Запишите соответствующую последовательность цифр.


    1) отделение РНК-полимеразы от ДНК

    2) соединение РНК-полимеразы с промотором гена

    3) синтез РНК по принципу комплементарности

    4) разрушение водородных связей между цепями ДНК

    5) созревание иРНК

    6) выход РНК из ядра

    Ответ

    Решения от учеников
    0

    Каким номером на рисунке обозначено соцветие?

    Ответ

    Решения от учеников
    1

    Установите соответствие между характеристиками и элементами строения, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

     

    ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭЛЕМЕНТЫ СТРОЕНИЯ
    А) создаёт большую площадь для улавливания пыльцы
    Б) имеет большие размеры для производства большого количества пыльцы
    В) считается редуцированным элементом цветка
    Г) является местом прорастания пыльцевых зёрен
    Д) является местом протекания двойного оплодотворения
    Е) созревает в плод

    1) 1

    2) 2

    3) 3

    4) 4

     

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    А Б В Г Д Е
               
    Ответ

    Решения от учеников
    1

    Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

    Какие признаки характерны для дождевого червя?

     

    1) Кишечник не дифференцирован на отделы

    2) Кровеносная система относится к замкунтому типу

    3) Кислород поступает в организм через всю поверхность тела

    4) Нервная система относится к стволовому типу

    5) Промежутки между органами заполнены паренхимой

    6) Полость тела разделена перегородками

    Ответ

    Решения от учеников
    1

    Установите последовательность систематических групп организмов, начиная с самого низкого ранга. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

     

    1) Позвоночные
    2) Варан серый
    3) Пресмыкающиеся

    4) Ящерицы
    5) Варанообразные
    6) Хордовые

    Ответ

    Решения от учеников
    1

     

    Каким номером на рисунке обозначен корень языка?

    Ответ

    Решения от учеников
    1

     

    Установите соответствие между характеристиками и органами ротовой полости, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

     

    ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНЫ РОТОВОЙ ПОЛОСТИ
    А) костная стенка, которая отделяет полость рта от носовой полости
    Б) костное образование, основой которого является дентин
    В) участвует в формировании иммунитета
    Г) орган, образованный поперечнополосатой мышечной тканью
    Д) является частью одной из сенсорных систем
    Е) обеспечивает механическое измельчение пищи

    1) 1

    2) 2

    3) 3

    4) 4

     

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    А Б В Г Д Е
               
    Ответ

    Решения от учеников
    1

    Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение головного мозга человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

     

     

    1) большое полушарие

    2) мозолистое тело 

    3) мост

    4) гипоталамус

    5) средний мозг

    6) промежуточный мозг

    Ответ

    Решения от учеников
    1

    Расположите в правильном порядке соподчинение систем разных уровней, начиная с наименьшего.

    Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр:

     

    1) кишечная ворсинка

    2) эпителиальная клетка

    3) микроворсинка

    4) тонкая кишка

    5) пищеварительная система

    6) кишечник

    Ответ

    Решения от учеников
    1

    Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания и примеры конвергенции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

     

    (1) Берёза (двудольные) и овёс (однодольные) приспособились к распространению пыльцы за счёт ветра и приобрели схожие черты в строении генеративных органов. (2) Цветки овса и берёзы невзрачные, с длинными тычинками и редуцированным околоцветником. (З) Цветки у берёзы собраны в соцветие серёжка, в то время как у овса колоски образуют метёлку. (4) У ветроопыляемых растений образуется большое количество мелких пыльцевых зёрен. (5) На ультраструктурном уровне строение пыльцы овса и берёзы существенно различается. (6) Берёзы преимущественно образуют пыльцу весной, а среди злаков есть виды, которые цветут летом или осенью.

    Ответ

    Решения от учеников
    1

    Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Какие из перечисленных процессов относятся к глобальному круговороту азота?

