Курс по подготовке к ЕГЭ стартует 20 января! Пиши слово «САЙТ» нам в tg и забирай скидку в 2000 рублей
Рассмотрите таблицу "Методы биологических исследований". Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Метод | Применение метода |
Микроскопия | Изучение особенностей фаз митоза |
? | Скрещивание представителей чистых линий для определения доминантных признаков |
Известно, что фермент каталаза разрушает пероксид водорода. Экспериментатор в первую пробирку поместил кусочек варёного картофеля, а во вторую – кусочек варёного мяса. В каждую из пробирок он налил одинаковое количество пероксида водорода. Как при этом изменилось количество пероксида в первой и во второй пробирках? Влияние света на активность пероксида водорода не учитывать.
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:
1. Увеличилась.
2. Уменьшилась.
3. Не изменилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Количество пероскида водорода в первой пробирке | Количество пероскида водорода в второй пробирке |
Из спорогенной клетки свёклы обыкновенной в результате мейоза образовалась микроспора, содержащая 9 хромосом. Определите количество хромосом в спорогенной клетке. В ответе запишите только число.
Сколько генотипов получится у потомства при скрещивании дигомозиготного по доминантным аллелям и дигомозиготного по рецессивным аллелям организмов? Ответ запишите в виде числа.
Установите соответствие между характеристиками и структурами органоида, обозначенными цифрами 1, 2, 3, 4 на рисунке.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | СТРУКТУРЫ |
А) кодирует ферменты Б) содержит белки-переносчики электронов В) увечличивает площадь поверхности внутренней мембраны Г) место протекания реакций цикла Кребса Д) комплекс, синтезирующий белки Е) служит средой для ферментативных реакций |
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д | Е |
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Какие из перечисленных ниже методов используются в биотехнологии?
1) выращивание культур клеток
2) получение гетерозисного потомства
3) анализирующее скрещивание самцов дрозофил
4) встраивание гена человека в ДНК бактерии
5) пересадка ядер клеток эмбрионов
6) отбор производителя по потомству
Установите последовательность действий селекционера для получения гетерозисных организмов. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) получение гомозиготных линий
2) получение высокопродуктивных гибридов
3) скрещивание организмов двух разных чистых линий
4) многократное самоопыление родительских растений
5) подбор организмов с подходящими признаками
Установите соответствие между характеристиками и организмами, изображёнными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ОРГАНИЗМЫ |
А) замкнутая кровеносная система Б) ротовой аппарат грызущего типа В) тело, покрытое мантией Г) развитый кожно-мускульный мешок Д) разбросанно-узловая нервная система Е) имеет в развитии стадию куколки |
1) 1 2) 2 3) 3 |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д | Е |
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Для грибов характерно:
1) наличие хитина в оболочке клетки
2) образование заростка
3) наличие корней
4) гетеротрофное питание
5) отсутствие ядра в клетке
6) запасание в клетках гликогена
Установите последовательность систематических групп растений, начиная с самого низкого ранга. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) Ковыль
2) Растения
3) Злаковые
4) Ковыль узколистный
5) Покрытосеменные
6) Однодольные
Установите соответствие между характеристиками и костями черепа, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | КОСТИ |
А) срастается с затылочной костью Б) защищает гипофиз В) является парной Г) входит в лицевой отдел черепа Д) формирует надбровные дуги Е) соединяется с носовыми костями |
1) 1 2) 2 |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д | Е |
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
К особенностям гладкой мышечной ткани относятся:
1) наличие в клетках одного ядра
2) быструю утомляемость при высокой силе сокращения клеток
3) расположение клеток в стенках органов
4) большую длину клеток
5) отсутствие у клеток поперечной исчерченности
6) управление соматической нервной системой
Установите последовательность процессов дыхания у человека, начиная с возбуждения центра вдоха.
