Курс по подготовке к ЕГЭ стартует 20 января! Пиши слово «САЙТ» нам в tg и забирай скидку в 2000 рублей
Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Метод | Применения метода |
Центрифугирование | Разделение клеточных структур |
? | Изучение клеток крови при помощи увеличительного прибора |
В эксперименте исследователь планирует с помощью химических реагентов подавлять рост пыльцевой трубки у самоопыляющегося цветкового растения. Как при этом изменится количество созревших плодов у растений и количество семязачатков?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Увеличилась.
2. Уменьшилась.
3. Не изменилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Количество плодов | Количество семязачатков |
---|---|
Сколько видов гамет формируется у родительского организма с генотипом АаBB? Ответ запишите в виде числа.
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке цифрами 2,3,4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
ХАРАКТЕРИСТИКА |
|
СТРУКТУРЫ |
А) Образован микротрубочками Б) Образует липиды В) В состав входит РНК Г) Образует мембранные органоиды Д) Образует нити веретена деления Е) Образует белок |
|
2) 2 3) 3 4) 4 |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Какие признаки характерны для модификационной изменчивости?
1) носит внезапный скачкообразный характер
2) носит массовый характер
3) характерен ненаправленный характер
4) изменения адекватны условиям среды
5) осуществляется в ходе полового размножения
6) возможна в пределах нормы реакции
Масса инфузорий в рубце жвачных животных может достигать 2 кг. Ученый изучал количество инфузорий в рубце коровы до и после использования кормовой добавки в виде сульфата натрия. Результаты приведены в таблице.
Количество инфузорий | Проба 1 | Проба 2 | Проба 3 | Проба 4 | Проба 5 |
---|---|---|---|---|---|
До добавления добавки | 3345 | 3625 | 3764 | 3652 | 3786 |
После добавления добавки через месяц | 6580 | 6620 | 6580 | 6790 | 6790 |
Какие функции выполняют микроорганизмы в рубце жвачных животных? Приведите не менее двух примеров. Почему добавление серы в рацион привело к изменениям, показанным в таблице?
Установите последовательность распространения и размножения бактериофага.
Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Выход бактериофагов из бактерии
2. Сборка вирусных частиц
3. Образование белков вируса
4. Прикрепление бактериофага к клеточной стенке бактерии
5. Проникновение нуклеиновой кислоты бактериофага в бактерию
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке цифрами 1,2,3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
ХАРАКТЕРИСТИКА |
|
СТРУКТУРЫ |
А) из этой структуры образуется околоплодник Б) образуется из макроспоры В) женский гаметофит Г) образование влажной камеры для семязачатка Д) улавливает пыльцу Е) участвует в оплодотворении |
|
1) 1 2) 2 3) 3 |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Признаки, которые обеспечивают теплокровность птиц:
1) способность к питанию различной пищей
2) двойное дыхание
3) замкнутая кровеносная система
4) наличие киля
5) наличие перьевого покрова
6) полное разделение артериальной и венозной крови
Установите последовательность систематических групп, начиная с самого наивысшего ранга.
Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр:
1. Жемчужница
2. Двустворчатые
3. Животные
4. Эукариоты
5. Моллюски
6. Обыкновенная жемчужница
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке цифрами 1, 3, 5: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
ХАРАКТЕРИСТИКА |
|
СТРУКТУРЫ |
А) расщепление целлюлозы Б) активное всасывание воды В) эмульгирование жиров Г) железа смешанной секреции Д) выделение панкреатического сока Е) запасание гликогена |
|
1) 1 3) 3 5) 5 |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Для процесса свертываемости крови характерно:
1) образование антител
2) разрушение эритроцитов
3) образование тромба
4) разрушение тромбоцитов
5) превращение фибриногена в фибрин
6) увеличение концентрации NaCl
Установите соподчинение в опорно-двигательной системе, начиная с самой крупной единицы.
1. Опорно-двигательная система
2. Скелет верхних конечностей
3. Плечевой пояс
4. Остеоцит
5. Ядро
6. Ключица
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых описан стабилизирующий отбор.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Увеличение числа тёмных бабочек в районах с сильным загрязнением воздуха
2. Ествественный отбор сохраняет приспособления особей к изменяющимся условиям среды
3. Существование Латимерии в современной фауне
4. Формирование новой нормы реакции
5. Отбор сохраняет реликтовые формы растений, например, гинкго
6. Действует в постоянных неизменных условиях, нет изменений признаков
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Для опустынивания характерно:
1) загрязнение водоемов промышленными выбросами
2) отстрел растительноядных животных
3) активное использование земель при земледелии
4) выпас скота
5) чрезмерное использование гербицидов
6) выброс сточных вод
Установите соответствие между характеристиками и органами, к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ |
|
ОРГАНЫ |
А) легочные мешки пауков и легкие амфибий Б) клубень картофеля и корневые шишки В) конечности крота и ласты кита Г) листья земляники и колючки кактуса Д) листья смородины и усики гороха |
|
1) гомологичные 2) аналогичные |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите правильную последовательность смены сред обитания печеночного сосальщика начиная с промежуточного хозяина.
Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) водная среда после окончательного хозяина
2) водная растительность
3) печень коровы
4) малый прудовик
5) экскременты в окружающей среде
Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
Название процесса | Место протекания реакций | Итоговый продукт |
---|---|---|
подготовительный этап | желудочно-кишечный тракт | ___________ (В) |
___________ (А) | цитозоль | 2 АТФ |
фосфорилирование | ___________ (Б) | 36 АТФ |
Список терминов
1. Гликолиз
2. Дыхание
3. Лизосома
4. Митохондрия
5. Цитоплазма
6. Тепловая энергия
7. 2 молекулы АТФ
8. 36 молекул АТФ
Масса инфузорий в рубце жвачных животных может достигать 2 кг. Ученый изучал количество инфузорий в рубце коровы до и после использования кормовой добавки в виде сульфата натрия. Результаты приведены в таблице.
Количество инфузорий | Проба 1 | Проба 2 | Проба 3 | Проба 4 | Проба 5 |
---|---|---|---|---|---|
До добавления добавки | 3345 | 3625 | 3764 | 3652 | 3786 |
После добавления добавки через месяц | 6580 | 6620 | 6580 | 6790 | 6790 |
Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? Какие два параметра необходимо учитывать при постановке отрицательного контроля. С какой целью необходимо такой контроль ставить?
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).
Определите тип и фазу деления клетки, изображённой на рисунке, учитывая, что исходная клетка была диплоидной. Приведите четыре обоснования.
В научно-популярном журнале вышла статья, в которой написаны фразы:
«Зерновка пшеницы — это семена злаковых»;
«Выражение „стручки фасоли“ верно с точки зрения биологии»;
«Корневища осота, как и корни других сорных растений, нужно уничтожать, разрубая лопатой».
Опровергните или подтвердите данные утверждения.
Почему у белого медведя шерсть смазана жироподобной смазкой? Почему у него кожа черного цвета? Почему у него ступни покрыты шерстью? Почему у него небольшого размера уши?
Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5’ концу одной цепи соответствует 3’ конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5’ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5’ к 3’ концу. Ген имеет кодирующую и некодирующую области. Фрагмент начала гена имеет следующую последовательность нуклеотидов:
5’ - ГАЦГЦГТГТААТЦГТЦАТАГАГ - 3’
3’ - ЦТГЦГЦАЦАТТАГЦАГТАТЦТЦ - 5’.
Определите матричную цепь ДНК. Определите последовательность аминокислот начала полипептида, если синтез начинается с аминокислоты мет. Объясните последовательность решения задачи. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода. При написании последовательностей нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.
Генетический код (иРНК от 5' к 3' концу)
Первое основание |
Второе основание | Третье
основание |
|||
У | Ц | А | Г |
|
|
У |
Фен Фен Лей Лей |
Сер Сер Сер Сер |
Тир Тир — — |
Цис Цис — Три |
У Ц А Г |
Ц |
Лей Лей Лей Лей |
Про Про Про Про |
Гис Гис Глн Глн |
Арг Арг Арг Арг |
У Ц А Г |
А |
Иле Иле Иле Мет |
Тре Тре Тре Тре |
Асн Асн Лиз Лиз |
Сер Сер Арг Арг |
У Ц А Г |
Г |
Вал Вал Вал Вал |
Ала Ала Ала Ала |
Асп Асп Глу Глу |
Гли Гли Гли Гли |
У Ц А Г |
У человека аллели генов атрофии зрительного нерва и гемофилии типа А находятся в одной хромосоме.
Моногомозиготная, не имеющая указанных заболеваний женщина, у матери которой была атрофия зрительного нерва, а отец не имел указанных заболеваний, вышла замуж за мужчину без атрофии, но с гемофилией. Родившаяся в этом браке здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. В этой семье родился ребёнок с атрофией зрительного нерва и гемофилией. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Объясните рождение имеющего эти два заболевания ребёнка у здоровых родителей во втором браке.