     

    1) минерализация редуцентами органических остатков до углекислого газа и воды

    2) поглощение газа растениями в процессе фотосинтеза

    3) разложение белков бактериями и грибами с выделением аммиака

    4) использование карбоната кальция кораллами для построения скелета

    5) потребление нитратов растениями и микроорганизмами

    6) фиксация атмосферного газа клубеньковыми бактериями

    Ответ

    Решения от учеников
    0

    Установите соответствие между характеристиками, примерами и типами биотических отношений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

     

    ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПРИМЕРЫ ТИПЫ БИОТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

    А) отсутствие зависимости друг от друга двух совместно обитающих видов

    Б) отношение рака-отшельника и актинии на морском дне

    В) степень отношений различна - от временных контактов до полной взаимозависимости

    Г) отношение лисицы и дождевого червя в смешанном лесу

    Д) отношение муравьёв и тли в луговом сообществе

    Е) взаимосвязь водоросли и гиф гриба в лишайнике

    1) мутуализм

    2) нейтрализм

     

    Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.

    А Б В Г Д Е
               
    Ответ

    Решения от учеников
    0

    Рассмотрите рисунок с изображением схемы деления исходной диплоидной клетки. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

     

     

    Тип деления Стадия деления

    Количество хромосом и ДНК

    А Б В


    Список элементов:

     

    1) метафаза
    2) метафаза I
    3) метафаза II
    4) митоз
    5) мейоз
    6) nc
    7) 2n4c
    8) n2c

     

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Ответ

    Решения от учеников
    0

    Проанализируйте таблицу «Заражение тихоокеанской древесной лягушки (Pseudacris regilla) болезнетворным грибком». В эксперименте одной группе лягушек давалась стандартная доза зооспор грибка, а другой — нормированная по массе доза зооспор (зависящая от массы лягушки).

     

    Возраст после метаморфоза Доля заразившихся стандартной дозой Доля заразившихся нормированной по массе дозой Разница между нормированной по массе и стандартной дозами (зооспор/мл)
    1 неделя 0,91 0,82 −7,652
    2 недели 1,0 1,0 −7,422
    3 недели 0,92 1,0 −7,359
    1 месяц 0,67 0,75 −6,658
    3 месяца 0,83 0,83 −5,041
    5 месяцев 0,83 0,92 −2,864
    7 месяцев 0,92 1,0 −2,637
    9 месяцев 1,0 1,0 −2,867

     

    Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

    Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

     

    1. Для тихоокеанской древесной лягушки нормированная по массе доза зооспор в течение эксперимента всегда ниже, чем стандартная.
    2. Чем старше особи, тем больше они подвержены заражению.
    3. Доля лягушек, инфицированных стандартной дозой зооспор, равномерно снижается на протяжении первого месяца после метаморфоза.
    4. Развитие с метаморфозом понижает устойчивость животных к грибковым заболеваниям.
    5. Наибольшая устойчивость к заражению отмечена у лягушек в возрасте 1 месяца.
    Ответ

    Решения от учеников
    1

    Экспериментатор решил изучить процесс работы мышц у домовой мыши (Mus musculus). Для этого он исследовал состояние мышц тренированных и нетренированных мышей, подвергая их одинаковым нагрузкам. Результаты эксперимента показаны на графике.

    Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему необходимо поддерживать одинаковую температуру при проведении эксперимента для двух групп мышей? Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что концентрация кислорода в клетках, где содержались тренированные и нетренированные мыши различалась?


    (*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами). 

    Ответ

    Решения от учеников
    0

    Экспериментатор решил изучить процесс работы мышц у домовой мыши (Mus musculus). Для этого он исследовал состояние мышц тренированных и нетренированных мышей, подвергая их одинаковым нагрузкам. Результаты эксперимента показаны на графике.

    Как, согласно графику, влияет степень тренированности мышц на количество лактата (молочной кислоты), образующегося при их работе? Из какого соединения образуется лактат в мышцах? Почему лактат (молочная кислота) образуется в мышцах при длительной нагрузке? Ответ поясните.  

    Ответ

    Решения от учеников
    0

    Определите клеточную структуру, модель строения которой изображена на рисунке. Молекулы какого вещества обозначены цифрой 1? Какова его основная функция в этой структуре? Какая особенность строения и какие свойства молекул этого вещества позволяют ему выполнять эту функцию? Как расположены молекулы данного вещества в представленной клеточной структуре?