1) увеличение объема грудной полости
2) расслабление диафрагмы и опускание грудной клетки
3) уменьшение объёма грудной полости
4) расширение лёгких и поступление в них воздуха
5) выталкивание воздуха наружу
6) сокращение наружных межрёберных мышц и диафрагмы
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идей Ч. Дарвина об эволюции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны:
(1) Образование новых видов происходит в результате действия движущих сил эволюции: неопределённой (наследственной) изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора. (2) В основе эволюционного процесса лежит способность животных к упражнению органов. (3) Всему живому присуще стремление к совершенству. (4) В основе видообразования лежит принцип дивергенции. (5) Все изменения, которые возникают у организмов в течение жизни, передаются потомству. (6) Борьба за существование приводит к выживанию наиболее приспособленных особей, которые и оставляют потомство.
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
К симбиозу относят взаимодействия:
1) клевера и азотофиксирующих бактерий
2) воробья и голубя
3) тли и божьей коровки
4) полярного медведя и тюленя
5) белого гриба и дуба
6) рака-отшельника и актинии
Установите соответствие между структурами организмов и эволюционными явлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СТРУКТУРЫ ОРГАНИЗМОВ | ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ |
А) зубы у птиц Б) третье веко у человека В) появление шерсти у китообразных Г) хвост у человека Д) глаза у крота Е) закладка зубов мудрости в эмбриогенезе у человека |
1) атавизмы 2) рудименты |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д | Е |
Проанализируйте таблицу «Бактериальная клетка». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
СТРУКТУРЫ | ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ | ФУНКЦИИ |
Молекула ДНК Рибосома А.... |
Б.... Две субъединицы, РНК связана с белком Гликопротеид |
Хранение наследственной информации B.... Механическая защита |
Список элементов:
Экспериментатор изучал особенности жизнедеятельности инфузории-туфельки (Paramecium caudatum). Культуру инфузорий помещали в растворы поваренной соли с концентрацией 3%, 4%, 5%, 7%, 10% и измеряли частоту пульсации сократительной вакуоли. Результаты эксперимента представлены на графике.
В качестве отрицательного контроля экспериментатор поместил инфузорий в дистиллированную воду. Почему такой отрицательный контроль не является адекватным? Ответ поясните. Предложите свой вариант отрицательного контроля.
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.
Экспериментатор изучал особенности жизнедеятельности инфузории-туфельки (Paramecium caudatum). Культуру инфузорий помещали в растворы поваренной соли с концентрацией 3%, 4%, 5%, 7%, 10% и измеряли частоту пульсации сократительной вакуоли. Результаты эксперимента представлены на графике.
Предположите, как изменится частота пульсации сократительной вакуоли инфузории при помещении её в дистилированную воду. Ответ поясните. У каких простейших и почему сократительные вакуоли могут отсутствовать?
Определите по рисунку отдел и класс, к которым относят изображенное растение. Какие признаки доказывают его принадлежность к этим отделу и классу. Назовите соцветие у данного растения, укажите название и характеристики плода.
Концентрация белка миоглобина в скелетных мышцах у китообразных в 7–10 раз превышает значения у наземных млекопитающих, например быков. Объясните наблюдаемое различие, исходя из функции миоглобина. За счёт уменьшения кровоснабжения скелетных мышц снижается общее потребление кислорода китообразными при погружении. Как при этом изменяется частота сердечных сокращений? Укажите два значения более развитой подкожной жировой клетчатки у китов по сравнению с наземными млекопитающими.
Императорский пингвин (Aptenodytes forsteri) обитает в Антарктиде и имеет среднюю массу около 30 килограммов. Галапагосский пингвин (Spheniscus mendiculus) обитает в экваториальных широтах на Галапогосских островах и весит в среднем 2 килограмма. Сформулируйте экологическое правило Бергмана на данном примере. Какой физический принцип лежит в его основе? Какое преимущество дают обоим видам пингвинов такие размеры тела? |
При скрещивании высокого растения томата с шероховатым эндоспермом и низкого растения с гладким эндоспермом все потомство получилось высокое с гладким эндоспермом. В анализирующем скрещивании гибридного потомства получилось четыре разные фенотипические группы: 123, 124, 26, 27. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства каждой группы в двух скрещиваниях, численность каждой группы во втором скрещивании. Объясните формирование четырех фенотипических групп в анализирующем скрещивании.