    Ответ

    Решения от учеников
    0

    Глаза птиц и млекопитающих имеют большое анатомическое сходство. Какие особенности строения глазного яблока обеспечивают его светочувствительность? Объясните, в связи с каким образом жизни у большинства птиц отряда Совообразные светочувствительность глаз выше, чем у птиц отряда Соколообразные? Какой вид фоторецепторов обеспечивает высокую светочувствительность глаз у совообразных?

    Ответ

    Решения от учеников
    0

    Отечественный учёный Г. Ф. Гаузе провёл ряд экспериментов с тремя видами инфузорий. Первый и второй виды питались бактериями, находящимися в толще воды, а третий вид питался дрожжевыми клетками, обитающими в донном иле. При совместном выращивании особей первого и второго видов численность первого сократилась. Через некоторое время первый вид был вытеснен вторым видом. Однако отдельно друг от друга оба вида могли жить совместно с третьим видом инфузорий. Какое явление исследовал Г. Ф. Гаузе? Почему при совместном культивировании инфузорий первого и второго видов один из видов был полностью вытеснен, а при культивировании первого и третьего видов обе популяции сосуществовали длительное время? Какие выводы можно сделать на основе проведённого эксперимента?

    Ответ

    Решения от учеников
    0

    Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5ʹ концу в одной цепи соответствует 3ʹ конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5ʹ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5ʹ к 3ʹ концу. Все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. В цепи РНК и ДНК могут иметься специальные комплементарные участки - палиндромы, благодаря которым у молекулы может возникать вторичная структура. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов (нижняя цепь матричная (транскрибируемая)):


    5ʹ-ЦАТТАТГЦГТГАТААТГ-3ʹ
    3ʹ-ГТААТАЦГЦАЦТАТТАЦ-5ʹ


    Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте. Найдите на данном участке палиндром и установите вторичную структуру центральной петли тРНК. Определите аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если антикодон равноудален от концов палиндрома. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода. При написании нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.

     

    Генетический код (иРНК от 5' к 3' концу)

    Первое

    основание

    Второе основание Третье

    основание

      У Ц А Г

     

    У

    Фен

    Фен

    Лей

    Лей

    Сер

    Сер

    Сер

    Сер

    Тир

    Тир

      —

      —

    Цис

    Цис

      —

    Три

    У

    Ц

    А

    Г

    Ц

    Лей

    Лей

    Лей

    Лей

    Про

    Про

    Про

    Про

    Гис

    Гис

    Глн

    Глн

    Арг

    Арг

    Арг

    Арг

    У

    Ц

    А

    Г

    А

    Иле

    Иле

    Иле

    Мет

    Тре

    Тре

    Тре

    Тре

    Асн

    Асн

    Лиз

    Лиз

    Сер

    Сер

    Арг

    Арг

    У

    Ц

    А

    Г

    Г

    Вал

    Вал

    Вал

    Вал

    Ала

    Ала

    Ала

    Ала

    Асп

    Асп

    Глу

    Глу

    Гли

    Гли

    Гли

    Гли

    У

    Ц

    А

    Г

     

    Ответ

    Решения от учеников
    0

    У человека между аллелями генов отсутствия потовых желёз и красно-зелёного дальтонизма происходит кроссинговер. Женщина, не имеющая таких заболеваний, у матери которой был дальтонизм, а у отца - отсутствие потовых желёз, вышла замуж за мужчину-дальтоника, имеющего потовые железы. Родившаяся в этом браке моногомозиготная здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего таких заболеваний. В этой семье родился ребёнок-дальтоник. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей, а также генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли в первом браке рождение больного этими двумя заболеваниями ребёнка? Ответ поясните.

    Ответ

    Решения от учеников
    0
    Бесплатно
    Приложение ЕГЭ Тренажёр

    Скачивай мобильное приложение на iPhone или Android и тренируйся в любое время и в любом месте!

    Результаты тренировки
    Решено заданий 0
    Выполнено верно 0
    Выполнено частично верно 0
    Ошибки 0